Эмоционально образная терапия 2 ступень

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: «Просто о сложном или Заметки на полях». Тема «Образы – доступ в бессознательное».

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) развивается в рамках психодинамического подхода, согласно которому направляющие и движущие процессы, происходящие в психике человека, не подчиняются его воле или разуму и не зависят от внешних обстоятельств, а являются плодом работы внутренних сил психики. По словам З. Фрейда «человек не является хозяином у себя дома», т.е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания».

Фрейд описал топографическую модель личности, где разделил психику на три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание наполняют ощущения и впечатления, которые мы осознаем и контролируем «здесь и сейчас». Кроме того, в сознании мы можем воспринимать прошлое и фантазировать на счет будущего.

Предсознательное называют «доступной памятью», где содержатся воспоминания, которые не осознаются в настоящий момент, но могут быть легко возвращены в сознание (спонтанно или в результате небольшого усилия). Эта область — комната с воспоминаниями, куда вы можете зайти в любой момент по своему желанию.

Бессознательное — это самая обширная область человеческой психики, огромное хранилище, где содержатся наши инстинкты, не доступные сознанию, а также, все привычки, навыки, желания, принятые решения, мысли и чувства, вытесненные на глубину и закрытые для осознавания.

По мнению ученых, сознание контролирует не более 5 процентов восприятия и поведения, тогда как бессознательному отведено не менее 95 процентов. И если первое воспринимает прошлое и будущее, то второе ориентировано только на настоящее.

По Фрейду, между сознанием и бессознательным существует «внутренний страж» — цензор, оберегающий нашу психику от травмирующих переживаний и определяющий, что безопасно для нашего сознания и может туда проникнуть, а что является угрозой и должно быть подавлено или вытеснено в бессознательное. В бессознательном нет понятия времени и все воспоминания о событиях, скрытых в его глубинах, воздействуют на нас косвенным образом, в частности, через сновидения, который Фрейд называл «королевской дорогой к бессознательному».

Образы, явленные нам в снах, представляют собой зашифрованные в символической форме послания бессознательного, прорывающиеся через барьер — «внутреннего стража».

Но бессознательное «стучится» к нам не только через сны, но и через чувства, которые мы можем ощущать через тело, но и придавать им мысленный образ. В речи мы часто используем метафоры говоря о своих переживаниях. Например, «камень на сердце», «гири на ногах», «залиться краской», «вспыхнуть», «не переваривать кого-то или что-то». Все это является ценным материалом для ЭОТ-терапевта.

Спонтанные образы, рождающиеся в процессе ЭОТ, позволяют получить доступ к информации, хранящейся в бессознательном. Процесс работы психотерапевта с клиентом похож на сон наяву. Работа ЭОТ-терапевта базируется на расшифровке скрытого смысла, стоящего за каждым образом, в результате чего рождается гипотеза, позволяющая найти решение для запроса клиента.

Многолетний опыт работы в ЭОТ позволил сформировать целый словарь «говорящих» образов, позволяющих заглянуть в глубины подсознания и безопасно для психики извлечь подавленный или вытесненный материал в сознание. Практика показывает, что каждый образ — это символ, за которым стоит свой собственный смысл, является уникальным носителем информации о прошлом человека и ключом к разрешению его внутреннего конфликта.

Например, «дождь» — непролитые слезы, «цветы» — подавленные или вытесненные чувства, «меч» — утраченная или подавленная мужественность, «вода» — утраченная или подавленная женственность и т.п. Материал, из которого «сделаны», по представлению пациента, образы также имеет значение и дает дополнительную информацию о происходящих в психике процессах. Так, «металлические» образы говорят о подавлении, «пластиковые» и «стеклянные» — об изоляции, «прозрачные» — о вытеснении и т.д.

В подавляющем большинстве случаев значения символов, «зашитых» в бессознательном, у разных людей совпадают, что позволяет ЭОТ-терапевту быстро построить гипотезу, выбрать направление движения и подвести клиента к новому решению в процессе терапии. Ориентировка бессознательного исключительно на настоящее время является ключом к разрешению конфликта «здесь и сейчас».

