Рационально-эмотивная терапия Эллиса
Опубликовано чт, 30/10/2014 — 08:07
Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:
- А — активирующее событие, активирующий опыт или активация событий и ситуаций, т.е. обычно неприятные или нежелательные внешние события;
- В (С) — рациональные и иррациональные суждения, мнения, верования и убеждения, принадлежащие данной личности и используемые ею для интерпретации А;
- С (П) — эмоциональные и поведенческие последствия, вытекающие из личностных интерпретаций А, т.е. неприятные аффективные реакции на события, которые побуждают пациента искать помощи психотерапевта.
Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:
- убеждение клиента в состоятельности рационально-эмотивной терапии (изложение теоретических основ и рассмотрение примеров);
- получение согласия пациента рассмотреть его собственные иррациональные суждения (к последовательности АВС добавляется D — обнаружение иррациональных суждений клиента);
- обсуждение и оспаривание иррациональных суждений пациента, стимуляция последнего к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений и заменил их более подходящими оценками активирующих событий (стадия эффекта).
В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».
В данном случае под иррациональными суждениями понимаются жесткие эмоционально -когнитивные связи, имеющие характер предписания, требования, обязательного приказа, не допускающего возражения и исключений; нарушения в когнитивной сфере, приводящие к эмоциональным расстройствам, ряду психопатологических синдромов. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняет деятельность пациента и мешает достижению его целей.
Выделяются следующие группы иррациональных суждений:
- суждения долженствования, отражающие мнение, что существуют несколько универсальных ситуаций, когда какой-либо человек или весь мир «должны» пациенту;
- «ужасающие», катастрофические суждения, согласно которым существуют катастрофические, невыносимые ситуации;
- суждения обязательной реализации своих потребностей — «надлежит» и «следует», в соответствии с которыми человек должен иметь что-либо для того, чтобы жить или быть счастливым; порицающие, рейтинговые или оценочные суждения.
Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).
Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:
- «для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих»;
- «есть поступки порочные и скверные и повинных в них следует строго наказывать, когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания, они плохие или омерзительные личности»;
- «это катастрофа, это ужасно когда все идет не так, как хотелось бы»;
- «все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами»;
- «если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку»;
- «легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать»;
- «каждый нуждается в чем-то, более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе»;
- «нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным, успешным, нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха»;
- «то, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее»;
- «на наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы люди изменялись в желаемом для нас направлении»;
- «плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью»;
- «мы не властны над своими эмоциями и не можем их не испытывать».
Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».
Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.
Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.
Выделяют следующие критерии рационального суждения:
- рациональное суждение истинно, оно соответствует действительности и качественно и количественно; в его поддержку можно представить доказательства; истинность его можно проверить практически, оно логично, последовательно и согласуется с реальностью;
- рациональное суждение не является абсолютистским, оно условно или относительно, обычно высказывается в виде пожелания, устремления, предпочтения, но не требования;
- рациональное суждение ведет к умеренным эмоциям, возможно возникновение и сильных эмоций, но последние не оказывают дезадаптивного влияния на поведение человека;
- умеренное эмоциональное возбуждение позволяет целенаправленно решать проблему (попытки изменить ситуацию или «активирующее событие»), в то время как недостаточное или выраженное возбуждение мешают ее решению;
- рациональное суждение повышают степень удовлетворенности жизнью, способствуют самореализации.
В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:
- иррациональное суждение неверно;
- иррациональное суждение является приказом;
- иррациональное суждение ведет к эмоциональным нарушениям;
- иррациональное суждение не помогает достижению целей.
С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.
Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:
- наличия привычных культуральных стереотипов, закрепленных в языке, сказаниях и песнях;
- возможности появления внутреннего, возбуждающего азарта, с целью привлечения внимания и получения сочувствия;
- иррациональность это такое свойство человека, которое предназначено для того, чтобы человек снял с себя чувство вины, обвиняя себя в излишней иррациональности.
В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:
- рельефное, подробное описание активирующих ситуаций и событий, при которых было возможно и максимально выражено происходило обострение симптомов заболевания (по нашему наблюдению наиболее эффективно описание 15-20 подобных ситуаций, причем основную часть этой работы целесообразно отнести к домашней работе пациента).
- Описание эмоциональных и поведенческих реакций.
- Анализ иррациональных суждений
- Построение иерархии иррациональных суждений
- Бальная оценка нарушений мышления, поведения и настроения
- Альтернативные формы, адаптивные формы мышления (когнитивное оспаривание) и поведения, адаптивные эмоциональные реакции.
Источник
РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Рациональная психотерапия в виде индивидуальных тренингов и занятий в группах. Применяется при неврозах и депрессиях, последствиях травм и стрессов.
Сеансы проводят понимающие и убедительные психологи и психотерапевты.
