Эмоционально динамический стиль коллектива

Динамические характеристики детского коллектива

А.А.Данилков

Детский коллектив, как и любое социально-педагогическое явление, имеет свои характеристики. Эти характеристики являются интегративными, т.е. включенными в поле не только данного коллектива и каждого его члена, но и в общее образовательное или воспитательное пространство, в котором данный коллектив осуществляет свою жизнедеятельность. Более того, эти характеристики являются динамическими, изменяющимися и это очень важно. К таким характеристикам мы относим:

1. Структура детского коллектива (как формальная, так и неформальная). Любой организованный детский коллектив имеет свою формальную (выборную или назначенную) структуру. Более того, как и в любом коллективе, существует ещё и неформальная структура. Она складывается вокруг неформальных, неофициальных лидеров. По своему составу эти структуры, в большинстве случаев, не совпадают, поэтому могут нести разный смысловой, ценностный и деятельностный потенциалы и выполнять разные (порой прямо противоположные) функции. Мечта любого педагога – совпадение формальной и неформальной структур детского коллектива.

2. Система отношений, связывающая его членов через деловые контакты, возникающие при выполнении ролей, межличностное общение (избирательные отношения), эмоциональные переживания, объединяющие их как членов одной общности. Многие исследователи называют это коллективистическими отношениями. Но необходимо отметить, что очень часто в детских коллективах это общение формируется и развивается в относительно замкнутых детских группах, входящих в коллектив. Задача педагога сделать эти отношения общеколлективными, а не только внутригрупповыми. Развитые внутриколлективные отношения влияют на формирование благоприятного психологического климата – следующей характеристике детского коллектива.

3. Эмоциональный (психологический) климат. По сути, речь идет об очень важных явлениях: об уровне развития отношений между детьми. Стихийно складывающиеся отношения зависят от множества факторов: нравственной направленности детей, их культурного уровня, наличия лидеров, сформированных у детей ценностей, педагогического руководства и т.д. Но в данном процессе есть одна особенность: у большинства детей нет опыта самостоятельного формирования позитивных, конструктивных отношений. Многие дети, попадая в новый коллектив (например, в детском лагере) показывают высокий уровень ситуативной тревожности, агрессивности, а иногда проявляют и антисоциальное поведение. Но это, в любом случае, влияет на отношения сплоченности и активность. Именно поэтому, психологический климат коллектива может быть негативным, неблагоприятным как для отдельного ребенка, так и для всего коллектива. Этот процесс должен быть управляемым. Именно педагог устанавливает определенные планки, ниже которых отношения не должны опускаться. Это могут быть правила поведения, «законы жизни», «кодекс чести», простая договоренность с детьми об отношениях друг к другу и т.д. Но для реализации такого поведения в коллективе необходимо качественное психолого-педагогическое подкрепление. В нашей практике для этого и существуют игры на установление взаимодействия, игры на доверие и другие коммуникативные игры. Именно они и формируют позитивные отношения, эмоциональный климат всего детского коллектива. Подкрепляющие действия педагогов, систематичность предъявляемых к детям требований по нормам отношений друг с другом становятся фактором, который дополняет данные игры.

4. Поле коллектива, определяющее его нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу в нем. Поле коллектива проявляется и отражается в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате коллектива. Влияние коллектива на личность ребенка зависит от характера и развитости поля коллектива, а также от положения ребенка в системе коллективных отношений. (Последнее может быть как благоприятным, так и неблагоприятным для его личностного развития.). Поле коллектива обладает одним очень важным свойством – оно распространяется не только на данный коллектив, но может выходить и за его рамки (трансляция отношений, ценностей, традиций, включенность в жизнедеятельность более крупного детского сообщества – школы, детского лагеря и т.д.). Педагогу важно понимать, что не только поле его коллектива влияет на поля других детских коллективов, но и наоборот – влияние других коллективов на его коллектив тоже существует.

