Реферат по психологии «Эмоционально-волевые особенности личности»
методическая разработка на тему
План
Введение
Теоретическая часть:
1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр.
1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.
1.2. Функции эмоций……………………………………………………4 – 5стр.
2. Виды эмоциональных состояний, их классификация и характеристика………………………………………………………………..6 – 7стр.
3. Высшие чувства, их своеобразие и значение . ………………………..8стр.
4. Воля. Основные теории воли. Строение сложного волевого действия………………………………………………………………………9 – 10стр.
4.2. Основные теории воли……………………………………………11 – 12стр.
4.3. Строение сложного волевого действия………………………….13 – 14стр.
Практическая часть:
1. Ведущие эмоциональны е и волевые качества, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности…………………………………15стр.
2. Приемы регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний. 16 – 17стр.
3. Методики исследования эмоционально-волевых процессов личности……. 17стр.
Заключение
Список литературы. 18стр.
Приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_psikhologii.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Свердловской области
Государственный Камышловский Педагогический Колледж
Эмоционально-волевые особенности личности
студентка 31 СП группы
1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр.
1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.
2. Виды эмоциональных состояний, их классификация и характеристика………………………………………………………………..6 – 7стр.
3. Высшие чувства, их своеобразие и значение . ………………………..8стр.
4. Воля. Основные теории воли. Строение сложного волевого действия………………………………………………………………………9 – 10стр.
4.2. Основные теории воли……………………………………………11 – 12стр.
4.3. Строение сложного волевого действия………………………….13 – 14стр.
1. Ведущие эмоциональны е и волевые качества, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности…………………………………15стр.
2. Приемы регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний. 16 – 17стр.
3. Методики исследования эмоционально-волевых процессов личности……. 17стр.
Список литературы . 18стр.
Для написания реферата мы выбрали тему: «Эмоционально-волевая сфера личности». Знания, полученные нами в ходе работы над данным рефератом, помогут нам в дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни, так как для нашей профессии нужно уметь правильно оценивать эмоциональное состояние человека, уметь правильно подобрать методики для развития положительных эмоциональных и волевых качеств и коррекции отрицательных.
Цель: изучение материала, относящегося к данной теме.
● изучить материал, относящийся к эмоционально-волевой сфере личности, и представить его в виде реферата.
● подготовить краткое представление реферата, разделив его на всех участников.
● логически правильно представить материала на экзамене.
1. Эмоции и воля, рассмотреть сущность и функции.
1.1. Общая характеристика эмоций
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.
Теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет. По мнению СЛ. Рубинштейна, именно эмоция является первичной формой психического.
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и аффекты, настроения, чувства. Перечисленные формы эмоциональных состояний отличаются от эмоций временем протекания, интенсивностью и устойчивостью.
Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподвластную сознательному контролю разрядку в действии, по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности (СЛ. Рубинштейн).
Чувства — это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр более конкретных эмоций. Например, чувство любви к ребенку может в определенных обстоятельствах вызывать у вас по отношению к нему нежность, тревогу или даже гнев (эмоции). Говорят также об обобщенных чувствах: чувстве юмора, иронии, возвышенного, прекрасного, трагического и т.п. Эти чувства могут проявляться более или менее ситуативно, но по большей части они выступают как формы целостного отношения человека к миру.
Настроение — это достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое образует эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
Любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претерпеваем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, переживаем ее и, в-третьих, выражаем.
1.2. Функции эмоций
Ч. Дарвин (1872) говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, — хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту — ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».
По мнению П.К. Анохина, эмоции сформировались в эволюционном процессе как факторы, поддерживающие адаптивное поведение.
Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Например, удовольствие от питья возникает как бы само по себе до того, как организм действительно обезвожен. Таким образом, эмоция приобретает автономную роль в побуждении поведения живого существа (есть — потому что вкусно, а не от голода).
Следообразующая функция эмоций отчетливо видна на примере развития ребенка. Каждый родитель знает, как трудно убедить ребенка не совершать опасных действий. Но стоит ему в буквальном смысле «обжечься», как он навсегда запоминает значение слова «нельзя». Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер.