Эмоционально-образная терапия одна из наиболее эффективных и быстродействующих методик психотерапии. В Клинике Роса занятия психотерапией проводятся в индивидуальном, семейном и групповом формате.

Источник

Эмоционально-образная терапия

Николай Дмитриевич Линде кандидат психологических наук, профессор Комитета Московского института психоанализа, автор ЭОТ, создатель новой отечественной школы психотерапии.

На протяжении многих лет Николай Дмитриевич является президентом психологического Центра ЭОТ и председателем Комитета модальностей ППЛ.

Автор многочисленных книг и статей в области практической психологии.

Николай Дмитриевич Линде кандидат психологических наук, профессор Комитета Московского института психоанализа, автор ЭОТ, создатель новой отечественной школы психотерапии.

На протяжении многих лет Николай Дмитриевич является президентом психологического Центра ЭОТ и председателем Комитета модальностей ППЛ.
Автор многочисленных книг и статей в области практической психологии.

День 1.
Обзор основных приемов ЭОТ и их назначение. Методы анализа психологических проблем, аналитические и трансформационные.

День 2.
Работа с психологическими защитами в ЭОТ и выражение их в образах. Практика работы с вытесненными, подавленными, замороженными чувствами.
Ведущая: Леунтяну Лилия

День 1.
ЭОТ в работе с эмоциональной зависимостью и переживанием потери. Типы личности, склонные к зависимостям. Психологические модели, инвестиционная теория эмоциональной зависимости.

День 2.
Надежды и мечты как капиталовложения. 5-ти ступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза.
Возвращение инвестиций. Сопротивление, психологические ловушки.
Ведущая: Григорьева Т.А.

День 1.
Личностный рост и духовное развитие в ЭОТ. Практическая работа.

День 2.
Женственность и мужественность.
Ведущая: Зайнеева Д.А.

День 1.
Депрессивные состояния и признаки депрессий. Практическая работа.

День 2.
Современные медицинские концепции депрессивных состояний и методы психологической работы с клиентами.
Ведущая: Зайнеева Д. А.

День 1.
Практика работы с психосоматическими проблемами
· Причины возникновения.
· Ведущие концепции (теория конверсии — З.Фрейд, теория вегетативного невроза — Ф. Александер, теория мышечного панциря – В.Райх и др.).
· Градация психосоматических проявлений от нормы до болезни.
· Классическая «Чикагская семерка» психосоматических расстройств.
· Расширение круга заболеваний, которые стали относить к психосоматическим.
· Исследовательское упражнение.

День 2.
Смысл жизни.
Логотерапия В.Франкла и его понимание смысла жизни как служения.
Счастье как результат следования смыслу жизни. Преодоление рефлексии как постоянной обращенности на себя. Примеры работы Франкла в концлагере для возвращения смысла жизни заключенным. Смысл дает энергию для свершения и преодоления. Почему?
Понимание смысла жизни в ЭОТ как непосредственного организмического переживания. Возвращение смысла жизни в свое тело через образ смысла. Примеры.
Упражнение «Возвращение смысла».
Упражнение на обретение смысла жизни.
Ведущая: Туезова А.Н.

Источник

Эмоционально образная терапия 2 ступень

Программа второй ступени

Если вы не прошли еще первую ступень, то перейдите по этой ссылке https://psyneo.timepad.ru/event/932.

2 ступень

1 модуль:

День первый.

Тема 1: Обзор основных приемов Эмоционально-образной терапии и их назначение. Методы анализа психологической проблемы с помощью образов чувств, испытываемых клиентом.

