Эмоционально образная терапия складчина

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) развивается в рамках психодинамического подхода, согласно которому направляющие и движущие процессы, происходящие в психике человека, не подчиняются его воле или разуму и не зависят от внешних обстоятельств, а являются плодом работы внутренних сил психики. По словам З. Фрейда «человек не является хозяином у себя дома», т.е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания».

Фрейд описал топографическую модель личности, где разделил психику на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание наполняют ощущения и впечатления, которые мы осознаем и контролируем «здесь и сейчас». Кроме того, в сознании мы можем воспринимать прошлое и фантазировать на счет будущего.

Предсознательное называют «доступной памятью», где содержатся воспоминания, которые не осознаются в настоящий момент, но могут быть легко возвращены в сознание (спонтанно или в результате небольшого усилия). Эта область — комната с воспоминаниями, куда вы можете зайти в любой момент по своему желанию.

Бессознательное — это самая обширная область человеческой психики, огромное хранилище, где содержатся наши инстинкты, не доступные сознанию, а также, все привычки, навыки, желания, принятые решения, мысли и чувства, вытесненные на глубину и закрытые для осознавания.

По мнению ученых, сознание контролирует не более 5 процентов восприятия и поведения, тогда как бессознательному отведено не менее 95 процентов. И если первое воспринимает прошлое и будущее, то второе ориентировано только на настоящее.

По Фрейду, между сознанием и бессознательным существует «внутренний страж» — цензор, оберегающий нашу психику от травмирующих переживаний и определяющий, что безопасно для нашего сознания и может туда проникнуть, а что является угрозой и должно быть подавлено или вытеснено в бессознательное. В бессознательном нет понятия времени и все воспоминания о событиях, скрытых в его глубинах, воздействуют на нас косвенным образом, в частности, через сновидения, который Фрейд называл «королевской дорогой к бессознательному».

Образы, явленные нам в снах, представляют собой зашифрованные в символической форме послания бессознательного, прорывающиеся через барьер — «внутреннего стража».

Но бессознательное «стучится» к нам не только через сны, но и через чувства, которые мы можем ощущать через тело, но и придавать им мысленный образ. В речи мы часто используем метафоры говоря о своих переживаниях. Например, «камень на сердце», «гири на ногах», «залиться краской», «вспыхнуть», «не переваривать кого-то или что-то». Все это является ценным материалом для ЭОТ-терапевта.

Спонтанные образы, рождающиеся в процессе ЭОТ, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в бессознательном. Процесс работы психотерапевта с клиентом похож на сон наяву. Работа ЭОТ-терапевта базируется на расшифровке скрытого смысла, стоящего за каждым образом, в результате чего рождается гипотеза, позволяющая найти решение для запроса клиента.

Многолетний опыт работы в ЭОТ позволил сформировать целый словарь «говорящих» образов, позволяющих заглянуть в глубины подсознания и безопасно для психики извлечь подавленный или вытесненный материал в сознание. Практика показывает, что каждый образ — это символ, за которым стоит свой собственный смысл, является уникальным носителем информации о прошлом человека и ключом к разрешению его внутреннего конфликта.

Например, «дождь» — непролитые слезы, «цветы» — подавленные или вытесненные чувства, «меч» — утраченная или подавленная мужественность, «вода» — утраченная или подавленная женственность и т.п. Материал, из которого «сделаны», по представлению пациента, образы также имеет значение и дает дополнительную информацию о происходящих в психике процессах. Так, «металлические» образы говорят о подавлении, «пластиковые» и «стеклянные» — об изоляции, «прозрачные» — о вытеснении и т.д.

В подавляющем большинстве случаев значения символов, «зашитых» в бессознательном, у разных людей совпадают, что позволяет ЭОТ-терапевту быстро построить гипотезу, выбрать направление движения и подвести клиента к новому решению в процессе терапии. Ориентировка бессознательного исключительно на настоящее время является ключом к разрешению конфликта «здесь и сейчас».

Эмоционально-образная терапия одна из наиболее эффективных и быстродействующих методик психотерапии. В Клинике Роса занятия психотерапией проводятся в индивидуальном, семейном и групповом формате.

Источник

Эмоционально образная терапия складчина

1-й день. Введение. Основы ЭОТ.
Введение: ЭОТ – как новый отечественный метод психодинамического направления психотерапии, история создания ЭОТ, основные теоретические принципы. Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности. Пять моделей структуры психологической проблемы. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Создание и проверка гипотезы. Значение теоретических моделей. Словарь образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания. Основные отличия от других психотерапевтических методов.

Анализ образа тела. Упражнение: «Нарисуй человека». Формальный и неформальный анализ рисунка.

