Эмоционально выразительное движение животных

Эмоционально выразительное движение животных

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр. Звук как выразительное движение имеется и у животных. В различных ситуациях, при различном состоянии животные издают звуки, каждый из которых более или менее единообразно связан с определенной ситуацией. Каждый крик является выражением определенного аффективного состояния (гнева, голода и т.д.). Эти инстинктивные выразительные движения животных еще не являются речью — даже в тех случаях, когда издаваемые животным крики передают его возбуждение другим: животное при этом лишь заражает других своим эмоциональным возбуждением, а не сообщает о нем. В них отсутствует обозначающая функция.

Пока крик является только выразительным движением, сопровождающим аффективно-эмоциональное состояние, он может для кого-нибудь, кто установил и осознал связь, существующую между ними, стать знаком, признаком наличия этого состояния. Но речью, словом звук становится лишь тогда, когда он перестает только сопровождать соответствующее аффективное состояние субъекта, а начинает его обозначать. Эмоционально-выразительная функция речи как таковой принципиально отлична от непроизвольной и неосмысленной выразительной реакции. Выразительная функция, включаясь в человеческую речь, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль. Неправильно было бы целиком интеллектуализировать речь, превращая ее только в орудие мышления. В ней есть эмоционально-выразительные моменты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных, экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи, — особенно в устной, сказываясь, впрочем, и в письменной речи — в ритме и расстановке слов; выразительные моменты речи проявляются далее в стилистических особенностях речи, в различных нюансах и оттенках. Живая человеческая речь не является только «чистой» формой абстрактного мышления; она не сводится лишь к совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается. Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия. И эта функция воздействия в речи человека специфична. Звуки, издаваемые животными в качестве «выразительных», выполняют и сигнальную функцию, но человеческая речь, речь в подлинном смысле слова, принципиально отличается от тех звукосигналов, которые издают животные. Крик, издаваемый сторожевым животным или вожаком стаи, табуна и т.д., может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападают. Эти сигналы являются у животных инстинктивными или условно-рефлекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издает его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в определенной ситуации. Когда другие животные пускаются по данному сигналу в бегство, они также делают это не потому, что они «поняли» сигнал, поняли то, что он обозначает, а потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство и для животного наступила связанная с опасностью ситуация; таким образом, между криком и бегством создалась условно-рефлекторная связь; это связь между бегством и криком, а не тем, что он обозначает.

Источник

Ч.Дарвин о выражении эмоций

Мимика и пантомимика – это общие врожденные компоненты (выразительные движения).

Выразительные движения возникли из ранее полезных движений, которые со временем соместились с эмоциональными состояниями и стали их «сигналами».

Полезные движения + эмоциональные состояния = экспрессивные движения

Анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных (т.е. выразительные движения необходимы для общени и понимания чужих эмоций). Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные реакции.

Образования выразительных движений:

1) Принцип полезных ассоциированных привычек: при некоторых эмоциональных состояниях полезные действия (т.е. удолевторяющие определенные потребности) могут возникать по привычке или по ассоциации при сходном возбуждении.

Какое – либо ощущение приводило в течение нескольких поколений к какому – нибудь произвольному движению, затем возникла тенденция вопроизводить подобные движения.

Читайте также:  Эмоционально корректирующий опыт это

Примеры:

Собаки, желая улечься спать на ковре или на какой-нибудь жесткой поверхности, обыкновенно бессмысленно кружатся и скребут пол передними лапами, как будто они намереваются умять траву и вырыть углубление, что, без сомнения, делали их дикие предки, когда жили на открытых, поросших травой равнинах или в лесах. Шакалы, феннеки и другие родственные им животные делают то же самое с соломой в Зоологическом саду.

Кошки засыпают землей свои испражнения обоего рода, мой дед видел, как котенок сгребал золу на пролитую у камина ложку чистой воды; таким образом, здесь привычное или инстинктивное действие было ошибочно возбуждено зрительным, а не обонятельным раздражением и не предшествующим актом. Всем известно, что кошки не любят мочить себе лапы, быть может вследствие того, что первоначально они были обитателями Египта, известного своим сухим климатом. Замочив лапы, они сильно отряхивают их.

Когда лошадь горит нетерпением отправиться в путь, она делает движения, наиболее близко воспроизводящие шаг вперед: она бьет копытом о землю. Когда приближается время задать корм стоящим в стойлах лошадям, они выражают свое нетерпение тем, что бьют копытами о каменный пол или о солому.Две мои лошади поступают так всякий раз, когда они видят или слышат, что соседним лошадям задается корм. Это движение принадлежит, пожалуй, к подлинно выразительным, ибо, по всеобщему признанию, бить копытом о землю — значит проявлять нетерпение.

