Эмоционально экспрессивная функция знаков препинания

Функции знаков препинания

ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Пунктуация — важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.

По своим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (разделяющие) (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Многоточие может быть «паузой» в развертывании предложения и может завершать предложение.

Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи.

Многоточие передает недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто — ее затрудненность, вызванную большим эмоциональным напряжением.

Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

С помощью многоточия автор как бы сигнализирует читателю о своих ощущениях, впечатлениях, просит обратить внимание на следующее слово или на предыдущее, на написанное (на неожиданную или особо важную информацию), передает взволнованность героя т. д.

Многоточие — знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:
1. Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи.
2. В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.
3. Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой
4. В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста.

Зачем нужны запятые?

На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.

В тексте запятая выполняет различные функции. Например, в предложении… запятая разделяет части сложноподчиненного предложения, а в предложении …выделяет обращение и т. д.

Действительно, зачем нужны запятые? Как часто они ставят нас в трудное положение. Как много в русском языке правил! И, тем не менее, без запятых невозможно обойтись.

Но подумайте, а как в литературе можно описывать некоторые ситуации без использования интонации? Одно дело, когда человек говорит. Тогда он может пользоваться голосом как средством выделения слов и фраз. А что делать, если речь идёт о написании чего-либо?

Обратимся к тексту. В предложении…запятые ставятся… А в предложении..

Мы убедились, что запятые нужны, они просто необходимы. В правописании запятые — основа пунктуации. Образованный человек должен быть грамотным, а для этого надо писать без ошибок и правильно ставить запятые.

Запятая ( , ) — знак препинания. В русском языке этот знак используется на письме:

1. для выделения (обособления):

определений, обстоятельств, обращений, уточнений, междометий, вводных слов и т. д.

2. для разделения частей сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;

3. между прямой речью и косвенной

4. при перечислении однородных членов (разделительная функция)

Восклица́тельный знак ( ! ) — знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Также восклицательный знак может ставиться при обращении. Может утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для обозначения вопроса — восклицания (?!) и с многоточием.

Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа).

Вопросительный знак — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова,

Вопросительные по форме предложения являются эмоционально окрашенными предложениями, например:

Без вопросительного знака мы бы не смогли выразить интонацию в письменной речи, определить цель высказывания предложений.

Зачем нужен восклицательный знак (вопросительный знак, точка)?

Я считаю, что на письме без восклицательного знака (вопросительного знака, точки) обойтись невозможно.

Восклицательный знак (вопросительный, точка) обозначает границу предложения. Следовательно, он разделяет предложения в тексте, помогая точно понимать написанное.(пример)

Наличие восклицательного знака (вопросительного знака, точки) в конце предложений помогает автору передать восклицательную (вопросительную, повествовательную) интонацию (пример), душевное состояние героев (пример) и т. д.

Зачем нужно двоеточие?

Во-пер­вых, этот знак ставят в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении …, где вторая часть сложного предложения указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает оформить та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложение …).

В-третьих, двоеточие ставится после обобщающего слова при однородных членах (предложение…)

Зачем нужно тире?

Тире — знак очень широкого употребления. Тире означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных предложениях, пропуск противительных союзов. Например:

Вторая функция тире — смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически. Например:

Тире может быть и показателем «неожиданности» — смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т. д.). Например:

Как формальный знак-разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога:

1) Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки

2) В неполном предложении на месте пропущенных членов предложения и их частей

3) Перед обобщающим словом

4) После перечисления, если им предложение не заканчивается

5) Для обозначения прямой речи

6) В бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

7) В сложных предложениях, если передается быстрая смена событий или их внезапность.

Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.

Так, в предложении … тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении … отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой.

Читайте также:  Настроение моих мыслей находилось

Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).

Предложения с … по.. — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью автор указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то … , то …. В предло­жении … тире реализует значение противо­положности.

Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении … выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.

Зачем нужны кавычки?

Я считаю, что на письме без кавычек, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении … в кавычки заключена прямая речь, а в предложении … – цитата. Этот знак как бы охраняет авторские права.

В кавычки заключаются слова, употреблённые в переносном значении (…), а также имена собственные, обозначающие названия журналов (…) (газет, книг, заводов, пароходов и т. д.).

Если из любого предложения исключить кавычки, смысл предложения изменится.

Без сомнения, кавычки – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы неясен.

Точка с запятой

В русском языке точка с запятой ставится :
1. В бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые).

