Эмоционально мотивационный компонент это

Педагогика

—>Основы педагогического мастерства —>

—>Наглядные пособия педагога —>

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

—>Детская психология —>

—>Магазин детских колготок —>

Кратко проанализируем назначение и содержание основных структурных компонентов модели воспитательного процесса.

Цель как компонент воспитания имеет стержневое значение, является исходным пунктом теории и практики воспитания, непосредственно касается всех участников этого процесса, определяет основные направления воспитательной работы в различных образовательно-воспитательных системах, обусловливает принципы, содержание, организацию, методы и формы воспитательной работы.

Об этом точно говорили выдающиеся личности. Например, К. Д. Ушинский определял: если мы хотим достичь какой-либо цели воспитанием, то должны прежде осознать эту цель. Французский педагог С. Френе истинную цель воспитания видел в максимальном развитии личности в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить. А. С. Макаренко подчеркивал: «Я под целями воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т. е. характер внешних проявлений, и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, – всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться».

Цель воспитания, во-первых, обеспечивает ее осознание воспитателями и доведение до воспитанников, во-вторых, должна обогатить последних моральными представлениями, понятиями, в-третьих, формирует у воспитанников желанные наставления и убеждения, в-четвертых, развивает в них положительные черты и качества, в-пятых, ослабляет и искореняет негативные стереотипы поведения, в-шестых, осуществляет воспитательное воздействие на социальное окружение.

Эмоционально-мотивационный компонент процесса воспитания имеет также большое значение. Мотив воспитанного поведения у воспитанников возникает в полном объеме лишь тогда, когда есть потребность в значимой деятельности и стимулы для нее.

Формирование мотивов и на их основе мотивации творческого самосовершенствования – это ответственный этап в деятельности воспитателя. Глубокие, прочные, эмоционально окрашенные и содержательные мотивы обеспечивают эффективность воспитательных мероприятий воспитателя и является «генератором» творческого самосовершенствования каждого воспитанника. Эти мотивы могут быть разного характера: например, мотивы, связанные с торможением и искоренением негативных черт характера и поведения (эгоизм, равнодушие к товарищам и тому подобное), непосредственной учебно-познавательной деятельностью (желание получить похвалу за успехи в обучении, потребность в учебно-умственной деятельности, в познании, в расширении определенных профессиональных знаний и достижении значительных успехов и тому подобное), стремлением развивать и совершенствовать свои положительные черты и качества (здесь, в первую очередь, следует формировать мотивы самосовершенствования), широкими социальными мотивами (достойно выполнять свой гражданский долг) и тому подобное.

Эмоции в жизни человека выполняют функцию «механизмов» деятельности, входящих в состав стимулов и мотивов ее действий, при умелом использовании могут играть значительную роль в целенаправленной деятельности. Для этого их важно соотносить со смысловым компонентом воспитания.

Источник

Мотивационно-эмоциональный компонент общения

Потребность в общении – врожденное качество человека, которое А.В. Брушлинский назвал «изначальной социальностью». Изначальная социальность ребенка способствует не только его психическому развитию, но и поддержанию постоянных, устойчивых, заинтересованных контактов с взрослыми. Готовность новорожденного к социальному взаимодействию проявляется, в частности, в том, что он отвечает ориентировочной, поисковой реакцией не на все звуки, а именно на интонированную фразу (Рыбалко Е.Ф.) При постоянном и тесном контакте с матерью он способен фиксировать взглядом глаза матери уже через три недели после рождения. Однако самым поразительным оказалось то, что уже трехмесячный или чуть старше ребенок способен участвовать в играх взрослого с ним. Это проявляется в том, что он отрабатывает взглядом движения взрослого – то отводит взгляд в сторону, то смотрит на лицо. Тем самым он помогает взрослому определить темп и ритм движений, например, при игре в «козу» или «ладушки».

Читайте также:  Богатство речи эмоциональность речи

Первым отчетливым проявлением социальной активности младенца является появление улыбки в ответ на голос матери или на ее появление в его поле зрения. При постоянной любви и разговоре с ребенком первая «социальная» улыбка появляется уже к концу первого месяца. Дальнейшее нормальное развитие ребенка проходит под знаком его активного стремления к общению сначала с взрослыми, а затем (в возрасте приблизительно 4,5 – 5 лет) и со сверстниками. У детей, лишенных тесного полноценного (вербального и эмоционального) общения развиваются разного рода деформации психики. Многие из них описаны в литературе. За неимением места мы не можем подробно описать эти случаи. Сошлемся лишь на данные Рене Спитца (1945), впервые подробно описавшего синдром «госпитализма» у детей, воспитывавшихся в приютах для младенцев. Дети, лишенные личностного участия в их развитии, постоянных эмоциональных контактов с кем-то из взрослых, вели себя специфическим образом. Они долго не могли научиться самостоятельно сидеть и стоять, ничем не интересовались, не умели радоваться и огорчаться, были апатичны. Их активность сводилась к тому, что они совершали однообразные движения рукой, ногой или корпусом, сосали палец вплоть до образования кровавых ран.