Функция побуждения и поддержания деятельности. Регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита . Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. «Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например, боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей, которые еще не располагают речевыми средствами общения. Можно сказать, что для них эмоциональная коммуникация — это единственный способ поддержания и развития связей с внешним миром. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики (экспрессия тела) постигается в ходе социализации. При этом одни и те же позы и жесты в разных культурах могут отражать различные эмоции.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Однако, по замечанию В.К. Вилюнаса, «в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движения автотранспорта». Длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья (психосоматическими заболеваниями являются язва желудка, гипертония, инфаркт и др.).
2. Виды эмоциональных состояний, их классификация и характеристика.
В зависимости от длительности и интенсивности протекания различают чувства слабые, сильные и бурные (взрывные). С этой точки зрения различают настроения, аффекты и страсти.
Настроения. Настроение — это относительно слабо выраженное чувство, своеобразное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражаются на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека, настроение, как всякое другое чувство, выражается в виде положительного или отрицательного переживания, например в виде радости или печали, раздражительности или спокойствия.
Настроением можно и должно управлять. Плохое настроение человек может преодолеть волевыми усилиями. Надо переключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем, в общем — заняться любимым делом. Очень хорошее средство преодоления плохого настроения — активное переключение на физический труд, который создает у человека бодрое, жизнерадостное психическое состояние.
Аффекты. Аффект — это бурное, кратковременно протекающее чувство. Примеры аффективных чувств (вспышек — как называют в быту) — чувства гнева, отчаяния, страха и т. п. Аффект — чрезвычайно интенсивное чувство, при котором у человека наблюдается иногда даже временная потеря сознательного, волевого контроля за своим поведением и поступками. Как правило, в аффективном состоянии человек может совершать действия и поступки, которые в обычном состоянии он никогда не совершил бы. Чаще всего аффективные состояния проявляются у тех взрослых людей, которые отличаются слабой воле неумением владеть собой. У детей процессы торможения слабо выражены, в результате чего дети не всегда умеют себя сдерживать. Обычно аффективное состояние проходит быстро.
Страсти. Страсть — это длительное, устойчивое и интенсивное чувство. Страсть всегда предметна, т.е. характеризуется сильно выраженным постоянным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту. Страсть относится к тем чувствам, которые побуждают человека к активности.
Страсть может быть положительной и отрицательной по своему содержанию и направленности. Положительной страстью можно назвать неуклонное стремление к познанию. Страсть к определенной деятельности можно наблюдать и у учащихся.
Страсть положительного характер укрепляет волю человека. Страсти отрицательные часто разрушают личность, ослабляют волю и подавляют психику человека. Отрицательные страсти всегда имеют общественно вредный характер, и с ними необходимо бороться как с социальным злом.
Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые (от английского слова «стресс» — напряжение) состояния возникают в необычайно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Это переживания, возникающие при опасности при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения. Такие ситуации могут встречаться в самых различных видах человеческой деятельности: практической, теоретической, нервной, игровой, спортивной, в практике взаимоотношений между людьми, во всевозможных моральных конфликтных ситуациях.
Стрессовые состояния различаются по характеру и по интенсивности. Эксперименты и наблюдения показали, что можно различать три вида стрессовых состояний: сильные, средние и слабые. В соответствии с ними происходят различные изменения в нервно-психической сфере деятельности и поведении личности. К физиологическим изменениям при стрессе относятся изменения в работе сердечнососудистой, дыхательной систем, биохимические изменения крови и другие вегетативные показатели.
При сильном стрессе наряду с указанными изменениями изменяется общее поведение человека: возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь). При более сильном стрессовом состоянии наблюдается обратная реакция — общее торможение, скованность, отказ от деятельности. При среднем и, особенно, при слабом стрессе все эти изменения могут внешне проявляться очень слабо или вообще отсутствовать.
Психологические изменения при стрессе связаны с нарушением функций, лежащих в основе сознательного контроля при решении тех или иных задач. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, мышления, появление непривычных реакций на разные раздражители, неточности в определении интервалов времени. Однако при слабом стрессе указанных нарушений не только не наблюдается, но и возникает общая физическая собранность и организованность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность, возникают эмоции, повышающие жизненный тонус.