5. Сплоченность. Когда детский коллектив только формируется, дети совершенно не знакомы друг с другом, уровень коммуникативных связей коллектива равен нулю – например, в детском оздоровительном лагере в самом начале сезона (если, конечно, в коллектив не попадают дети, уже знающие друг друга ранее). Как, правило, у детей остро встает вопрос знакомства и налаживания взаимодействия друг с другом. Игры-знакомства, игры на взаимодействие и установление контакта – это эффективный способ формирования как межличностных, так и внутригрупповых отношений. Именно в них начинают формироваться отдельные микрогруппы детей, объединенные по разным критериям. Такая первичная сплоченность – начальный этап формирования всего детского коллектива. Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы как можно больше «перераспределять» детей в этих микрогруппах и создавать отношения конструктивного взаимодействия между ними. Чем с большим количеством детей каждый ребенок вступит в контакт и будет осуществлять разнообразную коммуникативную деятельность, тем больше вариантов выбора определенных коммуникативных стратегий он освоит. При таком подходе складываются отношения поверхностной сплоченности, которые постепенно должны перерастать в отношения более глубокой сплоченности. В данном случае ребенок часто сам определяет с кем из детей (или групп детей) ему более комфортно и уютно с эмоциональной точки зрения.Но формирование микрогрупп и сплочение детей внутри них – это всего первый этап сплочения. Необходимо параллельно с этим решать и последующие актуальные задачи: более прочное и глубокое сплочение детей внутри этих микрогрупп и сплочение всего детского коллектива.

6. Активность. То, что также должно управляться педагогом. На первых порах становления детского сообщества активность всего коллектива достаточно низкая из-за несформированности двух последних вышеназванных характеристик (психологический климат и сплоченность). А если некоторые дети (или группы детей) активны, то это проявление или их психологических особенностей (гиперактивность), или стихийного влияния отдельных детей на определенную группу. Очень часто это влияние имеет негативный характер и может привести к деструктивному развитию отношений, что скажется на эмоциональном климате и сплоченности детского коллектива. Разноплановая игровая деятельность в сочетании с совместной творческой деятельностью может помочь педагогу в разрешении данного положения дел. Именно в этой деятельности приоритет и влияние на коллектив оказывают позитивно настроенные дети. Именно их творческая активность постепенно перерастает в позитивно направленную активность всего коллектива. Этот процесс также немыслим без психолого-педагогического руководства, вмешательства и помощи педагогов. Но степень активности детского коллектива не может расти постоянно и бесконечно. В его жизни должны быть периоды подъемов и спадов, повышенной активности и отдыха от этой активности. Кстати, «отдых от активного отдыха» необходим в первую очередь из-за того, что дети могут быстро эмоционально «выгорать». Данное явление мы иногда можем наблюдать в детских оздоровительных лагерях в начальный период лагерной смены, когда темп и ритм деятельности весьма высок и педагог не дает детям ни минуты отдыха. В данном случае происходит эмоциональное истощение, вызванное чрезмерной эмоциональной нагрузкой.

Дело в том, что нестабильная детская психика плохо справляется как с периодами низкой активности (что приводит к дисфории, а иногда и к депрессии), так и с периодами длительной эмоциональной активности (что в итоге приводит к тому же). Но правильно выстроенный ритм жизни детского коллектива, динамика развития отношений, частая сменяемость деятельности – это то, что помогает детям чередовать периоды высокой эмоциональной, творческой, физической активности с периодами «затишья».