Несмотря на накопившийся опыт обращения с детьми, содержащимися в учреждениях, полностью преодолеть явление госпитализма не удается по сей день. «Современный госпитализм» или «институализация» характеризуется: отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева Н.Н и др.).

Потребность в общении с другими людьми у психически нормального взрослого человека является одной из важнейших социальных потребностей. Это и понятно, поскольку средой личности является социальная среда. Подобно рыбе, выброшенной на берег, лишенная этой среды личность теряет опору и основания для своего существования. Эксперименты и наблюдения показывают, что полная социальная изоляция почти неизбежно приводит к тем или иным изменениям в психической жизни и даже личности человека и очень часто – к тяжелым психическим нарушениям. Даже при наличии вокруг людей человек, лишенный возможности общаться (например, в иноязычной среде), испытывает страдания. В литературе, посвященной эффектам социальной изоляции, приводятся многочисленные примеры, подтверждающие это. Строгая социальная изоляция (полное одиночество) в течение длительного времени (месяцев) приводит к закономерно сменяющим друг друга психическим нарушениям и все возрастающей потребности в общении. При этом сначала появляются эмоциональные нарушения – чаще всего в форме депрессии и тревоги, затем – страха. После этого наступает полная апатия – человек перестает заботиться о еде, гигиене тела. Далее могут появиться галлюцинации или подобные им переживания. Длительное одиночество для личности не только неприятно и тягостно, но и опасно! Люди, вынужденные прожить в одиночестве годы, утрачивают беглую речь, цивилизованные обычаи, манеры и вкусы, у них слабеет память, сужаются интересы, ослабевает способность к абстрактному мышлению (Кузнецов О.Н., Лебедев В.И.).

Читайте также:  Веселые чтобы поднять настроение девушке

Интересно, что одним из приемов профилактики и преодоления этих нарушений является именно общение, разговор вслух либо с самим собой, либо с воображаемыми собеседниками, либо с фотографиями близких людей, либо с персонифицированными неодушевленными и одушевленными предметами. Английский врач Коричер утверждает, что разговор вслух с самим собой (в уместных, конечно, обстоятельствах) является эффективным средством предупреждения невроза в условиях стресса (там же). Эффективность всех этих приемов обусловлена искусственным воссозданием социальной ситуации с диалоговой структурой человеческого общения и тем самым удовлетворением потребности в нем.

Потребность в общении базируется на социальной природе личности. Сознание человека, будучи обязательным атрибутом его личности, представляет собой структуру, состоящую из категорий образованных и поддерживаемых в процессе общения с другими людьми. В связи с этим кажется вполне естественной потребность человека в постоянном контакте с другими для сохранения внутренней устойчивости и уверенности в истинности своего восприятия, суждений, картины мира в целом. Общение, помимо всего прочего, является еще и способом проверки степени соответствия личной картины мира той реальности, которую разделяют окружающие люди. В процессе общения люди постоянно сверяют свои позиции и взгляды, нормы и ценности, вносят в них соответствующие коррективы или остаются при своем мнении, но в любом случае они тем самым поддерживают, сохраняют в себе свою социальность. Именно здесь кроется основа фундаментальной потребности человека в общении. Вступая в общение, человек может иметь и описываемые ниже частные потребности, выступающие в форме соответствующих мотивов общения.

Удовлетворение или неудовлетворение потребности в общении обязательно проявляется в различных формах эмоций и чувств, испытываемых в каждой конкретной ситуации общения. Напомним, что в форме эмоций и чувств субъект непосредственно переживает жизненный смысл (значимость для него) объекта (в том числе человека) или ситуации. Жизненный смысл обусловлен отношением их свойств к потребностям субъекта. Таким образом, в переживаемых в процессе общения эмоциях и чувствах отражается значимость либо человека, либо ситуации для данного субъекта с точки зрения их отношения к тем или иным его потребностям. Причем в процессе общения играют роль все три класса потребностей. Мы испытываем отрицательные эмоции, если, например, от человека исходит дурной запах и положительные, если с данным человеком связываются воспоминания о вкусной еде в комфортных условиях (биологические потребности). Нам может нравиться (положительное чувство) человек, который искренне восторгается нашими качествами (ум, внешность, статус, личные качества, материальное богатство). Ведь они относятся к тем ценностям, которые связаны с удовлетворением социальных потребностей. Нам не нравится человек, который презирает или игнорирует нас, то есть мешает удовлетворению наших социальных потребностей в статусе, любви и признании. Нам интересен тот человек, который склонен делиться с нами своими знаниями, то есть удовлетворяет нашу познавательную потребность без того, чтобы при этом как-то унизить нас (удовлетворение социальной потребности). И мы можем испытывать презрение к невежде, если мы знаем, что у него была возможность не быть таковым. Мы испытываем гнев или ненависть к человеку, который мешает нам исполнить то, что мы очень хотим, т.е. мешает удовлетворению какой-то из наших потребностей. Но мы начинаем испытывать симпатию к человеку, который способен содействовать их удовлетворению. Переплетение актуальных и латентных потребностей со свойствами ситуаций и людей приводит к возникновению сложной игры чувств и эмоций в процессе непосредственного общения, но общее правило их возникновения остается неизменным.

