- целостность восприятия
- Полезное
- Смотреть что такое «целостность восприятия» в других словарях:
- Целостное восприятие.
- В восприятии всегда скрываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Так же восприятие зависит от содержания психической жизни человека, особенностей его личности.
- 1.2.3. Целостное восприятие мира
- 1.2.4. Физика и восточный мистицизм
целостность восприятия
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «целостность восприятия» в других словарях:
Целостность Восприятия — свойство восприятия . Характеризуется тем, что отдельные признаки какого либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании… … Психологический словарь
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; формируется в предметной деятельности человека с момента его рождения. Ц. в. не является простой суммой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Целостность восприятия — особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; Ц.в. формируется в предметной деятельности человека … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
целостность — Конгруэнтность и честность. Личная целостность и этичность необходимы для высокого развития навыков НЛП. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. целостность … Большая психологическая энциклопедия
ЦЕЛОСТНОСТЬ — обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их… … Философская энциклопедия
Восприятия образы — наглядные образы, возникающие в сознании относительно тех объектов, информация о которых воздействует в данный момент на органы чувств индивида. Наглядным образам свойственны следующие качества: 1. константность образов восприятия, то есть… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность … Психомоторика: cловарь-справочник
Целостность текста — – 1) в психолингвистике понимается как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержательно функциональным единством, не определяемое лингвистически (А.А. Леонтьев); это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (напр … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр.,… … Психомоторика: cловарь-справочник
Источник
Целостное восприятие.
Наше восприятие, как один из базовых психических процессов, входит в список основных инструментов познания, которые использует наша психика.
Восприятие отражает в сознании человека предметы и явления окружающего мира и при воздействии их на органы чувств.
Восприятие отличают такие свойства, как предметность — сведения получаемые из внешнего мира; структурность — восприятие не просто сумма ощущений; константность — предметы для нас постоянны по форме, цвету, величине; осмысленность — связано с мышлением и пониманием сущности предмета; избирательность — выделение одних объектов по сравнению с другими и целостность — восприятие есть всегда целостный образ.
В восприятии всегда скрываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Так же восприятие зависит от содержания психической жизни человека, особенностей его личности.
Знаменитый тест Роршаха с чернильными пятнами, один из примеров, когда восприятие каждого индивидуально человека видит совершенно другие образы, сформировавшиеся и сложившиеся в его сознании. Мы воспринимаем предметы которые имеют для нас значение!
Иногда достаточно всего несколько элементов, очертаний, линий предмета, чтобы наше восприятие доработало остальное и психика восприняла уже целостный предмет!
Так же известный психотерапевт К. Роджерс, создатель клиенто-центрированной терапии, утверждал и взял за одну из основ своей теории, что на человека из внешней среды действует такое количество объектов и стимулов, что психика просто не имеет возможности воспринять их все, поэтому и фильтрует по степени важности для человека. Именно поэтому каждый человек индивидуален, со своими особенностями психики и восприятия!
С этой и другими моими работами можно ознакомится на моем телеграм канале https://t.me/realpsyhrus , https://t.me/joinchat/AAAAAFIgCvqt40BstAFWkQ , а так же группе «в контакте» под название » Жизнь ради. Психология и искусство».
Спасибо, что дочитали до конца!
Пишите комментарии, подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь своим мнением!
По всем вопросам, а так же обращениям за консультацией или более подробной информацией, мне можно писать по ссылкам на мои социальные сети в описание канала.
Источник
1.2.3. Целостное восприятие мира
Сейчас возникла необходимость преодолеть разрыв между естественно-научным и гуманитарным подходами различных наук и более того — объединить их на основе холистического, целостного восприятия мира в концепции современного естествознания. Мысль о единении науки и искусства высказал еще в XIX в. Г. Флобер: «Чем дальше,
тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».
И то и другое объединяет творческий характер деятельности человека в этих областях. Две культуры — культуру естествознания с доминантой научного метода и гуманитарную культуру (искусство) не смогла объединить и философия, она не смогла стать мостом между ними. К тому же хорошо известно, что в России настороженно относятся к официальной философии: воинствующий материализм в равной степени подавлял как науку, так и искусство. В целом и раньше наука страдала от церковного
догматизма (Дж. Бруно (1548—1600)) и различных спекуляций, а затем от утилитарнорассудочного техницизма и позитивизма нашего времени. Причем после Хиросимы и Чернобыля в среде гуманитариев возник устойчивый антинаучный синдром. Заметим также, что естественно-научному подходу было присуще логическое (линейное) мышление, а гуманитарному, интуитивному — нелинейное мышление.
Многие проблемы человечества могли бы быть решены на основе гармонизации частей изначально единой культуры и целостного восприятия мира, как, например, это было в античной культуре Греции и Рима или присуще еще Аристотелю и натурфилософии, но уже на новом уровне развития. Сегодня необходимо привнести в науку, в том числе и в физику, нравственные, этические и даже эстетические начала.
