- Шпаргалка по социальной психологии (14 стр.)
- 33. Функции и средства общения
- 34. Уровни и формы общения
- 35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
- Эмоционально – коммуникативная функция
- Основные функции общения
- Функции общения
- Развитие отношений в обществе
- Основные функции
- Инструментальная
- Трансляционная
- Интегративная
- Контактная
- Информационная
- Познавательная
- Амотивная
- Функция осмысления
- Функция общественного отклика
- Регулятивная
- Социализирующая
- Управленческая
- Перцептивная
- Структура общения в психологии, основные этапы
- Современная схема структуры общения (Г. М. Андреева)
- Коммуникативная сторона
- Перцептивная сторона
- Интерактивная сторона
- Этапы общения
- Цели общения
- Влияние общения на жизнь человека
Шпаргалка по социальной психологии (14 стр.)
33. Функции и средства общения
Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:
1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;
2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;
3) интегративная функция – функция объединения людей;
4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;
6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;
7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;
8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.
Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.
Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
б) направление взгляда и визуальный контакт;
в) выражение лица;
г) выражение глаз;
д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);
2) акустические (звуковые):
а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);
б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);
3) тактильные – связанные с прикосновением:
а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
34. Уровни и формы общения
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.
Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:
1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);
2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;
3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.
Уровни общения по Э. Берну:
1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;
2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);
3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;
4) близость – интимные отношения;
5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:
1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;
2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;
3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;
4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;
5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;
6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;
7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Формы межличностного общения:
1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);
2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);
3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.
35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
Функции заражения:
1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
2) компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
Источник
Эмоционально – коммуникативная функция
Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека.
· Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей.
· Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.
· В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
· Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.
Аутокоммуникация естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
«Барьеры» коммуникации.
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).
Американский психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.
· Слова, воспринимаемые как требование. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.
· Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение. Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.
· Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.
“Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и неумение собеседников определять ведущий путь усвоения информации друг другом.
Каналы восприятия информации
Каналы, соответствующие разным органам чувств.
· Зрительный. “Визуалы” любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения. “Я вижу, что ты говоришь”.
· Слуховой. “Аудиалы” все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе. “Я слышу, что ты говоришь”.
· Соматосенсорный (ощущение своего тела). “Кинестатики” – через состояние своего тела, как бы все эмоционально переживают. “Я чувствую, что ты говоришь”.
По логическому основанию выделяют три типа каналов:
Прямой – это то, что источник сообщает в явном виде.
Непрямой или косвенный – это та информация по поводу сообщаемого вам в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением и чувствованием во всех проявлениях источника. Если вы доверяете источнику, то косвенный канал не используется как контрольный, вы по нему получаете другую, дополнительную информацию. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем:
Управляемый косвенный, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, излучено вполне намеренно. Обычно мелочи помогают увидеть крупное и, главное, в нем удостовериться. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т. п. – все это намеренное излучение того, что ваш адресат сочтет за неподдельное, то, что он сам в вас нашел.
Фазы общения
· Вхождение в контакт. “Сонастройка”, важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность ориентироваться другому. Завершается установлением психологического контакта.
· Концентрация внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработка темы.
· Мотивационный зондаж. Понимание мотивов собеседника и его интересов.
· Аргументация и убеждения, если есть расхождение во мнениях.
· Подготовка. Общение надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения.
Ошибки в разговоре
“Читаем мысли” другого. Принимаем молчание за внимание. Попытка скрыть свои чувства.
Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния – своего или собеседника..
Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам. Призыв или совет: “Не будь таким чувствительным” или какой-либо сходный с ним бессмыслен.
Ошибки при слушании
Притворство, что слушаем.
Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл сообщения.
Задавание лишних вопросов с целью показать, что разговор интересен.
Источник
Основные функции общения
Функции общения
Общение — это способ передачи, восприятия информации, заключающийся в личностном взаимодействии посредством вербальных и невербальных средств.
В состав коммуникации, как разностороннего процесса, входит:
- создание различных моделей поведения;
- взаимодействие субъектов человечества;
- взаимовлияние людей;
- образование взаимоотношений;
- сопереживание;
- развитие внутреннего «я» личности.