2. В сложносочинённом предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые.
3. Между сильно распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые.
4. Между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами

Роль вводных слов и предложений

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).

А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.


Роль однородных членов предложения в речи

Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).

В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

Роль риторических вопросов в тексте

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной (пример)

Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте(пример)

Морфология — это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.

Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то «ь» на конце пишется (дочь, роскошь и т. д.), а если это, допустим, краткое прилагательное, то «ь» не пишется (могуч, дремуч). Или существительное «ожог» пишется с гласной «о» после шипящей в корне, а глагол «ожёг» — с гласной «ё».

Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т. д.), на письме всегда выделяется запятыми.

Таким образом, морфология — очень важный раздел науки о языке.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Павлова Г.Ш.

Астраханский Государственный Университет, Астрахань, Россия

Аннотация

В данной статье рассматривается эмоционально-оценочная функция знаков препинания в поэтическом тексте. Знаки препинания, разделяясь на грамматические, смысловые и интонационные, играют важную роль в выражении главной идеи произведения, что непосредственно связано с эмоциональным значением текста произведения.

Ключевые слова: эмоционально-оценочная, познавательная деятельность, оценочный компонент, стилистическая нагруженность

Среди различных проблем, разрабатываемых современной лингвистической стилистикой, вопрос о знаках препинания в поэтическом тексте занимает одно из важных мест. Это доказывается, в частности, тем характерным фактором, что учебные пособия по стилистике включают описание поэтических текстов и роль синтаксиса в их описании. Они стали объектом исследования в многочисленных статьях, сборниках, что представляет актуальность данной темы.

Читайте также:  Грусть радость злость печаль

Проблема о функциях знаков препинания может рассматриваться как с синтаксической, так и со стилистической точки зрения. Данная статья рассматривает подход со стилистической точки зрения, дабы выявить значение эмоционально-оценочной функции знаков препинания в поэтическом тексте.

Академик Л.В. Щерба писал, что целью толкования художественных произведений «является показ тех лингвистических средств, посредство которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» [Томашевский Б.В.:1999]

Действительно, одним из самых необходимых является значение эмоционально-оценочное. Эмоциональное (эмотивное) значение отражает отношение к называемому объекту и непосредственно связано с познавательной деятельностью человека. «Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческое искание истины», писал В.И. Ленин. Эмоциональное значение, как правило, выступает в сочетании с оценочным, и сам факт разделения эмоций на положительные и отрицательные свидетельствуют о тесной взаимосвязи эмоций и оценки.

Оценочный компонент неразрывно связан с предметно-логическим, уточняет и дополняет его и поэтому может входить в словарную дефиницию. В отличие от эмоционального компонента оценочный не способствует факультативности или ослаблению синтаксических связей.

Эмоционально-оценочное значение нередко отождествляют с экспрессивным. Они действительно сосуществуют в одном слове, не являясь при этом идентичными, так как основная функция первого основывается на желании говорящего выразить себя, а второго – повлиять на адресата. Эмоциональный компонент возникает на базе предметно-логического значения. Чистыми знаками эмоций являются междометия. Многие эмоциональные слова, а междометия в особенности, выражают эмоцию в самом общем виде, даже не указывая на ее положительный или отрицательный характер. Но не только междометия могут выражать эмоции, также знаки препинания несут эмоциональную функцию. Выражение эмоции или чувства обычно связано не только и не сколько с желанием сообщить о них, сколько со стремлением передать их другим.

В истории языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Ф.И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое значение:1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему». Во второй половине двадцатого столетия наряду с этими традиционными направлениями наметилось и коммуникативное понимание роли пунктуации – «возможность подчеркивания в письменном тексте с помощью знаков препинания коммуникативной значимости слова или группы слов».

В лингвистическом термине знаки препинания, таким образом, зафиксировано понимание их как сигналов паузы, заминки, остановки перед каким-либо препятствием, возникшим на пути плавного течения речи.

При анализе же роли знаков препинания в художественном произведении еще большую важность приобретает двусторонняя функциональная значимость пунктуации: «пунктуация для пишущего» и «пунктуация для читающего».

Пунктуация в художественном тексте выполняет свои задачи, зависящие от специфики синтаксической системы художественной литературы, как пишет Н.С. Валгина. Слово, как правило, в художественном тексте обладает большим количеством значений. Оно не может быть «не мотивированным, с пустым, мертвым, произвольно условным значением» [Валгина Н.С:1983]. Многозначность, экспрессивность языка художественной литературы сказываются и на ее пунктуации.

