Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада».
консультация
консультация для воспитателей » Эмоциональное благополучие ребенка в группе детскогосада». (консультация, рекомендации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emots._blagopol.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ребенка в группе детского сада.
Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.
Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт.
Таким образом, на смысловом, понятийном уровне можно сделать, что это – синонимы:
- положительные эмоции, желание посещать детский сад = психологический комфорт = эмоциональное благополучие.
Важнейшая задача всех педагогов детского сада создать такие условия, чтобы детям в детском саду было хорошо, комфортно, чтобы каждое утро ребенок с удовольствием шел в детский сад, а спокойные родители шли на работу.
Решение этой задачи не может быть однозначным и простым. Сложный вопрос, такой, как обеспечение психического, эмоционального благополучия ребенка, требует разнопланового подхода к решению и определяется многими составляющими:
(как, впрочем, большинство проблем, связанных с воспитанием и развитием детей).
- Какую возрастную группу посещает ребенок, т.е. каков возраст ребенка (с детьми раннего, младшего дошкольного возраста – это одни приемы и подходы, а с детьми дошкольного возраста – другие).
- Индивидуальными особенностями ребенка, которые должен знать воспитатель, которые быстрее узнаете, расспросив родителей, быстрее найдете контакт с ребенком, расположите его к себе, к детскому саду. Знать, изучать, использовать индивидуальный подход.
- Уровнем профессионализма педагога: чем педагог профессиональнее, тем быстрее и более эффективные методы подберет для снятия напряжения у ребенка, стресса. Помнить, знать, что «Комфортная дистанция общения» с детьми может быть разная .
- Личностные («человеческие») качества педагога: чуткость, сострадание к ребенку (маме), умение и желание приласкать, пожалеть, желание поискать эффективные пути адаптации желание ребенка к детскому саду. Даже если вы не особенно мягкий и ласковый по натуре человек, но знаете, что этот ребенок хорошо откликается на ласку, требует особенно теплого отношения, найдите в себе резервы, проявите актерские способности (в хорошем смысле этого слова).
Если воспитатель занимает позицию стороннего наблюдателя («ничего привыкнет»), то процесс адаптации для ребенка затянется надолго и будет протекать сложнее.
- Эмоциональное благополучие в значительной, большей степени определяют воспитатели, но и все взрослые (младшие воспитатели, вечерние няни, логопеды, специалисты – все!).
Помнить это, знать меру своей ответственности должны все взрослые!
- Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его жизни начинают играть сверстники. Если у ребенка не складываются отношения с детьми группы у ребенка статус «непринятого» в группе ребенка, «изгоя», — это недопустимая ситуация, которая может нанести психике, личности ребенка непоправимый вред, вмешательство воспитателя обязательно! Обращение к психологу и «перелом» ситуа-ции в пользу ребенка – обязательно!
Много негатива, дискомфорта могут обусловить ребенку нескладываю-щиеся отношения с кем-то из детей, постоянные обиды со стороны агрессивных детей и т.п. Задача воспитателя видеть, замечать это, реагировать, примерять детей, а порой брать детей под свою защиту.
Чувство психологической защищенности ребенка может и должен обеспечить педагог каждому ребенку! В этом заключается гуманизм педагогических позиций педагога!
Вопросы для устного обсуждения с педагогам
- Создание эмоционального благополучия для ребенка – задача только воспитателей детей раннего возраста и младшего дошкольного, когда дети только пришли в детский сад.
(Задача актуальна для всех групп)
- Эту задачу необходимо решать только в период адаптации ребенка к детскому саду или постоянно?
- Период адаптации характерен только для групп раннего возраста (1,2 млад. гр.), куда принимают новых детей или
- Когда вновь актуальна повышенная забота, внимание педагога к эмоциональному благополучию ребенка:
- в любой группе после болезни ребенка;
- перевод ребенка в новую группу, из другого детского сада;
- непринятый, особо ранимый ребенок, сложная ситуация в семье (родился малыш, смерть близких) и др.
- Должны ли воспитатели информировать родителей о результатах, течении адаптации, обеспечивать спокойствие родителей? Только в яслях? (Везде, где новые дети!).
Некоторые рекомендации, примеры по созданию условий для психологического комфорта детей, без претензий на оригинальность и высококлассность (а порой эффективны самые простые методы и приемы, главный из которых – теплое ласковое общение с ребенком) и без относительности по возрасту (т.е. слушайте и делайте сами выводы – что вам подходит, приемлемо – нет).
Что именно должны педагоги (воспитатели) о создании в группе условий для эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, обеспечивающем нормальное самочувствие и развитие ребенка?
- Грамотная, продуманная, четко спланированная работа с детьми во время утреннего приема, т.к. для детей этот период наиболее сложен, требует большого эмоционального напряжения, что вызвано расста-ванием с родителями.
Что поможет снять это напряжение?
- Очень теплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приема (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное (например, «Ну вот и Саша пришел! Хорошо! Мы тебя давно ждем. И Вова о тебе уже спрашивал»).
- Обязательно выходить принимать ребенка в приемную (независимо от возраста детей).
- Завести ребенка в группу за руку, а если это ясли – занести на руках. Уделить такое внимание не отдельным, а большинству детей группы.
- Приветливое, улыбающееся лицо воспитателя, обращение к детям в группе: «Дети, а вот и Саша пришел. Давайте поздороваемся с ним».
- Необходимо предложить ребенку какую-то игру, труд, сесть поговорить с ним – т.е. занять содержательной деятельностью, спросив его желание.
- Особого внимания воспитателя требуют дети, которые утром плачут, не отпускают маму. Воспитатели обычно знают эту особенность у своих детей и должны каждый раз продумать, что скажут, что сделают, чтобы успокоить ребенка, завести в группу. Это требует от воспитателя профессионализма и творчества. Это сложно, но необхо-димо, т.к. тот прием, который вчера был эффективен, сработал, сегодня на ребенка не подействует.
- Можно выйти в приемную за руку с кем-то из детей, кто дружит с этим ребенком, сказав, что друг заждался.
- Можно вынести новую игрушку, забаву, которую ребенок еще не видел. Обыграть ее, сказать, что он сейчас покажет детям вместе с воспитателем.
- Можно, зная индивидуальные особенности детей, сказать, что будет дежурить (если ребенок это любит) или просто «будешь сегодня моим помощником»» (для раннего и младшего дошкольного возраста это не характерно!).
Что поможет обеспечить психологический комфорт в течение всего дня, ребенку желание идти в детский сад:
- Насыщенное интересным содержанием, событиями, открытиями ежед-невное пребывание в детском саду.
- Гуманное отношение к ребенку, знание его индивидуальных особенностей, проблем – помощь в их решении.
- Позиция общения с ребенком – «не над, а рядом и вместе с ребенком».
- Уважение личности ребенком, соблюдение его прав. Обеспечение психологической зщищенности.
- Ежедневный анализ своей деятельности, рефлексия, работа над ошибками.
В новом учебном году – с любовью к детям
с высоким профессионализмом и чувством ответственности!
Источник
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Елена Акимова
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Консультация для воспитателей на тему:
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет, тепло,
Чтобы нормально расти, ребенку нужна
любовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.
7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.
Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.
Принципы работы с детьми Принципы работы с детьми Для того, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие ребенка и его психологическую защищенность, необходимо соблюдать.
Эссе «Моя педагогическая философия» Работая в детском саду, я стремлюсь, вместо того, чтобы навязывать желаемый образ поведения ребенка, вкладывая свои ценности, формировать.
Источник