«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Елена Жевненко
«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Конспект
непосредственно образовательной
деятельности по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”
в подготовительной группе.
1. Повторить с детьми знакомые эмоциональные состояния – радость, грусть, злость.
2. Научить различать эмоциональные состояния стеснительности и стыда.
3. Активизировать эмоциональный словарь путем правильного определения эмоциональных состояний; учить использовать слова (синонимы и антонимы); учить использовать в речевых ситуациях личный опыт ребенка, подводя его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции.
4. Познакомить с новыми понятиями “презрение”, “высокомерие”, вспомнить сказки, в которых встречаются доброжелательные персонажи и высокомерные.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
6. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Материал: рисунки с лицами детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы, “сарафанчики” желтого, красного, голубого, коричневого, зеленого, черного цветов; сигнальные карточки;отрыки из книг: А. Н. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”, Г. Х. Адерсен “Гадкий утенок”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.
— Дети, вы знаете, что люди испытывают разные эмоции (чувства). Мы называем их эмоциональным состоянием. Какие эмоции (чувства) вы знаете?
Дети называют знакомые эмоции – страх, радость, грусть и т. д.
— Посмотрите на эти рисунки (лица детей). Кто из этих детей испытывает радость? Как вы поняли, что он испытывает состояние радости? Какие глаза у человека, когда он радостный? (светящиеся, веселые) Какие у него губы, рот? (улыбающиеся губы, рот до ушей) Скажите, когда вы испытываете радость?
— А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции. Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Какое чувство вызывает у нас этот мальчик? Да, нам его жалко. Как его можно развеселить? Расскажите, когда вам бывало грустно.
— А какое лицо у этого ребенка? (Злое) Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? Скажите, а вы когда-нибудь испытывали такое чувство, как злость? Это хорошее чувство? Почему?
— Как вы думаете, ребята, такие эмоции, как стыд и стеснительность – это одно и тоже? Как мы поймем, что человек стесняется? Какое чувство испытывает человек, когда стесняется? (смущение) В каких ситуациях мы можем испытывать смущение? (пришли к незнакомым людям в гости; пришли в новый Детский сад; оказались одни, без мамы в незнакомом месте) Как помочь в этой ситуации? (Подойти доброжелательно, сказать, что рада познакомиться, подружиться, пригласить в игру. Ребенок перестанет стесняться и почувствует себя счастливым.)
— Скажите, чем отличается стеснительность и стыд?
— Да, человеку стыдно, когда он совершил неблаговидный поступок, за который его могут даже наказать. Есть такие выражения — “Сгореть со стыда”, “Красный, как рак”. Что они означают. Молодцы, правильно ответили.
— А сейчас, ребята, возьмите пиктограммы. Какие эмоциональные состояния они выражают? (радость, удивление, грусть, злость, страх) Перед вами лежат разноцветные сарафанчики. Подберите к пиктограммам подходящий сарафанчик.
Физкультминутка “Волшебные острова”
Дети сейчас мы с вами поедем на Волшебные острова и будем изображать жителей островов. На одном острове люди были всегда веселые, на другом жили плаксы, на третьем всегда дрожали от страха, на четвертом всему удивлялись.
— Как можно назвать эти острова? (“Остров радости”, “Грустный Остров”, “Остров Трусишек”, “Удивительный остров”)
Дети под музыку показывают эмоциональные состояния, соответствующие названию островов.
Воспитатель читает отрывок из сказки А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”. После чтения проводится беседа.
— Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (Веселым, непослушным) Как другими словами можно сказать про него, какой он? (Веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный)
— А Пьеро такой же, или он был другим – полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным)
— Да, Буратино был веселым. Как вы это определили? Что он делал? (Смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил) Пьеро был грустным. Что он делал? (Плакал, грустил, печалился)
— Как вы представляете себе Карабаса-Барабаса? Какой он? (Злой, недобрый, страшный) А папа Карло у всех тоже вызывает страх? (Нет, он был добрый)
— А теперь послушайте отрывок их другой сказки. Что это за сказка? (“Малыш и Карлсон”)
— Вы хотели бы иметь такого друга как Карлсон? Почему? (Он веселый, добрый)
— Давайте подумаем, на какого персонажа из сказки “Золотой ключик” похож Карлсон? (На Буратино) Чем они с Карлсоном похожи? (Весеые, непослушные, всегда смеются)
— Подберите к слову “веселые” слова близкие по смыслу. Какие Карлсон и Буратино? (Озорные, смешливые, радостные) Как называют таких людей? (Весельчак, шутник, озорник)
— А когда человек грустит, как можно сказать о нем по-другому? Как в сказках описывается это эмоциональное состояние героев? (Печалится, горюет, кручинится, головушку повесил)
— Мы можем этими словами сказать (печалится, горюет, кручинится, головушку повесил) о Карлсоне? Правильно, конечно, нет.
— А теперь послушайте и скажите, строчки из какой сказки вы услышите? (Г. Х. Андерсен “Гадкий утенок”)
— О ком говорится в этой сказке? Кто вам запомнился? Каким показан утенок в сказке? Что он испытывал на птичьем дворе? Какие чувства? Как к утенку относились взрослые утки, куры и даже его утка-мать? Почему? (Все гнали бедного утенка,даже братья и сестры говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!”А мать прибавляла: “Глаза бы мои на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой)
— Знаете ли вы, как назвать то, что демонстрировали утенку птицы с птичьего двора? (Высокомерие и презрение) Высокомерие – это враждебное, пренебрежительное, неодобрительное отношение к другому. Утенка щипали, клевали, толкали его ногой.
— Почему они так делали и говорили? Какое чувство они испытывали к утенку? Да, птицы считали его безобразным, гадким, говорили, что он несносный урод, потому что утенок был непохож на всех остальных. И такое отношение мы называем презрительным.
— Трудно жилось утенку на птичьем дворе или ему было все равно, как к нему относились? Почему?Какие чувства к “гадкому утенку” испытываете вы? Если бы вы оказались на птичьем дворе, как бы вы помогли утенку?
— Ребята, это грустная сказка? Чем она закончилась? Какой у нее конец? Какие чувства испытывал “гадкий утенок”, когда прекрасные птицы – лебеди приняли его в свою стаю? (Радость, восторг, ликование, смущение (спрятал голову под крыло)
— Давайте с вами вспомним сказки, в которых есть доброжелательные и высокомерные персонажи.
(“Дюймовочка” д. : ласточка, принц эльфов;
Г. Х. Андерсен в. : жаба, майский жук; полевая мышь, крот.
“Царевна-лягушка” д. : царь-отец;
русские народные сказки в. : братья Ивана-царевича, их жены.)
— Молодцы, ребята, правильно назвали доброжелательных и высокомерных персонажей.
— Сейчас вы мне покажете, какое у вас настроение. Возьмите цветную карточку, которая соответствует вашему настроению и поднимите ее. Хорошо.
— Наше занятие подходит к концу. Если вам оно понравилось, поднимите красную сигнальную карточку, если нет – синюю.
— А сейчас каждый оценит себя. Если вы считаете, что занимались хорошо, поднимите красную сигнальную карточку, а если наоборот – синюю.
— Молодцы, ребята. Занятие окончено.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей и педагога по теме «Зима» в подготовительной группе Задачи приоритетной образовательной области: ОО «Речевое развитие»: продолжать развивать связную речь детей; автоматизировать поставленные.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе «По лесным дорожкам» Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «По лесным дорожкам» (с использованием.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Лучики здоровья» для детей подготовительной к школе группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР -Здраствуйте, ребята! -Вспомните, какое сейчас время года? ВЕСНА -Какой сейчас месяц? АПРЕЛЬ -Ребята, вспомните что же такое ЗВУКИ? (звуки.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ЗОЖ «Витаминная еда» для детей подготовительной группы Цель: дать детям знания о полезной еде для нашего организма. Задачи: -Закрепить знания детей о рациональном питании. — Закрепить соблюдение.
Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка. » Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи:.
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Мы-сибиряки» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «Мы Сибиряки» Автор конспекта.
Проект «Ребёнок и эмоциональное благополучие» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию наш проект в соавторстве Ансон Т. Н. Решетовой Е. В. и Александровой А. С. «Не подарок.
Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.
Эмоциональное благополучие ребенка Эмоциональное благополучие ребенка (подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М.) В развитии ребенка мы чаще всего уделяем внимание физическому.
Источник
Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы
Юлия Голиней
Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы
МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад №3»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Подготовила воспитатель Голиней Юлия Ильинична
Город Сергиев Посад, ноябрь 2017 года
«Все мы родом из детства».
Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства. Ребёнок, которого в детстве не понимали, желания которого не были услышаны, со временем, учится не слышать других людей. Ребёнок, окруженный обманом, учиться врать. И не потому, что он плохой. Он просто приспосабливается к той среде, в которой находится. У него нет другого выхода. Если взрослые постоянно говорят одно, а делают другое, ребёнок привыкает жить в этом, а потом, сам становится таким же. Все наши проблемы родом из детства. Всёзависит от окружения: родители, бабушки, дедушки, воспитатели. Ребёнок лишь считывает модель поведения, которая становится основой для него. Мы вырастаем, но наш Внутренний раненый ребёнок никуда не девается. Все страхи, зажимы и переживания мы вносим во взрослую жизнь. Ребёнок живёт чувствами. Поэтому для него не столь важно услышать «люблю», сколь важно почувствовать это в отношении к себе. Если мы выполняем все функции по воспитанию ребёнка, но не включаемся в процесс эмоционально, то это может быть губительно для ребёнка. Дети, не получившие любви в детстве, становятся взрослыми, которые не умеют любить. Ещё одной важной проблемой являются детские обиды. Они не забываются. Пережитые негативные чувства и эмоции врезаются в память, и травмируют психику. Мы можем подавлять их, но это оставит свой отпечаток и проявится во взрослой жизни. Поэтому не надо оставлять невыясненных ситуаций, а установить эмоциональный контакт с ребёнком. Чтобы ребёнок, в будущем, доверял людям, он должен сначала доверять своим родителям, воспитателям. Никогда не надо давить на ребёнка своим опытом и авторитетом, а дать ему возможность раскрыться и высказаться. Детские чувства и эмоции самые неподдельные, искренние, самые позитивные и настоящие. Надо принимать их с благодарностью и учится у детей… Работа с детьми — это большая награда, каждый день вместе с ними мы становимся немного добрее, терпимее, счастливее! Знаете, это лучшая работа о которой можно только мечтать!
Ведь очень важно, любить не только своих детей. Каждый ребёнок заслуживает нашей любви и доброты.Как заметил швейцарский психолог и психиатр Карл Юнг: “Мы оглядываемся с восхищением на великих учителей, но с благодарностью на тех, кто затронул наши человеческие чувства… Тепло является жизненно важным элементом для роста растения и души ребёнка”.
Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств (радость, горе, страх и т. п).
Для того чтобы помогать детям выражать свои чувства, требуется большое терпение и много времени с нашей стороны. Чтобы ребёнок делился тем, что у него на душе, он должен чувствовать, что мы можем принять его любым, что он не должен съёживаться в нашем присутствии от того, что с ним слишком трудно.
В настоящее время очень остро стоит проблема эмоционального благополучия детей. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Большую часть своего дошкольного времени ребенок проводит в ДОУ. Здесь он развивается как интеллектуально, так и психически. В процессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. И от того, на сколько будет эмоционально благополучно пребывание ребенка в ДОУ, зависит его будущее отношение с окружающими в жизни людьми.
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда!
Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов. Как вы думаете, в чем это проявляется? Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают.Ребенок с невротическими нарушениями не комфортно чувствует себя в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
Причинами нарушения эмоционального благополучия детей могут быть:
1. Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
2. Нарушение режима дня;
3. Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
4. Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
5. Неблагополучное положение в семье;
6. Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
7. Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
8. Снижение двигательной активности;
9. Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери;
Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.
Эмоции играют важную роль в жизни детей и являются движущей силой психологического развития от раннего детства до юности. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Необходимо начинать именно с эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во первых, «читать эмоциональное состояние другого», а во -вторых, «управлять своими собственными эмоциями». Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в ДОУ. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик испытывает неприязнь к девочкам только потому, что его воспитала жесткая, нечувствительная к его переживаниям мать. «Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становиться стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт.
