Эмоционально выраженные волевые нарушения у ребенка

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Органическое расстройство личности

Органическое расстройство личности — это стойкое нарушение работы мозга, в результате его болезни, повреждения или дисфункции, вызывающее значительное изменение поведения больного, снижение мыслительных функций, психическое истощение. Расстройства проявляются в детском возрасте и могут давать знать о себе в течение всей жизни. Течение заболевания зависит от возраста, наиболее опасными являются критические периоды, например, период полового созревания, климакс. Причём в благоприятных условиях может наступить стойкая компенсация личности с сохранением трудоспособности, а в случае появления негативных воздействий (инфекционные заболевания, органические нарушения, эмоциональные стрессы), возможно наступление декомпенсации, при которой психопатические проявления становятся ярко выраженными.

В целом, заболевание носит хронический характер, во многих случаях болезнь прогрессирует, приводя к полной социальной дезадаптации, но при соответствующем лечении возможно и улучшение состояния больного. Очень часто больные избегают лечения, не признают факта заболевания. Симптомы и диагностика

Для диагностики заболевания используются следующие методы исследования: ЭЭГ, МРТ, психологические методы (MMPI, тест Роршаха, тематический апперцептивный тест). Выявляется органическое нарушение структур мозга различной этиологии (болезнь, травма или дисфункция мозга), отсутствие нарушений сознания и памяти и проявление типичных изменений характера поведения и речи.

Но для чёткой постановки диагноза необходимо длительное, не менее полугода, наблюдение за пациентом. В этот период у больного должно проявиться не менее трёх признаков органического нарушения личности. Признаки таковы:

  • Неспособность осуществлять деятельность, особенно длительную, требующую концентрации внимания и волевых усилий. В особенности если получение результата деятельности отсрочено или что-то не получается;
  • Выраженная эмоциональная нестабильность, неспособность к самоконтролю, большие колебания в проявлении эмоций, эйфория или полная апатия, неконтролируемые проявления агрессии, сильная раздражительность;
  • Расторможенность низменных влечений. Игнорирование социальных норм, воровство. Неадекватное сексуальное поведение.
  • Пренебрежение личной гигиеной, иногда обжорство.
  • Появление параноидальных концепций, неестественной подозрительности. Зацикленность на одной отвлечённой идее, например, религиозной.
  • Категоричные оценки чужого поведения; Очевидное изменение речи (гиперграфия, вязкость);
  • Перемены в половых предпочтениях, иногда гиперсексуальность.

Хотя на начальных этапах болезни изменений памяти обычно не наблюдается, при прогрессировании заболевания могут появляться расстройства памяти, и это позволяет уже говорить о деменции.

Из-за большого количества повреждающих факторов, начиная от родовых травм и заканчивая радиацией, органические расстройства очень распространены.

Основными причинами появления расстройств считаются:

Черепно-мозговые травмы головы и травмы повторного характера, особенно повреждение височной или лобной доли;

  • Инфекционные поражения мозга;
  • Болезни мозга (множественный склероз, опухоль);
  • Сосудистые заболевания (субарахноидальные гематомы);
  • Детские церебральные параличи;
  • Энцефалиты с последующими соматическими расстройствами (постэнцефалический паркинсонизм);
  • Хронические отравления марганцем;
  • Употребление психоактивных веществ (алкоголь, стимуляторы, стероиды, галлюциногены);
  • Височная эпилепсия.

У больных более десяти лет страдающих эпилепсией, развивается органическое нарушение личности, предполагается, что есть связь между частотой припадков и степенью нарушения.

Невзирая на то, что органические расстройства личности изучаются с конца позапрошлого века, особенности формирования и развития симптомов и по сей день остаются невыясненными. Нет убедительных данных о влиянии биологических и социальных факторов на этот процесс. В качестве основного патогенетического звена рассматриваются поражения мозга экзогенного происхождения, приводящие к нарушению правильного соотношения процессов возбуждения и торможения в мозге. В последние годы наиболее верным считается интегративный подход к выявлению патогенеза психических расстройств. Этот подход предусматривает влияние следующих факторов: генетических, органических, социально-психологических. Однако существенного анализа по данному вопросу не осуществлялось. Изучению органических расстройств, причиной которых оказывается черепно-мозговая травма, всегда уделялось большое внимание, в то время как до сих пор малоизученными остаются нарушения, являющиеся следствием перенесённых нейроинфекций, сосудистых заболеваний, интоксикаций.

Лечение

Чтобы лечение расстройства было эффективным, оно обязательно должно быть комплексным. Необходимо сочетание психотерапевтического и медикаментозного воздействий, которые при умелом применении усиливают воздействие друг друга.

