Эмоционально переживаемое противоречие столкновение противоположно направленных целей

Эмоционально переживаемое противоречие столкновение противоположно направленных целей

76. Термин «внушаемость ребенка» определяется в психологии как:
восприимчивость к внушению, связанная с установкой субъекта на восприятие внушающего воздействия

77. Термин «имматуризм», введенный А. ван Кревеленом, обозначает сверхранние проявления:
инфантилизма

78. Термин, используемый в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого — это:
фасилитация

79. Тревогу, выражающуюся как относительно устойчивое личностное образование, называют:
тревожностью

80. Упрямство довольно часто отмечается у детей как специфическая форма построения собственного замысла, сводящегося к простому противодействию замыслам, каждой инициативе, исходящим от взрослого в период
кризиса трех лет

81. Чувство, основанное на симпатии, преданности; чувство близости к кому-либо, обозначается психологическим термином
привязанность

82. Эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов у ребенка — это:
внутренний конфликт

83. Эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого уподобления, отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом — это:
идентификация

84. Эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием опасности — это:
тревога

85. Эмоция переживания угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности — это:
страх

Источник

Выступление на форуме «Конфликты в обучении и воспитании»
статья на тему

Конфликт – эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъектов.

В педагогических конфликтах имеются особенности, обусловленные нежеланием в принципе воевать, а также неравенством сил и возможностей. Основной путь образования — сотрудничество, сотворчество взрослых и детей, но на этом пути встречаются затруднения в общении и понимании друг друга, возникают нарушения закономерностей развития внутреннего мира личности.

В учебно-воспитательном процессе существует множество пограничных ситуаций, напоминающих конфликты, но не являющихся таковыми. Так, в младших классах некоторые дети бурно переживают временные неудачи, грубость и невнимание педагогов. Однако, подобные ситуации не следует считать конфликтными, поскольку в конфликте существуют две противоборствующие стороны, а ученик начальной школы еще не способен к осознанному целенаправленному столкновению; он еще не грубит, не упрямится, не возражает, не пререкается и не доказывает свою правоту, а только бурно выражает свои эмоции либо находится в состоянии страха и растерянности.

Скачать:

Вложение Размер
konflikty_v_obuchenii.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

детский дом-школа г. Отрадного Самарской обл.

В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Конфликт – эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъектов.

В педагогических конфликтах имеются особенности, обусловленные нежеланием в принципе воевать, а также неравенством сил и возможностей. Основной путь образования — сотрудничество, сотворчество взрослых и детей, но на этом пути встречаются затруднения в общении и понимании друг друга, возникают нарушения закономерностей развития внутреннего мира личности.

В учебно-воспитательном процессе существует множество пограничных ситуаций, напоминающих конфликты, но не являющихся таковыми. Так, в младших классах некоторые дети бурно переживают временные неудачи, грубость и невнимание педагогов. Однако, подобные ситуации не следует считать конфликтными, поскольку в конфликте существуют две противоборствующие стороны, а ученик начальной школы еще не способен к осознанному целенаправленному столкновению; он еще не грубит, не упрямится, не возражает, не пререкается и не доказывает свою правоту, а только бурно выражает свои эмоции либо находится в состоянии страха и растерянности.

Другой вид доконфликтных ситуаций — противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе. Знакомясь с противоречиями природы, общества и человека, дети получают возможность научиться выбирать, принимать обдуманные решения, что положительно сказывается на их подготовке ко взрослой жизни.

Учащиеся подросткового возраста узнают о расхождениях во взглядах педагогов, высказывают спорные суждения, обсуждают различные точки зрения. У учителя, привыкшего к авторитарному стилю обучения, такие учащиеся могут вызывать озлобленность и даже невроз. И, наоборот, на уроках учителя-демократа любители поспорить будут служить средством активизации класса, своего рода катализатором формирования активной жизненной позиции.

Педагогические конфликты делятся по структуре на межгрупповые, межличностные и внутриличностные (могут быть и другие классификации конфликтов).

  • К межгрупповым конфликтам относятся враждебные отношения между классами внутри школы, группами учащихся в одном классе. Предотвращение и ликвидация подобных конфликтов возможны путем проведения разъяснительных бесед, различных совместных дел.

