Эмоционально смысловая нагрузка образа жаворонка

Вокально-хоровой анализ «Жаворонок» Вик.Калинникова

Калинников Виктор Сергеевич
(1870-1927) – русский композитор, дирижер, общественный деятель, педагог; один из организаторов московской Народной консерватории (1906).
Окончил Московское филармоническое училище по классу гобоя и композиции, где с 1890 г. преподавал теорию музыки, состоя в то же время членом наблюдательного совета в Московском Синодальном училище церковного пения. Преподавал также дисциплины музыкально-теоретического цикла в Синодальном училище (1897-1923), в Московской консерватории (1922-1926). Заведовал музыкальной частью и дирижировал оркестром Московского художественного театра; руководил оркестром студентов Высшего технического училища. В течение семнадцати лет работал хормейстером и обучал пению воспитанников городских начальных училищ; руководил хором Московского Филармонического училища. Играл партию гобоя в оркестрах частных оперных театров Прянишникова и Мамонтова.
Виктор Калинников — автор преимущественно хоровой музыки. Им написаны также камерно-инструментальные и симфонические (Концертная увертюра для оркестра, музыка к трагедии А.Толстого «Царь Борис») произведения.
Хоровое творчество композитора обширно и разнообразно. Им написаны 15 произведений для смешанного хора a cappella, женские хоры с сопровождением. Калинников является одним из первых русских композиторов, писавших для детей; у него есть два сборника «Одиннадцать одноголосных детских песен» и«Девять двухголосных детских хоров».

Хоры разнообразны по жанрам, тематике:
— хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «проходит лето»);
— лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»);
— лирико-эпические хоры («Кондор», «На старом кургане»);
— характерные картины в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот»);
— обработки русских народных песен («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй, моя волынка»); обработки революционных песен («Интернационал», «Марсельеза»);
— переложения для смешанного хора («Рыцарский романс» Глинки, «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» Бородина);
— духовные хоры («Во царствии твоем», «Ныне отпущаеши» и другие песнопения из Литургии).
Творчество Калинникова глубоко реалистично, характеризуется чуткостью к выразительности, звучанию поэтического слова. Задушевность, элегичность — основные черты его творчества. Калинников тщательно выбирает тексты, используя лучшие образцы поэзии: композитор обращается к творчеству
А. Пушкина, И. Бунина, Е. Баратынского, В. Жуковского, И. Никитина, А. Толстого, Н. Соколова, А. Плещеева и др.
Хоровые сочинения Калинникова пользуются широким признанием среди профессиональных, учебных и любительских коллективов. Большинство хоров – произведения лирического плана, рисующие картины родной природы. Они глубоко содержательны: в каждом из них ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе. В этом – гуманизм композитора.
Хоры Калинникова, как правило, небольшого размера (исключение составляют эпическая картина «Лес» и хор «Утром зорька»), написаны в простых формах (период, 2-частная, 3-частная, строфическая).
Мелодика сочинений выразительна, проникнута элементами городской, иногда крестьянской песенности;встречается подражание речевым интонациям.

Гармонический язык хоров красочен, изобилует неаккордовыми звуками и задержаниями; характерны сопоставления далеких тональностей, плагальные обороты, несовершенные кадансы, альтерации, секвенции.
Склад письма преимущественно гомофонно-гармонический с развитой подголосочностью и элементами имитаций. Голосоведение отличается самостоятельностью и равноценностью: все хоровые партии несут равную нагрузку в создании художественного образа. Характерно богатство метрической структуры: практически все хоры написаны в переменном размере.
Хоровая фактура произведений масштабна и разнообразна, композитор использует все средства художественной выразительности хора:
— эпизодически используется неполный хор;
— мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек»;
— меняется число голосов: наряду с удвоенным двухголосием употребляется выдержанное четырехголосие и divisi ;
— органный пункт применяется также и в верхних голосах.

Анализ литературного текста

«Жаворонок»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь светлый мир здесь вижу я.
И славит бога (солнце) песнь моя!