2-й день. Работа с ресурсами. Методы саморегуляции в ЭОТ.
Поиск эмоционально-энергетических ресурсов.

Варианты проявления ресурсного состояния на телесном уровне. Групповые упражнения. Пробуждение сил самоактуализации как путь к выздоровлению, снятию неврозов.

3-й день. Работа с Внутренним Ребёнком в ЭОТ.
Внутренний Ребенок как одно из трех основных Эго-состояний человека (Родитель, Взрослый, Ребёнок).

Рассмотрение детских травм, переживаний и адаптаций у зрелой личности. Отказ личности от контакта со своей травмированной детской частью, причины и последствия.
Принятие Внутреннего Ребенка как важнейшей части своей личности и перестройка самоотношения к ней.

Каждый день: Упражнения на заданную тему, анализ случаев, работа на «горячем стуле» по запросу. Объяснение использованных психотехник.

Обратная связь всех участников мастер-класса.

Продолжительность 24 часа

1-й день. Работа с гневом в ЭОТ.

  • Гнев и его функции, избыточный и неадекватный гнев.
  • Десять психологических моделей возникновения гнева по Линде Н.Д.
  • Проблема подавленного гнева и ослабления контроля над ним.
  • Психологические и психосоматические проявления подавленного гнева.
  • Методы безопасного высвобождения гнева в ЭОТ.

2-й день. Работа с эмоциональной зависимостью и переживанием потери в ЭОТ.
Потеря личной автономии. Модели эмоциональной зависимости: капиталовложений (роль надежд и ожиданий), слияния, оральная зависимость. Методы работы с эмоциональной зависимостью – возвращение вложенных «инвестиций»

Пятиступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза:

  1. Признание фактов.
  2. Завершение незавершенных дел.
  3. Прощальная церемония.
  4. Оплакивание.
  5. Переход к новому дню.

Использование методов ЭОТ:

  1. Созерцание дождя.
  2. Приветствие образа нового дня.
  3. Возвращение инвестиций.

3- й день. Работа с фобиями и паническими атаками методом ЭОТ.

Страхи реальные и воображаемые.
Фобия, как воображаемый страх в настоящем времени.
Страхи детские. Страхи реальные, но требующие терапии. Страхи психотические.
Психологические модели, объясняющие возникновение фобий.
Методы работы с фобиями в зависимости от их этиологии.
Модели происхождения хронической тревоги и методы ее коррекции в эмоционально-образной терапии.

Продолжительность 24 часа

1-й день. Депрессивные состояния и его признаки.
Признаки депрессии.
Депрессивная триада:
1. Безрадостное угнетенное эмоциональное состояние.
2. Пониженная способность к деятельности.
3. Трудности в концентрации мышления.

Другие признаки:
1. Чувство бессмысленности жизни.
2. Мечты о смерти.
3. Психосоматические нарушения (головные боли, чувство тяжести, нарушения аппетита и сексуального влечения и т.д.).
4. Негативное отношение к самому себе.
5. Постоянные мысли о долге.

Современные медицинские концепции депрессивных состояний (суицидальные намерения, подавление сильных чувств, психологические травмы, потери смысла жизни, комплекс неполноценности и т.д)

Методы психологической работы с депрессивными клиентами.

2-й день. Обиды и обвинения. Работа методом ЭОТ.
Обида, как сдержанное обвинение с помощью ограничения контактов с «обидчиком» в надежде пробудить в нем чувство вины, получить от него раскаяние и компенсацию.
Спазм в теле для сдерживания чувств. Подавление чувств и дыхания. Корреляция обвинений и обид с психологическим и физическим здоровьем.

1. Обучение обвинениям в родительской семье.
2. Обида как детское шантажное чувство.
3. Обида и обвинение как парадоксальное стремление получить любовь.

Отличие обвинений от обид и их проявления.
Методы работы с обвинениями и обидами. Примеры из практики. Работа на горячем стуле. Объяснение использованных техник.

3-й день. Состояние счастья и как его достичь.
Нужно ли нам состояние счастья?
Почему важно понятие о счастье? Где находится счастье? Счастье как состояние души и энергия и открытые возможности.
Счастье, как способность быть самим собой и одобрять самого себя. Счастье как умение жить здесь и теперь. Счастье как уверенность в будущей жизни и внутренняя гармония.

Ресурсные упражнения. Выявление причин внутреннего отказа от счастья.
Обмен впечатлениями в группе.
Каждый день: Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Общая дискуссия. Подведение итогов.

Продолжительность 24 часа

1-й день. Обзор методов ЭОТ. Аналитические и трансформационные методы.