В художественных текстах многое зависит от умения автора при помощи пунктуации передать тончайшие оттенки смысла, которые не могут быть выражены только словами и только синтаксическим строем высказывания, поэтому пунктуацию можно с полным основанием назвать одним из средств повышения выразительности текста и одним из средств создания авторского слога.

И.В. Арнольд пишет, что форма существования литературного художественного произведения отличается от формы существования произведения изобразительного искусства в своем отношении к материалу. Стихотворение остается самим собой – напечатано ли оно и прочитано в журнале или произнесено и услышано с эстрады или по радио. Так как восприятие литературных произведений происходит преимущественно через чтение, то графическое их оформление оказывается делом большой важности [Арнольд И.В:1981].

Особенно важное место в ряду графических стилистических средств принадлежит пунктуации, поскольку наряду с функцией членения предложения на составляющие его синтаксические части, членением текста на предложения пунктуация указывает и многие элементы, важные в эмоционально-экспрессивном отношении, например эмоциональные паузы, иронию и многое другое. Пунктуации принадлежит важная роль в передаче отношения автора к высказываемому, в намеке на подтекст, в подсказе эмоциональной реакции, которую ожидают от читателя.

Безусловно, стилистическая нагруженность различных знаков препинания неодинакова. Особого внимания заслуживают восклицательный и вопросительный знаки. Сама насыщенность ими текста свидетельствуют о его эмоциональности. Важную роль выполняют также эмоциональные паузы, отмеченные тире. Эмоциональные паузы часто указываются многоточием. Паузы и, соответственно, многоточия отражают различные состояния говорящих. Тире или многоточие может указывать на затянутую паузу перед каким-нибудь важным словом для того, чтобы привлечь ему внимание.

Стилистическая функция точки может быть различной. Точка ставится в конце законченного предложения как полного, так и неполного. Но точка также указывает и паузу, и интонацию.

Согласно классификации Н.С. Валгиной, знаки препинания делятся на грамматические, смысловые и интонационные [Валгина Н.С:2004]. Можно определенно сказать, что каждое произведение, в том числе и поэтическое, включает такие знаки, которые членят текст на грамматические значимые части, помогают установить соотнесенность частей, указывают на конец изложения одной мыли и начало другой. Но интересным представляется то, что выбор знака зависит от смысловых взаимоотношений частей предложения. Рассматривая примеры, следует выделить такой грамматический знак как точка с запятой, который представляет наибольший интерес и составляет большую часть примеров.

We’re low – we’re low – we’re very, very, very low

As low as low can be; (The song of the Low)

Из данного примера видно, что точка с запятой, неся свою грамматическую функцию, т.е. пунктуационно завершая предложение, также сигнализирует о незавершенности ситуации, о колебаниях и об отрицательных суждениях автора, что определяет его оценочную функцию.

There’s strength in our bands –

Our fate’s in our hands; (A song for the People by E. Johns).

В данном примере точка с запятой завершает предложение, но не завершает основную идею, где люди, которую борются за свою жизнь, не хотят быть рабами, у них есть сила. Точка с запятой показывает эмоциональное состояние автора.

Читайте также:  Депрессия у детей возраст признаки

Далее следует рассмотреть такие знаки препинания как точка и запятая.

Грамматическая направленность данного знака состоит в том, что он стоит в конце предложения, фиксируя его завершенность. Но точка здесь также указывает и паузу, и интонацию, которая передает эмоциональное качество речи. Действительно, если перевести данное предложение, можно понять, что оно передает эмоциональное состояние героя.

Что касается вопросительного знака, то, наряду с функцией указания характеристики предложения (вопрос), он является важным в эмоционально-оценочном отношении. Сама насыщенность ими текста говорит о его эмоциональности. В данном стихотворении автор использует в одной строфе два вопросительных знака, где употребление второго знака показывает наибольшую эмоциональность.

I’m nobody. Who are you?

Может быть – тоже – Никто?>

Можно также сказать, что этот знак передает смыслоразличительную функцию, благодаря которому становится ясным то, что хочет сказать автор.

Тире – знак очень емкий по значению. Он прежде всего означает всевозможные пропуски. Тире передает значение условия, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления. Его также можно назвать знаком неожиданности.

Are you – Nobody – too?

Don’t tell – they’ll banish us – you know!

How dreary – to be – Somebody!

