Эмоциональное благополучие ребенка дошкольника

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Любовь Чижикова
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие эмоционального благополучия. Эмоционально благополучный человек идёт вперёд. Ему ничто не мешает. Он живёт в согласии с собой и миром. Важна сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Каждому человеку необходимо душевное равновесие.

Психологической наукой доказано, что у ребёнка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка — дошкольника?

Ведёт себя «хорошо»более продолжительное время:

— способен к сотрудничеству со сверстниками;

— способен усвоить правила очерёдности;

— может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

— напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

Ведёт себя «хорошо»в течение всего времени пребывания в ДОУ:

— соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

— лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

— разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

— бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее»поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

— способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

— удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

— начинает осознавать свои переживания;

— начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

— ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

— повышенная двигательная активность;

— небрежность в выполнении монотонных операций.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

• позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

• равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

На развитие эмоциональной сферы дошкольниковпозитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

• для малышей — «Домик», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

• для детей 4-5 лет — «Солнышко и Тучка», где ребенок, приходя утром, раз-мещает свою фотографию в соответствии с настроением — в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения;

• старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.

Дошкольный ребёнок – человек играющий. В своей работе я использую такие игры для развития эмоциональной сферы детей:

Для организации общения с дошкольниками использую мяч, передаваемый от одного ребёнка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы».

Небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны — веселым, с другой — грустным. Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного героя дети охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх, а значит — активнее действуют и эмоционально раскрываются.

«Живые картинки» (игра для работы с подгруппой детей 3-5 лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми смайлики и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) — значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) — отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) — мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры — под музыку дети берут из «волшебного мешочка» по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребёнку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники — для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

«Птички» (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения птичек из 4-5, а старшим — из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога- это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся птичек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт проведения подобных игровых упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений).

Показатели эмоционального благополучия детей:

• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

Ребёнку важно признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;

Психолого-педагогические условия, необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников:

1) Уважение взрослых к детям, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ;

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка ;

4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей деятельности;

6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

8) Совместная музыкальная деятельность.

Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей:

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Элементы творчества и новизны.

Физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые игры, коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, элементарное музицирование способствуют снятию напряжения, служат способом переключения.

Для эмоционального благополучия детям нужна родительская любовь и ласка.

Важно любить детей, больше времени проводить с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Елена Акимова
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Консультация для воспитателей на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.

6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.

7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.

Принципы работы с детьми Принципы работы с детьми Для того, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие ребенка и его психологическую защищенность, необходимо соблюдать.

Эссе «Моя педагогическая философия» Работая в детском саду, я стремлюсь, вместо того, чтобы навязывать желаемый образ поведения ребенка, вкладывая свои ценности, формировать.

Источник

Оцените статью