«Наука без совести разрушает душу», сказал Ф. Рабле (1494—1553). Физики шутят: «Чем более красива и стройна теория или отдельная формула, тем она вернее». Бытует и другое шутливое выражение: чем больше различие между экспериментом и теорией, тем ближе автор исследования к Нобелевской премии. Но это иллюстрирует уже другое положение в науке: если этот разрыв есть, значит намечается новое осмысление, скачок в наших познаниях, рождается новая парадигма — а это в конечном счете всегда должно быть поощрено. А П. Дирак (1902—1984) по этому поводу сказал: «Красота уравнений важнее, чем их согласие с экспериментом», а В. Гейзенберг добавил: «Проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь явлений еще до детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана».
1.2.4. Физика и восточный мистицизм
Нравственные начала характерны для тысячелетних традиций религиознофилософских течений Запада и Востока в опыте единения человека с природой и Космосом. Современное естествознание находит много общего между квантовой физикой и восточным мистицизмом. Как отмечал Ф. Капра в своей книге «Дао физики» [ 11 ], которая по своему содержанию является прекрасным пособием по концепции современного естествознания: «Осознание глубокой взаимосвязи современной физики и восточных мистических учений — еще один шаг к выработке нового взгляда на действительность при условии основательного пересмотра наших ценностей, представлений и мыслей». Эта общность состоит в
том, что и в восточной религиозной философии, и в квантовой физике, описывающей микромир, трудно передать словами свои ощущения и наблюдения. В. Гейзенберг [ 48 , 49 ], один из основателей квантовой теории, говорил: «Сложнее всего говорить на обычном языке о квантовой теории, непонятно, какие слова надо употреблять вместо математических символов. Ясно только одно: понятия обычного языка не подходят для описания строения атома».
Восточный мистицизм утверждает, что реальность не может быть передана словами,
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания:—М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 592 с: ил.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru
не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. «Дао, которое может быть выражено словами, не есть вечное Дао» (Лао-Цзы). Дзэнское изречение гласит: «В тот момент, когда ты заговариваешь о чем-то, ты не достигаешь цели». Эта мысль совпадает со словами Ф. Тютчева (1803 — 1873) в стихотворении «Silentium» («Молчание»):
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, как ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.
Перефразируя отечественного физика-теоретика Л. Д. Ландау (1908—1968), можно даже сказать: нельзя говорить все, что знаешь. «Кто знает — не говорит, кто говорит
— не знает» (Лао-Цзы). Отражением же логического взгляда на науку может служить мысль Р. Фейнмана (1918—1988), справедливая для физиков: «Если не можешь объяснить, что знаешь, значит, ты не знаешь».
Мистики вообще считают главным восприятие действительности, а не ее описание. Для такого понимания они используют методику «коан» — тщательно продуманных парадоксальных задач, цель которых подготовить ученика к невербальному восприятию реальности. Примером такого коана может служить вопрос: «Что означает хлопок ладонью одной руки?» Ученик мистика дал через год такой ответ: «Это звучание тишины». Одно из основных положений восточного мистицизма состоит в том, что все используемые для описания природы понятия ограничены, они являются не свойствами действительности, как нам кажется, а продуктами мышления — частями карты, а не местности. И поскольку проще иметь дело с нашими представлениями о реальности, чем с самой реальностью, человек, как правило, смешивает одно с другим и принимает свои символы и понятия за
Выдающийся китайский философ Лао-Цзы жил в IV — III вв. до н.э. Настоящее его имя Ли Эр. Лао-Цзы в переводе с китайского означает «старый Учитель», но может переводиться и как «старый ребенок» . Он родился в государстве Чу (современная провинция Хэнань в Северном Китае). Некоторое время служил летописцем (архивариусом) у правителя государства в эпоху Чжоу. Предполагается, что прожил более 160 лет, по некоторым источникам — даже более 200 лет, ибо считается, что при исследовании Дао достиг долголетия. Он является автором древнекитайского философского трактата «Дао де цзин» («Каноническая книга о Дао и Дэ») и тем самым основателем одного из направлений древнекитайской философии — даосизма . Дао — сложное философское понятие и имеет в даосизме универсальный онтологический смысл: первопричина Вселенной, ее таинственная закономерность; целостность жизни, присутствующая во всем, не познаваемая разумом и не выражаемая в словах, а также путь (дословный перевод Дао с китайского), сутью которого являются нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Один и тот же иероглиф «дао» обозначал в древнекитайской культуре закон, истину и нравствен-
ный жизненный путь. Когда ученики китайского мыслителя Конфуция (551 — 479 до н.э.) спрашивали у него, как понимать «дао», то он каждому давал разные ответы,
поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования.
