Эмоционально экспрессивное общение функции общения

Возрастная психология

1.2. Собственно младенчество

Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия мла­денца. Манипулирование.

Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоциональ­но-экспрессивная функция общения и ее значение для развития мла­денца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удоволь­ствия. Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориенти­ровки в окружающем мире.

Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как ведущая функция. Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.

2. РАННИЙ ВОЗРАСТ

Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений; развитие знаковой функ­ции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.

2.1. Общение ребенка раннего возраста

Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как ме­ханизм общения. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис в общении.

2.2. Познание в раннем возрасте

Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мыш­ления. Особенности развития воображения и памяти.

2.3. Предпосылки формирования личности

Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание отражения в зеркале и т.д.

Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телес­ные удовольствия. Имя и его значение в раннем возрасте.

Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Усвоение элементарных правил общения с людьми и правил обращения с предметами.

Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа.

Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.

2.4. Предметная деятельность

Психологические новообразования, развивающиеся в предметной деятельности. Вхождение ребенка в мир вещей. Развитие предметной деятельности. Игра и продуктивные виды деятельности.

Индивидуальные различия в раннем возрасте.

3. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основные достижения: развитие рефлексии; развитие знаковой функции сознания; развитие представлений об относительности мира постоянных вещей.

Предметная и орудийная деятельность дошкольника. Игра как ве­дущая деятельность дошкольника. Продуктивные виды деятельно­сти — рисование, аппликация, конструирование и др. Обучение в до­школьном возрасте.

Источник

Занятие N 13

Эмоциональное общение

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения.

Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты.

    Косвенный.
  1. «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
  2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
    1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
    2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
  3. Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.

Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»

Дружеские жесты и мимика.

Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

Эмоциональное заступничество.

Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»

Похвала (не за внешность).
Проявление нежности.

Например: «Ах, ты мой милый!»

Проявление жаления (не жалости).

Например: «Ах, ты бедненький!»

Успокаивание.

Например: «Не волнуйся, дорогой.»

Проявление содружества.

Например: «Ничего мы это преодолеем!»

  • Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
  • Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.

    Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»

    Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

    Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

      Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.

    Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».

  • Выражение демонстративной холодности. Например, «Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел» и т.д.
  • Выражение демонстративного пренебрежения. Например, «Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!».
  • Выражение демонстративного презрения. Например, «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!» и т.д.
  • Насмешливые высказывания. Например, «Да что её слушать!», «Ну и дурак же ты!», «Это и ежу понятно!» и т.д.
  • Высокомерные высказывания. Например, «Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я самый умный, а все остальные — дураки!» и т.д.
  • Проявление ехидства. Например, «Ты сегодня такая красивая, как привидение!», «У тебя что, руки не туда пришиты?» и т.д.
  • Грубые высказывания. Например, «Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!».
  • Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, «У тебя не все дома!» и т.д.
  • Стремление отмстить поступком на зло.
  • Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

    Психологическая защита.

    Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

    1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
    2. Вызов состояния бесстрастия.

    Источник

    Функции общения

    Сегодня существует много различных классификаций функций общения. О.Г. Филатова выделяет следующие функции общения:

    Инструментальная – передача информации для совершения определенных действий;

    Трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

    Экспрессивная – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;

    Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

    Функции социализации и др.

    Е.И. Рогов выделяет 5 основных функций общения:

    Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

    Формирующая – проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

    Функция подтверждения – проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах;

    Функция организации и поддержания межличностных отношений;

    Внутриличностная – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки.

    По мнению Е.В. Андриенко можно выделить совокупность трех групп функций общения, если рассматривать его в определенной системе отношений.

    1. Психологические функции обусловливают развитие человека как Группвида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

    2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

    3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

    В.Н. Панферов выделяет функции человека как субъекта общения:

    Коммуникативные функции – осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Информация облекается в форму различных знаков, образующих язык общения. Поэтому эффективность коммуникативных функций предопределяются решенностью проблемы канал – знак;

    Информационные функции – обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики и др.), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность информационных функций общения зависит от успешности решения проблемы знак – значение;

    Когнитивные функции – направлены на интерпретацию отношения знак – значение в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность когнитивных функций общения зависит от успешности решения проблемы значение-смысл, связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;

    Эмотивные функции – проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Поэтому эффективность эмотивных функций общения зависит от успешности решения проблемы смысл – отношение;

    Конативные функции – обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны с устремлением человека к тем или иным ценностям, выражают побудительные силы человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Конативные функции в процессах общения проявляются в рамках проблемы отношение – поведение, эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;

    Креативные функции – направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, осуществляющие психологическое взаимовлияние партнеров. Креативные функции в процессах общения включаются в решение проблем, возникающих в контексте соотношения поведение – личность.

    Все указанные функции трансформируются в одну, главную функцию общения регуляторную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. Тогда в этом смысле общение будет являться механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

    Источник

    Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение для развития младенца. Становление практического взаимодействия ребенка и взрослого.

    Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности к младенчеством. Жизнь младенца, так же как и жизнь новорожденного, целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях. Младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, видеть их смещение, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.

    Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение со взрослым сказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться с теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем-пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

    Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного.

    При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

    Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит в том, что взрослый руководит действиями младенца, и в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к содействию взрослого.

    возможности обучения. В семь-девять месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего он воспроизводит показанное ему действие не сразу, а спустя некоторое время. иногда далее несколько часов. Нередко подражание возникает после многой ратного показа.

    К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, повторяя за взрослыми многие действия. Наблюдая, например, как вытирают тряпкой клеенку на столе, ребенок при всяком удобном случае начинает тереть клеенку любой попавшейся под руку материей.

    Действиями, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические процессы н качества складываются у него под решающим влиянием условий жизни, воспитания н обучения.

    Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношения ребенка к действительности (и к самому себе) всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.

    Младенец очень рано вводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляется направленность одного человека на индивидуальность другого человека. В общении происходит взаимодействие участников коммуникации, воздействие одного предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.

    Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что в первое после рождения время потребность в общении с окружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает не сама по себе, а под воздействием определенных условий. Таких условий два.

    Первое — это объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности. Подобная заинтересованность ребенка во взрослом вовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребенок научается использовать взрослых для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо, с помощью разнообразных криков, хныканья, гримас, аморфных движений, захватывающих все его тело. Младенец в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, в этот период нет общения.

    Второе условие — это поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

    Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцем показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда никого нз них не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Долгих семь минут (столько, сколько продолжалась встреча) младенец не сводил сияющих глаз с лица взрослого, гулил, перебирал ножками и не уставал радоваться.

    Первоначально ребенка втягивает в общение прежде всего — мама, позднее у ребенка возникает потребность в общении и отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции), младенец в свою очередь нуждается в избирательном наборе средств общения, предлагаемом взрослым: не все средства общения, существующие в человеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для него эмоциональную значимость.

    Наблюдения показали, что попытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны — ребенок «берет» лишь экспрессивную сторону речи.

    Годовалых детей длинные монологи раздражали, причем примерно так же, как поглаживание по головке, в этом возрасте общение детей с окружающими людьми строится на основе совместной предметной деятельности и чрезмерное опережение достигнутого детьми уровня оказалось столь же неэффективным для их развития, как и отставание от него.

    Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

    Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

    Источник

    Оцените статью