В стихотворении «Жаворонок» раскрыта основная тема поэзии Жуковского — тема очарования души, озаренной вдохновением, видением прекрасного.
Стихотворение посвящено образу жаворонка как символа весны, как олицетворение весны, начала новой жизни. Слова и образы здесь отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение, его ощущения видимого мира — ощущение восторга, радости, восхищения, ликования.
Это ранняя весна, еще не сошел снег, но уже появились первые проталины. Небо удивительно чистое,голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. Тихо-тихо. И вдруг откуда-то с вышины льется нежная звонкая трель жаворонка.
Литературный текст написан в двухсложном размере с ударением в стопе на втором слоге – ямбе
| На солн- | це тем- | ный лес | зар-дел |

Произведение Виктора Калинникова «Жаворонок» написано в жанре хоровой миниатюры. Это небольшое по объёму произведение, лирического содержания — пейзажная зарисовка, живописная и поэтическая картина весны. Характер музыки произведений, написанных в жанре миниатюры, определяется образным строем литературного текста.
Произведение «Жаворонок» написано в сквозной строфической форме. Соответственно строению литературного текста в произведении три строфы. Первая строфа занимает 17 тактов и состоит из трех фраз по 5 + 5 + 7 тактов; вторая строфа занимает 15 тактов и аналогично первой состоит из трех фраз (по 4 + 5 + 6 тактов); третья строфа занимает 21 такт и состоит из четырех фраз (4 + 5 + 5 + 7 тактов).
Сквозное развитие музыкального материала обусловлено использованием полифонического склада изложения как основного типа фактуры произведения, а также особенностями гармонического строения.
Произведение построено на контрастной динамике — от pp до f .
Кульминации каждой музыкальной строфы расположены в последних фразах и выстроены по отношению к главной кульминации произведения по принципу нарастания: mf — f — f , усиленное фактурными и тесситурными особенностями материала.
Дирижеру важно установить взаимосвязь между словом и музыкой, так как одна литературная фраза (строфа) разорвана в музыкальном произведении на три фразы.

Для того чтобы объединить фразы в одно предложение необходимо установить связь между ними – ни одна частная кульминация не должна звучать так ярко, как центральная, все кульминационные моменты должны быть подчинены главной смысловой вершине.

Динамика также должна использоваться дирижером как средством раскрытия содержания произведения. Чем тщательнее будет продуман динамический план исполнения, тем больше будет возможности для реального его воплощения, понимания всей глубины его содержания. Чем богаче будет палитра динамических красок хора, тем больше его возможности в создании разнообразных художественных образов.
Определение динамического плана исполнения должны основываться на анализе литературного текста.
В анализируемом произведении композитором используется переменный метр, из двух простых метров 2/4 и 3/4.
Темповое обозначение в начале произведения – Andantino quasi allegretto – подвижно, слегка оживленно. Этот темп сохраняется на протяжении всего произведения. Так же есть ritenuto (замедлять) в 40 такте с последующим возвращением к основному темпу ( a tempo ). Оживленный темп представляет собой некоторую сложность в исполнении, так как постоянное быстрое движение, может привести к неточному выдерживанию четвертных нот с точкой и дальнейшему ускорению темпа. Что бы этого не допустить нужно пропевать произведение в более сдержанном темпе с пульсацией восьмыми длительностями.
В тональном плане в произведении «Жаворонок» композитор не использует модуляций и сложных хроматических аккордов: основная тональность произведения F-dur есть кратковременное отклонение в a-moll , и тональность одноименного минора ( f-moll ).
Фактура произведения «Жаворонок» представлена смешанным типом изложения, в котором одновременно используются несколько типов фактуры.
В данном произведении композитором используется три типа изложения:
1. гомофонно-гармонический склад, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, а остальные составляют гармоническое сопровождение. Так в первых трех тактах мелодия проводится в партии сопрано, а в следующих тактах – в партии теноров
2. гармонический тип изложения музыкального материала, для которого характерно ритмическое и текстовое единство всех голосов
При гармоническом изложении материала возможна мелодическая самостоятельность верхнего голоса.
3. П олифонический склад. Имитационная полифония, для которой характерно поочерёдное проведение темы в различных голосах; в данном произведении используются элементы канонической имитации.
Ритмический рисунок произведения представлен ровным чередованием длительностей внутри мелодических линий (в основном это ровное движение восьмых в сочетании с четвертями) и поэтому не составляет труда в исполнении. Однако общий ритмический рисунок всего хора усложнен полиритмией – одновременным сочетанием различных ритмических фигур. Здесь полиритмия используется композитором в целях рельефного выделения тематизма. Так, например, в первой фразе второй строфы посредством ритма обособляются три фактурных пласта: линия басов, линия средних голосов хора (тенора и альты) и линия партии сопрано.
В данном произведении основным приемом звуковедения является legato легкое, напевное. Для более точного интонирования, особенно главной темы произведения, характер штриха можно приблизить к легкому, без подчеркивания каждого звука, исполнению на non legato , но с обязательным сохранением непрерывности звуковедения.
Для воссоздания, воплощения образного содержания произведения имеет значение характер дирижерского жеста, который должен вдохновлять хор, тонко передавать ему все стороны художественного образа произведения.

