Эмоциональное состояние после инсульта
Человек, перенесший инсульт, нуждается в особом отношении. И это связано не только с частичной потерей двигательных функций, навыков речи, памяти, но и с изменением эмоционального состояния.
Многое в поведении человека после инсульта может показаться его близким странным. Например, из-за нарушения зрения он может есть только с одной стороны тарелки, не видя другую из-за потери половины поля зрения. Или вследствие сенсорной афазии человек может перестать адекватно воспринимать окружающее, его мимика и жестикуляция могут стать бессмысленными и неконтролируемыми, а речь бессвязной.
Как правило, близкие относятся с пониманием к таким изменениям, однако они далеко не всегда понимают объективную причину этих изменений. Дело в том, что при остром нарушении мозгового кровообращения происходит некроз участка коры головного мозга, а это непосредственно влияет не только на физические способности, но и на личность человека.
После инсульта человек может испытывать затруднения с засыпанием, страдать от повышенной утомляемости, он может стать раздражительным и агрессивным или плаксивым, обидчивым, подавленным. Нередко после инсульта наблюдаются внезапные и беспричинные перепады настроения, которые называются эмоциональной лабильностью. Человек ни с того ни с сего ударяется в слезы или вдруг начинает ругаться, внезапно это сменяется смехом.
Характер и привычки человека после инсульта непонятным образом изменяются, он то впадает в немотивированный гнев, то в тревожное, депрессивное состояние и с недоверием относится к близким людям, которые хотят ему помочь, и при этом жалуется на то, что ощущает себя лишним, ненужным. В некоторых случаях после инсульта наблюдается частичное слабоумие.
Для близких выдержать это бывает весьма непросто, ведь фактически после инсульта они видят перед собой другого человека, но продолжают воспринимать его как прежнего. Поэтому многие изменения в его психике они объясняют не только и не столько болезнью, сколько капризностью, желанием привлечь к себе повышенное внимание. В этом состоит основная проблема, которая требует не просто моральной поддержки и человеческого понимания, но и профессиональной помощи психотерапевта.
Ведь недостаточно просто принимать человека таким, каким он стал, но и максимально мотивировать его к восстановлению, не осуждая его, а стимулируя социальную адаптацию и возвращение к нормальной жизни.
Психологическая реабилитация после инсульта является важнейшей частью восстановительного курса в специализированных стационарах. Именно от нее во многом зависит успешность других составляющих реабилитации – восстановление двигательных функций, навыков, речи, письма, улучшение умственной активности.
С другой стороны, существует и обратная связь. Восстановление двигательной активности с помощью PNF-терапии или системы Erigo улучшает психоэмоциональное состояние человека, помогает ему преодолеть депрессию и создает позитивный настрой. Это еще раз доказывает важность комплексного подхода к реабилитации после инсульта и неоценимость той помощи, которую могут оказать в этом профильные медицинские специалисты в условиях стационара
Источник
Эмоционально волевые нарушения при инсульте
По социальной значимости сосудистая патология в ХХ1 веке занимает первое место среди проблем здоровья населения. Это обусловлено тем, что заболевание поражает лиц достаточно активного, творческого возраста (после 45 лет); а также постарением населения, в частности в России, что ведет к дальнейшему увеличению числа таких больных. Сосудистая патология является «пограничной» областью с неврологией и внутренними болезнями, что ведет к необходимости комплексного подхода к терапии, оценке степени ограничения жизнедеятельности
Традиционно работа психолога в большей степени рассматривается в рамках психодиагностического направления и консультирования. Произошедшие за последние десятилетия изменения в пользу биопсихосоциального подхода в лечении людей, их психосоциальной реабилитации, повлияли на повышение значимости роли психолога в системе лечебно-реабилитационных мероприятий. Актуальным для эффективности работы стало внедрение полипрофессиональных бригад.
Открытие в Нижневартовской городской поликлинике отделения медицинской реабилитации позволяет внедрить и активно использовать биопсихосоциальную модель терапии и реабилитации в едином комплексе лечебных мероприятий, что позволяет повысить уровень социальной адаптации и качество жизни пациентов.
В рамках бригадного подхода предполагается, что каждый участник терапевтической команды должен воспринимать всю полноту информации о пациенте и окружающей его действительности в аспекте своей профессии. Каждый член бригады дополняет усилия других, совместно принимается оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения – биологический, личностный и социальный.
Психолог является обязательным участником полипрофессиональной бригады, выполняя свои специфические функции и ориентируясь на особенности поликлинического подразделения.
И первым на этапе реализации реабилитационного маршрута является индивидуальный и диагностический подход к каждому пациенту, в зависимости от его внутренней модели болезни, дезадаптирующих факторов, механизмов защиты, личностных ресурсов. Индивидуальная работа психолога проводится в разных формах: консультирование пациента, по запросу врача, в рамках ведения случая; индивидуальная беседа, формирующая безопасную, доверительную атмосферу и готовность восстанавливаться после перенесенного острого заболевания.