Лекарственная терапия предполагает использование нескольких типов препаратов:

  • противотревожные
  • антидепрессанты
  • ноотропы
  • гормоны, литий, антиконвульсанты.

Однако нередко препараты воздействуют лишь на симптомы заболевания и после отмены препарата болезнь снова прогрессирует.

Основной целью применения психотерапевтических методов является облегчение психологического состояния больного, помощь в преодолении депрессии, сексуальных проблем, навязчивых страхов, в усвоении новых моделей поведения. Помощь оказывается при наличии как психических, так и физических проблем, в виде беседы или ряда упражнений. Психотерапевтическое воздействие предполагает использование групповой, индивидуальной, семейной терапии, которая позволит больному выстраивать правильные взаимоотношения с членами семьи, а также обеспечит ему эмоциональную поддержку родственников. Кроме того, психотерапия позволит членам семьи усвоить правила поведения и общения с больным. Основное воздействие, если это возможно, должно быть направлено на органическую причину заболевания. И конечно, нужно стремиться к минимизации вредных воздействий (алкоголь). Чаще всего только больные с тяжёлым течением заболевания попадают в поле зрения психиатра, но помещение пациента в психиатрическую больницу требуется не всегда, только в случае, если он опасен для окружающих или для себя самого. Профилактика органических нарушений начинается с адекватного родовспоможения и реабилитации в постнатальном периоде. Огромное значение имеет правильное воспитание в школе и семье.

Источник

Эмоционально выраженные волевые нарушения у ребенка






Голосуй за сайт!

Материалы

Эмоционально – волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение

В наше время все чаще можно встретить детей и подростков, которые не просто не хотят учиться, а вообще по несколько месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает все больше и больше наше общество. И проблема заключается в отсутствии мотивации.

Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью. Мотивация бывает внутренней и внешней.

О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности – так, ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали взрослые (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями. Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового. Развитие эмоциональной волевой сферы протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основными причинами нарушений являются:

  • перенесённые стрессы;
  • отставание в интеллектуальном развитии;
  • недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  • социально-бытовые причины (асоциальные семьи);
  • фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  • ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

ü Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

ü Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

ü Повышенная тревожность, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

ü Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

ü Отсутствие эмпатии. При нарушениях эмоционально-волевой сферы, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

ü Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование взрослых – в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

ü Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате.

ü Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам, как сверстников, так и окружающих взрослых.

ü Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

ü Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью.

В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств. Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:

  1. oповеденческом – в виде инфантильных черт личности, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
  2. oсоциальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, дезадаптации;
  3. oкоммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения;
  4. oинтеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.

Эмоционально – волевые расстройства бывают двух типов:

  1. vИмпульсивный тип. Ребенок начинает совершать неожиданные и необдуманные поступки, которые нельзя назвать разумными только из-за испытываемых им эмоций. Плохо реагирует на критику, на любые замечания проявляют агрессию. Характерно для людей страдающих психопатией.
  2. vПограничный тип. Он часто проявляется в подростковом возрасте, выражается такое расстройство в том, что человек чрезмерно бурно реагирует на любые жизненные ситуации, начинает гиперболизировать собственные неудачи, тяжело переносят стрессы. Нередко результатом подобной неустойчивости становится употребление наркотиков и алкоголя, суициду и нарушениям закона.
  • психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);
  • гипер или гипоопека со стороны близких людей (особенно в подростковом возрасте);
  • психастения;
  • нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);
  • острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).

Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.

При депрессивном синдроме можно наблюдать три основных признака у детей и подростков: гипотомия (снижением настроения), ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность), двигательная заторможенность (скованность и медлительность движений).

При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака: повышенное настроение по гипертимии (постоянный оптимизм, пренебрежения к трудностям), психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия), двигательное возбуждение.

Нарушение эмоционально – волевой сферы у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику. Психолог проводит комплексную психодиагностику с использованием методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей (арт-терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).

Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка, научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.

Врач – невролог поможет лечить неврологические нарушения: назначение медикаментозной терапии. В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).

Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям (законным представителям).

Анализируя опыт специалистов, можно дать следующие рекомендации по работе с детьми и подростками с нарушениями ЭВС:

  • создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
  • внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – необходима консультация врача – невропатолога.
  • обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение.
  • посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения.

Профилактика эмоциональных состояний у детей и подростков в учреждении следующая:

  • знание обстановки в групповом блоке и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям;
  • благожелательная атмосфера в группе, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха);
  • повышение активности и самостоятельности у детей;
  • коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
  • выбор правильного стиля общения;
  • вовлечение в активные творческие формы деятельности;
  • повышение самоконтроля педагога;
  • двигательная разгрузка детей.
  • Рымарь Е.А., педагог-психолог

Источник

Оцените статью