Эмоционально поведенческий психологический уровень

Эмоционально поведенческий психологический уровень

Представление о системной организации биологических функций, в том числе эмоционального поведения, требует конкретизации взаимоотношений между нейродинамической системой и элементами, ее составляющими.
И. Ф. Овчинников (1966) определяет элемент как инвариантную часть системы. Инвариантность элемента, по В. Ф. Сержантову (1972), выражается, с одной стороны, способностью самосохранения по отношению к определенного рода динамическим преобразованиям и, с другой стороны, целостностью по отношению к определенному качеству, по отношению к некоторой совокупности свойств. Таким образом, природа системы существенно определяется свойствами се элементов.

Эти философские посылки общеметодологического содержания имеют самое непосредственное отношение к проблемам изучения эмоционального поведения животных.
Функциональная система любого эмоционально-поведенческого акта включает в себя целый ряд элементов, которые, во всяком случае по части процессов физиологического выражения, могут быть достаточно отчетливо выявлены. Взаимосвязь моторных или вегетативных проявлений эмоционального поведения (несмотря на то, что и эти процессы регулируются иерархически организованными системами) с определенными структурами мозга выявляется достаточно отчетливо при использовании метода локальной стимуляции глубоких структур мозга.

Твердо установлено, что в осуществлении любой поведенческой реакции участвуют нервные структуры, расположенные па разных уровнях мозга, входящие в различные функциональные системы. Это и позволяет искусственно воспроизводить те или иные реакции посредством электрического (или химического) раздражения отдельных звеньев системы регуляции эмоционального поведения. При этом, однако, следует всегда учитывать, что вызванная электрической стимуляцией реакция может во многом отличаться от натуральных эмоциональных или мотивационпых форм поведения.

Использование метода комплексного функционально-морфологического анализа действия психотропных средств па системы регуляции эмоционального поведения, возникающего при стимуляции глубоких структур мозга (А. В. Вальдман, М. М. Козловская, 1968, 1969; М. М. Козловская, Л. В. Вальдман, 1963), позволило нам изучать направленность и характер изменений разных компонентов ответных реакций. Психотропные вещества расщепляли функциональную систему эмоционального поведения, вследствие чего возможно было выделить и анализировать отдельные структурные элементы поведенческого акта.

На основании того, что психотропные средства изменяют отдельные проявления эмоционально-поведенческих реакций в довольно широком диапазоне доз, а подчас оказывают разнонаправленное воздействие, облегчая одни и тормозя другие проявления, было высказано представление о фрагментарной организации эмоционального поведения (А. В. Вальдман, 1963, 1971, 1972; Dclgado, 1964).

По теории фрагментарной организации эмоций поведение складывается ил серии моторных и вегетативных фрагментов, организованных определенным образом во времени и пространстве и имеющих свои центральные структуры управления, В зависимости от того, что (какая структура) подвергается стимуляции, может быть получен либо изолированный фрагмент поведения, без цели и связи с окружающей ситуацией или социальными факторами, либо хорошо организованный и целесообразный акт, адаптированный к окружающим условиям.

Элементарные процессы, объединяемые определенной функциональной системой, могут входить в состав многих иных функциональных систем. В связи с этим требует пересмотра и уточнения следующий вопрос: имеются ли вообще какие-то специфические, отдельные формы эмоциональных реакций или же существуют многообразные типы врожденных поведенческих актов, включая такие формы защитного поведения, как замирание, побег, защита, атака, которые принимаются за типичные проявления эмоций «страха — ярости»?

Большинство исследователей подчеркивают, что при эмоции организм может реагировать не стандартно, а в зависимости от ситуации. Эмоциональная реакция не стереотипна. Поведенческая реакция при эмоции может изменяться но ходу ее осуществления.

Источник

«РЭПТ — это мировой тренд»

— Название в его сегодняшнем варианте не всегда выглядело так. Сначала в аббревиатуре было всего две буквы — РТ (рациональная терапия), после три — РЭТ (рационально-эмотивная терапия) и только потом к ним добавилась буква «П» (поведенческая) или латинская «B» (Behavior).

Сам Альберт Эллис, автор РЭПТ, писал, что название «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия» получилось не совсем точным, и для обозначения предложенного им направления больше подошло бы что-то вроде «когнитивной терапии» или «когнитивно-поведенческой терапии»… Но такие названия уже были заняты.

Итак, пройдемся по каждому компоненту:

A Буква «А» обозначает некоторую ситуацию, которая может быть как внешней, так и внутренней. Представим, к примеру: мы стоим на крыше небоскреба. В одной и той же ситуации, при одних и тех же обстоятельствах разные люди могут испытывать разные эмоции. Кто-то, стоя на этой крыше, будет в панике, кто-то будет в ступоре, кто-то будет испытывать некоторое волнение, а кто-то — воодушевление, потому что он любит высоту.

