- Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Концептуальный компонент педагогической технологии.
- Инновационный риск: понятие, этапы управления
- Анализ методических подходов к оценке профессиональных.
- Зоны риска в профессиональной деятельности специалиста.
- Проблема развития конкурентоспособности бакалавров.
- Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании
- О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном.
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
- Анализ современных подходов к пониманию терминов «риск».
Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 14.05.2016
Статья просмотрена: 408 раз
Библиографическое описание:
Минкова, Е. С. Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов / Е. С. Минкова, Е. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10547/ (дата обращения: 13.10.2021).
Наше диссертационное исследование посвящено формированию эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов.
Актуальность выбранной темы определяется положениями, изложенными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.В стратегии инновационного развития среди задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, отмечена необходимость создания в обществе атмосферы терпимости к риску [11, с. 18–19]. Среди основных задач инновационного развития указано создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности: «способности к критическому мышлению», «способности и готовности к разумному риску», креативности и предприимчивости» [11, с. 36]. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года среди задач развития автомобильного транспорта отмечена необходимость «развития системы страхования ответственности и рисков, связанных с автотранспортной деятельностью» [14].
Под эмоционально-ценностным отношением к профессиональному риску мы понимаем индивидуальную, устойчивую связь личности, включающую наличие познавательного интереса, осознание личностной значимости и осознанной потребности во взаимодействии с профессиональным риском, и выражающуюся в сформированности представления о деятельности в условиях профессионального риска у бакалавра технологии транспортных процессов.
В исследованиях, посвящённых формированию отношения (ценностного, эмоционально-ценностного, ценностно-смыслового, мотивационно-ценностного) к какой-либо категории (учебной деятельности, профессиональной деятельности, природе, самовоспитанию), авторами предложены структуры (компонентный состав) данных «отношений». Приведём фрагмент составленной сводной таблицы (Таблица 1), в которой показаны предлагаемые исследователями структуры (различные рассмотренные виды отношений объединены в общую единицу — «отношение», а объект, в направлении которого формируется данное отношение в общее понятие — «исследуемое новообразование» («ИН»)).
Структура отношения висследованиях различных авторов
Автор
Компоненты структуры
Содержание компонента
Когнитивный (познавательный, оценочный)
Элемент знания (способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)
Эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки
Связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности (способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе) [6].
Понимание, представления об «ИН»
Умение критически оценивать, анализировать «ИН» [2].
Интерес к «ИН», направленность осуществляемой деятельности к «ИН»
Владение знанием об «ИН», знанием особенностей «ИН» в будущей профессиональной деятельности
Активность, настойчивость, готовность в отношении «ИН»
Рефлексия сделанного, значимость «ИН» лично для студента, его субъективная позиция [4].
Внутренние побуждения к «ИН»
Знания о ценностях «ИН», его содержании
Умение работать в сотрудничестве
Умение использовать ценностно-ориентированные технологии
Умение сопоставлять, преобразовывать отношение к «ИН» в ценностное [9].
Осмысление, оценка, осознание, личностный смысл, самооценка
Эмоции и чувства, влияющие и определяющие проявление активности в отношении «ИН»
Отражает проявление ценностного отношения, степень активности студентов при усвоении ими ценностей-средств «ИН» и результат этого усвоения [1].
Осознание социальной и личностной значимости «ИН», его ценностей, содержания
Интерес, желание заниматься «ИН», эмоциональное переживание ценностей «ИН», их интериоризация
Осознание содержания «ИН», усвоение системы принципов, способов организации и построения деятельности в «ИН»
Целеустремлённость, настойчивость, активность в освоении «ИН», профессиональная саморефлексия [5].
Совокупность ценностных ориентаций личности в области «ИН» и мотивов его деятельности
Система знаний по «ИН»
Личностный опыт, умения и навыки взаимодействия с «ИН»; эмоциональное восприятие «ИН»; проявление творческой активности во взаимодействии с «ИН» [8].
Эмоциональное отношение к «ИН»
Осознание, понимание, объяснение «ИН»
Выбор поведения в отношении «ИН» [3].
Исследователи выделяют от трёх до пяти компонентов в структуре отношения. Причём из 25 рассмотренных работ в 21 исследователи используют когнитивный (знаниевый, познавательный) компонент при описании структуры. Более половины (16 исследователей) выделяют эмоциональный (эмоционально-волевой, аффективный) компонент. Восемь исследователей (одна треть) выделяют в отношении компонент, связанный с деятельностью (деятельностный, деятельностно-творческий, деятельностно-практический и другие).
В результате анализа исследований по формированию отношения, с опорой на существование когнитивной, эмоциональной и деятельностно-практической сфер сознания личности [12, с.12], эмоционально-ценностное отношение к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов может быть структурировано следующими компонентами: когнитивным, регулятивным, профессионально-деятельностным.
