Эмоционально личностные характеристики человека

Эмоциональный человек: особенности человеческой эмоциональности

Эмоции присущи всем людям, это важная составляющая нашей жизни, и в оценках других людей мы во многом ориентируемся на чувства, которые они вызывают. С другой стороны, внешние проявления эмоциональных состояний создают уникальный, неповторимый образ каждого человека. Эмоциональность, как качество личности, естественна и необходима и в общении, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Но чрезмерная демонстрация эмоций утомляет, а часто и раздражает, она мешает нормальному взаимодействию с людьми и нередко бывает источником конфликтов. Чтобы понять, с чем связана повышенная эмоциональность, следует разобраться в психологии этого личностного качества.

Эмоции и их роль в жизни человека

Радость и огорчение, удовольствие и неприязнь, страх и восторг, страсть и аффект – все это эмоциональные состояния, играющие важную роль в жизни человека. Часто их называют эмоциями, хоть с точки зрения психологии эмоции – только один из видов эмоциональных состояний. Но мы не будем слишком педантичны и станем употреблять и более короткое название этих психических явлений.

Что такое эмоциональные состояния

Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные.

Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью.

Чем более значимы и важны для человека потребности, тем более сильные эмоции он испытывает. Правда, значимость потребностей исключительно субъективная. Так, заядлый курильщик испытывает раздражение, когда не может выкурить желанную сигарету, хоть объективно это не та потребность, которую стоило бы удовлетворять.

Эмоции очень разнообразны и окрашивают буквально каждый миг нашей жизни. В психологии принято выделять следующие виды этих психических состояний:

Наиболее устойчивыми являются чувства и настроения. Они-то в большей степени и определяют особенности такого личностного качества, как эмоциональность.

Эмоции – это довольно древний вид психических состояний, и они связаны с физиологическими процессами в нашем организме. Переживание определенных эмоциональных состояний вызывает изменение в деятельности разных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. И чем ярче чувства, тем сильнее эти изменения.

Дело в том, что наш мозг реагирует на значимые для человека ситуации повышением активности нервных клеток, возникновением очагов возбуждения. В зависимости от характера ситуации нейроны начинают производить определенные белковые соединения. Например, осознание внезапной опасности приводит к выработке гормона норадреналина. Он усиливает работу сердца, повышает уровень кровяного давления, снижает активность пищеварительной системы. То есть так наш организм готовится к отражению опасности или к бегству от нее.

А приятные для нас ситуации, удовлетворяющие потребности, приводят к выработке серотонина – гормона «хорошего настроения». И мы испытываем чувство удовольствия и безмятежности. Изменение биохимии мозга – это важное следствие переживания эмоций, но не единственная их функция.

Функции эмоциональных состояний

Иногда кажется, что неприятных эмоций гораздо больше, чем приятных. Это связано с тем, что отрицательные эмоции для нашего организма более важны, поэтому мы их лучше запоминаем и дольше помним. Эти состояния предупреждают об опасности, дают сигнал быть осторожным, заставляют не забывать о возможных неприятностях. Для человека жизненно необходимы все эмоциональные состояния, которые выполняют множество функций:

  • Оценочная. Обеспечивает оценку ситуации, и не только ее характера, но и возможных последствий для нас.
  • Сигнальная. Переживаемые нами эмоции – это своеобразные сигналы о значении всего, что происходит вокруг. Они сообщают об опасности или источнике удовольствия, о неудовлетворенной потребности или значимом для нас объекте.
  • Регулирующая или коррекционная. Благодаря эмоциям, мы можем правильно, адекватно реагировать на происходящее с нами. Так, страх высоты заставляет нас избегать края пропасти, а удовольствие от общения с другом – искать встречи с ним. Причем регулируют наше поведение не только сами эмоциональные состояния, но даже воспоминания о них.
  • Экспрессивная (выразительная). Эмоции проявляются внешне в изменениях мимики и выражения глаз, в жестикуляции и интонации. Этим они показывают наше состояние, транслируют его собеседнику. Умеренно эмоциональному человеку легче добиться взаимопонимания. А неэмоциональные люди с невыразительной мимикой часто вызывают настороженность и недоверие.
  • Функция аварийного выхода. Резкий всплеск эмоций при внезапной опасности вызывает активизацию многих психических и физиологических процессов в нашем организме. Это повышает его сопротивляемость, скорость реакций и агрессивность, что позволяет избежать опасности или преодолеть препятствие. Такое состояние в психологии известно как состояние аффекта.