Потребность в коммуникации стимулирует развитие процесса жизнедеятельности человека. Роль общения сложно переоценить. Оно является движущей силой для формирования человека, как социальной личности, прививает культурные и моральные ценности, нормы поведения. Посредством коммуникации и способности обучаться человек приобретает определённые качества, навыки, необходимые ему в жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Многими исследованиями доказано, что при отсутствии возможности общаться, замедляется развитие психики, интеллекта, человек остаётся на низшей степени своего развития.
Развитие отношений в обществе
Важной составляющей коммуникативной связи является формирование взаимоотношений между людьми.
Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания).
Отношения подразделяются на несколько видов:
- Общественные — тип связи, закреплённый официально, играет основную роль в регулировании всех видов отношений.
- Межличностные — взаимосвязи между людьми, субъективно-личностные. Элементы таких отношений:
- когнитивный — восприятие информации, которая содержится в межличностных отношениях;
- аффективный — эмоциональные негативные и позитивные ощущения;
- суггестивный элемент связан с внушением;
- поведенческий и регулятивный.
Основные функции
Функции общения — задачи и роли, выполняемые общением в процессе существования человека в социуме.
Классификация функций характеризуется наличием различных подходов.
Рассматривая коммуникацию неотрывно от общественной жизни, выделяют такие функции:
- Общение как формовыявление человеческой сущности, объединяющее людей в их коллективной деятельности.
- Психологическая необходимость в жизни человека.
Некоторые исследователи рассматривают функционирование коммуникативной составляющей с позиций обмена информацией. Б. Ломов предложил такую классификацию:
- Информационно-коммуникативная — взаимообмен информацией.
- Регуляционно-коммуникативная — регулирование процесса деятельности во время контактов с обществом.
- Аффективно-коммуникативная — контроль эмоционального состояния.
А. Реан выдвинул четырёх элементную модель:
- Когнитивно-информационный элемент — обмен информацией.
- Регулятивно-поведенческий — отвечает за поведение субъекта коммуникации.
- Аффективно-эмпатический элемент раскрывает общение как эмоциональный процесс.
- Социально-перцептивный компонент рассматривает процесс взаимопонимания участников коммуникативного диалога.
Наиболее полной и распространённой является классификация Л. Карпенко. Он выделяет следующие функции общения:
- контактная;
- информационная;
- побудительная;
- координационная;
- понимание;
- амотивная;
- установление отношений;
- осуществление воздействия.
А. Панфилова и Е. Руденский свою классификацию основали на базе анализа коммуникативного процесса в отрасли деловых отношений:
- инструментальная;
- интегративная;
- функция самовыражения;
- трансляционная;
- функция социального контроля;
- функция социализации.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции коммуникации.
Инструментальная
Инструментальная функция представляет общение управленческим механизмом, который позволяет осуществить процесс передачи и получения данных, необходимых для осуществления деятельности.
Трансляционная
Трансляционная — передаёт методы деятельности, оценочные мнения, личностные суждения.
Интегративная
Данная функция является средством, которое помогает сесть за стол деловых переговоров с собеседником. Общение предстаёт связующим звеном для различных видов деятельности человека.
Контактная
Контактная функция определяет роль общения в установлении контакта, который характеризуется готовностью воспринимать и передавать данные в процессе взаимной деятельности. И подразумевает поддержание взаимосвязи.
Контакт (значение в психологии) — образование, поддержание и развитие процесса взаимного расположения людей друг к другу.
Информационная
Данная функция предполагает взаимный обмен данными.
Познавательная
Познавательная роль общения состоит в получении от собеседника кардинально новой информации, которая расширяет его кругозор и не нуждается в подтверждении её подлинности.
Амотивная
Амотивная функция является способом, который позволяет создать в процессе общения необходимый эмоциональный фон, вызвать у собеседника конкретные чувства, влияя на него с помощью собственных ощущений.
Функция осмысления
Данная функция означает адекватное, осмысленное восприятие собеседником сути переданной информации и понимание участниками диалога друг друга.
Функция общественного отклика
Информация, которую воспринял один участник группы, посредством общения становится известной и влияет на всю группу.
Регулятивная
Оценка производительности общения происходит через регуляцию поведения или деятельности. Проявляется функция в планировании, координации, согласовании совместных действий для достижения общей цели.