Характерной особенностью формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь — один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств — в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь видеть себя со стороны, проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог – образец для ребенка.
Слово педагога, его действия должны вселять в ребенка уверенность в себе, развивать положительное отношение к сверстникам. Необходимо чаще замечать позитивные эмоции ребенка, направленные на других детей или вызванные собственным успехом. А, в случае проявления негативных чувств, напоминать ему о его положительном опыте.
В процессе наблюдения за детьми воспитателю необходимо обращать внимание на следующее:
— хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга;
— как дети включаются в игровое обучение;
— принимают чужую инициативу или сопротивляются ей;
— кто из детей находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
— какие отношения преобладают — добрые или конфликтные;
— какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные.
Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически. Поэтому в первую очередь под наглядностью должно пониматься пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют.
Формирование эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния
человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. Дети осваивают возможность вербально выражать свои чувства.
Уже сейчас можно говорить о положительных результатах работы по формированию эмоционального благополучия у воспитанников нашей средней группы. Развивающая предметно — пространственная среда пополнена игровым и дидактическим материалом.Она отвечает основным принципам ФГОС ДО: насыщена, многофункциональна, доступна и безопасна.Созданы условия для совместной деятельности: игр, труда, занятий. В группе царит атмосфера добра и любви, дети постоянно в ожидании чего-то радостного от нового дня в детском саду. Дети с желанием идут в детский сад, участвуют в делах группы. Формируются предпосылки продуктивного взаимодействия со сверстниками.
Жизнь в группе организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально — личностной сферы. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его все волнения и страхи.
Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить ребенка вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним.
Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:
• сюжетно -ролевые игры
• социально — коммуникативные игры
• игры для развития воображения
• чтение сказок и рассказов
• знакомство с живописью.
ФГОС ДО определяет требования к педагогу, который «должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» (пп. 3.2.5).
Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе.
Эмоционально —развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
2. Контакт глаз. Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. (Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка).
Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.
3. Физический контакт – прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.
4. Пристальное внимание – жизненно важная потребность каждого ребенка. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, воспитателей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.
Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы — наличие специально-организованных зон.
Третьим компонентом является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.
Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.
Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность. Значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации. Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
*безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
*позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
*равенство в отношениях между взрослым и ребенком, обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах, непосредственно общаться со сверстниками;
*гибкий,личностный ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
*тесное профессиональное сотрудничество педагога — психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками;
*создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
*внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
*тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
Одной из самых важных задач для родителей и воспитателей является сохранить сердца наших детей мягкими. Их способность переживать весь спектр эмоций и выражать то, что у них внутри, будет движущей силой для роста и зрелости на протяжении всей жизни.
Подводя итоги опыта по эмоциональному развитию детей,я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить только любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы. Как сказал В. А. Сухомлинский «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». Таким образом, мы понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психологического развития.
В заключении хотелось рассказать притчу:
«Когда Творец закончил лепить человека,у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:
— Что тебе еще дать?
— Дай мне счастье! – ответил человек.
-Ну, хорошо, протяни руку, – и положил на ладонь человека последний кусок глины. — Дальше лепи сам».
Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» Цели: Повышение профессионального мастерства,.
Формирование позитивного отношения к миру на основе эмоционального опыта Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного.
Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка» Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.
Организация эмоционального благополучия ребенка. Продолжение работы «Проектирование ИОМ дошкольника» I. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
Педсовет «Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия» Тематический контроль «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме дошкольного образовательного учреждения».
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей» План самообразования воспитателя на 2016-2017 год Тема: «Театрализованная деятельность,как средство эмоционального развития детей».
Программа саморазвития «Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста» Тема: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО — ЛИЧНОСТНОЙ.
Психологический уголок в группе как условие эмоционального благополучия детей Мы живем в эпоху кризисов, где родители с нынешним ритмом жизни не всегда в должной мере могут позаботиться о своем ребенке. Ценностная.
Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать.
Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Поможем зайчику» Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость;.
Источник