7. Ценности детского коллектива. Ценности – это одна из особенностей, которая отличает один коллектив от другого (как, впрочем, и людей друг от друга). В контексте нашей проблематики необходимо говорить о формировании целой системы ценностей детского коллектива. Именно системы, а не просто ценностей! Одно должно вытекать из другого, соотноситься с ним, а вся система ценностей должна быть взаимозависима. Более того, эта система должна быть открытой, т.е. доступной для других и питаться из системы общечеловеческих ценностей. А сами ценности должны транслироваться за рамки данного коллектива, быть доступными и понятными даже «не членам» этой детской группы. Самость, уникальность этой системы – это то, что и отличает один детский коллектив от другого. Более того, ценности всего детского коллектива оказывают прямое влияние на личностный рост каждого члена детского коллектива. Существующие и принятые в детском коллективе ценности в конечном итоге влияют не только на развитие самого коллектива, но и на формирование ценностей каждого его члена. И процесс формирования коллективных и личностных ценностей намного более глобален, чем это принято считать в традиционной педагогике и психологии. Ещё раз подчеркиваем, что когда речь идет о коллективе (в том числе и детском) уместно ставить своей целью формированиеименно системы ценностей, т.к. именно она влияет на стиль поведения ребенка и его взаимоотношения не только в самом коллективе, но и за его пределами. Это и есть трансляция ценностей – важнейший инструмент общественного устройства человеческих сообществ. Известный американский социолог Элвин Тоффлер писал, что будущее, которое человечество выбирает, будет зависеть, в частности и конечном счёте, от ценностей, которые определяют процесс принятия им решений. А это, по его мнению, будет зависеть от того, насколько ясно можно предсказать изменения в целостной архитектонике ценностей, которые регулируют человеческое поведение.

8. Направленность. Характеристика, в большей степени зависящая от того в какой из образовательных систем развивается детский коллектив: школа, детский лагерь, учреждение дополнительного образования и т.д. Но это так называемая формальная или внешняя направленность. Существует и вторая сторона направленности – внутренняя. Она зависит от многих вышеназванных характеристик и определяет морально-нравственные характеристики коллектива. Ведь ни для кого не является секретом, что, например, во внешне здоровом учебном детском коллективе могут преобладать скрытые низкие морально-нравственные отношения: вещизм, моббинг, сквернословие, ложь и т.д. Внешне такой коллектив выглядит очень прилично: и показатели в учебе у него высокие, и в общественной жизни может участвовать на уровне. А внутренне – происходит разложение, которое скрыто от педагогов, родителей и других взрослых. Именно поэтому формированию этой характеристики детского коллектива необходимо уделять как можно больше места. Позитивизм, взаимоуважение, самоуправляемость, взаимовыручка, доброжелательность – эти и многие другие конструктивные качества детского коллектива должны закладываться с первых моментов его возникновения. Но достигнув высокого уровня развития этих качеств, педагогу нельзя успокаиваться, нужно работать над данной характеристикой постоянно!

9. Настроение. У нормального человека диапазон такой эмоции как настроение может колебаться от дисфории (крайне пониженного настроения) до эйфории (крайне повышенного настроения). Это зависит от темперамента человека, жизненной ситуации, состояния здоровья и ещё многих факторов. В жизни детского коллектива этот диапазон примерно такой же. Само же качество настроения детского коллектива (как и отдельного человека) оценивается по преобладающему настроению. Малая насыщенность, недостаточная активность приводит к застою, снижению настроения. «Лекарство» от такого коллективного недуга – деятельность, а если быть более точными, то активная коммуникативная деятельность. Именно в ней, при хорошей организации и структурированности, жизненный тонус коллектива может достигнуть своего апогея. Кстати, к собственно коммуникативной деятельности мы можем отнести не только коммуникативные игры, но и коллективно-творческую деятельность, коллективное творчество в любых его проявлениях и т.д. Если же умело применять коммуникативные игры в сочетании с творческой деятельностью, то эффект может быть потрясающий. Необходимо только добавить, что данная деятельность должна носить явно выраженный социально направленный характер. Именно тогда удовлетворенность от своей деятельности, её значимости, приводит к повышению настроения и самооценки как отдельных детей, так и всего детского коллектива. Это может быть решающим шагом в формировании ценностей детского коллектива и отдельных детей.

В конце статьи хочется напомнить читателям, что данные характеристики являются динамическими, т.е. изменяемыми.