Эмоции настолько тесно связаны со всеми процессами, происходящими в нашем организме, что являются неотъемлемой частью нашей личности. Оценивая людей, мы большое внимание уделяем их эмоциональности.

Эмоциональность как качество личности

Несложно заметить, что люди отличаются друг от друга и по характеру проявления эмоций, и по их количеству. Есть те, кто готов по любому поводу визжать от восторга или впадать в истерику. А иные практически в любой ситуации сохраняют спокойствие и даже равнодушие, возможно, они и испытывают какие-то переживания, но заметить их бывает сложно.

Проявления эмоциональности

Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом.

  • Уровень возбудимости. Этот показатель лишь частично связан со сферой эмоций и носит больше нейрофизиологический, чем психический характер. Но от него во многом зависит характер эмоциональности личности. Более возбудимые люди, соответственно, и более эмоциональны. Связан уровень возбудимости со скоростью и силой нервных процессов, в первую очередь, с возникновением очагов возбуждения в коре головного мозга.
  • Эмоциональная устойчивость определяется временем сохранения возбуждения, а значит, и длительностью переживания тех или иных эмоций. Мимолетные, поверхностные эмоции, яркие, но неустойчивые вспышки чувств, частая смена настроения – признаки непостоянной натуры. Но с другой стороны, чрезмерное зацикливание на одних переживаниях, «пережевывание» какой-то эмоциональной ситуации снова и снова может привести к серьезным проблемам, в том числе психологическим.
  • Сила и глубина переживаний. Сильные эмоции свойственны многим ярким, неординарным личностям. Такие эмоциональные состояния играют важную роль в творчестве, они поддерживают энергию, активность и работоспособность личности на пути к успеху. С другой стороны, подобные эмоции и сами энергоемки, их переживание часто приводит к эмоциональному выгоранию – ощущению опустошения, апатии и душевной усталости.
  • Экспрессивность – это способность (и потребность) человека транслировать свои эмоции окружающим. Нередко экспрессивность принимают за повышенную эмоциональность, но чаще всего чувства выражаются сильнее, чем переживаются, так как люди просто хотят привлечь к себе внимание. Многие и вообще «играют на публику», не испытывая и половины тех эмоций, которые переживает сдержанный, замкнутый, неэкспрессивный человек.

Сочетание этих характеристик и разных их уровней делает каждого человека уникальной и неповторимой с точки зрения эмоциональности личностью. Характер и уровень наших эмоций связан с целым рядом причин, среди которых можно выделить две группы: индивидуальные особенности нервной системы и внешние факторы.

Эмоциональность и темперамент

Одной из главных причин различий в эмоциональной сфере людей являются особенности нервных процессов, то есть темперамент.

Не углубляясь в анализ этого понятия, лишь скажу, что под типом темперамента понимают врожденные особенности психических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сочетание таких характеристик, как сила, скорость и соотношение возбуждения, и торможения дают огромное разнообразие индивидуально-психологических типов людей. Их условно разделяют на 4 основных: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. В чистом виде они не встречаются, однако у большинства людей преобладают черты какого-то одного типа, а остальные присутствуют в меньшем количестве.

Для каждого типа характерна своя картина эмоциональности, заданная своеобразием психических процессов:

  • Холерик. Из-за высокой скорости и неустойчивости психических процессов эмоции у этого типа проявляются ярко, бурно, но непродолжительно. Для холериков характерна быстрая смена настроений, но преобладают позитивные эмоции. Поистерив немного, холерик быстро переключает внимание на что-то приятное. Эти люди влюбчивы, но непостоянны, готовы с энтузиазмом и восторгом поддержать любой проект, но надолго их энтузиазма не хватает.
  • Флегматик. Эмоциональная противоположность холерику. Для данного типа темперамента характерен высокий уровень торможения, поэтому эмоции у флегматиков возникают с трудом и не проявляются ярко. Спокойствие этих людей граничит с холодностью и черствостью. Однако неярко выраженные чувства флегматиков очень устойчивы и часто сохраняются всю жизнь.
  • Меланхолик. Этот тип называют слабым из-за низкого уровня активности нервных процессов. Смена настроений у меланхолика почти незаметна, но так как негативные эмоции объективно устойчивее позитивных, то люди этого типа постоянно пребывают в состоянии уныния. Их легко расстроить, и они не могут самостоятельно создать себе позитивное настроение. С другой стороны, это очень чувствительный тип. Меланхолики чутко реагируют на изменение настроения других, у них высокая способность к сопереживанию.
  • Сангвиник. Это сильный и устойчивый тип, он способен на яркие эмоции, которые к тому же сохраняются долго. Сангвиник лучше любого другого типа темперамента способен регулировать свою эмоциональность. Но упорство и даже упрямство сангвиников, а также их стремление к доминированию иногда делает этих людей агрессивными и жестокими.

Так как у нас в той или иной степени присутствуют черты всех четырех типов, то в разных жизненных ситуациях мы можем вести себя по-разному. И сама эмоциональность, как личностное качество, тоже формируется и меняется под влиянием внешних факторов.

Влияние внешних факторов на характер эмоциональности

Внешние факторы играют не менее важную роль в проявлении эмоций. Все же эти психические состояния являются реакциями на то, что с нами происходит. И случается, что жизненные обстоятельства приводят к изменению уровня и характера эмоциональности, а то и к развитию патологии.

Эмоциональные черты личности закладываются в детстве. И от воспитания во многом зависит, кем вырастет ребенок – спокойным и уверенным в себе человеком или капризным неврастеником. Но и у взрослого индивида с казалось бы сформировавшейся психикой могут возникать такие ситуации, когда его нервная система не выдерживает, и ее перегрузка отражается прежде всего на эмоциональной сфере. К серьезным изменениям эмоциональности могут привести следующие факторы:

  • длительный стресс;
  • сильное эмоциональное потрясение, связанное с травмирующей ситуацией;
  • состояние фрустрации, связанное с невозможностью удовлетворить жизненно важные потребности;
  • изменение гормонального фона вследствие заболеваний или связанное с возрастом (пубертатный период у подростков, климакс у женщин);
  • алкоголизм или наркомания;
  • травмы головного мозга.

В большинстве случаев эти факторы приводят к снижению эмоционального тонуса, например, к депрессии, или к неврозам, которые проявляются в повышенной раздражительности и агрессивности. Но бывают и еще более серьезные психические заболевания. Так или иначе, это все очень неприятные явления и болезни, требующие врачебной помощи, и они уже находятся вне компетенции психолога.

Может возникнуть вопрос: неужели не бывает изменений эмоциональности со знаком «плюс», то есть усиление положительных эмоций? Да, бывает.

Например, эйфория – это состояние блаженства и счастья, когда все воспринимается радостным, светлым и позитивным. Обычно эйфория непродолжительна и связана с каким-то знаковым событием ярко выраженной положительной окраски. Например, абитуриент поступил на престижный факультет, куда стремился с детства, и конкурс был настолько высок, что молодой человек даже не надеялся на удачу. А вот если состояние эйфории продолжительное и ничем не обоснованное, то это, возможно, признак какого-то психического отклонения.

Среди положительно окрашенных, но явно патологических состояний можно назвать морию. Это ярко выраженное позитивное настроение, которое сопровождается расторможенностью: нелогичностью поступков, смешливостью, бессмысленной болтливостью, отсутствием стыда и дурашливостью. Такое состояние наблюдается при алкогольном опьянении и при повреждении лобных долей мозга, отвечающих за рациональный контроль.

То есть ярко выраженное и устойчивое изменение эмоциональности у взрослого человека, особенно если оно ничем не обосновано – это повод для беспокойства и обращения к психиатру.

Таким образом, эмоциональность, как и многие психические явления, подчиняется закону «золотой середины». Отсутствие эмоций, заторможенность и холодность – это плохо и для самого человека, и для его окружения. Но и излишняя эмоциональность – это тоже повод для беспокойства.

Источник

Психологические характеристики личности: примеры

Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.

Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.

Что такое психологическая характеристика личности

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Психологическая структура личности

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Методика составления психологической характеристики

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Заключение

Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.

Источник

Оцените статью