Межгрупповые конфликты возможны и в педагогическом коллективе школы: как между учителями, которые придерживаются различных педагогических и методических воззрений, так и между учителями и администрацией. Эти конфликты (если они носят принципиальный характер) могут стать продуктивными, ведущими к инновациям в учебно-воспитательном процессе и разрешимыми путем откровенной и длительной дискуссии в духе доброжелательности и без организационных выводов. Возможен также переход конфликтующих учителей в другую школу, в которой приняты более приемлемые для них методики обучения и воспитания.

  • В межличностных конфликтах участвуют отдельные люди — дети, учителя, администраторы. Одни люди вообще не вступают в конфликты, умело, избегая противоречий с окружающим социумом (бесконфликтные личности); другие, наоборот, не “вылезают” из конфликтов (конфликтные личности); третьи участвуют в конфликтах постольку, поскольку оказываются задетыми их интересы, чаще всего в оборонительном плане. Конфликтные личности (в том числе и дети) обладают определенными чертами характера: эгоистически направленная активность, агрессивность, маниакальная подозрительность, жестокость и т.д. Постепенно у них вырабатывается потребность в провоцировании конфликтов.
  • Внутриличностный конфликт — это противоречие между различными элементами психики человека: желанием и долгом, возможностями и потребностями, сознанием и эмоциями и т.д. Часто он возникает, когда человеку необходимо выбрать одно решение из нескольких страстно желаемых и возможных. Внутренний конфликт — обычный процесс, происходящий в душе каждого развитого человека.

Душевные конфликты у детей протекают более остро, чем у взрослых, поскольку у них еще нет социального опыта борьбы, недостаточно сильны тормозные процессы, не закончилось основное развитие высших психических функций. В результате у подростков внутренний конфликт, вызванный незначительной причиной, может иметь катастрофические последствия.

Желательно, чтобы рядом с подростком, находящимся в состоянии внутреннего конфликта, оказался авторитетный взрослый, который через сотрудничество помог бы ему принять верное решение.

В процессе развития и разрешения конфликтов осуществляются пять способов поведения людей: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка и соперничество . Способ поведения человека (в том числе и ребенка, подростка) в конфликтной ситуации обусловлен как врожденными свойствами центральной нервной системы (его темпераментом), так и уровнем его воспитанности (волевые и нравственные качества личности), а также значимостью предмета, из-за которого возник конфликт, в жизни и дальнейшей судьбе. Один и тот же предмет имеет для разных людей различное значение, поэтому их способы поведения будут различными в конфликтах по одному и тому же поводу

  • Сотрудничество направлено на поиск приемлемого для всех решения, не ущемляющего ничьих интересов. Оно организуется в виде переговоров по проблеме и выработке решений, правил поведения конфликтующих сторон, введения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Обязательное условие сотрудничества — взаимное уважение сторон. Сотрудничество позволяет придать конфликту конструктивный, деловой характер.
  • Компромисс используется, когда силы противоборствующих сторон примерно равны. Компромисс достигается на переговорах, в которых каждая из сторон частично уступает свои интересы в ответ на уступки другой стороны. Это напоминает торги на рынке. Компромисс оформляется в виде договора (часто письменного) с указанием санкций за его нарушение.
  • Избегание конфликта — характерное поведение одной из сторон, которой конфликт невыгоден, причем это относится как к сильной, так и к слабой стороне. Воспитанный учитель избегает конфликтов с невоспитанными учащимися, терпеливо “выращивая” в нем культуру поведения.
  1. Уступка в конфликте своих интересов осуществляется, когда человек понимает, что он не прав, либо под давлением более сильного противника, либо когда предмет конфликта потерял для него прежнее существенное значение.
  2. Соперничество (противоборство) проявляется в открытой, бескомпромиссной борьбе за свои интересы.

Все эти стили проведения нам присущи, но с опытом остаются и закрепляются 1-2, вследствие чего мы утрачиваем гибкость поведения.

Выделяют три объективные причины конфликтности взрослых:

Первая причина — взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей.

Вторая причина — недостаточный культурный уровень педагогов.