При повторяющихся стрессовых воздействиях человек изменяет отношение к ним. Например, при повторных встречах с конфликтными ситуациями наблюдается снижение напряженности. Это явление связано со способностью адаптирования (привыкания, приспособления) человека к сильным стрессовым воздействиям. Необходимо помнить, что адаптирование у людей происходит неодинаково. Оно зависит от индивидуальных различий. Большую роль играют в адаптировании к стрессу психические особенности личности: сильный и цельный характер, волевые качества человека, прошлый опыт, знания, общая физическая и умственная тренированность. Важнейшими условиями адаптирования являются моральные качества: высокая идейность и сознательность, чувство долга и ответственности перед коллективом, которые помогают предотвратить дезорганизация поведения при стрессах.
3. Высшие чувства, их своеобразие и значение.
Высшие чувства возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни (моральные, интеллектуальные и эстетические чувства). Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.
Моральные чувства — это чувства патриотизма, дружбы народов, интернациональной солидарности, чувство долга и т.д.
В основе чувства долга лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношении к нему. Чувство долга – это глубокое переживание этих обязанностей.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исходит из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
К числу высших человеческих чувств относятся также и интеллектуальные чувства. Они выражают отношение человека к мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности, постоянно сопровождают ее и окрашивают в определенный эмоциональный тон.
Чувство удовлетворения или неудовлетворения возникает у человека в процессе собственной интеллектуальной деятельности.
Как особые высшие чувства выделяются праксические (от греческого слова «праксис» — деятельность, действие) чувства. Предметом таких чувств является сама деятельность человека, физический труд, деятельность в науке, искусстве, деятельность человека как воспитателя, деятельность в процессе игры, учения и т.д. Сама деятельность в определенной области является предметом устойчивого эмоционального отношения переживания.
Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, которые проявляются в самых различных и многообразных формах. Эстетическое отношение к действительности переживается как чувство возвышенного, прекрасного и красивого, как чувство героического, как чувство драматического, как чувство комического и т.п. Источником эстетических чувств являются произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и замечательные достижения в области технических сооружений. Захватывающие эстетические переживания мы испытываем при созерцании явлений природы.
4. Воля. Основные теории воли. Строение сложного волевого акта.
Воля как способность человека к саморегуляции делает его свободным от внешних обстоятельств. Воля делает человека во многом непредсказуемым, несводимым к простой арифметике действующих мотивов. Она вводит в жизнь человека по-настоящему субъективное измерение.
Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. Она задает упорядоченность, целенаправленность и сознательность человеческой жизни и деятельности .
Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», — пишет СЛ. Рубинштейн. Воля представляет собой, безусловно, высший уровень регуляции психики по отношению к уровням мотивации, эмоций и внимания.
Волевое действие определяется следующими вариантами условий его реализации:
- выбором мотивов и целей при их конфликте (селективная функция);
- восполнением дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция);
- ослаблением избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);
- поддержанием выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция);
- произвольной регуляцией внешних и внутренних действий и психических процессов.
Примером первой функции служит ситуация, когда вам нужно отправиться на утреннюю пробежку, в то время как у вас слипаются глаза. Во-первых, вам следует выбрать один мотив из нескольких конкурирующих («спать», «встать», «поваляться в постели и посмотреть телевизор» и т.д.). Затем, если вам удастся усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу, — вторая функция волевого действия реализована. Однако в описываемой нами ситуации будет проявляться и третья функция. Ведь с помощью воли вам необходимо будет ослабить действие актуального мотива «спать». Во время пробежки по новому маршруту вам может встретиться продуктовый магазин и актуализироваться новый пищевой мотив и возникнет цель — «зайти туда на минутку и купить свежего хлеба к завтраку». На этой стадии функция воли будет заключаться в том, чтобы сохранить темп бега и не отвлекаться на другую деятельность. И, наконец, во время бега вы, может быть, стараетесь продумать все дела, которые вам необходимо сделать в этот день. Даже если ваша мысль будет порой «соскальзывать», вы окажетесь все-таки способны к поддержанию выбранного хода мыслей.
По В. Джеймсу, волевое действие есть результат волевого решения, духовного акта.
Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.
Источник