Источник

О жаворонках, совах и постпраздничной «депрессии».

Конечно, это не депрессия в чистом виде. Но после длинных январских каникул большинство встречаются с неким депрессивным состоянием. Этаким комплексом из раздражения (злости), тревоги (страха), недовольства, фрустрации…

И речь сейчас не о тех, кто злоупотребляет спиртным — тут все понятно: абстинентный синдром и та же посталкогольная депрессия. Тут все понятно, и как это лечится тоже известно.

А я говорю о людях непьющих (ну или малопьющих): с ними-то что? Они-то отчего депрессуют? Ведь отдыхали аж целых десять дней кряду! Вроде как набирались сил, отсыпались, эмоционально перезагружались. Но… вот завтра начинаются будни, и у людей уже сегодня (а то и раньше) начинает раскручиваться этот самый комплекс из раздражения, тревоги, фрустрации…
Давайте посмотрим, отчего оно так. На мой взгляд, у “постпраздничной депрессии” два основных источника. И в этой статье я расскажу о первом.

НЕ В ТОМ РИТМЕ

Что обычно говорят разного рода специалисты, рассуждая о причинах постпраздничной подавленности? Мол, за время каникул у нас сбивается режим сна/бодрствования. И это факт: многие в эту январскую декаду ложатся и встают поздно. Позже, чем в будни и даже обычные выходные. Иные — значительно позже. Вот режим и сбивается.

Но, друзья, сбивается ли? Или, может быть, наоборот, ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ? Может быть именно во время этих длинных каникул (как и в отпуске, кстати) вы начинаете жить в соответствии с ВАШИМИ естественными ритмами ?

Дело в том (и вы об этом наверняка хотя бы слышали), что все на этой планете (за ее пределами тоже, но так широко сейчас смотреть не будем) подчиняется сменяющим друг друга ритмам . День/ночь, приливы/отливы, теплый период (весна, лето)/холодный период… и так далее. Тут я вам Америку не открыла, да? Ага.
Так вот, и мы с вами не исключение в этом смысле. Мы тоже ритмичны. Наш мозг (а вслед за ним и психика, и организм) подчиняются двум ритмам — или поочередно пребывают в двух состояниях, в процессах: возбуждения (активности) и торможения (пассивности) . В норме эти процессы должны быть сбалансированы, равновесны. То есть, длительность возбуждения должна быть максимально такой же, как и длительность торможения. Ну и, как я уже сказала, эти состояния сменяют друг друга поочередно. Это во-первых.
Во-вторых, ритмы эти индивидуальны . У каждого человека они свои, их длительность, частота смен зависят от множества факторов — возраста, привычек, образа жизни и так далее. Проще говоря, каждый из нас живет в своем собственном ритме.

Да, есть некие общие закономерности. Например, у одних людей процесс возбуждения приходится на утро, на светлое время суток, у других — на вечер и ночь. Так что, друзья, пресловутые “совы” и “жаворонки” вовсе не миф, не “оправдание отсутствия дисциплины”. Нет, это — особенность распределения периодов возбуждения и торможения.

Ну и, думаю, вы понимаете: деятельностью (любой) легче и эффективнее заниматься, когда ваш мозг находится в процессе возбуждения. А вот период торможения эффективен для сна, пассивного отдыха, мечтаний, разных расслабляющих занятий и процедур. Ибо на активную деятельность (любую) во время процесса торможения вам потребуется потратить значительно больше внутренних ресурсов — физических, интеллектуальных, эмоциональных, психических. То есть активная деятельность в этот период значительно более ресурснозатратна.
Как, кстати, и попытки уснуть в то время, когда ваш мозг в процессе возбуждения. Хоть всех овец в мире сосчитайте — не уснете. Только изнасилуете себя.

Итак, повторю: мы с вами существа ритмичные. И эти ритмы, их длительность и периодичность индивидуальны у каждого. А вот теперь главное: большинство из нас понятия не имеют о своих ритмах, не чувствуют их — а значит, живут не в соответствии с ними. Иначе говоря, большинство из нас живут не в том ритме. Не в том, который является естественным для них.

