- Программа развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Статья «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников» статья (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эыффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_emotsionalno-volevoy_i_kommunikatinoy_sfer_mladshikh_shkolnikov.docx | 29.48 КБ |
moyo_nastroenie.docx | 18.77 КБ |
moya_samootsenka.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МАОУ СОШ №18
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Рабочая программа развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер
Составитель: Дремина Т. В.
Педагог-психолог высшей категории
2014-2015 учебный год
Рабочая программа развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер младших школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ «18».
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста классов компенсирующего обучения, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эыффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения — 1 час в неделю (34 часа).
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций
Основные задачи программы:
- снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
- коррекция настроения и негативных черт характера;
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
- Формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел — Самопознание «Какой «Я»? . Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.
Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции» — помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.
Третий раздел — Позитивное общение «Мой язык общения» — одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
При реализации программы используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия, проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочныхе упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.
Организационная структура занятий
Материал каждого занятия рассчитан на 40 — 45 минут.
1.- Ритуал приветствия и разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. — Основная часть
Направлена на решение задач данной программы.
3.- Заключительная часть
Подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии положительной оценки:
повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
улучшение социально-психологического климата класса;
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам);
-рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Источник
Статья «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
статья (1 класс) на тему
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, можно использовать программу формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой», автором которой является Н.П.Слободяник. Программа – призер Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ. Авторская разработка Н.П.Слободяник включена Московским городским психолого–медико-социальным центром Комитета образования в методическое пособие для психологов учреждений образования г. Москвы в качестве образца профессионально-грамотной работы.
Практическое пособие этого же автора помогает педагогу сохранять психическое здоровье детей через формирование у них эмоционально-волевой регуляции. «Уроки общения» направлены на усвоение детьми приемов саморегуляции. Материал изложен в доступной форме и может быть использован на уроках, на переменах, на классных часах и во внеклассных мероприятиях. А так же воспитателями групп продленного дня, вожатыми детских лагерей и родителями.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т. д.
* помощь в адаптации к школьным условиям;
* развитие эмоциональной регуляции поведения;
* повышение уверенности в своих силах;
* формирование коммуникативных навыков;
* обучение приемам снятия напряжения;
* активизация познавательных процессов;
* раскрытие творческого потенциала детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
Пиунова Елена Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»
Ни одна моральная проповедь не воспитывает как живое чувство,
и в этом смысле аппарат эмоций является
как бы специально приспособленным тонким орудием,
через которое легче всего влиять на поведение.
Развитие ребенка тесно взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны , являются «индикатором» состояний ребенка. С другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Особенно трудным для ребенка бывает период, когда происходят существенные изменения – он начинает ходить в школу или меняется состав классного коллектива. Младшие школьники переживают психологический кризис. У 67-69% детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.
Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом внимания к ним, заботы и любви, развиваются ущербно. В школе недостатки эмоциональной сферы детей имеют отчетливую тенденцию усугубляться.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, можно использовать программу формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой», автором которой является Н.П.Слободяник. Программа – призер Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ. Авторская разработка Н.П.Слободяник включена Московским городским психолого–медико-социальным центром Комитета образования в методическое пособие для психологов учреждений образования г. Москвы в качестве образца профессионально-грамотной работы.
Практическое пособие этого же автора помогает педагогу сохранять психическое здоровье детей через формирование у них эмоционально-волевой регуляции. «Уроки общения» направлены на усвоение детьми приемов саморегуляции. Материал изложен в доступной форме и может быть использован на уроках, на переменах, на классных часах и во внеклассных мероприятиях. А так же воспитателями групп продленного дня, вожатыми детских лагерей и родителями.
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т. д.
* помощь в адаптации к школьным условиям;
* развитие эмоциональной регуляции поведения;
* повышение уверенности в своих силах;
* формирование коммуникативных навыков;
* обучение приемам снятия напряжения;
* активизация познавательных процессов;
* раскрытие творческого потенциала детей.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы :
-элементы групповой дискуссии;
-техники и приемы саморегуляции;
-метод направленного воображения;
-дыхательные и двигательные упражнения и др.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
Отработка навыков проходит в три этапа:
-получение информации о содержании того или иного навыка;
-применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
-перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.
Важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями.
У младших школьников присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Это наглядно выявляется при собеседованиях с родителями. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок чувствует собственную ценность и значимость. Это игровые и двигательные задания. Они способствуют развитию рефлексии учащихся, помогают им осознать свои эмоциональные состояния.
Учебная деятельность наиболее эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.
Проведение психологических игр способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Прежде чем приступить к осуществлению учебно-воспитательного процесса, педагог должен знать, через какую деятельность он будет этот процесс осуществлять, каковы потенциальные корригирующие возможности выбираемой деятельности в соответствии с решаемой проблемой. Необходимо также учитывать привлекательность деятельности для ребенка, способной вызвать положительную мотивацию к педагогическому воздействию.