Конфликты могут провоцироваться такими качествами личности взрослых, как ненависть, злоба, зависть, клевета, доносительство родителям на детей, грубость, бестактность, лживость, недоверчивость, нечестность и т.д. Проявление этих качеств в общении с детьми влечет за собой два вида последствий. Во-первых, дети осваивают опыт общения взрослых и сами становятся такими, что впоследствии потребует перевоспитания. Во-вторых, у детей появляется желание отомстить за унижения, оскорбления и прочие антигуманные отношения, что может породить конфликты, как в семье, так и в школе. Конфликтность взрослого есть показатель низкого уровня педагогического профессионализма. Она не является врожденной, а приобретается в процессе образования в неблагоприятной социальной среде и свидетельствует о несовершенстве внутреннего мира личности, отсутствии или недостаточном развитии гуманизма, любви к детям и педагогически обоснованном проявлении соответствующих эмоций, воли и интеллекта. Избавиться от конфликтности может любой взрослый путем самовоспитания, преодоления вредных привычек, систематического сдерживания негативных реакций, развития рефлексии и антиципации (самонаблюдения, самокритики и предвидения последствий).

Третья причина — “развращение властью” — начинает незаметное действие в первые годы педагогической деятельности с маленькими детьми. Волевые отношения взрослого и ребенка естественны и необходимы. Воля как высшая психическая функция социально наследуется ребенком от взрослого. Волевые отношения проявляются в том, что ребенок подчиняется, а взрослый управляет познавательной деятельностью. Но с годами образуются стереотипы поведения, утрачиваются новизна и эмоциональное обаяние, появляются командный стиль управления и авторитарные отношения. В результате через несколько лет сотрудничество постепенно подменяется холодными дисциплинарными мероприятиями. Появляются отчуждение и конфликты.

В этом случае педагогические конфликты возникают в результате ущемления активности подростка. Сначала взрослый приказывает по необходимости, затем — по привычке. В подростковом возрасте желание действовать самостоятельно наталкивается на авторитарный стиль поведения учителя. Возникает предконфликтная ситуация, недовольство учителем, вечно приказывающим, запрещающим, понукающим, грозящим. Если учитель не меняет стиль поведения, то накопившееся к старшим классам раздражение и жажда самостоятельности выливаются в конфликт. Школьники демонстративно не желают участвовать в мероприятиях, предложенных классным руководителем, отчуждаются от него. Свобода самовыражения есть потребность и условие социализации личности.

Перечисленные причины могут действовать как по отдельности, так и комплексно, поэтому в практике образования часто формулируют не источник, а комплексные правила , связанные как с причинами, так и с конкретными условиями жизнедеятельности людей.

Причина появления конфликтных детей — нарушение закономерностей обучения и воспитания: пренебрежение в развитии эмоциональной, волевой или интеллектуальной составляющей психики, недостаточность разнообразия отношений, общения и деятельности (практической и познавательной), игнорирование врожденных качеств центральной нервной системы (слабость, темперамент, акцентуации характера, агрессивность, задатки).

Причиной конфликтности подростка может быть и недостаток родительской любви, педагогическая запущенность, порождающие чувства одиночества, озлобленность и агрессивность. Человеческие эмоции, в отличие от животных, не являются врожденными, а наследуются социально в процессах общения и сотрудничества с близкими людьми, друзьями, взрослыми.

У некоторых подростков конфликтность обусловлена акцентуациями характера — чрезмерным проявлением отдельных черт личности, граничащих с патологией: неустойчивость настроения, его резкие изменения, быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная впечатлительность, мнительность, нерешительность, эмоциональная холодность, агрессия, болезненные подозрительность и обидчивость, и т.д.

Для предотвращения бесполезных конфликтов необходимо изучение особенностей конфликтных подростков. Состояние подростков изменяется под влиянием адекватного общения. Следует внимательно следить за психическим состоянием школьников, вовремя и правильно реагируя, успокоить, поднять настроение, тактично, без травмирующих воздействий воодушевить на познавательную деятельность. В неблагоприятных условиях жизнедеятельности акцентуации могут перерасти в психопатии, но в щадящих условиях сотрудничества они сглаживаются и компенсируются.

Источник

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под К. чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции К. связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих К. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков К.: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей К.).

Единая и стройная классификации К., очевидно, будет делом не очень близкого будущего. Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм К. (и вполне могут комбинироваться). Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы К.: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых К. всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами). Трудно обнаружить область психологии, не соприкасающуюся с проблемами К.: интрапсихическими К. в большей степени занимаются общая, возрастная, клиническая психология, психоанализ; интерсубъектными — социальная, возрастная, организационная, психология труда, экстремальная, спортивная и т. д. В соответствии с др. типологией — по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия — выделяют К. внутриличностные, К. межличностные и К. межгрупповые; помимо этого следует выделить К. типа «личность—группа». По временному критерию К. подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания К. бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления — явными и латентными. Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд К. по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах — напр., К., вызванные т. н. неуставными отношениями.