То есть в чем здесь суть? События сами по себе не вызывают наши чувства, эмоции и поведение. Мы воспринимаем то, что происходит, через призму своих убеждений, взглядов, ценностей и так далее. И если для одного человека высота — это что-то приятное, то другой, несмотря на все ограждения, обеспечивающие безопасность, при виде высоты будет в панике. Это как страх полетов. Самолеты — один из самых безопасных видов транспорта, но некоторые люди испытывают нездоровую тревогу от одной мысли о передвижении на них. Так вот, если бы сами события напрямую вызывали наши эмоции, тогда все люди в самолете, включая пилотов, были бы в панике. Но это, к счастью, не так, а значит, мы можем влиять на свои реакции.

Понятное дело, что совсем ни о чем не беспокоиться — это неэффективно. Ведь в таком случае мы бы ходили по канату над пропастью без страховки и перебегали бы МКАД, не смотря по сторонам. Иметь некоторый уровень беспокойства — вполне конструктивно. Но неконструктивно — испытывать нездоровую тревогу, вину и так далее.

Поэтому в РЭПТ эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. И отличаются они не по интенсивности, а качественно. Нездоровая эмоция может быть малоинтенсивна (например, легкая тревога), но раз она нездоровая, ее все равно нужно убирать.

— Описанная Вами схема относится ко всем направлениям когнитивно-поведенческой терапии?

— Да, она общая для всех направлений. Но основных два. Первое — когнитивная терапия Аарона Бека. И второе, предпочитаемое мной, — это РЭПТ. Оба они очень схожи.

— Это действительно трудно. Тут важно определить: беспокойство, которое испытывает клиент, оно помогает справляться с некоторыми ситуациями или скорее мешает? Насколько то, что происходит с человеком, дискомфортно для него самого, насколько это мешает ему в достижении целей?

Например, нездоровая тревога будет вести к избегающему поведению, избавлению от угрозы. В таком случае человек, который боится летать на самолете, ни при каких обстоятельствах не поднимется на борт. А тот, кто боится публичных выступлений, будет избегать больших компаний и конкретных мест… Здоровая альтернатива такой реакции — это волнение, совладание с угрозой. Ты можешь волноваться, но при этом понимать: «Мне неприятно, но это вполне терпимо, выносимо и нет необходимости в таких кардинальных действиях».

Следствием нездоровой подавленности будет уход в себя, пассивность, беспомощность, а здоровая грусть или горе будут подталкивать к сообщению своих чувств, к некоторому адаптивному трауру.

Еще пример. В контексте нездоровой вины будет наблюдаться тенденция к самобичеванию, к некоторым мольбам о прощении. В качестве здоровой альтернативы этому есть сожаление, исправление, способность попросить прощения и отпустить, вместо того, чтобы годами винить и унижать себя.
Нездоровый стыд вызовет стремление убежать, скрыться от взглядов. Здоровый его вариант выразится в смущении, сообщении о своем переживании и продолжении общения.

То есть, как вы видите, есть некоторые неконструктивные способы реакций, а есть конструктивные. И здоровые эмоции будут подталкивать именно к конструктивным.

В США и Европе КПТ признана лидирующим направлением в лечении тревожных расстройств и оплачивается страховкой.

Да, то, что происходит с человеком, может быть связано с агрессией, холодностью родителей, перенесенным насилием. Но даже люди, пережившие насилие, могут по-разному на это насилие реагировать и по-разному строить свою жизнь. Кто-то может двинуться в конструктивное русло, кто-то может двинуться в неконструктивное.

— Да, я тоже считал, что другие виды психотерапии лучше, потому что сложнее, нужны десятилетия личной терапии и так далее. И на этот курс по когнитивно-поведенческой терапии пошел просто ради любопытства. Мне было интересно узнать, как же такой механистичный, простой подход помогает людям. Отучился. После университета стал работать в службе психологической помощи населению, где начал применять знания на практике. Там все и произошло. Я увидел, что одни клиенты достаточно долго идут к улучшениям, а те, с которыми я практикую когнитивный подход, быстро начинают чувствовать значительные улучшения. Без всякой магии и терапевтических отношений люди понимают, как себе помогать. На самом деле в РЭПТ психотерапевт — это необязательное условие. Большинство людей могут сами со всем справиться и разобраться, используя определенные техники. Специалист, так как он уже имеет практику, может просто ускорить этот процесс, направить в нужное русло.

После этого клиентам становится ясно, что, к примеру, не родственники злят их, а в большей степени те взгляды и убеждения, через призму которых они этих родственников воспринимают, вызывают злость. Да, кто-то из окружения может быть не очень хорошим человеком, но мы можем конструктивно реагировать на его проявления и чувствовать себя хорошо.

За видимой простотой РЭПТ скрывается очень много разных нюансов и тонкостей. И чтобы эффективно использовать это направление, нужно постоянно практиковать и освежать свои знания. РЭПТ — это живой подход, который постоянно интегрирует самые лучшие наработки из других направлений психотерапии, например, из ACT (Терапии Принятия и Ответственности), в схема-терапии, гештальт-терапии.