Смысл учения Лао-Цзы — это преобразование и исправление себя при недеянии и покое. Существенным моментом учения было таиться и не иметь имени . Приведем еще несколько выдержек из его трактата «Дао де цзин», написанного по просьбе стража на пограничной заставе, когда Лао-Цзы покидал государство Чу. Этот трактат насчитывает 5 тысяч слов и разъясняет смысл учения Лао-Цзы о Дао и добродетели. Эти мысли созвучны и нам при изучении природы и общества:
«Лучшее знание — это незнание о том, что ты что-то знаешь».
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания:—М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 592 с: ил.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || http://yanko.lib.ru
«Словами удерживают смысл, постигая же его, их забывают. Как мне найти человека, который забыл бы про слова, и с ним поговорить» ( последователь Лао-Цзы и классик даосизма Чжуан-Цзы ).
«Когда учатся, имеют каждый день прибыток, а занимаясь Дао, ежедневно терпят умаление».
«Кто много обещает, тому мало доверяют. Большая легкость оборачивается большим затруднением».
«Нет красоты в правдивом слове, нет правды в сказанном красиво. Кто добр, не спорит, кто спорит, тот не добр. Пониманию чужда ученость, ученость далека от понимания».
реальность. Как отмечала в своих работах Т. П. Григорьева [ 128 ], согласно восточным учениям синтоизма, даосизма и буддизма мир существует не для того, чтобы его изучали, а для того, чтобы его переживали, извлекали удовольствие из общения с ним. В духе такого мировоззрения ставились лишь задачи, которые позволяли бы осознать явления и понятия, не вычленяя их из целого, не нарушая всеобщих связей и гармонии. В то время как традиция европейской культуры противоположна — расчленить общее на части, изучить их в отдельности и затем соединить вместе.
В восточных мистических учениях считается, что узнать сокровенную суть мира, его Дао, могут лишь люди, лишенные страсти к восприятию отдельных феноменов, которые как бы ощущают мир в целом. Истина, согласно японскому учению чань дзэн, познается не постепенно, а путем внезапного озаре-
ния на уровне интуиции. Это, кстати, хорошо осознается учеными и часто «используется» в их практике. При этом оценка Дао тоже носит нравственный характер:
«Если путь ( Дао ), по которому идешь, обладает сердцем, то он хорош, если нет, — он бесполезен». Даже к объективным сущностям движения и времени Лао-Цзы применяет такую же нравственную оценку — «добро движения есть время». Восточные ученые считают, что и для современной физики стоит эта проблема: «Есть два пути — один ведет к Будде, другой — к бомбе, и ученый должен сделать нравственный выбор» [ 11 ].
Как гласит китайское изречение: «Мистики понимают корни Дао, но не его ветви, а ученые понимают ветви Дао, но не его корни». Восточная философия утверждает, что наука не нужна мистицизму, а мистицизм — науке, но и то и другое нужно людям, чтобы понять мир вне и внутри нас.
В курсе естествознания мы не будем касаться подробно философской стороны взаимосвязи физики и восточных учений. Заметим лишь, что новое синергетическое направление в постнеклассическом естествознании очень созвучно восточным учениям. Ключевые идеи синергетики — самоорганизация, открытые системы, нелинейность, по существу присущи и восточной мудрости, суть которой не в противопоставлении одного другому, а в следовании естественному пути. Восточные мудрецы более всего оберегали этот порядок, не приписывая Природе того, что ей не свойственно. Они говорили: «Если нарушить волю Неба, то все усилия что-либо понять или сделать окажутся тщетными».
В работе [ 128 ] Т. П. Григорьева подчеркивает: «Теперь наука ставит ту же задачу:
понять законы Бытия, исходя из него самого, а не из априорных и не всегда адекватных представлений о Бытии. Как полагает синергетика, в сложной системе проявляются внутренние причины ее самоорганизации, не проявленное Дао восточной философии. Цель пути — Дао, который ведет к совершенному Добру, приближению человека к изначальной чистой природе, избавляя его от суетных мыслей и чувств, созданию гармонии внешней формы с внутренней, считая, что тогда и проявится изначально благая природа всего сущего, когда человек достигнет целостности и завершенности, «предустановленную гармонию» — по Лейбницу. Как мы увидим дальше, в рамках синергетики сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, можно лишь вникать и действовать сообразно, устраняя препятствие с пути гармоничного развития этих систем, что на Востоке, в даосизме и называется Недеянием, а в западноевропейском понимании — умным деланием».
Пример рассматриваемой общности физики и восточной философии приводит Т. Я. Дубнищева [ 8 ]. В буддистских тибетских текстах Вселенная описывается как осциллирующая, выражаясь современным физическим языком, и процесс ее сжатия и расширения похож на принятые сейчас сценарии возникновения Вселенной после Большого Взрыва и ее эволюции. Для буддизма характерна связь физического и психического; считается, что некоторые состояния сознания неотделимы от физического
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания:—М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. — 592 с: ил.
Источник