Эмоционально психологическая основа фовизма

Фовизм в живописи: особенности нового течения

Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения — фовизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне.

Кроме картин в салоне находилась статуя, выполненная в стиле эпохи итальянского Возрождения. Увидев ее в окружении необычных работ, критик сказал, что фигура похожа на Донателло среди диких зверей. Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами.

Фовизм в живописи

Творения новаторов произвели фурор среди посетителей Салона, ведь они кардинально отличались от уже существующих стилей. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным.

Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа. Их холсты — это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира, используя для этого максимально простые очертания и формы. Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого — все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие.

Представители фовизма в живописи, хотя и придерживались схожих принципов в работе, отличались мировоззрением. Андре Дерен был более рационален; Анри Матисс — мечтателен; Жорж Руо выражал образы с особым трагизмом и гротескностью. Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году). Затем пути их разошлись, и каждый из художников нашел себя в более близких по духу и восприятию стилях, изменив при этом приемы работы и творческие принципы.

Особенности нового течения

Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца. Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.

Матисс и его видение живописи

Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Матисс — один из наиболее ярких представителей этого течения, был не только его основателем, но и человеком, сделавший весомый вклад в развитие направления.

В частности, он первым прибег к, казалось бы, шокирующим методам: например, Матисс считал уместным изобразить женщину с зеленым носом, если это придавало картине экстравагантности и пикантности. Он утверждал, что изображает не женщину, а картину, поэтому цветовая гамма может быть такой, какой хочет ее видеть художник. Вдохновляясь работами выдающихся импрессионистов (в частности, Ван Гога и Гогена), Матисс создавал яркие, сочные работы в насыщенных тонах.

Оригинальная техника художника особенно четко видна в картинах «Вид Коллиура», «Дама в шляпе».

В них он стремился подчеркнуть основополагающие принципы нового течения, а именно выразить чувства, вызываемые увиденным, но не привязанные к цветовой гамме окружающего, а воплощенные на полотне теми оттенками, которые близки по духу творцу. Таким представлялся Матиссу фовизм в живописи. Картины известного авангардиста не раз подвергались критике, одна из них — «Голубая обнаженная» — даже была сожжена на Международной выставке современного искусства 1913 года, проходившей в Чикаго.

Влияние фовизма на европейскую живопись

Фовизм в живописи европейских художников сыграл огромную роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства, дав толчок к выражению на холсте в оригинальной манере чувств художника, их видения окружающего мира. Человечество в очередной раз расширило горизонты мировоззрения благодаря новаторству фовистов.

Источник

Эмоционально психологическая основа фовизма

Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

Школа искусств

Omsk life

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

ФОВИ́ЗМ (от франц. Les Fauves — «дикие, хищники») — течение в живописи французского постимпрессионизма и музыке конца XIX — начала XX века .

В 1905 г. в одном из залов парижского осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо. О. Фриеза. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы . В том же зале находилась статуэтка работы Донателло, скульптора эпохи Итальянского Возрождения . Критик Л. Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: «Донателло среди диких!» На следующий день название нового течения замелькало в газетах.

Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на парижской выставке Salon D’Automne 1905 года . Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями . Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

Лидерами направления можно зазвать Анри Матисса и Андре Дерена . Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке , Шарль Камуан , Louis Valtat ( англ. ), Henri Evenepoel ( англ. ), Maurice Marinot ( англ. ), Jean Puy ( англ. ), Морис де Вламинк , Henri Manguin ( англ. ), Рауль Дюфи , Отон Фриез , Жорж Руо , Кеес ван Донген , Alice Bailly ( англ. ), Жорж Брак и других.

Около двух лет группа выступала совместно. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (поэтому оно не является художественным направлением ), а на интуитивных устремлениях. Лишь позднее некоторые из художников пытались как-то объяснить свою » живописную агрессивность«, из-за которой они и получили прозвание «диких«. «Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем. Краски становились патронами с порохом. Они буквально взрывались от света» . Фовисты усиливали выразительность цветового пятна за счет одновременного контраста дополнительных цветов . «Мои цвета -доминанты должны были поддерживаться контрастами, — объяснял А. Матисс, — а я их делал такими же сильными, как и доминанту. Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм» .

К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит , чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы .

Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год .

Фовизм стал своеобразной реакцией как на импрессионизм , так и на непосредственно предшествовавший этому течению пуантилизм — рациональную и педантичную живопись. Предельная простота, «открытость«, демонстративная некрасивость приема — грубые мазки , контуры, фактура — сближали фовизм с примитивизмом .

Некоторые приемы фовисты заимствовали из средневековых витражей , романского искусства , другие — из японской гравюры, но более всего упрощенность манеры и дерзкий, вызывающий цвет явились результатом естественной эволюции постимпрессионистского искусства: «синтетизма» П. Гогена и его понт-авенской группы, экспрессионизма В. Ван Гога, декоративного пластицизма набидов . Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген , предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам .

Главой этой школы считается Матисс , который свершил полный разрыв с оптическим цветом . На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета , если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Эстетика искусства уже провозгласила «открытость» приема, оставалось лишь довести этот принцип до предела экспрессии.

Характерные особенности фовизма : предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи.

Картина Мориса де Вламинка «Цирк«, в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. В 1907 году художник обращается к работам Поля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, который становится теперь у Вламинка несколько приглушенным.

Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в «примитивном» творчестве, средневековом и восточном искусстве. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма , фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов , опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов , фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. От фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов , абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие«.

Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись.

Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути. Матисс разрабатывал декоративный стиль. Вламинк, Дерен и Р. Дюфи, присоединившийся к фовистам в 1906 г., постепенно создавали крайне субъективные , утонченные формы, в том числе основанные на историко-художественных аллюзиях . Ж. Брак стал кубистом. Ж. Руо оставался вне всяких течений. Фовизм был первой ступенью разрушения традиционных основ живописи и начала субъективизма, отразившего трагическое одиночество художника в XX столетии. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Дерзость фовистов оказала воздействие на немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник» . В 1950—1960-х гг. фовизм возрождался в творчестве «Новых диких» («La Nouvelle Les Fauves«).

Источник

Оцените статью