Социализирующая
В процессе общения в коллективе, его участниками осваиваются новые навыки и умения, что позволяет улучшить свои коммуникативные способности. Это одно из важнейших назначений общения. Формируются умения оценивать ситуацию, действовать исходя из интересов коллектива.
Управленческая
Состоит в способности управлять позициями и мнениями людей, направлять их взгляды в более выгодное для лидера направление.
Перцептивная
Перцептивная функция общения состоит в оценке и понимании поведения партнёра, в разумении мотивов, чувств, движущих им.
Структура общения в психологии, основные этапы
Изучением коммуникативного процесса занимались многие учёные. Большая база изысканий в этой области принадлежит Тайеру Л. Именно он ввел в психологию 3 параметра общения:
- коммуникативные способности;
- базовые процессы;
- уровень анализа.
Среди отечественных, выделяются исследования Панферова. Он выделил 4 элемента, которые содержатся в структуре общения:
Современная схема структуры общения (Г. М. Андреева)
Современный подход к структурированию процесса общения высказала Г. М. Андреева. Она выделила 3 взаимосвязанные составляющие:
- коммуникативная сторона;
- интерактивная сторона;
- перцептивная сторона.
Коммуникативная сторона
Коммуникативный элемент структуры отражает процесс передачи информации посредством вербальных и невербальных средств.
Вербальные средства коммуникации — письменная и устная речь.
Невербальные средства:
- почерк;
- кинесические (мимика, жесты, позы);
- дистанции общения;
- организация пространства;
- место общения;
- время общения;
- запахи;
- стиль собеседника (одежда, аксессуары).
Перцептивная сторона
Перцептивная грань общения означает процесс установления взаимосвязи на основе взаимопонимания и принятия собеседниками друг друга во время коммуникации.
Собеседники предстают как личности в момент общения. Поэтому происходит эмоциональная оценка партнёра, анализ его действий и поступков, прогнозирование его поведение и в соответствии с этим — построение своего поведения. От точности восприятия зависит успех взаимной деятельности. Иногда первое впечатление о человеке бывает обманчивым.
В понятии «социальная перцепция» (восприятие) важную роль играют и когнитивные процессы.
Идентификация — попытка поставить себя на место собеседника с целью лучшего понимания его взглядов и поступков.
Эмпатия — способность ощущать и отзываться на чувства собеседника. Человек может не придерживаться точки зрения собеседника, однако пытается эмоционально его понять.
Рефлексия — понимание того, каким человек предстает в глазах другого.
Эффекты межличностного восприятия — объясняя поступки другого, человек стремится приписать ему мотивы и ощущения, которые испытывал бы сам. Однако, не всегда это является верным, так как восприятие личностей отличается друг от друга.
Эффект ореола характеризуется наделением человека качествами, представление о которых сложилось на основе мнений других людей об этом индивидууме. Эффект ореола может возникать во время формирования первого впечатления.
Стереотипизация — устойчивый образ, характеризующий человека или явление, используемый в процессе общения.
Интерактивная сторона
Интерактивная грань общения — процесс обмена не только информацией, но и поступками, действиями. Это общая деятельность, целью которой является достижение определённых результатов.
Различают виды взаимодействия:
Кооперация заключается в объединении общих усилий в процессе деятельности. Основными чертами кооперации является взаимопонимание и общность интересов. Взаимопонимание формируется соответственно оценке людей, самооценки, способности понимать собеседников и контролировать своё психологическое состояние.
Особая роль в интерактивной стороне общения выделяется лидерам. Они формируют психологическую атмосферу в коллективе.
Конкуренция означает соперничество, элемент соревнования, которое может вызвать конфликтные ситуации внутри группы. Конкурирующие отношения способны возникнуть и в кооперации. Конфликты внутри коллектива зачастую являются средствами против застоя, катализатором к его развитию.
Этапы общения
В процессе общения принято различать следующие этапы:
- Потребность в общении вынуждает человека приступить к процедуре коммуникации. Устанавливая контакт, следует убедиться, что собеседник не занят никакими делами и готов к взаимодействию. Разговор необходимо начинать, следуя правилам вежливого тона и учитывая эмоциональное состояние участника разговора.