2) Переход в противоположность (принцип антитезы): при возбужждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, возникают непроизвольно прямо противоположные действия (собака злиться – выгибает спину, собака хочет показать свою привязанность к человеку – пригибается к земле).

Примеры:

Приближаясь к чужой собаке или к незнакомому человеку в свирепом или враждебном настроении, собака выпрямляется во весь рост и держится очень напряженно; ее голова может быть слегка приподнята, либо не очень опущена; хвост поднят кверху и совершенно несгибаем; шерсть становится дыбом, особенно вдоль шеи и спины; навостренные уши обращены вперед, а глаза смотрят застывшим взглядом. Эти движения вытекают из намерения собаки напасть на врага, и поэтому они в значительной мере понятны нам. Предположим теперь, что в человеке, к которому собака приближается, она внезапно обнаруживает не чужака, а своего хозяина; примечательно, какое полное мгновенное превращение наблюдается во всем ее поведении. Вместо того, чтобы идти выпрямившись, она опускает туловище или даже прижимается к земле и изгибается всем телом; хвост уже не поднимается в напряженном состоянии кверху, а опускается и начинает вилять из стороны в сторону; шерсть мгновенно становится гладкой, уши опускаются и оттягиваются назад, но не плотно прилегают к голове; губы становятся отвисшими.

Если взрослый человек или ребенок в порыве гнева говорит кому-нибудь громким голосом, чтобы тот уходил прочь, то он обыкновенно двигает при этом руками, как бы отталкивая его, хотя бы обидчик и не стоял близко и не было бы ни малейшей надобности пояснять жестом смысл слов. С другой стороны, если мы страстно хотим, чтобы кто-нибудь подошел к нам поближе, мы совершаем движения, которые как бы притягивают его к нам; то же самое бывает и в других бесчисленных случаях.

3) Принцип прямого действия НС: предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки (психолог наблюдает за змеей в зоопарке, она за стеклом; он говорит себе, что если она метнется в его сторону, он не отшатнется; но в силу принципа прямого действия НС он все – таки отшатнулся).

Примеры:

Из всех эмоций страх, как известно, более всего способен вызвать дрожание. Но дрожание иногда возникает и под влиянием сильного гнева и радости. Я помню, что однажды видел мальчика, который только что застрелил налету своего первого бекаса: у него до такой степени дрожали от восторга руки, что он некоторое время не мог зарядить ружье.

Прекрасная музыка, возбуждая смутное эмоциональное состояние, вызывает у некоторых людей дрожь, пробегающую вниз по спине.

Сосудодвигательная система, регулирующая просвет мелких артерий, находится под прямым влиянием сенсорной сферы, что обнаруживается, например, когда человек краснеет от стыда; однако в этом случае задержка в передаче нервной силы сосудам лица может быть частично объяснена своеобразным влиянием привычки.

Будучи в Зоологическом саду, я вплотную приник лицом к толстому стеклу клетки, в которой находилась змея, и принял твердое решение не откидываться назад, если змея бросится на меня; однако как только змея это сделала, от моей решимости не осталось и следа, и я с поразительной быстротой отпрянул на ярд или на два назад. Моя воля и рассудок оказались бессильными перед воображаемой опасностью, которой я никогда раньше не испытывал.

6. «Периферическая» теория Джемса-Ланге и ее критика (физиологами и психологами).

Уильям Джеймс и Георг Ланге создали теорию, согласно которой восприятие каких-то явлений сначала вызывает физиологические реакции, которые воспринимаются человеком и порождают психологические переживания. Эмоции – есть переживание собственных физиологических реакций. Схема: восприятие события→органические изменения, возникающие рефлекторно→ восприятие органических изменений→эмоция.

Читайте также:  Когда чувствуется запах краски

«Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим».

Разочарование – это уменьшение произвольной иннервации.

Страх – это уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц.

Г. Ланге отсек из области феноменов эмоции, не имеющие физиологической представленности и рассматривал только аффекты и сильные ситуативные эмоции.

Критика:

Со стороны физиологов.Уолтер Кэннон и Шеррингтон опровергли теорию Джеймса-Ланге:

· Перерезка афферентных путей у кошки не уничтожает эмоции (она по – прежнему боится собак, гоняется за мышами).