1. Аналитические. Принципы создания информативных образов.
Использование словаря образов. Идентификация с образом, раскрытие бессознательного содержания. Гипотеза терапевта, ее создание и проверка в ходе диалога с образами, следование по логической цепочке (Сократический диалог) до раскрытия исходной причины. Терапевтический эксперимент, провокации, парадоксы, проявление скрытых чувств. Работа с сопротивлением, создание дополнительных образов, проверка воображаемой критической ситуацией. Наблюдение за невербальным поведением.

2. Трансформационные. Методы и разновидности, основные предназначения. Методы для высвобождения подавленных чувств, возвращения вытесненных чувств. Парадоксальные методы. Метод перераспределения акций, контрпредписания и отказа от ложных решений. Методы снятия внутреннего противоречия, преодоления психотравмы, горя и потери. Методы для избавления от чувства вины, метод раскаяния и многие другие методы.

2-й день. Работа с психосоматическими проблемами в ЭОТ.
Причины возникновения психосоматических расстройств.
Ведущие концепции психосоматики психодинамического направления (теория конверсии — З.Фрейд, теория вегетативного невроза — Ф. Александер, теория мышечного панциря – В.Райх и др.).
Градация психосоматических проявлений от нормы до болезни.
Классическая «Чикагская семерка» психосоматических расстройств.
Расширение круга заболеваний, которые стали относить к психосоматическим.
Исследовательское упражнение «Тело — цветок» и упражнение «Поток воды в теле», выявляющие и корректирующие психосоматические проблемы.
Обмен впечатлениями. Работа на «горячем стуле». Работа в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) для освоения технологии работы с образами психосоматических проблем.

3-й день. Смысл жизни.
Лого терапия В.Франкла и его понимание смысла жизни как служения.
Счастье как результат следования смыслу жизни.
Понимание смысла жизни в ЭОТ. Возвращение смысла жизни в свое тело через образ
смысла.
Примеры.

Источник

Эмоционально-образная терапия

Николай Дмитриевич Линде кандидат психологических наук, профессор Комитета Московского института психоанализа, автор ЭОТ, создатель новой отечественной школы психотерапии.

На протяжении многих лет Николай Дмитриевич является президентом психологического Центра ЭОТ и председателем Комитета модальностей ППЛ.

Автор многочисленных книг и статей в области практической психологии.

Николай Дмитриевич Линде кандидат психологических наук, профессор Комитета Московского института психоанализа, автор ЭОТ, создатель новой отечественной школы психотерапии.

На протяжении многих лет Николай Дмитриевич является президентом психологического Центра ЭОТ и председателем Комитета модальностей ППЛ.
Автор многочисленных книг и статей в области практической психологии.

День 1.
Обзор основных приемов ЭОТ и их назначение. Методы анализа психологических проблем, аналитические и трансформационные.

День 2.
Работа с психологическими защитами в ЭОТ и выражение их в образах. Практика работы с вытесненными, подавленными, замороженными чувствами.
Ведущая: Леунтяну Лилия

День 1.
ЭОТ в работе с эмоциональной зависимостью и переживанием потери. Типы личности, склонные к зависимостям. Психологические модели, инвестиционная теория эмоциональной зависимости.

День 2.
Надежды и мечты как капиталовложения. 5-ти ступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза.
Возвращение инвестиций. Сопротивление, психологические ловушки.
Ведущая: Григорьева Т.А.

День 1.
Личностный рост и духовное развитие в ЭОТ. Практическая работа.

День 2.
Женственность и мужественность.
Ведущая: Зайнеева Д.А.

День 1.
Депрессивные состояния и признаки депрессий. Практическая работа.

День 2.
Современные медицинские концепции депрессивных состояний и методы психологической работы с клиентами.
Ведущая: Зайнеева Д. А.

День 1.
Практика работы с психосоматическими проблемами
· Причины возникновения.
· Ведущие концепции (теория конверсии — З.Фрейд, теория вегетативного невроза — Ф. Александер, теория мышечного панциря – В.Райх и др.).
· Градация психосоматических проявлений от нормы до болезни.
· Классическая «Чикагская семерка» психосоматических расстройств.
· Расширение круга заболеваний, которые стали относить к психосоматическим.
· Исследовательское упражнение.

День 2.
Смысл жизни.
Логотерапия В.Франкла и его понимание смысла жизни как служения.
Счастье как результат следования смыслу жизни. Преодоление рефлексии как постоянной обращенности на себя. Примеры работы Франкла в концлагере для возвращения смысла жизни заключенным. Смысл дает энергию для свершения и преодоления. Почему?
Понимание смысла жизни в ЭОТ как непосредственного организмического переживания. Возвращение смысла жизни в свое тело через образ смысла. Примеры.
Упражнение «Возвращение смысла».
Упражнение на обретение смысла жизни.
Ведущая: Туезова А.Н.

Источник

Оцените статью