Работа психолога включает в себя диагностику реабилитационного потенциала; консультирование; психологическую поддержку; иногда – кризисное вмешательство; психологическое сопровождение выписанных из неврологического отделения стационара пациентов; оказание психологической помощи родственникам; психологическую коррекцию эмоционально-волевой сферы, способствующей личностному росту, восстановлению когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности.
В практике психолога применяется большинство видов групповой работы. В случае реабилитации постинсультных пациентов акцент ставится на:
- Тренинги когнитивных навыков для пациентов с высокими показателями когнитивных функций, с целью профилактики нейрокогнитивного дефицита;
- Тренинги когнитивных навыков для пациентов, имеющих умеренные нарушения памяти, внимания, мышления с целью тренировки указанных процессов, пополнения словарного запаса, развития самоконтроля, сообразительности.
- Психообразовательные тренинги, способствующие формированию способности понимания болезни, распознаванию симптомов ОНМК; созданию комплайенса между врачом, пациентом и родственниками; выработке мотивации к соблюдению лекарственного режима, ответственности за свое здоровье.
- Немаловажным является оказание эмоциональной поддержки родственникам, семейная психотерапия.Нарушения мышления, характерные для постинсультных пациентов оказывает физическое, психологическое, социальное и экономическое воздействие на людей, осуществляющих уход.
В условиях реабилитационного отделения сочетание индивидуального и группового подходов является оптимальным. Весь спектр проведенной психологической работы отражается в нормативной документации. Вся работа с пациентом строится на основе метода «ведение случая».
Частые жалобы, которые предъявляют наши пациенты: головная боль, головокружение, шум в голове, повышенная утомляемость, расстройство сна, когнитивные нарушения. Усугубление когнитивных расстройств становится причиной временной и стойкой утраты работоспособности, снижает качество их жизни.
Группы риска развития ОНМК
- Гипертоники: гипертоническая болезнь тяжелой степени часто приводит к инсульту, который и является одной из самых распространенных причин сосудистой деменции у пожилых людей.
- Больные сахарным диабетом, особенно те, которые заболели им в зрелом возрасте.
- Курильщики со стажем. Курение резко повышает риск развития сосудистой деменции и расстройства психики в пожилом возрасте.
- Люди, переживающие депрессивные эпизоды в течение жизни.
- Люди с избыточной массой тела или длительно соблюдающие строгие диеты
Определенную готовность к возникновению состояния дезадаптации создают различные факторы, ослабляющие нервную систему: всевозможные вредности, главные из них курение и алкоголь; перенесенные инфекции, физическое и умственное переутомление, длительно текущие хронические соматические заболевания, в основном сердечно-сосудистые заболевания и артериальная гипертензия.
В патогенезе формирования нервно-психических нарушений сосудистого генеза основным является развитие гипоксии мозга с последующим угнетением деятельности нервных клеток.
Однако определенную роль играют также:
— длительная фрустрирующая ситуация;
— индивидуальные особенности личности;
— возрастные изменения личности.
Вместе с тем, следует особенно подчеркнуть отсутствие прямых корреляций между стадией сосудистого заболевания, лабораторными данными и нервно-психическими нарушениями. Основное в диагностике – особенности клиники и течения симптоматики как патопсихологического, так и психопатологического регистров.
Коррекция постинсультных нарушений.
Основные принципы коррекции постинсультных когнитивных нарушений можно свести к следующим положениям:
- Этиопатогенетическая терапия;
- Коррекция сопутствующих заболеваний;
- Когнитивный тренинг;
- Базисная терапия деменции.
Этиопатогенетическое воздействие на основной патологический процесс, вызывающий когнитивные нарушения: необходимы адекватная коррекция артериальной гипертонии и гиперлипидемии, прием антиагрегантов, антигипоксантов и т. д.
Коррекция сопутствующих заболеваний и дополнительных факторов, усугубляющих когнитивные нарушения (коррекция сердечной и дыхательной недостаточности, отмена препаратов с холинолитическим действием, коррекция депрессии, эндокринных нарушений и т. д.
Проведение длительных курсов коррекционных занятий с нейропсихологом. Целью нейропсихологических занятий являются выявление центрального дефекта в структуре нарушений высших психических функций, организация деятельности пациента по преодолению выявленных нарушений с опорой на сохранные функции. Для улучшения памяти важно оптимизировать условия ее функционирования.
Выбор препаратов, улучшающих когнитивные функции. К таким препаратам относят препараты, действующие на процессы синаптической передачи: ингибиторы ацетилхолинэстеразы и мемантии. При легкой и умеренной сосудистой или смешанной деменции препаратом выбора является мемантин, который может использоваться как в качестве монотерапии. Так и в комбинации с ингибиторами ацетилхолинэстеразы
В связи с увеличением числа больных с хроническим нарушением кровообращения повышается значение их своевременного и эффективного лечения. Основные принципы:
- Лечение основного заболевания;
- Восстановление мозгового кровотока;
- Улучшение реологических свойств крови;
- Регуляция сосудистого тонуса;
- Антиоксидантная терапия;
- Улучшение метаболизма головного мозга;
- Улучшение нейромедиаторного обмена.
