Эмоциональное манипулирование особенности проявления

Эмоциональные манипуляции: как и зачем их используют?

Эмоциональная или психологическая манипуляция призвана повлиять на поведение другого человека с помощью определенной тактики, которая не заметна ни самому человеку, ни окружающим. Цель манипулятора — не только изменить поведение человека, которым управляют, но также убедить его в том, что нет никакого иного способа выйти из данной ситуации или что его отношения с манипулятором являются неизбежными.

Существует разница между убеждением и эмоциональным манипулированием. Убеждение не приемлет давления и уважает право другого человека выбирать — принять или отклонить предложенное поведение. В случае манипулирования, в первый момент может показаться, что человек может выбирать, однако под внешней свободой выбора всегда будет ситуация эмоционального давления или принуждения.

В процессе эмоционального манипулирования участвуют две стороны — манипулятор и манипулируемый:

Манипулятор: Цель манипулятора — управление другим человеком для достижения своей выгоды, эмоциональной или личной.

Манипулируемый: Не каждым человеком можно легко управлять. Наиболее уязвимыми для манипулирования бывают люди, которым не хватает уверенности в себе. Обычно это покорные, открытые, иногда наивные люди, ищущие поддержки или спасения в руках сильного манипулятора.

Примеры манипулятивных тактик:

В процессе манипулирования могут использоваться различные приёмы. Некоторые явные, другие — трудноразличимые, чтобы можно было определить их и проанализировать.

Вот некоторые тактики, с которыми вы можете столкнуться:

1. Внушение чувства вины:

Чувство вины — это сильный отрицательный мотиватор. Манипуляторы знают по опыту, что заставить человека чувствовать себя виноватым довольно легко. Они видят, что жертва самостоятельно признаётся в своих ошибках и недостатках, чувствует себя излишне смущенной и старается извиниться. Постепенно, они заставляют свою жертву считать, что она не достаточно хороша, не достаточно заботлива или эгоистична и так далее. На самом деле, в большинстве случаях, именно манипулятор обладает многими из этих качеств.

В тоже время, жертва манипуляции не может мыслить рационально, чтобы понять, что это неправда, потому что он/она запрограммирована на неуверенность в себе, на ощущение чувства собственной вины и идеализацию других людей вместе с обесцениванием собственной личности.

2. Завоевание симпатии:

Манипулятор может выбрать для себя роль жертвы, чтобы снискать расположение и сотрудничество, если другая тактика терпит неудачу. Манипулятору не сложно вызвать чувство сострадания или жалости у человека, готового сопереживать, поскольку такие люди не могут устоять, видя как кто-то страдает или испытывает боль. Зацепив жертву, манипулятор продолжает жаловаться на жизнь, на то насколько несправедливо с ним обошлись другие или судьба, постепенно заставляя свою жертву всё больше и больше сочувствовать и сопереживать.

3. Тактика запугивания:

Угрозы могут быть откровенными или скрытыми. Пугающий взгляд, игнорирование другого человека, выражение гнева или неодобрения — вот некоторые из действий устрашения. Иногда это симулирование ярости и взрыв эмоций, которые используются, чтобы запугать и подчинить себе человека.

Угрозы могут варьироваться в диапазоне от скандального поведения, чтобы разрушить социальный статус потерпевшего, до физических атак, а иногда и угроз причинить физические страдания.

4. Обольщение, соблазнение, флирт:

Такого рода манипуляции используются, чтобы создать ложное чувство близости и связать жертву отношениями. Эмоциональное соблазнение через лесть, похвалу, ухаживания и создание отношений может использоваться кратковременно, чтобы заставить жертву ослабить оборону и завоевать её доверие.

Как правило такая тактика непродолжительна и непредсказуема, но за счет периодического положительного усиления мотивации жертву легко поймать на крючок.

5. Обман:

Обман — это главная часть или стержень манипуляции: либо через сокрытие значительного количества правдивой информации, либо опуская некоторые важные факты или фабрикуя фальшивые истории. Манипулятор может преувеличивать или, наоборот, свести к минимуму факты, обманывать и сбивать с толку свою жертву, нарисовать нереальную картину себя, своей жертвы или их отношений.

Симуляция является еще одной формой обмана. Манипулятор может отрицать, что он преднамеренно сделал что-то неправильно или что он не сознавал какой эффект это окажет на жертву, демонстрируя при этом удивление или негодование. Также иногда используется явная ложь в форме отрицания: «О чем вы говорите?», или симуляция болезни или мнимой боли, для получения сочувствия и с целью ослабления защиты жертвы.

6. Рационализация или оправдание:

Манипулятор может использовать различные приемы, чтобы объяснить причины своего поведения, которые делают жертву уязвимой. Если жертва наивна или неспособна критически анализировать аргументы, манипулятор может использовать ложное рассуждение, ошибочную или «кривую» логику для преодоления контраргументов жертвы.