- Ориентирование в условиях, ситуации, обстоятельствах и личности партнёра. На этом этапе определяется план дальнейшего хода общения. Необходимо пробудить в собеседнике интерес к теме общения и установить временные рамки разговора. Задачами данного этапа являются: завязка обсуждения; распределение коммуникативных ролей; определение и корректировка эмоционального фона собеседника; начальная фаза решения цели общения.
- Планирование сути общения и обсуждение вопроса. На данном этапе проявляются эффекты контраста и ассимиляции. Высказывание собеседнику оппозиционных взглядов, отдаляет людей друг от друга. Определение сходства мнений сближает партнёров. Необходимо проявлять умение слушать и убеждать. Убеждение состоит из: знаний, эмоций и волевых элементов. Для привлечения человека на свою сторону нужно выслушать его аргументы, добиться общего обсуждения проблемы и достигнуть общего решения. Эффективным способом убеждения является ведение диалога, а не монолога.
- Принятие и оценивание реакции собеседника, обратная связь.
- Регулирование и корректирование стиля и методов общения. Важным на данном этапе является проявление решимости, с учётом интересов собеседника.
Цели общения
Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.
Цели делятся на функциональные и объектные.
К функциональным целям относятся:
- предоставление помощи окружающим;
- принятие помощи;
- поиск партнёра для взаимодействия (для разговора, игры, иного вида деятельности);
- поиск собеседника, который проявит эмоциональный отклик (сопереживание, сочувствие, похвала);
- выражение себя в какой-либо деятельности — коммуникация с партнёром, позволяющая проявить свои умения и способности;
- присоединение окружающих к моральным ценностям посредством воспитания или обучения;
- приятное времяпровождение;
- преобразование взглядов и поведения других людей.
Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.
Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.
Влияние общения на жизнь человека
Потребность в общении является для человека свойством, стимулирующим и направляющим развитие его психики. Изоляции от социума наносят существенный ущерб психологической составляющей человека.
Общение необходимо для человека, его интенсивность зависит уже от личностных характеристик: темперамента, характера, психотипа.
Коммуникативное окружение формирует человека, оказывает влияние на развитие его как личности. Чаще всего дети, растущие в асоциальных условиях, становятся отражением своего окружения. Так как у них нет возможности наблюдать другой пример.
Различные виды общения выполняют разные функции в развитии индивидуума:
- в процессе деловой коммуникации развиваются профессиональные навыки и умения, которые играют решающую роль в построении карьеры;
- личностное общение развивает индивидуальные качества и характеристики человека, создаёт систему привычек, мировоззрений;
- когнитивное взаимодействие развивает интеллектуальные способности, обогащая новыми знаниями;
- социальная коммуникация удовлетворяет общественные потребности, способствует развитию коллективов, народностей, наций, человечества;
- на базе средств общения происходит развитие таких характеристик как самообразование и самовоспитание;
- невербальные средства расширяют возможности человека в социуме;
- вербальная коммуникация выступает основным фактором целостного интеллектуального и личностного развития.
Содержание коммуникации оказывает большое влияние на человека. Для построения правильного коммуникативного процесса, приносящего позитивные эмоции, существует ряд правил:
- Образование визуального контакта передаёт собеседнику позыв искренности и доброжелательности.
- Жестикуляция должна быть умеренной и уместной.
- Коммуникация должна иметь форму диалога, не монолога.
- Токсичности в процессе общения поможет избежать отсутствия чрезмерных жалоб и упрёков.
- Проявление такта при изложении информации, способной вызвать бурные негативные эмоции у собеседника.
В XXI веке значение приобретает виртуальное общение. Безусловно, оно облегчает процесс коммуникации людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Однако, злоупотребление им может приводить к возникновению сложностей во время непосредственного контакта с людьми.
Виртуальный коммуникативный процесс отличается отсутствием индивидуальной ответственности за своё содержание. Для хрупкой и гибкой психики ребёнка такое общение может являться негативным фактором для развития. Часто связь посредством интернета становится губительной для детей — они остро воспринимают грубую критику в свой адрес, подвергаются манипуляциям со стороны виртуальных собеседников. Это приводит к неисправимым последствиям, как для психики, так и для жизни, здоровья ребёнка. Виртуальный мир ребёнка должен контролироваться и ограничиваться временными рамками.
Источник