Игровая деятельность относится к универсальным средствам коррекции. Она обеспечивает высокий уровень мотивации участия в коррекционном процессе и широкие возможности целенаправленного формирования различных форм психической активности. Эмоции, переживаемые детьми в процессе художественно-игровой деятельности, относятся к типу художественных эмоций, которые Л.С. Выготский назвал «умными эмоциями».
При ежедневном планировании педагогу необходимо привносить в организацию момент новизны, неожиданности. Способы воплощения приема новизны различны. Это может быть цвет, свет, звук, предметы, символы – все то, что непосредственно влияет на чувственное восприятие.
В школу дети приходят с разными эмоциональными ощущениями, впечатлениями, настроениями. Поэтому исходной задачей педагога становится организация в классе нужного эмоционального состояния – настроя. Достичь этого можно различными способами: включить специально подобранную музыкальную фонограмму или провести сюжетно-ролевую зарядку.
Значительную долю времени занимают уроки и подготовка к ним. Короткие паузы для отдыха, которые рекомендуется делать в процессе работы, могут быть заполнены игровыми пантомимами и вербальными импровизациями, образно-ритмическими этюдами. Для перемен рекомендуется использовать ролевые игры с приговорами. Важно отметить, что приговор помогает психологически настроиться на игру. Здесь ребенку задаются без назидания правила игры, ее эмоциональный образ, что позволяет за короткое время перевести работу психики в другой режим. Возбужденность детей после игровых перемен, а также после вербальных импровизаций и образно-ритмических этюдов можно снимать при помощи жанра молчанок. Можно использовать и музыкальные паузы: на 2-3 минуты попросить детей закрыть глаза, сесть так, как удобно каждому, и включить запись с шумом леса, трелью соловья или тихой музыкой.
Особое место в работе по коррекции нарушений эмоциональной сферы детей принадлежит специально построенным развивающим занятиям. Частота проведения таких занятий – 1-2 раза в неделю. Временная продолжительность занятия 30-40 минут.
Занятия строятся по определенной схеме, учитывающей логику последовательного усложнения эмоциональных механизмов.
В младшем школьном возрасте внимание ребенка еще неустойчиво. Дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха в ходе коррекционного занятия можно делать перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (так называемые минуты шалости).
Занятия строятся по определенной схеме, учитывающей логику последовательного усложнения эмоциональных механизмов и состоящей из четырех фаз или звеньев. Раскрою содержание каждого.
Первое звено мобилизует реакцию эмоционального настроя, обеспечивает тренировку психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики). Для этой цели служат ритмические импровизации и ритмические игры.
Главное назначение второго звена — развитие механизма дифференциации. Педагог использует этюды, импровизации, игры на развитие отдельных элементов внешней эмоциональной выразительности. Выполняя их, дети должны мимически, пантомимически и интонационно изобразить основные эмоции (радость, удивление, гнев, страх).
Содержание заданий, включенных в третье звено коррекционного занятия, направлено на формирование механизма идентификации. Используются сюжетно-ролевые игры и этюды, направленные на коррекцию настроения, развитие эмоций, расширение социальной компетентности. В основе заданий — действия, в которых обязательно присутствуют положительный и отрицательный персонажи. Сюжет проигрывается несколько раз, поочередно всеми членами группы. Таким образом, каждый из присутствующих получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией.
Задача четвертого звена в коррекционном занятии — снятие психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения. Лучше всего этот этап проводить под спокойную музыку с размеренным ритмическим движением. Оно поможет достигнуть психофизического покоя и восстановить силы ребят.
Итак, детям в возрасте от 5 до 10 лет необходим взрослый организующий опыт их жизни и, помогающий его воспринять и осознать. Ребенку необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л.С. Выготский), а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения.
Проведение психологических игр способствует развитию у детей «эмоционального интеллекта» (К. Фопель) и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Эффективность уроков общения доказывают тесты с заданиями для выявления успешности учащихся:
В самые ближайшие сроки следует ожидать, что результаты будут очевидными в том, ЧТО ДЕТИ знают и КАК они ПОНИМАЮТ содержание проведенных занятий.
Эффект будет заключаться:
в доверии ребенка к учителю;
в стремлении к контакту с ним;
в открытости и интересе к занятиям;
в снижении эмоциональной напряженности и позитивных чувствах;
в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний;
в снижении частоты конфликтов и ссор.
неврозов и невротических реакций,
школьной дезадаптации и других проблем психологического характера;
снятие эмоциональной напряженности,
смягчение последствий психологических травм,
снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения.
Специальное социально-психологическое обучение может стать важным условием взросления и способствовать правильному развитию в следующий период жизни – в подростковом возрасте.
От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой, а сам он превратится в человека, стремящегося к знаниям, способного приобретать и использовать их. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т. е. счастливым человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».
Доклад для региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли — сад — начальная школа)./ Под ред. Л.И. П.
Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми.
Статья «Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр»
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об.
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель данной статьи — рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др.
Статья на тему «Развитие читательского интереса у младших школьников»
Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.
Источник