Аналитические. Принципы создания информативных образов: соответствие проблемному эмоциональному состоянию, телесные переживания, спонтанность. Методы, облегчающие создание образов: первое, что «приходит в голову», «потрогайте руками», метод падающих слайдов, метод сдергиваемого платка, постепенная фокусировка. Если клиент «не видит» образ: что невидимый образ делает, что говорит, как звучит, какой запах? Или: представьте того, кто не позволяет Вам видеть образы… Или: нарисуйте…Создание противоположного по смыслу образа.

Использование словаря образов. Идентификация с образом как способ раскрытия бессознательного содержания. Гипотеза терапевта, ее создание и проверка в ходе диалога с образами, следование по логической цепочке (Сократический диалог) до раскрытия исходной причины. Терапевтический эксперимент, провокации, парадоксы, проявление скрытых чувств. Работа с сопротивлением, создание дополнительных образов, проверка воображаемой критической ситуацией. Наблюдение за невербальным поведением.

Трансформационные. Метод созерцания и его разновидности, основное предназначение. Метод «поиграй с грязью». Метод созерцания дождя. Методы для высвобождения подавленных чувств. Методы для возвращения вытесненных чувств. Методы для проявления неосознанных чувств. Парадоксальные методы. Методы энергетического усиления образа. Метод перераспределения акций. Методы контрпредписания и отказа от ложных решений. Методы преодоления неадекватных запретов и негативного самоотношения. Методы снятия внутреннего противоречия. Методы разрешения и парадоксального разрешения. Метод «отпусти», разожми лапку. Методы для преодоления психотравмы, горя и потери. Методы для избавления от чувства вины, метод раскаяния. Возвращение зла. Метод принятия Внутреннего Ребенка. Метод возвращения инвестиций. Метод «Я разрешаю себе получить любовь». Метод возвращения к своей изначальной природе. Упражнение: «Хороший – Плохой». Работа на горячем стуле с раскрытием всех методов и гипотез.

Всего: 8 часов. Лекция — 4 часа, практика – 4 часа.

День второй.

Тема 2. Работа с психологическими защитами в ЭОТ

Теория психологических защит (З. Фрейд, Ф. Перлз, Н.Мак-Вильямс). Защита как способ сокрытия истины от самого себя!

Мышечная броня и подавленные чувства (В. Райх). Примеры образов психологических защит.

Психологические защиты и их выражение в образах (каменные, железные, ледяные; резиновые, пластиковые, плиты, стены, могилы, доспехи, молнии, веревки, путы, наручники и т.д.)

Практика работы с «замороженными» чувствами. Провокативное упражнение: «Путешествие в замороженную страну». Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Обратная связь от группы. Работа в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) для освоения данной технологии работы с образами «замороженных» чувств. Помощь ведущего терапевта при затруднениях работы в микрогруппах. Анализ результатов и затруднений работы в большой группе. Обратная связь группы по итогам работы.

Всего – 8 часов. Из них лекция – 2 часа, практика — 6 часов.

День третий.

Тема 3. Практика работы с отвергаемыми (вытесненными) чувствами и частями личности.

Те чувства, которые нам очень неприятны или отвергаются в нашей семье, мы стараемся подавить или вытеснить, чтобы вообще их не чувствовать. На самом деле они реально существуют и влияют на нас, но незаметным образом. Что такое к примеру подавленный гнев? И как он сказывается на жизни человека. Что такое подавленный или вытесненный страх, стыд, вина?

Провокативные упражнения: «Вытесненные чувства», «Возвращение утраченных частей Я» и «Успешный и неуспешный Я», выявление препятствий к позитивному самочувствию. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего

использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Всего – 8 часов. Из них лекция – 1 час, практика – 7 часов.

2 модуль:

День первый.

Тема 4. Личностный рост и духовное развитие в ЭОТ.

Понятия личностного роста и духовного развития. Каковы критерии личностного роста и духовного развития? Светские и религиозные представления. Духовность как преодоление материалистической зависимости, обретение расширенных возможностей и независимости от внешних обстоятельств. 12 духовных принципов ЭОТ. Формирование позитивного и способствующего гармонии и здоровью мировоззрения. Обсуждение первого принципа: «Отказ от борьбы с миром, формирование сотрудничества и гармонии». Притча про закорюченный собачий хвост. Как перестать решать нерешаемую задачу, и что делать дальше.