Рациональная психотерапия — это краткосрочная форма психотерапии, которая помогает вам идентифицировать самоотверженные (подавленные) мысли и чувства, бросать вызов рациональности этих чувств и заменять их более здоровыми, более производительными убеждениями.
Рациональная психотерапия фокусируется в основном на настоящем времени, чтобы помочь вам понять, как нездоровые мысли и убеждения создают эмоциональный стресс, что, в свою очередь, ведет к нездоровым действиям и поведению, которые мешают вашим текущим жизненным целям.
После выявления и понимания негативные мысли и действия могут быть изменены и заменены более позитивным и продуктивным поведением, позволяющим вам развивать более успешные личные и профессиональные отношения.
Как работает рациональная психотерапия и какая от нее польза
Рациональная психотерапия эволюционировала от работы психиатра Альберта Эллиса в середине 1950-х годов как оригинальная форма когнитивно-поведенческой терапии. Эллис считал, что большинство людей не знают, что многие из их мыслей о себе иррациональны и негативно влияют на то, как они ведут себя в важных отношениях и ситуациях.
Согласно Эллису, именно эти мысли заставляют людей страдать от негативных эмоций и заниматься саморазрушительным поведением. В то же время люди способны оспаривать и изменять свои иррациональные убеждения, если они готовы выполнять эту работу. Хотя конкретные жизненные события могут способствовать проблемам психического здоровья, рациональные психотерапевты считают, что это собственная неисправная система убеждений человека, которая вызывает большинство проблем.
Рациональная психотерапия может помочь вам с негативными эмоциями, такими как беспокойство, депрессия, чувство вины и крайний или ненадлежащий гнев. Этот подход также используется, чтобы помочь изменить стрессовые и самонадеянное поведение, такие как агрессия, нездоровое питание и промедление, которые мешают вашему качеству жизни и достижению ваших целей.
Техники рациональной психотерапии
Чтобы помочь вам справиться и преодолеть трудности или достичь жизненных целей, психотерапевт будет работать с вами, чтобы определить убеждения и не гибкость мыслительных процессов, которые удерживают вас в заложниках. Психолог поможет вам понять, насколько иррациональны эти мысли и как они вредят вам.
Благодаря разнообразным умственным упражнениям вы научитесь уменьшать свои негативные мысли и ответы и заменять их более здоровыми, более конструктивными и рациональными мыслями.
Рациональная психотерапия использует множество методов и инструментов, включая позитивную визуализацию, переосмысление вашего мышления и использование книг самопомощи и аудиовизуальных руководств, а также назначение домашних заданий для подкрепления между сеансами.
В той или иной степени любой врач проводит психотерапевтический сеанс в виде объяснения пациенту или его близким сути болезни, пути выхода из сложной ситуации. Рациональная психотерапия заключается в «разрушении» иллюзий и заблуждений человека.
Источник
Рациональная психотерапия
Поговорим об одной из древнейших техник, берущих своё начало в сократовских диалогах и логике Аристотеля. Интересно отметить, что рациональная психотерапия техники свои оттачивает столь же долго: по сути это те же сократовские диалоги, в процессе которых пациент сам осознаёт и принимает ошибочность своих иррациональных верований и убеждений, которые и являются первопричинами заболеваний и проблем.
В процессе бесед происходит разрушение патологических стереотипов поведения, выработка и закрепление новых моделей, обучение приёмам самодиагностики и самокоррекции.
Основным достоинством рациональной психотерапии является преимущественное использование логики — формальной и диалектической — посредством которой психотерапевт помогает пациенту самому раскрыть первопричины своих тревог. При этом пациент сам принимает все решения, сам отвечает на поставленные им самим вопросы и сам обнаруживает решения. Это очень важно для независимых волевых пациентов, поскольку убирает возможность формирования зависимости от психотерапевта.
Применение рациональной психотерапии
Рационально эмоциональная психотерапия используется для подавляющего большинства заболеваний непсихотических регистров:
- невротических расстройств,
- депрессивных состояний неэндогенной природы,
- ОКР,
- тревожно-фобических состояниях,
- расстройствах пищевого поведения,
- ПТСР,
- зависимом и антисоциальном поведении,
- нарушениях контроля воли,
- пограничных расстройствах личности,
- психозах (строго в стадии ремиссии).
Эффективность проведения рациональной психотерапии
Максимальная эффективность рационально эмоциональной психотерапии достигается у интеллектуально развитых людей с высокой мотивацией к изменениям. Однако, в упрощённой форме для решения несложных проблем она тоже эффективна для помощи людям, более развитым практически, а также детям.
Рациональная психотерапия является базисом для большинства практических подходов в поведенческой и когнитивной психотерапии, мягко, эффективно и недирективно помогая людям решать проблемы сначала с психотерапевтом, а потом уже самостоятельно.
Источник