· Одни и те же телесные изменения происходят при очень разных эмоциональных состояниях (страх, гнев и др).

· Каким образом довольно скудному набору телесных изменений соответствует огромное множество эмоций?

· Эмоции – это быстрая оценка действительности, а физиологические процессы идут медленно.

· Введение адреналина вызывает состояние «я чувствую себя, как если бы я был напуган, но я не напуган» (так называемые холодные эмоции). Существует различие между восприятием органических изменений и психологических эмоций.

· Эксперименты показывают, что кошка, лишенная симпатической нервной системы, на угрозу своим котятам реагирует также как и нормальная кошка.

· Данные из области патологии. Клинические наблюдения Вильсона. Расхождение между эмоцией как субъективного переживания и эмоцией как внешней реакцией: больной печален внутренне и при этом смеется. Нарушение таламической области, например, опухоль зрительного бугра вызывает «маскообразность выражения лица», т.е. отсутствие мимики

Со стороны психологов: отстуствие психического. Сарт также критиковал эту теорию: если эмоция будучи воспринята объективно, может предстать как расстройство физиологических функций, то как факт сознания она вовсе не является беспорядком, она имеет смысл.

Источник

Конспект открытого занятия «Развитие у детей умения создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений»

Овечкина Елена Павловна
Конспект открытого занятия «Развитие у детей умения создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений»

План – конспект

открытого музыкального занятия в подготовительной группе

на тему «Волшебные превращения»развитие у детей умения создавать образы животных с помощью выразительных движений.

Овечкина Елена Павловна

Цель: Создание условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности и формировать интерес к игре-драматизации.

-активизировать речевую деятельность детей;

-формировать умение импровизировать под музыку;

-побуждать эмоционально, воспринимать сказку;

— учить инсценировать знакомую сказку совместно с воспитателем, развивать словесное творчество, умение включать описание героев в знакомый сюжет;

Развивающие:

-приобщать детей к музыкальной классике;

развивать образное мышление, актёрские способности;

— закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, попевок;

развивать мимическую активность ивыразительность движений;

— способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу;

-развитие артистизма.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о героях сказки и их повадках. Игры на звукоподражание.

Рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы.

Чтение художественно литературы: Чтение сказок «Под грибом», «Лисичка сестричка», «Лиса и заяц», просмотр мультфильма «Под Грибом»

Шапочки — маски: муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки, гриб (взрослый).

Ход занятия:

Дети выходят под марш.

Музыкальное приветствие с гостями и муз. руководителем.

М. Р. : Ребята,а знаете ли вы что такое театр? (Место, где можно посмотреть спектакль).

Кто в театре работает? (Актеры)

И что они там делают? (Играют роли животных, людей) Они почти волшебники, потому, что перевоплощаются в разные персонажи.

А хотели бы вы сегодня ненадолго стать волшебными актерами? (Да)

Давайте тогда потренируемся, нам же надо играть разные роли и мы должны уметь все.

М. Р. : Сейчас мы с вами поиграем «Кто как идёт?»

(ходьба под музыку медведя, зайца, волка, лисы)

Дети проходят под марш на стульчики.

М. Р. : Сейчат послушайте музыкальное произведение и догадайтесь о ком это произведение.

Слушание «Пудель и птичка» Ф. Лемарк.

М. Р. : Как вы думаете о ком оно?

(ответы детей)

М. Р. : Это произведение называется «Пудель и птичка». А какая по характеру музыка?

(ответы детей)

М. Р. : А теперь давайте ещё раз послушаем, а кто-то из детей попробует показать пуделя и птичку.

М. Р. : Послушайте вступление песни и узнайте её.

(звучит вступление песни «Если хочешь быть военным»)

Какая по характеру эта песня. Давайте её споём.

Песня «Если хочешь быть военным»

М. Р. : А теперь узнайте другую песню. Какая она по характеру?

М. Р. : Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем в игру «Наши эмоции»

Ну, например, мы должны показать радостькак вы это покажете (показывают, а сейчас печаль, а теперь злость. Молодцы.

М. Р. : Вы всё сделали правильно, и теперь вы настоящие волшебные актеры. Ребята к нам пришли гости, а давайте им покажем сказку? А какую вы отгадайте сами.

Читайте также:  The коля какие чувства

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это. (гриб)

Какую сказку с участием этого персонажа вы знаете, в какой сказке есть герой – Гриб? (Под грибом) Правильно, молодцы.

(дети вспоминают названия героев и разбирают шапочки –маски:Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушка).

