ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Данная сатья будет полезна и родителям, и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Возрастной период: младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу 6,7 лет и продолжается до 10-11 лет.
Социальная ситуация развития — ребенок подвержен влиянию сверстников и первого учителя.
Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.
Личностные новообразования возраста: возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника; развитие общественной направленности; развитие познавательного отношения к действительности; складывание характера.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению .
Психологическая готовность ребенка к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и степени произвольности в выполнении деятельности. Обычно выделяют несколько аспектов психологической готовности: личностную, социально-психологическую и интеллектуальную .
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.
Этот период является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегулирования;
- усвоения социальных норм нравственного развития;
- становления адекватной самооценки развития;
- развития навыков общения со сверстниками;
- установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.
Помимо учебной деятельности ребенок включен в игры, занятия спортом, искусство и элементы трудовой деятельности.
Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Раскрытие потенциальных возможностей первоклассников в учебной деятельности значительно облегчается в случае их успешной адаптации к школе
Кризис 7 лет проявляется в том, что у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка, которая исключает импульсивность и непосредственность. Поведение становится опосредованным и произвольным. Впервые возникает обобщение переживаний, осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения «социального Я».
Общая интегральная характеристика психического развития ребенка младшего школьного возраста:
- значительное расширение и углубление знаний, умений и навыков;
- проявление общих и специальных способностей;
- увеличение индивидуальных различий между детьми;
- полная сформированность к 3-4 классам познавательных процессов (практически по всем критериям: памяти, мышления, речи;
- формирование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых;
- поддержание социального престижа среди сверстников.
- Задачи по повышению резервных возможностей младших школьников:
- Адаптировать детей к работе в школе и дома;
- Научить их учиться, не тратя лишних усилий, и рационально используя способы переработки и усвоения учебного материала.
- Привить навыки саморегуляции поведения и контроля за вниманием. Научить их быть усидчивыми, сдерживать эмоции, регулировать естественную двигательную активность.
- Корректировать их самооценку и уровень притязаний.
- Создавать у младших школьников ситуацию успеха в учебной и других видах деятельности.
- Не допускать психологических и физических перегрузок, не предъявлять неосуществимых требований.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Источник
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, которые должен знать воспитатель ГПД
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_emotsionalno-volevoy_sfery_mladshih_shkolnikov_kotorye_dolzhen_znat_vospitatel_gpd.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учреждение гимназия «Альтернатива»
« Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, которые должен знать воспитатель ГПД »
Огромное значение в работе воспитателя ГПД в начальной школе имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка. Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие младшие школьники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, словесное одобрение его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление — радость — интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. «Меня похвалили, меня увидели — значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мыслительной деятельности: радость имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, злоба тормозит ее выполнение.
Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок еще пару месяцев назад с удовольствием шел в школу, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить. В психологии известно не мало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребенка.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждением человека, его желанием, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обида, злоба, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребенка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить, их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и научить их не бояться отрицательных эмоций которые, безусловно, возникают в процессе деятельности творчества. Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, которые могут привести к отклонениям в развитии личности к нарушениям у ученика социальных контактов, к психологическим проблемам.
Воспитателю ГПД в начальной школе необходимо знать, что собой представляет ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
Ребенок с пониженным настроением — несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический, мрачный.
Ребенок, испытывающий страх и тревогу — робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный, нервозный, напряженный, испуганный.
Ребенок, переживающий эйфорию (эмоциональный подъем) -смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, стремящийся к доминированию, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, воодушевленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.
Ребенок, переживающий дисфорию (эмоциональный спад) — угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.
Частое чередование положительных и отрицательных эмоций (эмоциональная лабильность) характерна для детей-невротиков.
Ребенок приходит в школу уже личностью, многое познавшей, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых.
Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» и или другие негативные приказания 900 раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам, которые можно назвать эмоциональными проблемами. Этих эмоциональных проблем четыре. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь. Ярлык 1. «Я недостаточно хорош».
Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя не комфортно. С чем могут быть связаны проблемы младших школьников? В первую очередь, это проблемы, связанные со школьной адаптации. Если взрослые люди, которые тебя окружают, констатируют и фиксируют твое неумение, и в первую очередь заостряют внимание самого ребенка на его неумениях, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова «я не могу», я не умею, у меня не получиться». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками. Очень часто сами родители и педагоги стимулируют неуверенность ребенка, принимая за него учебные решения: «пиши так, делай так» и т.д. Это притупляет поисковую активность детей, гасит любопытство и любознательность. Боязнь сделать не так, не уложиться в рамки, начертанные, взрослым может привести к тяжелым психическим травмам.
Ярлык 2. «Я беспомощен или я бессилен».
Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. Природа этого явления связана с психотравматическими последствиями активности, т.е. активность ребенка явилась тем стимулом, который запускает систему торможения поведения. «Ты будешь делать, что скажут», ты не вправе принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают — это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.
Ярлык 3. Проблема изоляции ребенка. «Я чужой». Это эмоциональное отвержение ребенка. Состояние эмоционального отвержения испытывает часто ребенок, которые в детстве был лишен длительного эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семьи своему классу, своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоционально-волевой сферы, единству и сплоченности, сопротивляемости к стрессу. Многие учащиеся, которые лишены эмоционального контакта дома, испытывают затруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого, которое им непонятно или которого они в своей жизни не испытывали.
Четвертая эмоциональная проблема, которую испытывают младшие школьники — сверхответственность.
В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребенка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность — это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате воздействия взрослого. Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его именно таким и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок в подобной ситуации всегда испытывает чувство вины и это становится его постоянным внутренним наказанием. Иногда можно наблюдать ситуацию подобного рода, когда родители или взрослые посторонние люди начинают разговаривать с ребенком, постоянно повторяя ему слова: «Ты должен, ты обязан». Ребенок слушает эти слова, но он их не слышит потому, что он их не осознал, они не стали его потребностью, не превратились в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование — это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате подобных манипуляций по отношению к ребенку мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, боятся проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потому что это проявление может сказаться на результате. Педагог должен знать эти эмоциональные проблемы, которые могут повлиять на успешность учебной деятельности школьника и его социальную адаптацию.
Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности.
Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнения своих желаний, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, которая должна выражаться в первую очередь в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В индивидуальных беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их проявления.
Гиперактивные дети — это дети, которые могут делать несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение, они эмоционально несдержанны. Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований. Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться следующими правилами:
Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
Правило шестое: Учите учащихся не бояться выражать положительные эмоции.
Источник