Материалы для родителей «Эмоционально — личностные особенности детей»
статья по теме
Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocionalno.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-личностные особенности детей.
Родителям и учителям в своем общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей.
Неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи заставляют ребёнка заранее отказываться от решения задач, которые кажутся ему слишком сложными. Неуверенному в себе ребёнку сложно отвечать у доски. Любое ответственное задание (например, контрольная работа) вызывает у него волнение, ухудшающее результаты..
РЕКОМЕНДАЦИИ: по отношению к такому ребёнку важно строжайшее соблюдение правил «безболезненного» оценивания. Взрослые должны приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность такого ребёнка в себе, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в коем случае не следует подчёркивать для него значимость выполняемых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно переделать, что результат его выполнения не так уж важен. При таком настрое реальный результат работы ребёнка оказывается выше, чем если ученик придаёт этой работе особо большое значение. Ответ с места для такого ребёнка предпочтительнее вызова к доске.
Повышенная физическая и умственная утомляемость снижает работоспособность ребёнка, ухудшает память и внимание. Появляются плаксивость, капризность, раздражительность. Повышенная утомляемость возникает в результате перенесённых заболеваний, при недостатке витаминов, нарушениях режима жизни (недостатке сна, питания, прогулок).
РЕКОМЕНДАЦИИ: данная особенность требует от взрослых строжайшей дозировки нагрузок. В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребёнку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.
- Повышенная двигательная активность.
Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях регуляции поведения. Для такого ребёнка характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Он плохо понимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое и т.д.
РЕКОМЕНДАЦИИ: ребёнок с повышенно двигательной активностью нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, т.к. не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставаться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога.
- Замедленность темпа деятельности.
В этих случаях ребёнок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как «лень».
РЕКОМЕНДАЦИИ: эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребёнка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объём работы. Следовательно, объём домашнего задания можно и должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы сделано всё, но скверно.
- Трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Ребёнок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует высокий уровень активности, стремление всё делать «так, как надо». Такому ребёнку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. Такой ребёнок, как правило, стремится к лидерству, но недостаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями переключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно-раздражённое состояние.
РЕКОМЕНДАЦИИ: детям с таким складом личности надо давать достаточно времени для включения в работу, «не дёргать» и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. В частности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, т.к. после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, не высока, что позволяет удлинить занятия.
Источник
Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)
Наталья Владиславовна Шипунова
Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)
«Эмоционально-личностное развитие дошкольников»
В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность» и др. Но программно — методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников существенно отстает от потребностей практики.
Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства — дать ребенку основные знания, умения, навыки. Говорилось о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно «создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»).
В настоящее время ситуация несколько изменилась. Качество дошкольного образования ни в коем случае не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребенок, — оно обязательно связано с “ежедневной радостью ребенка”. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Однако остаются нерешенными многие проблемы,например: не учитывается в должной степени роль семьи в благополучном эмоциональном развитии ребенка; четко не отработаны формы взаимодействия педагогов и родителей по устранению причин эмоциональных трудностей детей и др.
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба.
Кроме того, даже при наличии в ДОУ высококвалифицированного педагога-психолога работа по развитию эмоционально- личностной сферы дошкольника должна продолжаться воспитателями в каждой группе.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организационная работа (занятия, совместная дельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные проблемы.
Совместная деятельность, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.
Педагогическую работу строим с учетом следующих положений.
1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сфера
2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).
3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Используем игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др.
В работе с детьми используются произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь, развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.
Если эмоционально ребенок в группе чувствует себя хорошо происходит его полноценное социальное развитие. Так,по результатам наших наблюдений выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов эффективного обучения является эмоциональный фон. Результат? Наши дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить — этому научиться сложно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и наыщенным,что каждый из них сможет гордо сказать:
«Пусть всегда буду Я!».
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка (из опыта работы) тифлопедагога Галиной А. С. Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых.
Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Познавательное развитие детей младших дошкольников (из опыта работы) Познавательное развитие детей младших дошкольников. (из опыта работы)[/b][/h3] Почему маленькие дети такие любопытные? Мир, развертывающийся.
Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» китайская поговорка С. 2 Познавательное развитие детей — одно из.
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.
Развитие песенного творчества у дошкольников. Из опыта работы Музыкальные игры как средство развитие песенного творчества у дошкольников. Из опыта работы. Развитие творчества у ребенка возможно при.
Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы) Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Сухомлинский В. А. Дошкольный.
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.
Влияние предметно-пространственной среды на социально-личностное развитие дошкольников Предметно-развивающая среда. Правильная организация предметно-развивающей среды — это одно из важных условий воспитательно-образовательной.
Источник
Эмоционально личностные качества ребенка
Личностные особенности детей 3 – 4 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
Появляется чувство вины.
Появляются переживания, связанные с воображаемыми событиями (оплакивает судьбу Колобка и т.д.).
Легко меняет партнеров по общению.
Возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками в процессе игры.
Конфликтует со взрослыми.
Появляется попытка сдерживать свои чувства.
Развитие игровой деятельности
Выполняет роль в игре, но не называет ее.
Сюжет представляет собой цепочку из двух действий.
Мотивационная сфера
Неосознанность и импульсивность мотивов, носящих характер эмоционально окрашенных, неосознаваемых желаний.
Неумение объяснить мотивы действий и поступков, отсутствие нравственных мотивов.
Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Сверстник малоинтересен, общаться трудно.
Нравственное развитие
Совпадение моральной оценки поступка с эмоциональной.
Освоение культурно-гигиенических навыков.
Не просто ориентируется на требования взрослых, но и стремится сам овладеть правилами.
Начинают формироваться понятия «хорошо», «плохо».
Ориентируется на требования взрослых, иногда может переносить эти требования в разные ситуации.
Выделяет несоответствия поведения другого ребенка требованиям взрослого.
Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».
По указанию взрослого убирает игрушки, выполняет простейшие трудовые действия, доводит до конца не очень интересное дело.
Может по просьбе взрослого или сверстника помочь ему, пожалеть, поделиться игрушкой.
По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.
Социокультурное развитие
Знает свое имя и фамилию, возраст, имя и отчество воспитателя.
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослых.
Вежливо обращается к взрослым, благодарит после еды без напоминания.
Выполняет правила, связанные с соблюдением режима, правила обращения с игрушками.
Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.
Может пожалеть сверстника, помочь ему, поделиться игрушкой.
Отдает предпочтение занятиям, соответствующим своему полу.
Знает назначение некоторых общественно-бытовых учреждений (в больнице лечатся и т.д.).
Имеет представления о труде взрослых, некоторых трудовых действиях, праздниках.
Развитие самосознания
Отделяет себя от взрослого.
Не знает о себе и своих качествах.
Приписывает себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, без осознания их значений.
Личностные особенности детей 4 — 5 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
Проявляет привязанность к сверстникам.
Развито чувство стыда.
Зарождаются мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Появляются мотивы самоутверждения (лидерство).
Мирный возраст и со взрослыми и с детьми.
Переживает радость, огорчение, возмущение при нарушении общественных требований.
Развитие игровой деятельности
Выполняет взаимосвязанные игровые действия в соответствии с ролью.
Игровые действия состоят из трех-четырех звеньев.
Мотивационная сфера
Появление нравственных мотивов.
Неустойчивость социальных мотивов.
Взрослый интересен как источник информации.
Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре.
Нравственное развитие
Возникновение нравственной аргументации.
Формирование умения отделять эмоциональное отношение к герою от моральной оценки его поступка.
Зарождение морального сознания.
Осознанное понимание понятий «хорошо», «плохо».
Подчинение своих действий моральным правилам.
В поведении сверстников не совсем выделяет несоответствие правилам.
Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо».
Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга.
Без напоминания может выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца, однако может отвлекаться на более интересные дела.
Формируются представления об особенностях полового поведения.
Социокультурное развитие
Знает домашний адрес, имя родителей, как зовут других членов семьи, где они работают или учатся, может об этом рассказать.
Оценивает себя и других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.
Развитие самосознания
Слушает мнения других людей.
Оценивает себя на основе оценок старших.
Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.
Стремится действовать соответственно своему полу.
Личностные особенности детей 5 – 6 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
Появляется чувство долга по отношению к взрослым, сверстникам, малышам.
Развиваются эстетические переживания: реакция на красоту природы, доступные произведения искусства, предметы быта, одежды и др.
Возникает избирательность общения (устойчивые избирательные отношения).
Возникает чувство юмора, понимание комического.
Развитие игровой деятельности
Распределяет роли до начала игры, придерживается своей роли на протяжении всей игры.
Воспроизводит в игре цепочку игровых действий, соответствующую реальной логике действий людей.
Согласовывает в игре свои действия с другими, оказывая им помощь.
Мотивационная сфера
Сильны мотивы общения с целью поддержания контакта.
Особую действенность приобретают нравственные мотивы.
Большая осознанность мотивов.
Способность объяснить, почему поступил так, а не иначе.
Познавательные мотивы неустойчивы и ситуативны.
Нравственное развитие
Понимание общественного смысла нравственных норм, осознание их необходимости для регулирования взаимоотношений между людьми.
Появление стремления сделать что-нибудь полезное для окружающих людей, принять участие в общем деле, помочь товарищу.
Зарождение чувства долга, ответственности за порученное дело.
Развитие чувства дружбы со сверстниками, любви и уважения к старшим.
Активизация моральных действий, совершаемых бескорыстно.
Может самостоятельно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм, своих этических представлений.
Эмоционально переживает несоблюдение норм другими людьми.
Может без контроля, не отвлекаясь, выполнять трудовые обязанности, доводить до конца неинтересную работу.
Поведение становится более сдержанным.
Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает друзьям.
Социокультурное развитие
Знает фамилию родителей, других членов семьи, где и кем они работают, номер телефона, название группы детского сада, дорогу из дома в детский сад.
Проявляет заботу о близких людях, замечает заботу о себе.
Лучше оценивает других, чем себя.
Знает название своей страны, города, поселка.
Развитие самосознания
Оценка становится меркой норм поведения.
Оценивает поведение на основе принятых норм.
Оценивает других лучше, чем себя.
Начало осознания своих недостатков.
Личностные особенности детей 6 — 7 лет
Эмоционально-коммуникативное развитие
Умеет сдерживать импульсивные реакции.
Появляется потребность в положительных эмоциях со стороны других людей.
Ярко проявляется чувство долга.
Развивается групповая дифференциация (появляются лидеры, предпочитаемые, отверженные).
Вырабатываются механизмы соподчинения мотивов.
Появляется стремление к сотрудничеству.
Общение внеситуативно-личностное. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Мотивы – личностные, средства – речевые.
Развитие игровой деятельности
Четко исполняет роль в игре.
Следует в игре правилам, определенным в соответствии с реальной жизнью.
Способен выполнять роль ученика в ситуации обучения (игра в школу).
Мотивационная сфера
Нравственные мотивы становятся наиболее определяющими по своей побудительной силе, т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка.
Борьба и соподчинение мотивов.
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Притязание на признание со стороны взрослых, стремление к самоутверждению, стремление вести себя по принятым в обществе правилам.
Складываются общественно значимые мотивы труда.
Нравственное развитие
Возникновение сознательной нравственности и опосредование поведения нравственными мотивами.
Сознательное выполнение правил, основанное на их понимании.
Формирование обобщенного представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
Появление способности совершать моральные поступки, исходя из интересов другого человека, а не из собственных.
Возможна взаимопомощь, взаимоответственность.
Повышаются возможности саморегуляции поведения.
Самостоятельно без напоминания взрослого выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе этические.
Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов, отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.
Социокультурное развитие
Осознает себя и отличительные особенности своего Я.
Сознательно выполняет правила, регулирует свое поведение в соответствии с ними.
Формируется отрицательное отношение к таким качествам, как лживость, жестокость, эгоизм, трусость.
Имеет представление о других странах и городах.
Знает и понимает назначение учреждений культурно-бытового обслуживания (почта, музей, театр, библиотека).
Развитие самосознания
Самосознание – центральное образование возраста.
Источник