С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы К. Деструктивные К. расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации. Конструктивные К., в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации. Стабилизирующие К. также приводят к позитивным результатам, однако не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Последняя типология вызывает слишком много сомнений; возможно, корректнее говорить, что К. может выполнять конструктивную, стабилизирующую и деструктивную функции.

Нормативно-оценочный подход к К. претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть К. (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «К. — это не обязательно плохо». Все большее понимание находят идеи о: 1) неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных К.) и 2) функциональной значимости К. Позитивное влияние К. на личность может проявиться в: интенсификации самопознания и социального познания; ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т. д.; на группу — в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр. Негативное влияние К. на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки, снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу — в отрицат. групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности. Кроме того, К. могут оказывать положительное и отрицат. влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший К.» — это вовремя и правильно разрешенный К. (И. А. Мещерякова.)

Смотреть что такое КОНФЛИКТ в других словарях:

КОНФЛИКТ

IКонфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор. смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ, -а, м. Столкновение, серьезное разногласие, спор. Вступить вк. Семейный к. Вооруженный к. на границе. II прил. конфликтный, -ая, -ое.Конфликтная ситуация. Конфликтная комиссия (по разбору конфликтов). смотреть

КОНФЛИКТ

конфликт м. Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

КОНФЛИКТ

конфликт м.conflict; dispute

КОНФЛИКТ

конфликт См. столкновение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. конфликт коллизия, столкновение, противоречие, разноречивость, двойственность, несоответствие, несогласованность, взаимоисключение; разлад, выяснение отношений, грызня, размолвка, раздор, спор, разногласие, выясняловка, ссора, стычка. Ant. согласие, мир Словарь русских синонимов. конфликт 1. см. столкновение. 2. см. ссора Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. конфликт сущ., кол-во синонимов: 16 • выяснение отношений (19) • выясняловка (11) • грызня (35) • инцидент (17) • коллизия (3) • мутиловка (5) • раздор (41) • раздрызг (3) • разлад (58) • размолвка (24) • разногласие (32) • рамсы (5) • спор (60) • ссора (88) • столкновение (49) • стычка (32) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: выяснение отношений, выясняловка, грызня, инцидент, коллизия, мутиловка, раздор, разлад, размолвка, разногласие, спор, ссора, столкновение, стычка Антонимы: согласованность. смотреть

КОНФЛИКТ

КОНФЛИ́КТ (от лат. conflictus — столкновение) художественный, противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения. Термин «К.» традиционно применяется к драматическим и эпическим родам литературы, к театру и кино, т. е. К изобразительно-динамическим видам искусства. Будучи основой и движущей силой действия, К. определяет главные стадии развития сюжета: зарождение К. — завязка, наивысшее обострение — кульминация, разрешение К. (не всегда обязательное) — развязка. Обычно К. выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), т. е. прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Таков, напр., К. Евгения Онегина с окружающей средой — великосветским и провинциальным дворянством; его К. с другими персонажами — Ленским, Татьяной; его внутренний К., проявляющийся в недовольстве собой, стремлении уйти от себя. Совокупность этих К. и определяет весь сюжет пушкинского романа: отъезд Онегина из Петербурга, дуэль с Ленским и т. д. Однако К. может проявляться и в произведениях с ослабленным сюжетом (напр., в чеховских пьесах), а иногда и вовсе внесюжетно — в композиционном контрасте, противопоставлении отдельных ситуаций, предметных деталей, изобразительных ракурсов, в стилистической антитезе и пр. Например, в рассказе Л. Толстого «Три смерти» К. трех персонажей: барыни, работника и дерева — раскрыт композицией, параллелизмом частей, при отсутствии какого-либо сюжетного взаимодействия между персонажами (в кино такой принцип называется монтажом). Как бы ни проявлялся К., в событийной коллизии или в смысловой оппозиции, в образах реальных противоречий или концептуально значимом противопоставлении самих образов, — он составляет, как правило, ядро художественной проблематики, а способ и направленность его разрешения — ядро идеи художественной.