И вот теперь вернемся к январским каникулам и якобы “сбивающемуся режиму”: как понять, действительно ли он сбивается или же — все-таки — восстанавливается ваш индивидуальный естественный ритм? Да просто! Как вы себя чувствуете, когда поздно ложитесь и поздно встаете? Вот я, например, как абсолютный жаворонок, в таком режиме (поздний сон, позднее пробуждение) очень быстро встречаюсь с ощущением разбитости, недостатка энергии. Я словно бы все время в этаком полусонном состоянии. Ибо это — не мой ритм.
А вот если я встаю рано, часов в шесть утра, ложусь не позднее десяти вечера — вот тогда у меня энергии через край, отличное настроение… Вот тогда я ощущаю витальность, жизненность!

Если на каникулах засыпая и просыпаясь поздно, вы чувствуете себя прекрасно — и физически, и эмоционально — значит, эти десять январских дней вы живете в своем естественном ритме. Та же история и с отпусками.

Что делать? Казалось бы, очевидно: организовывать свою жизнь в соответствии со своими ритмами. Заниматься активной деятельностью тогда, когда у вас период возбуждения. Спать, отдыхать — во время процесса торможения.
Но это идеальный вариант, да? И вы можете сейчас справедливо возмутиться: да как это вообще возможно? Как жить в своем ритме взрослому человеку, если на подавляющем большинстве предприятий, служб и так далее — дневная работа. Ночной работы на всех “сов” не хватит же! А денежки зарабатывать нужно, не так ли?

Совершенно верно. Жизнь социума тоже организована в определенном ритме. И мы все, как части этого огромного организма, вынуждены подчиняться этому ритму. Да, далеко не у каждого есть возможность трудиться — именно трудиться — в своем ритме. Но, друзья, наша жизнь — далеко не только работа. Вспомните, чем заполнены ваши будни? Подумайте, а не нагружаете ли вы себя еще какой активностью — и именно в период, когда ваш мозг, психика и даже тело “тормозятся”? Не насилуете ли вы себя какой деятельностью не потому, что вам это в радость, в удовольствие, не потому, вам это действительно нужно, а потому, что вы верите, что должны и обязаны? Посмотрите, от чего вы можете разгрузить себя?

Ну, например, если утром у вас период торможения, то, вероятно, не стоит делать ничего, кроме самого необходимого — условно говоря, гигиена, сборы и доставка себя к месту ваших трудовых подвигов. Думаю, понимаете, что я имею в виду.

Да, конечно, даже это не у всех и не всегда получится сделать. Но это и не главное, если честно. Знаете, на что, как правило, больше всего уходит сил, внутренних ресурсов? На борьбу с собой. На внутренний конфликт. Конфликт между тем, какой я есть, и тем, каким (как я верю) я должен быть. Проще говоря, зачастую очень много энергии человек тратит на переделку себя . На то, чтобы заставить себя жить в другом ритме. А еще — на самоосуждение, самобичевание. За то, что не может легко и радостно просыпаться по утрам (например). Или, наоборот, за то, что его постоянно клонит в сон на ночной работе. Ну и так далее. Другими словами, человек бессознательно запрещает себе жить в СВОЕМ ритме (по разным причинам, чаще всего тоже неосознаваемым) и тратит кучу сил, энергии, эмоциональных и психологических ресурсов на то, чтобы НЕ НАРУШИТЬ этот свой ЗАПРЕТ .

И знаете что? Иногда достаточно просто просто снять этот запрет . То есть — признать, принять свои ритмы. Ну вот да, я вот такой. “Сова”. “Жаворонок”. У меня нет сил по вечерам или по утрам. И это — НОРМАЛЬНО ДЛЯ МЕНЯ. Признать, принять и РАЗРЕШИТЬ себе быть таким. Разрешить себе жить в своем ритме. Если это разрешение будет искренним, настоящим, вы как минимум избавитесь от этого внутреннего конфликта — и перестанете тратить на него силы. Перестанете бороться с собой. Как максимум, постепенно ваша жизнь изменится. Придет в соответствие с вашим индивидуальным ритмом. Не спрашивайте как, ибо это — дело бессознательного. А его работа до сих пор во многом загадка. Главное — дайте ему разрешение. Дайте себе разрешение ЖИТЬ В СВОЕМ РИТМЕ.

Источник

Оцените статью