— Хороший вопрос. Нужно учитывать, что РЭПТ — это достаточно прямой, директивный подход. Терапевт здесь занимает активную роль, активно направляет, обучает клиента, помогает ему. Не сидит и не ждет, когда человек будет готов сказать какую-то важную информацию, а сразу объясняет, почему тот способ, который он предлагает, наиболее продуктивный, и начинает работать.

Что касается личных качеств — любой человек может этому обучиться. Разница в том, что разные терапевты будут работать с разными клиентами. Люди будут искать такого психолога, который подходит именно им. От личных качеств будет зависеть стиль работы, например, более директивный или менее директивный.

Источник

Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии.

Альберт Эллис, американский клинический психолог, в середине 50-х гг., окончательно разочаровавшись в психоанализе, разработал рационально-эмоциональную поведенческую терапия (РЭПТ). Это психотерапевтическое направление имеет в своей основе теорию о том, что человек, испытывающий психологический дискомфорт, опирается в своих мыслях и действиях на иррациональные суждения. Устранение этих суждений является главным инструментом в психологическом вмешательстве.

А.Эллис выделяет три сферы функционирования человека: мышление, эмоции и поведение, которые прочны и неразрывно связаны друг с другом. Изменение одной сразу же отражается на других.

Основная задача РЭПТ — это изменение эмоции, посредством воздействия на содержание мыслей. Эмоция в той или иной этой ситуации, зависит от того, как человек интерпретирует событие. Таким образом, не внешние события и люди вызывают у человека негативные чувства, а его мысли по поводу этих событий.

Для того чтобы достичь положительных, а точнее адекватных эмоций (т.к. в определенных ситуациях вполне нормально испытывать негативные эмоции) и, как следствие, рационального поведения, достаточно научиться управлять своими мыслями. Эмоции человека не подвластны прямому управлению с помощью силы воли, а с помощью воздействия на мысли эмоции можно контролировать.

Возникновение иррациональных установок, связано с прошлым человека: с воспитанием, с детским опытом; с тем периодом, когда у ребенка еще недостаточно опыта и возможностей для критического анализа событий.

А. Эллис выделил 4 группы таких установок:

1.Установки долженствования – это те установки, которые всегда должны и обязаны быть реализованы. Они могут быть обращены к себе, когда «я должен», причем независимо от обстоятельств, желания и возможностей; обращены к людям, когда «люди должны», независимо от того, что люди разные, они могут быть и хорошими и плохими; и к миру – «мир должен быть», когда люди признают только справедливость мира.

2.Установки катастрофикации – это склонность к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Такие установки проявляются в высказываниях типа, «это ужасно, это нельзя вынести», «если я не сдам экзамен, то я умру», « если мои планы сорвутся, это будет кошмарно»

3.Установки обязательной реализации своих потребностей, если эти потребности не реализовались, или реализовались не в той степени, как планировались, то человек начинает считать себя совершенно несчастным, обездоленным и никчемным. Наличие такого ряда установок приводит к превращению желаний в абсолютно обязательное требование, которые вызывают внутриличностные конфликты и негативные эмоции. Примером такого требования может быть женское убеждение, когда «я непременно должна любить, быть любимой, выйти замуж, родить детей, и любить свекровь, как вторую маму, иначе я неудачница, плохая жена, мать и никудышний человек».

4.Оценочные установки, когда личность по ее отдельным поступкам оценивается в целом, например, если «человек забывает вернуть долг, или отдает его с опозданием», его начинают считать плохим человеком, забывая, что в других ситуациях он отзывчив, добр, всегда придет на помощь, в компании с ним весело.

А. Эллис называет 12 основных убеждений, которые лежат в основе большинства эмоциональных нарушений.

Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.Есть поступки порочные, скверные и повинных в них следует строго наказать.

Это катастрофа, когда идёт всё не так, как хотелось бы.

Все беды навязаны нам извне людьми и обстоятельствами.

Если что-то пугает или вызывает опасения – постоянно будь на чеку.

Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха).

То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, будет всегда влиять на неё.

На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.

Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

Теория РЭПТ использует модель «АВС»:

А — активирующее событие.

В — убеждения, верования, иррациональные установки.

С — эмоциональные и поведенческие последствия.

Сформированные иррациональные установки функционируют как устойчивые автономные структуры. Задача РЭПТ в определении иррациональных убеждений и замене их рациональными убеждениями.

Иррациональные установки приводят людей к дезадаптивным стратегиям поведения, так, например, эмоциональная зависимость произрастает из убеждения (установки), что без любви и отношений жизнь несостоятельна, паническое расстройство связанно с тенденцией к катастрофикации. чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства.

Работа в рамках РЭПТ проводится в три этапа:

Определение и осознание иррациональных установок.

Конфронтации с этими установками, их пересмотр.

Формирование и закрепление новых рациональных (гибких) установок.

Реконструкция иррациональных установок происходит на когнитивном уровне, на уровне воображения, и на уровне поведения – прямого действия.

РЭПТ успешно применяется при терапии различных расстройств: невротические, депрессивные и тревожные расстройства, расстройства личности.

Источник

Оцените статью