Расстройство когнитивный функций являются одним из основных синдромов поражения как при острых (острые нарушения мозгового кровообращения), так и при хронических заболеваниях головного мозга (хронические сосудистые заболевания головного мозга).
Тяжелые когнитивные нарушения, к которым относится деменция, препятствуют осуществлению бытовой, социальной и профессиональной деятельности. Негативные последствия деменции затрагивают не только пациента, но и членов его семьи, существенно влияя на их материальное положение, состояние здоровья, а большей степени – качество жизни. Частота встречаемости деменции нарастает по мере увеличения возраста. А в связи с прогрессирующим старением населения, согласно прогнозам, общее число больных деменцией будет удваиваться каждые 20 лет.
К когнитивным расстройствам относятся:
- Снижение памяти, особенно на текущие события;
- Дефицит внимания, его концентрации, нарушение способности быстрой ориентации в меняющейся обстановке;
- Замедленность мышления, быстрая истощаемость при напряженной умственной работе;
- Сужение круга интересов.
Основные задачи мультидисциплинарной реабилитации:
- Комплексный подход, включающий физическую и психологическую реабилитацию;
- Формирование правильных представлений пациента о заболевании;
- Ранняя активизация медицинских мероприятий;
- Использование активных стратегий;
- Сохранение повседневного уровня физической активности;
- Образовательные программы для пациентов.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере, наблюдаемые после инсульта, являются следствием нарушения адаптации пациента к изменившимся условиям жизни. Они выражаются в обостренной возбудимости, тревоге, раздражительности, вспыльчивости, подавленном настроении, бессоннице.
Изменение перспектив на будущее выступает в качестве, пожалуй, самой важной характеристики переживаний человека, узнавшего о постигшем его физическом страдании (диагнозе). Таким пациентам будущее представляется неясным, болезнь вносит в их жизнь сумятицу и неопределенность, спутывает их планы и мечты. Все это составляет комплекс весьма сложных и драматичных для больного моментов складывающейся у него новой жизненной ситуации, которые обязательно откладывают отпечаток на его эмоциональном состоянии, часто коренным образом меняют его психический облик.
Сама мысль «я болен» значительно изменяет самооценку, характер поведения, психологические и социальные установки заболевшего, его отношения с окружающими (снижаются контакты, перестают общаться). Ведь болезнь приносит с собой много нового, необычного, навязывает человеку свои «нормы» и «порядки». Теперь в связи с болезнью он вынужден ограничивать себя в чем-то, перестраиваться, менять привычки, подавлять в себе те или иные желания. Необходимость приема лекарств, различных процедур, изменение устоявшегося образа жизни являются по своей сути психогенными факторами.
Нельзя забывать и о развивающейся определенной недостаточности (органической и функциональной) различных систем, что, вне зависимости от психогенно обусловленных переживаний больного, ведет к значительной перестройке организма. Присоединяется общий для всех постинсультных пациентов симптом – психическая астенизация, выражающейся в повышенной утомляемости, истощаемости, дневной сонливости, ослаблении внимания и памяти. Иногда развивается подавленность, безразличие, реакции страха повторения приступа.
Болезнь может вызвать такого рода «психический резонанс» сама по себе, независимо от возможных ранее расстройств в нервно-психической сфере. Иными словами, те или иные изменения психики могут быть непосредственно обусловлены соматическим расстройством.
Но также, следует иметь в виду весьма существенный момент – различное отношение людей к своему физическому недугу. Болезнь субъективно воспринимается по-разному. Тот, кто мыслит позитивно – быстро, без осложнений выздоравливает. Другой же считает себя тяжело больным, постоянно думает об этом, переживает, волнуется, испытывает тревогу, теряет сон и аппетит (неврозоподобное состояние).
Основным патогенным моментом является поражение головного мозга. А состояние эмоциональной сферы, снижение когнитивных функций изменяет течение основного заболевания, иногда значительно «извращая» клиническую картину основного расстройства.
Когда человек не только начинает ощущать появившиеся изменения в организме, но и осознает сам факт своей болезни, соответственно меняется и его поведение.
Одним из применяемых методов поддержки пациента является рациональная психотерапия. Суть ее состоит в разъяснении, убеждении, отвлечении и успокоении пациента. Советы психолога исходят из реальных условий жизни, возможностей пациента, его привычек и интересов.
На базе отделения медицинской реабилитации психолог не только консультирует пациента, но и проводит тренинг, направленный на восстановление когнитивных функций через развитие мелкой моторики (пальцевый тренинг и манипуляции с подручными средствами, используемыми в быту: плетение косичек, завязывание шнурков, прокручивание мясорубки, застегивание замков и закрытие\открытие запоров). Рефлекторно пораженная конечность стремится воспроизвести движение здоровой конечности. Во время такой деятельности происходит стимуляция активности нейронов головного мозга, ответственных за память, внимание, мышление.
Таким образом, именно с психологом человек заново учится самым простым действиям и постепенно, подкрепляя результаты работы физиотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозными препаратами, возвращается к привычной жизни.
Медицинский клинический психолог БУ «Нижневартовская городская поликлиника» Кильмухаметова Лилия Ангамовна.
Источник