Эмоциональное благополучие дошкольника как развить

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Информация из опыта работы

Валентина Плющенко
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Информация из опыта работы

Информация из опыта работы «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Плющенко В. И. воспитатель МКДОУ «ДС№17» с. Спасское Ставропольского края

Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Ведь здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ)

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую различные здоровьесберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психического состояния воспитанников. Многолетняя практика моей работы с детьми доказывает, что одним из важнейших показателей здоровья детей является их эмоциональное благополучие, которое зависит от многих причин. А. Д.Кошелева особо среди них выделяет:

• состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

• особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

• особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;

• обстановка в семье ребенка.

Работая над этой проблемой на протяжении нескольких лет, я накопила достаточный опыт по данной теме. Я считаю, комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий. Поэтому в своей группе я пытаюсь создать необходимые условия, которые способствовали бы эмоциональному благополучию детей. У нас в группе уже сложились определенные традиции, которые я постоянно использую в своей работе с детьми. Одна из таких традиций «Утро радостных встреч. Минутки вхождения в день»

Утро радостных встреч мы проводим по понедельникам. Это способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу, улучшению психологического климата в группе. Я делюсь с детьми своими впечатлениями, раздумьями, дети отвечают мне тем же. Знакомлю детей с планом работы на неделю, рассказываю о том, что будем делать, куда пойдем, что интересного нас ждет. Ежедневно использую в своей работе «Минутки вхождения в день». Детям они очень нравятся и позитивно влияют на отношения между ними и вообще на отношение к детскому саду. «Минутки вхождения в день» помогают мне установить эмоциональный и тактильный контакт с ребенком. Использование этого приема способствует развитию у детей навыков социального поведения, уверенности в себе, самостоятельности, помогает настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя.Выбор темы для начала дня определяется разными обстоятельствами: временем года, погодой, общим настроением группы. Мною разработана картотека игр для раннего и дошкольного возраста. Но самая любимая игра моих детей –это игра с колокольчиком. Проводим мы ее перед завтраком. По звонку колокольчика дети садятся в круг, передавая колокольчик по кругу они звонят в него и говорят добрые, ласковые слова друг другу.

В этом году мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения:

Все эти упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения. «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений как под музыку, так и без нее. Использую эти игры во время проведения образовательной деятельности и во время проведения режимных моментов, т. е. в любой момент когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей. По сигналу (свисток или бубен) предлагаю детям пошалить, повторный сигнал через 1-2 минуты объявляет конец шалости.

Разработана картотека игр. Любимые игры детей –это «Волшебное превращение» (дети превращаются в животных или птиц и имитируют повадки и звукоподражания названных животных и птиц); «Маленькие обезьянки», «Снежинки» (дети берут лист белой бумаги, комкают его и бросают вверх над головой (имитация падающих снежинок).

«Листопад» (дети превращаются в маленькие листочки — бегают, летают и падают). «Петрушка- веселая игрушка» и др.

«Минутка тишины» способствует развитию волевых качеств детей, помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки. При подборе текстов для «Минуток тишины» учитываю возраст детей, продумываю музыкальное сопровождение для создания визуальности текста и эмоционального настроя.

Еще одна традиция –использование подушки – мирилки при возникновение конфликтных ситуаций между детьми. Это плоская настольная подушка с аппликационной ладошкой. Находится она в доступном месте и дети могут ей пользоваться самостоятельно. Дети, которые поссорились, кладут свои ладошки на подушку и произносят мирилки, которые с удовольствием заучивают в свободное время и дома с родителями.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва… Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Поэтому мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в семье и детском саду посредством взаимодействия со взрослыми Актуальность темы: семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных.

Эмоциональное благополучие дошкольника на физкультуре Пускай во всём, что совершаешь ты, Проступит след душевной чистоты. Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей. Муса.

Из опыта работы «География в детском саду» География в детском саду опыт работы Ларисы Ивановны Ждановой, воспитателя первой кв. категории «География» в детском саду, — Разве это возможно?.

Из опыта работы «Праздники и развлечения в детском саду» Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. С ранних лет любой человек знает, что такое праздник,.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Метроритмика в детском саду (из опыта работы) Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, эмоционально чувствовать выразительность музыкального ритма и точно.

Обобщение опыта работы с ИКТ в детском саду «Использование информационно — коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек.

Степ-аэробика в детском саду (из опыта работы) Степ- аэробика в детском саду. (из опыта работы) В настоящее время детский сады посещает много детей с ослабленным здоровьем. В основном.

Эмоциональное благополучие младших дошкольников Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в.

Эмоциональное благополучие ребенка как необходимое условие для гармоничного физического развития Сетевое мероприятие для специалистов и педагогов дошкольных учреждений: обмен опытом ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК НЕОБХОДИМОЕ.

Источник

«Эмоциональное благополучие дошкольников и пути его достижения в условиях внедрения ФГОС».

Ирина Антонова
«Эмоциональное благополучие дошкольников и пути его достижения в условиях внедрения ФГОС».

В последнее время на фоне активного реформирования системы дошкольного воспитания развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Вместе с тем, как справедливо указывали Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, всех специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

• позитивность окружающей детей обстановки;

• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;

• гибкий,личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;

• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.

В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.

Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.

С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.

В каждой группе создан экран настроения в соответствии с возрастом. Каждое утро дети, приходя в группу, прикрепляют свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Источник

Оцените статью