Источник

Детский коллектив. Теория временного детского коллектива

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

4. Структура коллектива

Структура (строение) коллектива определяется в зависимости от его типа. В таблице приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содер­жание меняется в зависимости от типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Формальная (задается извне)

Неформальная (вкладывается стихшшо)

1 — первичный коллектив

2 — органы самоуправления

3 — система социальных ролей

4 — система отношений

2 — система отношений

Детский коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы само управления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность н жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации —кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения подростков определяют нормы п ценности всего коллектива. Псотому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты п др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узко-групповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания детского коллектива

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

— специальная методика, направленная на создание и воспитание

сплоченного коллектива. Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требования к детям;

— воспитание детского актива;

— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентацион-ной, коммуникативной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;

— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми

5. Предъявление требований к детям как фактор создания и воспитания коллектива

Организация и сплочение воспитательного коллектива во многом зави­сят от первоначальных вкладов в его организацию, от организационного периода.

Методика предъявления единых педагогических требований

Первое. Начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого оп­ределения норм и правил поведения. Необходимо без излишней назида­тельности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на уроках, на переменах, на занятиях в студиях, на кружках, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, к взрослым людям, к малышам, к людям различных профессий, национальностей. Такой раз­говор с детьми оказывает сильное воспитательное воздействие и влияе! на их поведение. Психологической основой воспитательного влияния перво­го разговора о требованиях к поведению детей является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и не­обходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к детям необходимо при­бегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в детском учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важней­шим компонентом этой методики является «организация упражнений в пра­вильном поступке» (А. С. Макаренко). Словесные требования не дают дол­жного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, в учебной работе, а упражнять, учить практически всему!

Третье. Существенное .значение имеет соблюдение меры в предъяв­лении требований к детям. Нельзя предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для детей.

Четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учи тывать настроение в коллективе и общественное мнение детей. Только со­здавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разно­образной коллективной деятельности.

Итак, педагогическое требование — это предъявление ре­бенку культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасно­му, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой дей­ствий. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать вни­мание ребенка на детали его выполнения.

При предъявлении требования педагогу необходимо выполнение ряда условий, а именно 1

— этичность формы предъявляемого требования;

— установление личностного контакта с ребенком;

— тон произносимого требования;

— целесообразность и разумность требования

Тем педагогам, которых все еще пугает слово «требование», предлагает ся спросить у детей, любят ли они строгих преподавателей? В ответ можно услышать, что строгих уважают, а вот к нестрогим дети сами предъявляют требования.

6. Принципы развития коллектива

Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспи­тания и реализуются в комплексе. Приведем лишь некоторые принципы:

— параллельного действия и др.

Возможны два пути формирования личности:

— непосредственное воспитание личности (воспитание —личность);

— воспитание личности через коллектив (воспитание —коллектив—личность).

Общий момент —воспитание осуществляется в системе.

Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательно­сти и динамики его деятельности. А С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллек­тив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду * Перед каждым коллективом должна быть постав­лена общая коллективная цель,—не перед классом, а обязательно перед всей школой» (А. С. Макаренко). Он же называл перспективы «завтраш­ней радостью» и разделял их на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах развития коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем по мере его развития-перспективы средние и дальние.

Большое значение имеет положение о том, что перспективы должны носить, не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача, которая выдвигается перед детьми, связана с переживанием радости достигаемых успехов и принимается как увлекательная перспектива.

Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективного творчества учащихся, разработанная И. П. Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучше­нию окружающей жизни. Все это развивает самодеятельность детей, вно­сит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны.

