Эмоционально образная терапия мастер класс
1-й день. Введение. Основы ЭОТ.
Введение: ЭОТ – как новый отечественный метод психодинамического направления психотерапии, история создания ЭОТ, основные теоретические принципы. Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности. Пять моделей структуры психологической проблемы. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Создание и проверка гипотезы. Значение теоретических моделей. Словарь образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания. Основные отличия от других психотерапевтических методов.
Анализ образа тела. Упражнение: «Нарисуй человека». Формальный и неформальный анализ рисунка.
2-й день. Работа с ресурсами. Методы саморегуляции в ЭОТ.
Поиск эмоционально-энергетических ресурсов.
Варианты проявления ресурсного состояния на телесном уровне. Групповые упражнения. Пробуждение сил самоактуализации как путь к выздоровлению, снятию неврозов.
3-й день. Работа с Внутренним Ребёнком в ЭОТ.
Внутренний Ребенок как одно из трех основных Эго-состояний человека (Родитель, Взрослый, Ребёнок).
Рассмотрение детских травм, переживаний и адаптаций у зрелой личности. Отказ личности от контакта со своей травмированной детской частью, причины и последствия.
Принятие Внутреннего Ребенка как важнейшей части своей личности и перестройка самоотношения к ней.
Каждый день: Упражнения на заданную тему, анализ случаев, работа на «горячем стуле» по запросу. Объяснение использованных психотехник.
Обратная связь всех участников мастер-класса.
Продолжительность 24 часа
1-й день. Работа с гневом в ЭОТ.
- Гнев и его функции, избыточный и неадекватный гнев.
- Десять психологических моделей возникновения гнева по Линде Н.Д.
- Проблема подавленного гнева и ослабления контроля над ним.
- Психологические и психосоматические проявления подавленного гнева.
- Методы безопасного высвобождения гнева в ЭОТ.
2-й день. Работа с эмоциональной зависимостью и переживанием потери в ЭОТ.
Потеря личной автономии. Модели эмоциональной зависимости: капиталовложений (роль надежд и ожиданий), слияния, оральная зависимость. Методы работы с эмоциональной зависимостью – возвращение вложенных «инвестиций»
Пятиступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза:
- Признание фактов.
- Завершение незавершенных дел.
- Прощальная церемония.
- Оплакивание.
- Переход к новому дню.
Использование методов ЭОТ:
- Созерцание дождя.
- Приветствие образа нового дня.
- Возвращение инвестиций.
3- й день. Работа с фобиями и паническими атаками методом ЭОТ.
Страхи реальные и воображаемые.
Фобия, как воображаемый страх в настоящем времени.
Страхи детские. Страхи реальные, но требующие терапии. Страхи психотические.
Психологические модели, объясняющие возникновение фобий.
Методы работы с фобиями в зависимости от их этиологии.
Модели происхождения хронической тревоги и методы ее коррекции в эмоционально-образной терапии.
Продолжительность 24 часа
1-й день. Депрессивные состояния и его признаки.
Признаки депрессии.
Депрессивная триада:
1. Безрадостное угнетенное эмоциональное состояние.
2. Пониженная способность к деятельности.
3. Трудности в концентрации мышления.
Другие признаки:
1. Чувство бессмысленности жизни.
2. Мечты о смерти.
3. Психосоматические нарушения (головные боли, чувство тяжести, нарушения аппетита и сексуального влечения и т.д.).
4. Негативное отношение к самому себе.
5. Постоянные мысли о долге.
Современные медицинские концепции депрессивных состояний (суицидальные намерения, подавление сильных чувств, психологические травмы, потери смысла жизни, комплекс неполноценности и т.д)
Методы психологической работы с депрессивными клиентами.
2-й день. Обиды и обвинения. Работа методом ЭОТ.
Обида, как сдержанное обвинение с помощью ограничения контактов с «обидчиком» в надежде пробудить в нем чувство вины, получить от него раскаяние и компенсацию.
Спазм в теле для сдерживания чувств. Подавление чувств и дыхания. Корреляция обвинений и обид с психологическим и физическим здоровьем.
1. Обучение обвинениям в родительской семье.
2. Обида как детское шантажное чувство.
3. Обида и обвинение как парадоксальное стремление получить любовь.
Отличие обвинений от обид и их проявления.
Методы работы с обвинениями и обидами. Примеры из практики. Работа на горячем стуле. Объяснение использованных техник.
3-й день. Состояние счастья и как его достичь.
Нужно ли нам состояние счастья?
Почему важно понятие о счастье? Где находится счастье? Счастье как состояние души и энергия и открытые возможности.
Счастье, как способность быть самим собой и одобрять самого себя. Счастье как умение жить здесь и теперь. Счастье как уверенность в будущей жизни и внутренняя гармония.
