Эмоционально волевая сфера старшеклассника

ВОПРОС 19. Эмоциональная сфера в старшем школьном возрасте.

Старший школьный возраст совпадает со старшим подростковым возрастом и началом юности. Это сензитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчивыми, глубокими.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

2) большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

4) появлением чувства любви.

5) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у них более сложны, чем у подростков. Но, с другой стороны, они могут приводить к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой и т. п.

Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?»

Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям так же, как к понятиям естественно-научным: ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный характер (Курс обшей, воз’растной и пе­дагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. М.: Просве­щение, 1982. С. 99-100).

В юношеском возрасте возникает более совершенное владение выражением своих эмоций и чувств. Юноша не только умеет их скры­вать, по и маскировать. Так, взволнованность он может маскировать ироническим смехом, грусть — напускной веселостью, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном. Стихийное проявле­ние радости, которое так естественно для маленьких детей и подро­стков (подпрыгивание, хлопание в ладоши), начинает смущать стар­шеклассников: оно считается «детским».

Застенчивость.Застенчивость — характерная особенность юно­шеского возраста. Обнаружено, что среди учащихся 4-6-х классов школ и колледжей 42% застенчивых детей, но если различия между мальчиками и девочками по частоте ее проявления не отмечены, то в 8-х классах их количество возросло до 54%, причем за счет девочек. Особую специфику приобретает застенчивость у 15-17-летних юношей и девушек в процессе общения их друг с другом. В общении с лицами своего пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола.

В средневековой Франции был разработан специальный ритуал для за­стенчивых юношей и девушек, помогавший им выразить свои симпатии или антипатии друг к другу. В майские дни во время праздников и танцев каждый из них держал в руках букетик ландышей. Юноша, подходя к девушке, давал ей свой букетик. Если девушка испытывала к не­му симпатию, то отдавала ему свой. Это означало, что она согласна быть с ним вместе целый вечер. Если девушка бросала букетик юноши на землю и растаптывала его, это означало, что этот юноша ей совсем не нравится и ему больше незачем подходить к ней. Если юноша просил у девушки булавку, чтобы приколоть букетик к своей одежде, и девуш­ка давала ее, это означало, что она согласна выйти за него замуж.

Источник

Эмоционально волевая сфера старшеклассника

Дети к подростковому возрасту уже имеют овладеть своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые они ставят перед собой, часто не имеют личного смысла, ситуативные, заимствованные. Это обусловливает быструю и неоправданную, с точки зрения наблюдателя, смену целей. Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток мысленно, в воображении достигает желаемого. Эмоционально он уже переживает достижение этой цели.

Часто подросток ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что- либо делать по ее достижению. Но затем, столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей.

Для подростка очень важна эмоциональная значительность цели . Иначе говоря, у подростка сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего «усиления воли» развития того, ради чего должно осуществится волевое поведение. Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важны, а не задавались искусственно.

Подростки склонны «укреплять», «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, совершенно отличных от их повседневной жизни. Волевое поведение, призванное обслуживать какую-то другую, но не повседневную жизнь. Подросток как бы играет в «волевого человека». Перенесение на обычную жизнь этого, как и всякого другого, игрового умения очень затруднено для подростка и даже вызывает у него протест. Поэтому, помогая школьнику добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эффективно обратить внимание подростка на то, какие позитивные чувства возникают у него в связи с «победой над собой»; над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом.

Подростки часто смешивают проявление таких качеств как настойчивость, упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем . Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявления.

Особенностью волевого поведения в 12-14 летнем возрасте является отсутствие или чрезвычайно слабая представленность в нем исполнительского звена.

Очень важно обеспечивать школьников средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе не выученного урока).

Подростков следует обучать умению представлять себе, как они будут себя чувствовать в дальнейшем, через определенное время. Это для них очень трудно, поскольку «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния».

Для подросткового возраста характерна «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного, и своеобразная «экономия энергии». Здесь необходимо учить подростков ставить промежуточные цели, разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов и вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов.

Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника – сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.

У подростков возникает повышенная потребность в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных. Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. У них легко возникают переживания, эмоциональная напряженность.

Противоречия могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам. Особенностью аффекта является полная блокировка интеллекта, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярость, гнев, страх. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый – «аффективный» след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях) с той, которая первоначально вызывала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам, и даже без реального повода.

В случае аффекта важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести в тихую комнату, на какое- то время оставить его одного, ударять по какому-нибудь мягкому предмету, боксерской груше, дать выплакаться, выпить чистой воды. Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа.

Источник

Особенности эмоционально-волевой сферы школьников старших классов

Школьник старших классов подают на два возрастных периода: старший подростковый возраст и начало юности. Это синзитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчивыми, глубокими.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

· многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

· большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

· способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

· появлением чувства любви;

· развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это способствует томя. Что старшеклассники освобождаются от вульгарных привычек, непристойных манер, способствует чувству отзывчивости, мягкости, сдержанности. Но, с дугой стороны, это приводит к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой.

В юношеском возрасте возникает более совершенное владение своими эмоциями и чувствами. Юноша имеет не только их скрывать, но и маскировать. Стихийное проявление радости, которое так естественно для маленьких детей и подростков, начинает смущать старших подростков и юношей, оно считается «детским».

Застенчивость характерна и для старших школьников Особенностью этой застенчивости выступает тот момент, что в процессе общения с лицами одного пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. Вместе с тем среди старшеклассников 13% лиц, которых называют беззастенчивыми, бесстыдными. Это экстравертивные, эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюризму юноши. Они высококонфликты, обладают низким социальным самоконтролем. Такие лица встречаются чаще у юношей, чем у девушек.

В старшем школьном возрасте на первое место выходят страхи связанные с престижной опасностью, затем – реальные и только потом –мнимые. Из престижных опасностей больше всего старшеклассники боятся неудачи на экзаменах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов преобладает тревога за здоровье, страх перед хулиганами, бандитами. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, крысами, медицинскими процедурами.

В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юношей гораздо устойчивее и глубже. На первый план выдвигается интимность, эмоциональное тепло и искренность. Нередко друг выполняет функцию психологической или даже физической защиты. Отсюда и выбор соответствующих друзей и характер взаимных отношений с ними. В большинстве случаев друзей выбирают среди лиц своего пола. У девочек потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются.

Юношеская дружба, как первая самостоятельно выбранная и глубокая личная привязанность предваряет любовь.

Юношеская любовь как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лири чности и искренности. Правда, она часто имеет характер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснением в любви и принимает «эпидемический» характер – одном классе никто не влюбляется, а в другом – поголовно.

Юношеская любовь – здоровое чувство, и взрослым нужно относиться к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своих чувств. Конечно, половое созревание придает сексуальную окраску юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически сочетаются половое влечение и потребность в глубоком личностном общении, слиянии с любимым человеком.

Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культурным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотношений должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноша часто не знает.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленными ими цели, у них значительно увеличивается терпеливость при физической работе. Однако у школьниц старших классов резко снижается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании.

В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идей, значимых для обществ а, товарищей.

Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школьник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испытывает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осуществить.

Волевые качества у школьников развиваются в ходе формирования их личности, ее нравственной основы.

Источник

Оцените статью