А сейчас начинается настоящее волшебство, но будьте внимательны, в нашей сказке звери не просто будут прятаться под грибом.

Воспитатель играет роль гриба.

М. Р. : В лесу на полянке рос маленький грибок. Ему было очень грустно одному. И вот однажды пошел дождь. (Звучит «Музыка дождя»).

Стало сыро, неуютно в лесу. Вдруг к грибу бежит Муравей. Решил он спрятаться под грибом. Сидит и дождь пережидает. Вдруг видит Муравей, к грибу ползет мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравей пусти меня под грибок.

Муравей: Куда же я тебя пущу!

Гриб: Жалко бабочку, потеснись Муравей.

И стали Муравей и Бабочка вдвоем дождь пережидать. Бежит мимо Мышка.

Мышка: Пустите меня под грибок пи-пи-пи. Я промокла и мне холодно.

Гриб: Мышка, а расскажи нам про себя, тогда и пустим. (мышка стесняется). Хочешь, я тебе про себя расскажу? Я – Гриб, живу в лесу. У меня крепкая коричневая ножка и красивая красная шляпка. А ты?

Мышка: Я – Мышка. Серенькая, маленькая. У меня длинный хвост и маленькие ушки, а живу я в норке.

Гриб: Замечательно, прячься скорее от дождя.

И стали они пережидать дождь втроем: Муравей, Бабочка и Мышка.

Мимо гриба скачет Воробей и плачет.

Воробей: Намокли перышки. Пустите меня под грибок.

Бабочка: Мы тебя пустим, только ты про себя расскажи.

Воробей: Я, я воробей. Люблю летать и чирикать.

Гриб: Прячься Воробей. В тесноте, да не в обиде.

И тут на полянку выскочил Заяц. Увидел гриб и кричит….

Заяц: Спасите, помогите! За мной гонится Лиса!

Гриб: Подвиньтесь, друзья, спрячем Зайца. (Закрывают зайца собой)

Только спрятали Зайца, прибежала Лиса.

Лиса: Зайца не видели!

Гриб: А что ты леса можешь о себе рассказать, может и поможем тебе в поиске зайца?

Лиса: Я такая рыженькая, такая хитренькая и очень хочу съесть зайца!

Гриб: Нет лиса, мы не видели зайца, беги дальше.

Лиса убежала. (Выкл. «Музыка дождя»)

Гриб: Посмотрите, друзья, а дождь – то кончился!

Мышка: А как же мы все под грибом поместились!

Все вместе: А гриб то вырос!

М. Р. : Посмотрели все на гриб, удивились. И тут всем стало весело, они взялись за руки и стали танцевать.

Песня-танец «Настоящий друг»

М. Р. :Все вы были молодцы, волшебная получилась у нас сказка.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Музыкальное прощание с муз. руководителем, гостями.

Под марш дети уходят в группу.

Конспект занятия на развитие музыкально-ритмических движений для средней группы «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» Музыкальный руководитель: Хавова Ольга Николаевна «Целый день в саду у нас игры и веселый пляс» (доминантное занятие на развитие муз. ритмических.

Конспект театрального занятия «Хочу всё знать» для подготовительной группы по программе «Язык выразительных рук» «Хочу все знать» Программное содержание: 1. Расширять знание детей о театре, как об основном виде искусства. 2. Активизировать речь детей.

Консультация «Лечение с помощью животных». Часть 2 Как мы уже говорили, что животные играют большую роль в развитии человека. Но сегодня я хочу рассказать вам о том, что иногда животные помогают.

Консультация «Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Консультация развитие образно выразительных движений у старших дошкольников в музыкально- игровой деятельности Раздел построен так, что.

Консультация «Развитие пластических умений посредством лепки из солёного теста» «Развитие пластических умений посредством лепки из солёного теста» Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только.

План-конспект занятия детей в ДОУ «Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств с помощью выполнения прыжков» Цели и задачи занятия- 1) Обучение технике прыжка в длину с места, прыжка в длину с передвижением вперед и прыжковых упражнений. 2) Развитие.

Конспект занятия «Развитие движений детей 2-го года жизни» Нижегородское специализированное Государственное учреждение здравоохранения «Дом ребёнка №2» Конспект занятия «Развитие движений.

Конспект занятия «Развитие движений рук детей дошкольного возраста» Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони –.

Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников Развитие музыкально-пластических способностей дошкольников Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого.

Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений (4 года — 5 лет) У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети.

Источник

Оцените статью