Нами выбран не эмоциональный, а регулятивный компонент, так как второй компонент содержит в себе первый и дополнен произвольностью (функция регулирования на уровне сознания представлена как произвольность [7]), столь необходимой для осуществления осознанной и последовательной деятельности. Учитывая, что профессиональная среда постоянно содержит в себе скрытые или явные риски [10], осуществление такой деятельности должно протекать успешно, в том числе, в затруднённых условиях (условиях неопределённости, риска), когда для их преодоления от субъекта помимо прочего требуется наличие определённых знаний. Здесь также регулятивная функция эмоций, которая относится к корректору мыслительной деятельности, «способствует зарождению мыслительного процесса» [13], имеет большое значение для актуализации имеющихся знаний, готовности и способности их обдуманно применять в зависимости от создавшихся условий.
Представим в табличном виде компоненты (и их содержание) эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов (Таблица 2).
Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения кпрофессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов
Компонент структуры
Содержание компонента
представления о сущности, видах, структуре риска;
профессиональные знания о причинах, факторах, способах оценки, предупреждения, воздействия на риск;
эмоции, мотивы, волевые качества, определяющие готовность к возникновению и обнаружению рисковой ситуации в процессе профессиональной деятельности и совершение действий личности в отношении и в ситуации риска;
проявление самостоятельности, ответственности, решительности в ситуации риска;
способность управлять своими эмоциональными, волевыми, мотивационными состояниями, поведением в ситуациях риска;
принятие ценностей профессионального риска;
владение способами идентификации и оценки профессиональных рисков;
владение способами организации и построения собственной профессиональной деятельности в ситуации риска;
владение способами оценки и анализа собственного поведения и результатов деятельности в рисковой ситуации.
Предложенный компонентно-содержательный состав может служить основой для разработки системы педагогических целейформирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дальнейшее исследование мы видим в разработке системы эффективных педагогических средств формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов.
- Гугина Екатерина Михайловна. Формирование ценностного отношения студентов университета к математическому образованию: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2011. — 23 с.
- Драгунова Ольга Николаевна. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. — Москва, 2012. — 24 с.
- Жарикова Людмила Ивановна. Формирование ценностного отношения будущего учителя к непрерывному педагогическому образованию: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Барнаул, 2002. — 24 с.
- Леонтьева Элина Сергеевна. Формирование профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка: Автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. — Курск, 2012. — 25 с.
- Мокроусова Людмила Васильевна. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Курск, 2007. — 23 с.
- Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960, с. 133–155
- Нурмухаметов Э. А. К вопросу о структуре нормативности как характеристики личности // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 26.03.2016).
- Орлова Н. С. Формирование ценностного отношения к природе в профессиональной подготовке офицеров-пограничников: Автореф. … докт. пед. наук: 13.00.08. — Калининград, 2006. — 48 с.
- Позднякова А. Л. Формирование ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности (на примере подготовки экономистов): Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Чита, 2011. — 22 с.
- Петрова Е. И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — Калининград: Изд-во БГАРФ — 2015.№ 4 (34).
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Сучкина Наталья Николаевна. Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Курск, 2003. — 28 с.
- Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 23–31.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс].URL: http://mintrans.ru/ (дата обращения: 08.12.14).
Похожие статьи
Концептуальный компонент педагогической технологии.
Теоретическая основа педагогической технологии формирования эмоционально—ценностного отношения (ЭЦО) к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов включает в себя
Инновационный риск: понятие, этапы управления
риск, инновационная деятельность, инновационный проект, распределение рисков, процесс управления, реализация проекта, страхование рисков, частичное покрытие риска, размер риска.
Анализ методических подходов к оценке профессиональных.
Анализ методических подходов коценке профессиональных рисков ворганизациях. Метод.
Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников.
сложность расчета, узконаправленный метод, риск развития профзаболевания, оценка ИПР с согласия.
Зоны риска в профессиональной деятельности специалиста.
В связи с этим, считаем актуальным и необходимым решение педагогической задачи, связанной с формированием представления о зонах риска в профессиональной деятельности специалистов технологии транспортных процессов.
Проблема развития конкурентоспособности бакалавров.
Что может способствовать улучшению качества профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования?
Использование современных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки.
Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании
дошкольное образование, дошкольный возраст, Российская Федерация, риск, педагог, инновационная деятельность, образовательная программа, заработная плата, детский сад, высшее образование.
О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном.
— для снижения риска неправильного определения главных направлений деятельности организации проводится экспертиза
Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость.
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Риск увеличивают: высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций, мотивация своего.
Анализ современных подходов к пониманию терминов «риск».
Анализируется классификация риска, оценивается значимость финансового риска и раскрываются его основные виды.
Это объясняется тем, что в основе риска лежит вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации.
Источник