Упражнение: «Кого я хочу изменить, но не получается, и кто меня хочет изменить». Обмен впечатлениями в группе. Работа с выявленными проблемами в группе. Работа в тройках. Помощь ведущего терапевта в их работе. Отчеты наблюдателей и анализ и выводы.

Всего: 8 часов. Лекция — 2 часа, практика – 6 часов.

День второй.

Тема 5. Женственность и мужественность.

Теоретическое введение в тему баланса Мужского–Женского.

Процесс формирования и причины искажения женственности и мужественности в ходе психосексуального развития ребенка. Оптимальный баланс женского–мужского в женщине – 80% на 20%. Отсутствие или слабость отца как основная причина формирования андрогинного характера женщины. Закон дополнения мужского и женского в семейной паре.

Рефлексивное упражнение: На одном стуле ваша мужская часть, на другом – женская. Как они выглядят, сколько процентов в Вас женского, сколько мужского.

Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.

Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Как улучшить соотношение женского–мужского в себе. Как это может повлиять на ваши отношения.

Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта.

Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

День третий.

Тема 6. Практика работы с проблемой вины и раскаяния.

Понятие вины и раскаяния с точки зрения ЭОТ. Вина как самонаказание. Вина мнимая и реальная. Раскаяние как самоизменение и отмена зла. Возвращение «зла» себе при искреннем раскаянии и парадоксальное получение «благодати» в ответ.

Экзистенциальное упражнение «Отмена содеянного зла», выявление скрытых личностных проблем.

Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле».

Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта.

Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

3 модуль:

День первый.

Тема 7. Анализ сновидений в ЭОТ.

Теория сновидений З. Фрейда. Основной закон: нам снятся наши нереализованные желания. Сон приводит к символическому удовлетворению и снятию напряжения. Образы сновидений как свободный язык бессознательного, неконтролируемого сознанием. Возможности толкования сновидений и выявления с их помощью глубинных проблем личности. Анализ сновидений как «царская дорога» в психоанализе. Анализ осуществляется с помощью дальнейших ассоциаций с образами. Творческие возможности сновидений.

Теория Юнга. Образы сновидений – архетипы, пришедшие к нам от наших предков. Задача толкования разгадать, что говорят нам архетипы с помощью сновидения. Что мы должны сделать? Это по сути воспроизведение представлений древних о том, что сон – это послание от богов.

Анализ сновидений в ЭОТ –такой же анализ, с теми же приемами, как и в обычном терапевтическом процессе, когда анализируются образы воображения, закономерности те же. Но анализ ведется без подгонки под предварительно существующую концепцию. Также как всегда создается гипотеза и проверяется, в процессе анализа обязательно участвует и сновидец. Практика подтверждает закономерность, выявленную Фрейдом, нам снятся наши нереализованные желания.

Упражнение «Воображаемый сон». Представьте, что Вы где-то нашли удобное, уютное и защищенное место, легли там и заснули. Через пять минут я попрошу вас проснуться, и вы расскажете, что вам приснилось.

День второй.

Тема 8. Смысл жизни.

Логотерапия В. Франкла и его понимание смысла жизни как служения. Счастье как результат следования смыслу жизни. Преодоление рефлексии как постоянной обращенности на себя. Примеры работы Франкла в концлагере для возвращения смысла жизни заключенным. Смысл дает энергию для свершения и преодоления. Почему?

Понимание смысла жизни в ЭОТ как непосредственного организмического переживания. Возвращение смысла жизни в свое тело через образ смысла. Примеры.

Упражнение «Возвращение смысла». Представьте смысл вашей жизни на некотором расстоянии от себя. Наверное, это что-то очень хорошее? Представьте, что этот образ постепенно приближается к вам и в итоге входит в ваше тело и сливается с вами. Что Вы чувствуете? Согласны ли Вы жить с этим чувством смысла жизни, ощущаемым телесно? Что-то мешает?