Ресурсные упражнения. Выявление причин внутреннего отказа от счастья.
Обмен впечатлениями в группе.
Каждый день: Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Общая дискуссия. Подведение итогов.
Продолжительность 24 часа
1-й день. Обзор методов ЭОТ. Аналитические и трансформационные методы.
1. Аналитические. Принципы создания информативных образов.
Использование словаря образов. Идентификация с образом, раскрытие бессознательного содержания. Гипотеза терапевта, ее создание и проверка в ходе диалога с образами, следование по логической цепочке (Сократический диалог) до раскрытия исходной причины. Терапевтический эксперимент, провокации, парадоксы, проявление скрытых чувств. Работа с сопротивлением, создание дополнительных образов, проверка воображаемой критической ситуацией. Наблюдение за невербальным поведением.
2. Трансформационные. Методы и разновидности, основные предназначения. Методы для высвобождения подавленных чувств, возвращения вытесненных чувств. Парадоксальные методы. Метод перераспределения акций, контрпредписания и отказа от ложных решений. Методы снятия внутреннего противоречия, преодоления психотравмы, горя и потери. Методы для избавления от чувства вины, метод раскаяния и многие другие методы.
2-й день. Работа с психосоматическими проблемами в ЭОТ.
Причины возникновения психосоматических расстройств.
Ведущие концепции психосоматики психодинамического направления (теория конверсии — З.Фрейд, теория вегетативного невроза — Ф. Александер, теория мышечного панциря – В.Райх и др.).
Градация психосоматических проявлений от нормы до болезни.
Классическая «Чикагская семерка» психосоматических расстройств.
Расширение круга заболеваний, которые стали относить к психосоматическим.
Исследовательское упражнение «Тело — цветок» и упражнение «Поток воды в теле», выявляющие и корректирующие психосоматические проблемы.
Обмен впечатлениями. Работа на «горячем стуле». Работа в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) для освоения технологии работы с образами психосоматических проблем.
3-й день. Смысл жизни.
Лого терапия В.Франкла и его понимание смысла жизни как служения.
Счастье как результат следования смыслу жизни.
Понимание смысла жизни в ЭОТ. Возвращение смысла жизни в свое тело через образ
смысла.
Примеры.
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ
Николай Дмитриевич Линде — кандидат психологических наук, профессор Комитета Московского института психоанализа, автор ЭОТ, создатель новой отечественной школы психотерапии.
На протяжении многих лет Николай Дмитриевич является президентом психологического Центра ЭОТ и председателем Комитета модальностей ППЛ.
Автор многочисленных книг и статей в области практической психологии.
1-й день. Введение. Основы ЭОТ.
Введение: ЭОТ – как новый отечественный метод психодинамического направления психотерапии, история создания ЭОТ, основные теоретические принципы. Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности. Пять моделей структуры психологической проблемы. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Создание и проверка гипотезы. Значение теоретических моделей. Словарь образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания. Основные отличия от других психотерапевтических методов.
Анализ образа тела. Упражнение: «Нарисуй человека». Формальный и неформальный анализ рисунка.
2-й день. Работа с ресурсами. Методы саморегуляции в ЭОТ.
Поиск эмоционально-энергетических ресурсов.
Варианты проявления ресурсного состояния на телесном уровне. Групповые упражнения. Пробуждение сил самоактуализации как путь к выздоровлению, снятию неврозов.
3-й день. Работа с Внутренним Ребёнком в ЭОТ.
Внутренний Ребенок как одно из трех основных Эго-состояний человека (Родитель, Взрослый, Ребёнок).
Рассмотрение детских травм, переживаний и адаптаций у зрелой личности. Отказ личности от контакта со своей травмированной детской частью, причины и последствия.
Принятие Внутреннего Ребенка как важнейшей части своей личности и перестройка самоотношения к ней.
Каждый день: Упражнения на заданную тему, анализ случаев, работа на «горячем стуле» по запросу. Объяснение использованных психотехник.
Обратная связь всех участников мастер-класса.
Продолжительность 24 часа
1-й день. Работа с гневом в ЭОТ.
- Гнев и его функции, избыточный и неадекватный гнев.
- Десять психологических моделей возникновения гнева по Линде Н.Д.
- Проблема подавленного гнева и ослабления контроля над ним.
- Психологические и психосоматические проявления подавленного гнева.
- Методы безопасного высвобождения гнева в ЭОТ.
2-й день. Работа с эмоциональной зависимостью и переживанием потери в ЭОТ.
Потеря личной автономии. Модели эмоциональной зависимости: капиталовложений (роль надежд и ожиданий), слияния, оральная зависимость. Методы работы с эмоциональной зависимостью – возвращение вложенных «инвестиций»
Пятиступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза:
- Признание фактов.