Если при этом жертва чувствует себя виноватой или испытывает стыд и угрызения совести, то манипулятор использует все аргументы, которые обращаются именно к этим уязвимостям.

7. Отрицание, нежелание признать факты:

Манипулятор может прямо отрицать любое негативное поведение или отказаться его признавать, просто уклонившись от обсуждения этой темы. Манипулятор может перевести разговор на ничего не значащую тему или отвлечь внимание, переключившись на совершенно другой предмет разговора. Отрицание отличается от обмана тем, что человек частично или полностью не осознает истины.

8. Агрессия:

Манипулятор может прибегнуть к фактической агрессии и насилию, чтобы заставить жертву подчиниться своей воли, в особенности если жертва более слаба или её возможности ограничены. Это может проявиться во внезапной вспышке гнева (часто притворного). Любая ответная реакция аналогичного характера со стороны манипулируемого сталкивается с ещё более интенсивной агрессией, за которую впоследствии манипулятор может возложить ответственность на саму жертву, приписывая причины такого поведения эмоциональным проблемам жертвы.

Источник

Как распознать эмоционального манипулятора

Экология жизни: Эмоциональная манипуляция – это всегда скрытое психологическое влияние, цель которого заключается в том, чтобы вызвать неосознанную эмоцию и тем самым добиться от вас необходимых манипулятору решений и действий

Как часто на работе или в кругу друзей и близких вы чувствовали, что вами манипулируют?

Эмоциональная манипуляция – это всегда скрытое психологическое влияние, цель которого заключается в том, чтобы вызвать неосознанную эмоцию и тем самым добиться от вас необходимых манипулятору решений и действий. А чтобы достичь своей цели, манипуляторы способны на самые разнообразные ухищрения.

В этой статье мы поговорим о том, как распознать эмоциональный шантаж и приведём примеры механизмов психологической защиты от манипуляторов:

1. Нет никакого смысла оставаться честным с эмоциональным манипулятором

Любое ваше искреннее заявление обернётся против вас. Пример: «Я очень зол потому, что ты забыл про мой день рождения».

Ответ: «Мне грустно слышать будто ты думаешь, что я мог забыть про твой день рождения. Мне следовало рассказать тебе о сильнейшем стрессе, который я испытываю в данный момент, однако я не хотел беспокоить тебя. Ты прав – мне следовало забыть о своих проблемах (не удивляйтесь, если в этот момент манипулятор пустит слезу) и сосредоточиться на твоём дне рождения. Прости меня».

Когда вы слышите подобный ответ, то у вас может возникнуть чувство, что это совсем не искреннее сожаление, а скорее упрёк в вашу сторону, и тут вам больше нечего добавить. При любых обстоятельствах, даже если вы чувствуете, что вас загнали в угол – не капитулируйте! Не принимайте извинение, из-за которого вы будете чувствовать себя виноватым.

Правило номер один: если вы столкнулись с эмоциональным шантажом, доверяйте своей интуиции. Ведь как только эмоциональный манипулятор найдёт успешный манёвр, он непременно воспользуется им снова, выставив вас законченным эгоистом, не считающимся с чувствами других.

2. Эмоциональный манипулятор всегда готов прийти на помощь

Если вы попросите его о какой-нибудь услуге, то он почти всегда согласится (однако не предложит первым помочь). Затем, когда вы говорите: «Хорошо, спасибо» – он тяжело вздыхает и показывает невербально, что на самом деле не хочет этого делать. Тогда вы намекаете, что он вправе отказаться от вашей просьбы, но манипулятор заявляет, что конечно поможет, а ваши намёки на его нежелание помочь ничем не обоснованы и задевают его чувства. И такого рода манипуляции очень хорошо работают.

Правило номер два: если эмоциональный манипулятор сказал «да», сделайте его ответственным за принятое им решение. Не ведитесь на вздохи и хитрости. Если он не хочет делать то, на что подписался, заставьте его сказать вам это прямо в глаза или оставьте его в покое.

3. Сначала эмоциональный манипулятор говорит одно, а потом заверяет вас, что не говорил этого

Если вы вдруг обнаружили, что вам следует завести журнал и записывать в него всё, что было сказано ранее, так как вы стали сомневаться в своей нормальности, знайте – вы подвергаетесь эмоциональной манипуляции. Эмоциональный манипулятор является экспертом в поиске оправданий, отговорок, в переворачивании всего с ног на голову и рационализации. Он может так убедительно лгать и спорить, что вы будете видеть чёрное белым и станете сомневаться в себе. Со временем его ложь станет настолько коварной и разрушительной, что может буквально изменить ваше чувство реальности. Предупреждение: эмоциональное манипулирование очень опасно!

