эмоционально-волевая устойчивость
способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «эмоционально-волевая устойчивость» в других словарях:
Эмоционально-волевая устойчивость — степень волевого владения военнослужащим своими достаточно сильными эмоциями. Она выступает структурным компонентом отважных и мужественных поступков и действий личности в бою … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Устойчивость спасателя эмоционально-волевая — степень волевого владения личности спасателя своими эмоциями; неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.с.э. в. интегральное свойство психики, выражающееся в способности… … Словарь черезвычайных ситуаций
Профессионально-психологическая устойчивость — Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ –… … Энциклопедия современной юридической психологии
Психограмма профессионально успешного прокурора — Психограмма –составная часть профессиограммы, в которой сформулирована система требований, предъявляемых профессией прокурора к психическим свойствам и качествам человека, заниающегося этой профессией. При создании в органах прокуратуры в первой… … Энциклопедия современной юридической психологии
готовность к преодолению трудностей во взаимоотношениях с представителями других этнических общностей — это эмоционально волевая устойчивость к перипетиям и превратностям межнациональных отношений плюс способность проявлять ее в любых условиях сопутствующих им контактов и взаимодействия. Она обычно проявляется в выдержке, внешне спокойном и… … Этнопсихологический словарь
ГОТОВНОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ — это эмоционально волевая устойчивость к перипетиям и превратностям межнациональных отношений плюс способность проявлять ее в любых условиях сопутствующих им контактов и взаимодействия. Она обычно проявляется в выдержке, внешне спокойном и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
категории военной психологии — сложившаяся в военной психологии система основных понятий, отражающих существенные психологические явления, характерные для личности воинов и воинских коллективов. Основными категориями военной психологии являются: психика, сознание, коллектив,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интроверсия — экстраверсия — характеристика различий индивидуально психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и… … Большая психологическая энциклопедия
интроверсия и экстраверсия — (интроверсия и экстраверсия) характеристика различий индивидуально психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного… … Большая психологическая энциклопедия
Профессиограмма психолога ПОО — Система требований к личности специалиста, обусловленная условиями и характером его деятельности. К специфическим условиям деятельности относятся: высокий уровень нормативности, экстремальный характер, повышенная опасность, многопланность,… … Энциклопедия современной юридической психологии
Источник
Лекция «Эмоционально-волевая устойчивость»
Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:
· отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;
· натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
· умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям;
· неподатливости к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел;
· умении вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
· умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.
В современных условиях деятельности сотрудников УИС успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.
Сотрудникам УИС особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.
Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника органов внутренних дел. Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни, ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.
Неумение сотрудника регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.
На сотрудников УИС ежедневно оказывают воздействие различные факторы (зачастую имеющие стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.
В этой связи, овладение сотрудниками приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции является весьма актуальной задачей современного дня. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях деятельности свою волевую активность.
Основной целью эмоционально-волевой саморегуляции является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию сотрудником своих внутренних возможностей, раскрытию его творческого потенциала, более широкого и эффективного проявления его профессиональных качеств и способностей.
Таким образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися ощущениями монотонности и сильным утомлением).
Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой — облегчение перехода к отдыху. При этом следует различать применение простых психорегуляторных приемов, найденных самим сотрудником в результате большого опыта («наивная» психорегуляция), и овладение научно обоснованными тренировочными методами. Под овладением психорегуляторными тренировочными методами подразумевается, как правило, целенаправленное изменение автономных процессов, т.е. произвольно не управляемых обычными средствами. Желательный эффект достигается только путем планомерно повторяемой тренировки.
Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).
В принципе, каждый здоровый, работоспособный сотрудник располагает предпосылками к овладению методами саморегуляции.
Источник
Эмоционально волевой компонент системы психической устойчивости обеспечивает
Современное общество живет во время постоянно меняющихся информационных потоков и технологий, и для того, чтобы человек был успешным и хорошо ориентировался в этих потоках, необходимо научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать и присваивать знания, осваивать новые, находить неординарные решения в различных моментах своей жизнедеятельности. В этих актуальных условиях активного развития социума, а значит, и образования первоочередной задачей в плане повышения качества знаний обучающейся личности является усиление ее познавательной активности, которая позволит как владеть и оперировать определенным набором знаний, так и уметь их получать, а также реализовывать в ходе жизнедеятельности. Необходимо отметить, что уже около 10 лет нет диссертаций, посвященных проблеме познавательной активности личности, в том числе рассматривающих структурные компоненты данного феномена. При этом в научных исследованиях среди авторов нет единого мнения относительно его состава. Выявленное обстоятельство свидетельствует об актуальности проблемы анализа и систематизации структурных компонентов познавательной активности, в частности в отношении личности, являющейся субъектом образовательного процесса на любом из уровней общего или профессионального образования.
Цель исследования: описать сущность познавательной активности личности, выделив ее наиболее активные структурные компоненты.