Именно на этих закономерностях возникновения эмоций и чувств в процессе общения и строятся распространенные техники, с помощью которых можно расположить к себе человека. Перечислять их здесь нет возможности, поэтому сформулируем общее правило формирования положительных эмоций у собеседника и связывания их с собственной личностью как их источником. Как явствует из предыдущего изложения для этого необходимо делать следующее.

Читайте также:  Ликвидация отрицательных эмоций по пучко

1. Способствовать созданию физического комфорта и удобств для интересующего нас человека.

2. Подчеркивать его социальную значимость путем признания у него тех или иных достоинств: ума, сообразительности, внешности, личностных качеств (доброты, воли, решительности и т.д.), обладания материальными ценностями (домом, престижной собакой, машиной и т.д.), социального статуса. Нет людей, которые бы в той или иной степени чем-нибудь из перечисленного не обладали.

3. Предоставлять партнеру ту информацию, которая ему действительно интересна.

4. Избегать быть препятствием для партнера на пути удовлетворения им его потребностей. Понятно, что в противном случае наши действия вызывают у партнера отрицательные эмоции. Люди с низким уровнем собственного достоинства часто сами создают себе проблемы в процессе общения и отталкивают от себя людей именно потому, что они делают как раз «все наоборот». Это происходит в силу их непреодолимого стремления к самоутверждению, нередко за счет унижения другого.

В социально-психологической литературе отмечается, что важнейшими человеческими потребностями являются потребность в доверительном общении (мотив аффилиации) и потребность в милосердии (альтруизме) (Куницына В.Н.).

Мотив аффилиации определяется как стремление заводить дружбу, радоваться людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с людьми, любить, присоединяться к группе (Мюррей Г.). Поскольку общение – это двусторонняя коммуникация, мотив аффилиации удовлетворяется только тогда, когда человек чувствует, что партнер по общению принимает его, симпатизирует ему, дружески поддерживает, проявляет созвучные ему переживания. Таким образом, взаимность является необходимым условием аффилиации. Мотив аффилиации способствует ориентации на сближение с другим. Негативное отношение к другим проявляется в ориентации на отдаление от другого. А. Кемпински называет эти ориентации «стремлением к» и «стремлением от» людей. Первая ориентация обусловлена достаточно высоким «уровнем собственного достоинства» (Т. Шибутани), принятием себя и других. Вторая, наоборот – низкой самооценкой и неуверенностью в себе, которые проявляются в переживании чувства настороженности и, в той или иной мере, враждебности к другим (К. Хорни). Настороженность и враждебность в свою очередь обусловлены страхом «разоблачения» и отвержения другими.

В целом двустороннее аффилиативное общение характеризуется:

— большим количеством высказываний за 1 минуту;

— длительной речью партнеров и длительным контактом глаз;

— дружелюбным выражением лица;

— громкостью и скоростью речи;

— большим количеством жестов, кивков и словесных выражений согласия;

— отсутствием напряженности, которая может выражаться в позе, жестах и расстоянии между партнерами (А. Мехрабиан).

В основе альтруизма лежит любовь, бескорыстная забота о других, потребность делиться с другими, способность жертвовать личными интересами и благополучием ради других. Истинный альтруизм не следует путать с ложным альтруизмом, который может быть обусловлен скрытыми эгоистическими мотивами. Он может быть также проявлением психического расстройства (так называемой регрессивной синтонности больных шизофренией). Для адекватной адаптации к социуму, удовлетворения собственных потребностей и достижения личных целей предпочтительным является умеренный альтруизм и так называемый «здоровый эгоизм». Последний характеризуется как раз стремлением к удовлетворению своих потребностей с учетом интересов других и заботой о них.

Итак, вступая в общение, люди руководствуются какими-то мотивами. То, какие они будут испытывать эмоции и чувства в процессе общения зависит от возможностей, которые предоставляет им ситуация общения и вовлеченные в нее люди с точки зрения удовлетворения этих мотивов.

Источник

Оцените статью