Остается дискуссионной проблема К. в лирике, где К. подчас вообще отсутствует, временами проявляется в специфическом лирическом сюжете [напр., противопоставление памяти и забвенья, любви и опустошенности в стих. Пушкина «К » («Я помню чудное мгновенье »)], часто же — внесюжетно, в прямом лирическом утверждении, в семантической антитезе, синтаксическом параллелизме и пр. (напр., образный контраст потаенной истины и изреченной лжи, «звезд в ночи» и «дневных лучей» в стих. Тютчева «Silentium!»).

Таким ообразом, К. организует художественное произведение на всех уровнях — от тематического до концептуального, придавая каждому образу — персонажу, детали и пр. — его качественную определенность в противопоставлении всем другим образам. При этом сам К. может трансформироваться в ходе своего развертывания, то сглаживаться, то обостряться, представая «на выходе» иным, чем на «входе». Так, в «Отцах и детях» Тургенева социально-идеологический К. разночинца-нигилиста и дворянского либерала постепенно сменяется философским К. вечного и временного, родового и индивидуального в природе человека (любовь и смерть Базарова). Неизменность К., его равенство самому себе часто означает схематизм и малую художественность произведения, его жесткую моралистическую или политическую заданность.

Эстетическая специфика К., его пафос зависят от характера взаимодействующих сил. К. высокого и высокого (сил, страстей, характеров, идей) порождает трагический пафос (см. Трагическое). К. низкого и низкого — комический (см. Комическое), К. высокого и низкого — героический, низкого и высокого — сатирический (см. Сатира); эстетически значимое отсутствие К. — идиллический пафос. Различны пути разрешения К. и соответствующие типы читательской (зрительской) реакции на К.: примирение или обоюдное крушение противоборствующих сил, заставляющее читателя возвыситься над их односторонностью [катартич. развязка (см. Катарсис)]; победа одной из сил, заставляющая уверовать в ее правоту и жизнеспособность («тенденциозная» или «ангажирующая» развязка); невозможность примирения или победы, оставляющая силы во взаимном обособлении и выносящая К. за пределы произведения — в жизнь, ставящая вопрос о возможном исходе К. перед самим читателем (проблемная развязка).

В разных произведениях одной эпохи К. обладают определенной общностью. Для античного искусства одним из центральных является К. ограниченного в своих предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для средних веков — К. божественного и дьявольского, духовного и чувственного в природе человека; для Возрождения — свободной, подчас универсальной и героической личности с бесчеловечным и бездушным мирозданием (космосом, социумом); для классицизма — К. личности и государства, страстей и долга; для романтизма — идеала и действительности, гения и толпы, чудесного и пошлого, духовной свободы и житейской нужды. Реализм, приблизив К. к его социально-исторической основе — противоречию между сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, — развил небывалое многообразие К.; подчеркнув обусловленность характера внешней средой, раскрыл его внутреннюю конфликтность и вытекающую отсюда динамику саморазвития. В литературе модернизма К. трактуется, как правило, глобально — как вечная и неустранимо-безысходная разорванность человека, противостояние социального и биологического, сознательного и подсознательного в его природе, неразрешимое противоречие одинокого индивида с отчужденной от него реальностью. Социалистический реализм выдвигает как главный К. социально-классовые антагонизмы и их революционное разрешение, становление нового, коллективистического сознания в борьбе с индивидуалистической моралью; подчеркивая социальную обусловленность всех К. и их принципиальную разрешимость в ходе исторического прогресса, социалистический реализм, в противоположность модернизму, культивирует не трагический, а героический тип К., в котором противодействующие силы исторически и морально неравноценны и поэтому только одной из них принадлежит будущее.

