Эмоционально коммуникативная сфера это

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития

Пышина Александра Алексеевна
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Одна из самых главных задач, которую необходимо решить для успешного развития коммуникации детей – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и функциональных систем необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления. Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни.

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников, они учатся определять душевные состояния других людей.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО.

Основные задачи работы:

• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;

• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;

формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями

(мимикой, жестами) как

средствами человеческого

формирование навыков

самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;

• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;

развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;

• коррекция отрицательных черт характера и поведения.

Внедрение навыков коммуникации и эмоциональное развитие происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет педагогу увидеть особенности каждого ребенка и возможные трудности.

Основные этапы в работе педагога-психолога, способствующие овладению детьми языком эмоций

1. Знакомство с чувствами.

4. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

5. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

Изготовление детьми ложечного театра «куклы-настроения»

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Источник

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГТ»

ГБОУ детский сад № 273 (компенсирующего вида) г. Москвы

Брыксина Олеся Викторовна

Как известно отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, что приводит к нарушениям социальной адаптации в дальнейшем, когда дети уйдут из детского сада и будут не готовы адаптироваться к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими — происходит уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, постоянные жалобы педагогу. Это происходит не потом у, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот к чрезмерной агрессивности поведения.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление все время оставаться в контакте, развивать умение контролировать свои эмоции и умение общаться. Наилучшим образом эти навыки формируются в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка. Все эти столь необходимые компоненты для развития ребенка включает в себя «Театрализованная деятельность».

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В. Н. Всеволдовский-Генгросс — драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М. А. Васильева,

С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин и др.).

В связи с этим проблема, с нашей точки зрения, заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно–речевой и эмоциональной активности у детей дошкольного возраста. Особое значение театрализация имеет, если мы говорим о дошкольниках с задержкой психического развития, которые отличаются сниженной мотивацией к общению, адаптации в социуме, и эмоциональности.

Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольников с ЗПР в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, способствует эмоциональному благополучию детей, их своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Таким образом театрализованная деятельность отвечает основным принципам Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание которой должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

— принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

-принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. (Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.)

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание,формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

1. Социально-эмоциональное развитие детей;

2. Создание атмосферы творчества;

3. Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности.

Особенно хотелось бы отметить,как применяется принцип интеграции в реализации задач театрализованной деятельности:

— сначала необходимо выразительно ознакомить ребенка с произведением, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Эта задача стоит перед воспитателями в рамках программы «Ознакомление с художественной литературой»

-участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эти задачи решает дефектолог.

— в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируют словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В решении этих задач участвует логопед.

— чтобы «оживить» персонаж необходимо определить, какой у него характер, голос, походка. С этими задачами помогает справиться психолог.

— имитационные движения, которые учат детей подмечать характерные особенности разных персонажей можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, а также в свободной деятельности и режимных моментах.

В контексте этого следует обратить особое внимание на профессиональные и педагогические навыки педагога, осуществляющего с детьми данную деятельность. Необходимо, чтобы педагог сам владел основами актерского мастерства, имел навыки художественного чтения, умел смотреть и видеть, слушать и слышать. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему во время работы с детьми. ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение, а в дальнейшем пытаясь, что-либо изобразить на площадке.В соответствии с этим перед педагогом встают следующие задачи: понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны и помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать особые условия, в которых сможет развернуться его содействие персонажам произведения.

Все вышесказанное требует от педагога не только хорошую профессиональную подготовку, но особые личностные качества, эмоциональность и творческий потенциал, без которых современный педагог не может обойтись!

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Из-

бранные психологические труды: В 2т. – М., 1986. – Т. 1

3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-№4.

4. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 год.

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ Сфера 2004 год.

Петрова Т. И., Сергеева Т. Л. Театрализованные игры в детском саду. Школьная Пресса 2004 год.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.

«Волшебный цветочек». Внеурочная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Образовательные задачи: Развить у детей умение сопоставлять предметы, выделять основные признаки предметов. Развивающая задача: Развивать.

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости — задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций» Консультация для педагогов Тема: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с применением стены «Галерея эмоций Подготовила.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит одной из приоритетных задач охрану и укрепление физического.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толмачинская Раиса Владимировна Аннотация:.

Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с федеральным государственным.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы «Волшебная страна эмоций» Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомление детей с миром эмоций и способами адекватного.

Источник

Оцените статью