Упражнение проводится в группе и результаты совместно обсуждаются. Неожиданным оказывается, что некоторые участники негативно реагируют на обретение смысла жизни. Как правило потому, что он обязывает их что-то делает, дает энергию, но «напрягает». Решение предоставляется самим участникам.

День третий.

Тема 9. Как жить здесь и теперь?

Притча о земляничке. Все страдания людей находятся в прошлом или будущем. Прошлое порождает стыд, вину, сожаления. Будущее порождает тревогу, безнадежность и бессилие. Настоящее дает возможность и избавляет от страданий. Надо ли иметь воспоминания и планировать будущее? Как эффективно и полноценно жить здесь и теперь? Почему это приносит счастье? Чем это отличается он безответственности и «пофигизма»?

Экзистенциальное упражнение: «Соединить прошлое и будущее». Представляется три стула: для будущего, прошлого и настоящего. Создаются образы и оцениваются проценты – насколько вы живете прошлым, настоящим или будущим. Пересядьте мысленно на центральный стул, где находится настоящее. Соберите в себя всю энергию, которая была вами инвестирована в прошлое и будущее. Что Вы чувствуете? Обмен впечатлениями. Работа в тройках. Анализ работы в тройках.

Возможно дополнительное упражнение – «Здесь и Там». Предлагается представить 2 стула, на одном находится ваше «здесь», на другом ваше «там». На сколько процентов вы живете здесь, а насколько «там». Почему? Предлагается вернуть всю энергию из «там» в «здесь», где вы живете на самом деле.

Анализ самочувствия участников группы, обсуждение. Подведение итогов. Выводы.

Документ об окончании курса

За каждый модуль выдается свидетельство участия на 24 часа, за ступень – сертификат от центра ЭОТ.

Расписание 2 ступени

1 модуль:

04-06 сентября 2020г
пт 15:00–21:00
сб, вск 10:00–18:00

2 модуль:

02-04 октября 2020г
пт 15:00–21:00
сб, вск 10:00–18:00

3 модуль:

06-08 ноября 2020г
пт 15:00–21:00
сб, вск 10:00–18

(ИДЕТ НАБОР ГРУППЫ)

2 поток 1 модуль: 3 поток 1 модуль:

27-29 ноября 2020г 18- 19 декабря 2020г
пт 15:00–21:00 пт 15:00-21:00
сб, вск 10:00–18:00 сб, вск 10:00-18:00

2 модуль: 2 модуль:

25-27 декабря 2020г. 15-17 января 2021г
пт 15:00–21:00 пт 15:00-21:00
сб, вск 10:00–18:00 сб, вск 10:00-18:00

3 модуль: 3 модуль:

29-31 января 2021г. 19-21 января 2021г
пт 15:00–21:00 пт 15:00–21:00
сб, вск 10:00–18:00 сб,вск 10:00- 18:00

Модули ведут сертифицированные преподаватели школы ЭОТ

Ирина Рудницкая

практический психолог, эмоционально-образный терапевт, преподаватель ЭОТ, преподаватель авторского курса Т. П. Смирновой «Работа с Внутренним Ребенком и Внутренним Родителем в ЭОТ», действительный член ОППЛ (г. Москва).

Стоимость:

каждого модуля — 12000 руб.

полная стоимость обучения одной ступени при единовременной оплате — 33000 руб.

————
* Предоплата 20%. Остаток оплачивается на месте в день тренинга.

Идет набор группы

количество участников группы ограниченно

Если вы не прошли еще первую ступень, то перейдите по этой ссылке https://psyneo.timepad.ru/event/932.

Центр развития человека Шантарам

ул. Большая Московская, д. 1-3, ст. м. Владимирская, 8 (911) 201-86-84

Организатор мероприятия: Образовательный центр PsyNeo

Источник

Оцените статью