Впервые теория К. («коллизии») систематически разработана Гегелем: «противоположность, содержавшаяся в ситуации», образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, «акциях и реакциях» «субстанциональных» действующих сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале. Дальнейшее развитие драмы и прозы (Г. Ибсен, А. П. Чехов, Б. Шоу) ослабило внешние, событийные формы воплощения К., основанного уже не столько на прямом столкновении, сколько, напротив, на расхождении и непересечении, «некоммуникабельности» действующих лиц, замкнутых в своем внутреннем мире; теоретически это осмыслил Б. Шоу в трактате «Квинтэссенция ибсенизма», где гегелевская идея К. как «противоборства» вытесняется пониманием К. как «дискуссии» или «проблемы». В эстетике XX в. теория К. еще более усложняется, ориентируясь зачастую не на жизненные противоречия, отраженные в сюжете, а на диалектику построения самого художественного произведения, на противоречие между его формой и содержанием, композицией и темой (Л. С. Выготский), между «текстурой» и «структурой», предметом и смыслом художественного высказывания («новая критика»). Новые грани К. выявлены М. М. Бахтиным в теории «амбивалентного», «карнавального» образа, внутри которого противоположные смыслы (утверждение и отрицание, рождение и смерть, хвала и брань) не сливаются (как у Гегеля) и не безысходно противостоят друг другу (как у Т. Адорно), а взаимооборачиваются в стихийной диалектике народного миросозерцания. Наиболее глобально трактуется роль К. в структурных теориях, раскрывающих двоичность (бинарность) на всех уровнях произведен как источник его смысла; при этом К. рассматривается как оппозиция, т. е. значимое противопоставление двух любых элементов художественного текста, частным случаем которой является сюжетное противоборство, коллизия. Марксистская эстетика, придавая огромное значение К. как художественному воплощению всеобщей диалектики бытия, подчеркивает объективную историческую природу К. и возможность его разрешения согласно смыслу социального прогресса. Вместе с тем она допускает неразрешимость К. в рамках отдельного произведения: Ф. Энгельс специально оговаривал, что « писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое решение изображаемых им общественных конфликтов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Проблема К. остается актуальной в советской эстетике, где справедливой критике подверглась «теория бесконфликтности», отрицавшая художественную значимость К. в социалистическом обществе.

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 205—26;

Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963;

Волькенштейн В., Драматургия, 5 изд., М., 1969.