Правило номер три: смутить и заставить нервничать манипулятора можно, делая заметки на бумаге во время разговора с ним. Не стесняйтесь притворяться «забывчивым» и скажите, что не хотите упустить ни одной детали из разговора с ним. Подобный способ общения является сигналом к тому, что вам пора избавить себя от подобного окружения.

4. Эмоциональный манипулятор может очень тонко спекулировать на чувстве вины

Они могут заставить вас почувствовать себя виноватыми за то, что вы говорили и за то, что вы молчали, за вашу эмоциональность или сдержанность, за проявление заботы или за отсутствие этого проявления. Другими словами, манипулятор выставит вас без вины виноватым в любой ситуации. Эмоциональные манипуляторы редко выражают свои потребности и желания открыто – они получают всё через эмоциональные манипуляции. Взывание к чувству вины – не единственная, но самая сильная форма воздействия. Большинство из нас готовы сделать всё, чтобы избавиться от этого неприятного чувства.

Ещё одна сильная эмоция, на которой играет манипулятор – это сочувствие. Эмоциональный манипулятор всегда выступает в роли вечной жертвы. Он умело внушит вам, что нуждается в заботе, поддержке и опеке. Эмоциональные манипуляторы редко вступают в чужие бои и не берутся делать грязную работу. Коварство манипуляторов заключается в следующем: когда вы оказываете им какую-нибудь услугу (о чём они никогда не попросят напрямую), они могут заявить, что не ожидали или вовсе не хотели, чтобы вы что-либо делали.

Правило номер четыре: попробуйте донести до таких людей, что вы не желаете участвовать в подобных играх и не намерены выполнять за них грязную работу. Скажите: «Я абсолютно уверен в вашей способности решить всё самостоятельно», а затем посмотрите на реакцию манипулятора.

5. Эмоциональный манипулятор ведёт нечестную игру

Они ни с кем и ни с чем не имеют дела напрямую. Он будут говорить у вас за спиной и в конце концов заставят других сообщить вам то, что сами бы никогда не сказали вам в открытую. Они пассивные агрессоры и всегда найдут особые способы дать вам знать, что они несчастны. Они скажут вам то, что вы хотите услышать, а затем переложат всю ответственность на ваши плечи.

Пример: «Конечно, я хочу, чтобы ты вернулась в институт, дорогая. Ты знаешь, что я всегда поддержу тебя». А вечером перед экзаменом вы сидите за столом и пытаетесь сосредоточиться, в то время как за стенкой плачет ребёнок, собака просится на улицу, телевизор орёт, а ваш «дорогой» манипулятор как ни в чём не бывало сидит в своём кресле и смотрит на вас с недоумением. А как только вы посмеете упрекнуть его, то наверняка услышите такую фразу: «Жизнь не может остановиться только потому, что у тебя скоро экзамен». Можно плакать, кричать или задушить манипулятора – только последнее будет иметь долгосрочную выгоду.

6. Если у вас разболится голова, то у манипулятора появится опухоль мозга!

Что бы с вам ни случилось, эмоциональный манипулятор окажется рядом, и тем самым только усугубит ситуацию. С такими людьми весьма трудно поддерживать отношения, ведь они всегда найдут способ перенаправить беседу в интересующее их русло и заострить внимание на своей персоне. А когда вы укажите им на это, их, скорее всего, глубоко ранят ваши слова, и они назовут вас эгоистом и упрекнут в том, что это выхотите всегда быть в центре внимания. И хотя вам известно, что это вовсе не так, доказать обратное будет просто невозможно.

Правило номер шесть: не беспокойтесь – доверяйте своей интуиции и просто попрощайтесь с этим человеком.

7. Эмоциональный манипулятор может влиять на эмоциональный климат тех, кто его окружает

Если манипулятор зол или расстроен, то на инстинктивном уровне он начинает искать способ выровнять эмоциональный климат. А самый быстрый способ заставить манипулятора почувствовать себя лучше – это сделать то, что он хочет.

Продолжая общаться с подобным типом людей, вы превратитесь в их марионетку. Вы станете зависимы от них и даже не вспомните, что у вас также есть собственные потребности, не говоря уже о том, что вы имеете такое же право на их удовлетворение.

8. Эмоциональные манипуляторы лишены чувства ответственности

Они не несут ответственность ни за себя, ни за своё поведение – они всегда ждут, что всё за них сделают остальные. Существует самый лёгкий способ распознать эмоционального манипулятора – он часто пытается установить близость, делясь глубоко личной информацией, тем самым, сажая вас на крючок сочувствия. Сначала вы подумаете, что имеете дело с человеком чутким, эмоционально открытым и даже немного уязвимым. Однако поверьте, эмоциональный манипулятор примерно также уязвим и раним, как бешеный питбуль. У него всегда будет проблема или кризис, который необходимо преодолеть. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Оцените статью