Материал и методы исследования
Изучение структурного наполнения познавательной активности обучающейся личности (дошкольников, школьников и студентов) проводилось в диссертационных работах К.М. Егорова, С.И. Мелехина, Н.В. Паскевич, Г.Н. Сидорук, О.Г. Шишкова, В.В. Щетининой, М.В. Чуракова, Т.А. Яникова, выполненных в начале XXI в. (с 2000 по 2009 гг.). Анализ лишь упомянутых исследований обусловлен тем, что последняя диссертационная работа, в которой затрагивается проблема структуры познавательной активности личности, была написана автором в 2009 г. В настоящее время имеются лишь отдельные публикации по данному вопросу. В работе был использован контент-анализ данных научных диссертационных исследований, в которых рассматриваются структурные компоненты познавательной активности личности.
Результаты исследования и их обсуждение
К.М. Егоров в своем исследовании определяет содержание познавательной активности обучающихся «как интегративное образование личности, включающее в себя такие основные компоненты, как мотивационный (реализующийся через познавательную потребность, инициативу, самореализацию), эмоционально-волевой (предполагающий нравственно-волевую мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности) и поведенческий (наличие интенсивной целенаправленной познавательной деятельности, ставшей привычной формой поведения)» [1]. По мнению Н.В. Паскевич, познавательная активность учащихся представляет собой совокупность мотивационного, содержательно-операционного и оценочно-волевого компонентов [2]. Г.Н. Сидорук в своем диссертационном исследовании описывает следующие структурные компоненты познавательной активности дошкольников: мотивационный, креативный и волевой. В содержание первого компонента автор вносит «активный интерес к познанию, восприятию и отражению в своей деятельности имеющихся знаний, умений и навыков; любознательность в процессе обучения и творческой деятельности», в креативный – «беглость и гибкость мышления; оригинальность продукта творческой деятельности», в волевой – проявление самостоятельности и инициативности в применении знакомых способов действий в новых вариантах, а также «осознание значимости проведенных занятий с определенной направленностью на содержание» [3, с. 9].
Исследователь И.А. Боброва относительно структуры познавательной активности субъектов познания – студентов – определяет целостность следующих компонентов: «содержательно-операционного, состоящего из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности; эмоционально-волевого, связанного с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающего такие качества, как решительность, настойчивость, выдержка, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности; рефлексивно-оценочного, включающего рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний» [4].
Согласно исследованию В.В. Щетининой познавательная активность дошкольника предстает как «динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, поведенческо-волевую сферы личности старшего дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективные отношения к окружающей действительности» [5].
В работе Т.А. Яниковой познавательная активность учащихся представлена следующими структурными компонентами: мотивационным (мотивы, стимулирующие энергичную познавательную деятельность), ориентационным (четкое представление цели и задач деятельности, планирование путей их решения, осознание достигаемых результатов), содержательно-организационным (определенным содержанием познавательного материала и технологиями его постижения), эмоциональным (влияние на субъекта познания с целью развития необходимых личностных качеств и познавательной активности) и оценочным (оценка и анализ результатов деятельности) [5].
Исследователь О.Г. Шишкова, опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, определила следующие структурные элементы познавательной активности обучающихся: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и оценочно-коррекционный (Шишкова О.Г., Рязань, 2006).
Д.А. Маловичко в своей статье бегло замечает, что познавательная активность школьника определяется единством четырех ее составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной [6, c. 126].
Диссертант С.И. Мелехина (Ярославль, 2005) констатирует, что среди критериев и показателей уровня развития познавательной активности школьников можно отметить:
– мотивационно-целевой – развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию;
– когнитивный – усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению;
– эмоционально-волевой – способность к преодолению познавательных трудностей, удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка деятельности;
– деятельностно-практический – самостоятельность, полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки, качество продукта, самоопределение.
М.В. Чураков в диссертационном исследовании пришел к выводу, что рассматриваемое интегральное качество субъекта познания (подростков системы дополнительного образования) сложно структурировано и состоит из внутренней и внешней сфер. Элементами внутренней сферы являются эмоциональный, волевой и мотивационный компоненты, в то время как компонентами внешней сферы – содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации (Чураков М.В., Самара, 2000).
Е.В. Прокопенко, так же как и предыдущий ученый, структуру познавательной активности учащихся определила пятью взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами: эмоциональным, волевым, мотивационным, содержательно-операциональным и социально-ориентационным [7, c. 8].
На основе проведенного сравнительного анализа научных диссертационных исследований построена матрица частоты появления единиц-признаков структурных компонентов познавательной активности обучающейся личности. Используемый метод позволяет выделить наиболее активные элементы исследуемой структуры. Результаты контент-анализа представлены в таблице.
Единицы-признаки компонентов структуры познавательной активности в определениях ученых
Частотность появления в определениях ученых
Источник