КОНФЛИКТ

(от лат. conflictus столкновение) — способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разобщенности достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития. Можно сказать, что конфликту доступны все возможные сферы человеческой жизнедеятельности. Даже отдельная личность испытывает состояние внутреннего разлада, конфликта чувств и потребностей, борьбы желаний и запретов. Не случайно, древнегреческий мудрец и философ Гераклит считал, что вражда лежит в основе мироздания, что единственный всеобщий закон, царящий в космосе, это «война отец всего и царь всего». Проявления конфликта исключительно многообразны. Конфликты могут возникать между отдельными враждующими группировками в рамках одного коллектива и между различными коллективами, могут характеризовать взаимоотношения религиозных сект или партийных фракций, приобретать форму забастовок и революций, ожесточенных классовых битв и межнациональных столкновений, локальных и мировых войн. В зависимости. от целого ряда привходящих обстоятельств они могут иметь различный характер, границы, степень остроты и тому подобные качественные состояния. Поэтому в научной литературе можно встретить самые различные определения этого понятия. Каждое из них подчеркивает одну или несколько особенностей состояния конфликта, важных для определенной науки, допустим, психологии, социологии, культурологии, истории, или для особых задач конкретного исследования. Наибольшее распространение в современной западной литературе получило определение конфликта, предложенное американским ученым Льюисом Козером и вошедшее во многие словари и энциклопедии по общественным наукам. Под конфликтом он предлагает понимать «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные блага; борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника». Для представителей психологической науки более подходящим будет определение, где конфликт рассматривается как разновидность психического напряжения между участвующими сторонами, вызванного открытым антагонизмом, враждебностью. Культуролог обратит внимание, прежде всего, на роль конфликтов в расцвете и гибели цивилизаций, на противодействие культур как одну из разновидностей конфликтного взаимодействия. Вместе с тем, можно обозначить ряд общих признаков, характерных для состояния конфликта в самых разных областях его проявления. Во-первых, необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон. Этими сторонами могут быть индивиды, группы людей, классы, даже культуры. Данное условие, конечно, не означает, что в конфликте всегда только две стороны. Их может быть гораздо больше. Но лишь при наличии двух сторон можно говорить о возможности конфликта. Кроме того, в процессе развития конфликта типичной является тенденция к поляризации сторон, к разделению целого на, как минимум, две противостоящие друг другу части, каждая из которых, в свою очередь, может иметь сложное строение, допускающее собственное состояние конфликтности. Во-вторых, необходимым условием конфликта является наличие «дефицита», т. е. ограниченного количества материальных или духовных благ, когда все желающие не могут свободно удовлетворить в них потребность в полной мере. Причем, дефицит может быть самого разного рода. Это могут быть вещи, ценности, материальные и духовные блага, могут быть и социальные функции, престижные занятия и общественные роли, бюрократические должности и рабочие места. В-третьих, конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к достижению цели или получению выгоды за счет друг друга. В такой ситуации успех одной стороны обязательно будет означать неудачу другой. Поэтому конфликтующие стороны всячески стремятся к тому, чтобы ликвидировать, либо, по меньшей мере, поставить под контроль противоположную сторону. Отсюда тот личностный, человеческий элемент, который присутствует практически в любом конфликте и который приводит к необходимости сформулировать еще одно правилоВ-четвертых, важным аспектом конфликтных отношений является власть. В ситуации конфликта всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции, с помощью которой можно контролировать и направлять поведение другой стороны. Проблематика конфликта с давних пор привлекает внимание ученых разных специальностей. Однако только в наше время, приблизительно со второй половины 50-х годов нынешнего столетия, можно говорить о возникновении научного направления, в рамках которого эта проблематика исследуется специально и всесторонне (См.: Конфликта теории). Общество предоставляет конфликтологам богатый материал для построения всевозможных моделей, теоретических концепций и выводов. Причем современное общество нисколько не уступает в этом отношении предшествующим этапам мировой истории. Об этом прямо свидетельствует история войн и крупных социальных конфликтов XX столетия. По числу вооруженных конфликтов, разрушительной силе оружия, взаимной ненависти противостоящих идеологий и гибели людей, нынешнее столетие будет рассматриваться как наиболее воинственное и жестокое. Поэтому столь актуальным сейчас становится исследование проблем взаимодействия конфликта и современного общества. (Конфликт и общество.) Исследование особенностей протекания социальных конфликтов в исторических, национальных, политических условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культурным наследием, традициями народного развития. Будет ли конфликт сопровождаться кровавыми сражениями или ограничится парламентскими дебатами во многом зависит от традиций культурного характера, привычных особенностей поведения в конфликтной ситуации. Поэтому вполне естественно ставить и изучать вопрос о самобытных особенностях российской конфликтности, о восприятии конфликтной ситуации русским человеком и представителями тех народов, историческая судьба которых тесно связана с Россией (Конфликта традиции.) Как бы глубоко мы ни проникали в природу социальных отношений конфликта, мы никогда не сможем с полной уверенностью сказать, как будут развиваться и чем закончатся конфликтные события в каждом конкретном случае. И дело здесь не в ограниченных способностях нашего разума, а в особой природе самого конфликта, в высокой степени хаотичности происходящих в его рамках социальных явлений и принципиальной непредсказуемости случайных комбинаций всевозможных факторов. Социальные взаимотношения в конфликте это открытая система, способная усваивать внешние воздействия и тонко реагировать на внутренние качественные изменения конфликтной ситуации. Посредством конфликта реализуется возможность спонтанного возникновения «порядка из хаоса», общее свойство случайно-закономерного движения общественной жизни. Признавая неизбежность социальных конфликтов в жизни общества, нельзя однако считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в каких именно он выступает. То, что нельзя избежать всех конфликтов, вовсе не означает, что нельзя избежать ни одного из них. Проблематика регулирования социальных конфликтов представляет собой часть более широкой проблемы управления социальными процессами вообще. (См.: Менеджмент конфликтный.) Важная роль в осознании конфликтных отношений, а значит и в управлении ими, принадлежит посредникам, функции которых с успехом могут выполнять как организации, так и частные лица. В современной теории конфликта накоплен богатый опыт использования посреднических услуг в конфликтных ситуациях, а также возникающих в этом процессе особых проблем и закономерностей. ( Медиаторинг конфликтный.) Наблюдение над развитием социальных конфликтов показывает, что продуманные усилия, направленные на их предупреждение и регулирование, вполне достигают поставленных целей. С их помощью возможно оттянуть начало социального конфликта, направить в безопасное русло его разрушительную энергию, предупредить или ослабить его негативные социальные последствия. Конечно, к каждому конфликту должен быть осуществлен максимально индивидуализированный подход, ибо как не бывает двух одинаковых людей, так не бывает и двух совершенно одинаковых конфликтов. смотреть

КОНФЛИКТ

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигн. смотреть

Источник

Оцените статью