How public – like a Frog –

To tell your name – the livelong June –

Рассматривая назначение знака тире в данном стихотворении, видно, что, наряду с грамматической функцией, а именно членением предложения на части, тире передает эмоциональную функцию. Эти функции взаимосвязаны. В первом случае использования тире автор выделяет слово, чтобы показать, что таких людей, которые не принимают правила общества, много. В другом случае Дикинсон ставит слово между двух тире, что означает «существовать», показывая, что опасно быть кем-то и, что герой существует в своем обособленном мире. Эмоциональность выражена различными состояниями героя, где если в начале он спокоен, то в конце идет большой наплыв чувств и эмоций.

Логичным представляется здесь рассмотрение восклицательных знаков, которые представлены в конце данного стихотворения и оформляют предложения с явно выраженной эмоциональностью.

Don’t tell – they’ll banish us – you know!

How dreary – to be – Somebody!

По мнению В.А.Кухаренко, восклицательный знак вообще наиболее экспрессивен из всех имеющихся знаков препинания. В эмоционально-оценочном плане он указывает «восклицательность», накал эмоций [Кухаренко В.А.:1988].

Знаки препинания помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание читателя на важных деталях, показать их особую значимость и выразительность, так же смысловая и психологическая глубина, некоторая напряженность, необычность и исключительность передаются.

Роль смыслового различителя выполняют запятые. Запятая относится к отделяющим знакам, которая членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Она также фиксирует паузу различительной степени длительности. Запятая может заменить точку.

Рассмотрим стихотворение Эмили Дикинсон «После», где она рассказывает о пережитом большом страдании.

After great pain, a formal feeling comes –

The Nerves sit ceremonious, like Tombs –

Запятые, расставленные правильно, играют большую роль и передают смысл всего стихотворения. Здесь можно рассмотреть, что после больших страданий жизнь как будто останавливается, человека как будто нет – есть его нервы, сердце, ноги, он смотрит на себя отчужденно, со стороны. Эмоциональность данного отрывка передается паузами, где запятыми указаны короткие паузы. Они передают оглушенность, отрешенность и безразличие. Следовательно, в передаче смысла и главной идеи важная роль отводится эмоционально- оценочной функции.

Не меньшая смыслоразличительная роль отводится знаку двоеточие. Двоеточие – знак содержательно значимый. Он предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Разъяснительно-пояснительная функция представлена следующими значениями: причиной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия.

Рассмотрим стихотворение Вордсворта “Daffodils”, где интерес представляет двоеточие, важный для композиции этого стиха и для понимания его основной философской сути.

I wandered lonely as a cloud

When all at once I saw a crowd,

A host of golden daffodils,

They stretched in never – ending line

Along the margin of the bay:

The waves beside them danced, but they

Outdid the dancing waves in glee:

I gazed and gazed but little thought

What wealth the show to me had brought:

Все три раза двоеточие указывает на переход от описания красоты природы к внутреннему состоянию героя. А ведь именно связь природы и душевного состояния человека и есть идейная основа этого стиха.

Существенное значение для подсказа общей эмоциональной реакции имеет единственный в стихе восклицательный знак. Взглянув на какой-нибудь текст и заметив, что в нем много восклицательных знаков, многоточий и тире, текст можно определить как взволнованный. В данном стихе автор создает эмоциональность за счет образного строя и музыкальности. Поставленный после длинного предложения восклицательный знак указывает не столько на взволнованность, сколько на приподнятость тона.

A poet could not but be gay

Итак, исходя из вышеизложенного понятно, что пунктуация играет важную роль в поэтическом тексте. В поэзии, как область литературы, интерес направлен на само произведение. В художественных текстах многое зависит от умения автора при помощи пунктуации передать тончайшие оттенки смысла, выразить свое отношение. В поэтическом тексте, как ни в каком другом, широко используются такие знаки препинания, которые выражают эмоционально-оценочную функцию, что было рассмотрено на основе примеров.

Наиболее эмоционально окрашенными являются восклицательный, вопросительный знаки, тире. Менее эмоциональными оказываются многоточие, двоеточие. Запятая, точка с запятой, точка в большинстве случаев передают грамматическую направленность, но могут передавать эмоционально-оценочную функцию, которая выражена менее всего.

Список литературы / References

  1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка, Л., 1981
  2. Арнольд И.В., Тарасова В.К. Современная английская и американская поэзия, Л., 1987
  3. Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной пунктуации, М., 2004
  4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации, М., 1983
  5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988..
  6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического стихотворения. Л., 1972
  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика, Аспект-Пресс, 1999.
  8. Хрестоматия по английской литературе. Л., 1978.

Источник

Оцените статью