- Завершение незавершенных дел.
- Прощальная церемония.
- Оплакивание.
- Переход к новому дню.
Использование методов ЭОТ:
- Созерцание дождя.
- Приветствие образа нового дня.
- Возвращение инвестиций.
3- й день. Работа с фобиями и паническими атаками методом ЭОТ.
Страхи реальные и воображаемые.
Фобия, как воображаемый страх в настоящем времени.
Страхи детские. Страхи реальные, но требующие терапии. Страхи психотические.
Психологические модели, объясняющие возникновение фобий.
Методы работы с фобиями в зависимости от их этиологии.
Модели происхождения хронической тревоги и методы ее коррекции в эмоционально-образной терапии.
Продолжительность 24 часа
1-й день. Депрессивные состояния и его признаки.
Признаки депрессии.
Депрессивная триада:
1. Безрадостное угнетенное эмоциональное состояние.
2. Пониженная способность к деятельности.
3. Трудности в концентрации мышления.
Другие признаки:
1. Чувство бессмысленности жизни.
2. Мечты о смерти.
3. Психосоматические нарушения (головные боли, чувство тяжести, нарушения аппетита и сексуального влечения и т.д.).
4. Негативное отношение к самому себе.
5. Постоянные мысли о долге.
Современные медицинские концепции депрессивных состояний (суицидальные намерения, подавление сильных чувств, психологические травмы, потери смысла жизни, комплекс неполноценности и т.д)
Методы психологической работы с депрессивными клиентами.
2-й день. Обиды и обвинения. Работа методом ЭОТ.
Обида, как сдержанное обвинение с помощью ограничения контактов с «обидчиком» в надежде пробудить в нем чувство вины, получить от него раскаяние и компенсацию.
Спазм в теле для сдерживания чувств. Подавление чувств и дыхания. Корреляция обвинений и обид с психологическим и физическим здоровьем.
1. Обучение обвинениям в родительской семье.
2. Обида как детское шантажное чувство.
3. Обида и обвинение как парадоксальное стремление получить любовь.
Отличие обвинений от обид и их проявления.
Методы работы с обвинениями и обидами. Примеры из практики. Работа на горячем стуле. Объяснение использованных техник.
3-й день. Состояние счастья и как его достичь.
Нужно ли нам состояние счастья?
Почему важно понятие о счастье? Где находится счастье? Счастье как состояние души и энергия и открытые возможности.
Счастье, как способность быть самим собой и одобрять самого себя. Счастье как умение жить здесь и теперь. Счастье как уверенность в будущей жизни и внутренняя гармония.
Ресурсные упражнения. Выявление причин внутреннего отказа от счастья.
Обмен впечатлениями в группе.
Каждый день: Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Общая дискуссия. Подведение итогов.
Продолжительность 24 часа
1-й день. Обзор методов ЭОТ. Аналитические и трансформационные методы.
1. Аналитические. Принципы создания информативных образов.
Использование словаря образов. Идентификация с образом, раскрытие бессознательного содержания. Гипотеза терапевта, ее создание и проверка в ходе диалога с образами, следование по логической цепочке (Сократический диалог) до раскрытия исходной причины. Терапевтический эксперимент, провокации, парадоксы, проявление скрытых чувств. Работа с сопротивлением, создание дополнительных образов, проверка воображаемой критической ситуацией. Наблюдение за невербальным поведением.
2. Трансформационные. Методы и разновидности, основные предназначения. Методы для высвобождения подавленных чувств, возвращения вытесненных чувств. Парадоксальные методы. Метод перераспределения акций, контрпредписания и отказа от ложных решений. Методы снятия внутреннего противоречия, преодоления психотравмы, горя и потери. Методы для избавления от чувства вины, метод раскаяния и многие другие методы.
2-й день. Работа с психосоматическими проблемами в ЭОТ.
Причины возникновения психосоматических расстройств.
Ведущие концепции психосоматики психодинамического направления (теория конверсии — З.Фрейд, теория вегетативного невроза — Ф. Александер, теория мышечного панциря – В.Райх и др.).
Градация психосоматических проявлений от нормы до болезни.
Классическая «Чикагская семерка» психосоматических расстройств.
Расширение круга заболеваний, которые стали относить к психосоматическим.
Исследовательское упражнение «Тело — цветок» и упражнение «Поток воды в теле», выявляющие и корректирующие психосоматические проблемы.
Обмен впечатлениями. Работа на «горячем стуле». Работа в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) для освоения технологии работы с образами психосоматических проблем.
3-й день. Смысл жизни.
Лого терапия В.Франкла и его понимание смысла жизни как служения.
Счастье как результат следования смыслу жизни.
Понимание смысла жизни в ЭОТ. Возвращение смысла жизни в свое тело через образ
смысла.
Примеры.
Источник