Существенным фактором развития и зрелости коллектива является фор­мирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде де­тей различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо формировать в коллективе здоровое общественное мнение. Эта задача решается только в процессе и с помо­щью хорошо налаженной практической деятельности детей. Если все ос­новные виды деятельности организуются содержательно с активным уча­стием детей, то последние не только переживают радость успехов, но кри­тически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно выносить на коллективное об­суждение все более или менее значительные события и явления в жизни коллектива, давать им правильную оценку, развивать среди детей дух плюрализма и демократии. Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль органов самоуправления в формировании в коллективе дисциплинированности, принципиальности и взаимной тре искательности среди членов коллектива. Благодаря здоровому обществен­ному мнению в коллективе реализуется положение А. С. Макаренко о пе дагогнке «параллельного действия». Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие отдельного ученика влияет на весь коллектив.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio — передача). Традиции — обычаи, образ действий, уста­новившийся порядок в поведении, в быту, переходящий от одного поколе­ния к другому. «Ничто так не скрепляет коллектив,—говорил А. С. Мака­ренко,—как традиции. Воспитать традиции, сохранить их —чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал—это школы, которые накопили традиции».

Большое .значение в воспитании традициям придавал и В. А. Сухомлин-скнй: «Нередко в детских коллективах основное внимание уделяется со­зданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные, весьма важные традиции, побуждающие к трудовой деятельности, улучшении) дисциплины и культу­ры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности детей, поддерживают у них чувство гордости за своп коллектив, обеспечивают защищенность каждого члена коллектива».

7. Психологический климат в детском коллективе

Понятие психологического климата пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нор­мы, групповая активность и др. Социальные психологи рассматривают п с и х о л о г и ч е с к и и климат как эмоциональный настрой коллектива, т. е. относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уров не отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружаю­щей жизни. Примыкает к понятию психологического климата понятие психо­логической атмосферы Последнее—более динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнитель­но небольшой отрезок времени. Эмоциональные состояния как ручейки пи­тают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад —преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетво­ренность отношениями в коллективе. Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотноше­ний. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группиров­ки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерар­хия отношении в «галактике» личных связей, выделяются «звезды» —наи­более популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства, встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

Существование так называемых эмоциональных г р у п п и р о-сок (объединений по симпатиям) в детском коллективе —явление естествен­ное. Следует просто видеть различные уровни этих отношении и то, как эти группы взаимодействуют между собой. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то в коллективе царит бодрая, деловая атмосфера. Если же группы конфликтуют между собой за разделе­ние «зон влияния» в коллективе, то такой психологический климат проявля­ется в затяжной «слякотной погоде*, которая никому не приносит удовлет­ворения. Хотя психологический климат —относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объеди­нениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отноше ння ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоцио­нальное удовлетворение каждому члену детского объединения. Дети, зани­мающие активную позицию в коллективе, острее, чем остальные переживают успехи и неудачи. В этом заложен потенциал акишносш, лмоционально ус­траивающий активную личность. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений кол­лектива, свидетельствует о неблагополучии в группе, о делении ее на «сво­их» и «чужих».

В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть ярче и глубже, чем у одиночек. Ситуа­ция успеха-неуспеха постоянно сопутствует процессу достижения личностью или коллективом поставленных целен. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.

В арсенале средств воспитательного воздействия педагога есть прекрас ное средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревно­вательного соучастия. Включая в ту или иную соревнователь­ную деятельность некоторых членов коллектива, педагог через эмоциональ­ную «цепочку* подключает к ней остальных членов коллектива. Когда же соревнования проходят в отсутствии болельщиков —воспитательные поте­ри налицо. Это значит, что не использованы возможности сопереживания для единения коллектива, для актуализации в нем чувства «мы», не говоря уже о том, что горячее переживание за товарищей способствует и очень важной для психического здоровья подростка эмоциональной разрядке.

Однако следует иметь вшщу, что бесконтрольное постоянное включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации с другими кол­лективами таит в себе серьезную опасность. В этих условиях может форми­роваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки и т. д.

Коллективные эмоции иногда выполняют функцию психологи­ческого давления на личность. В этих условиях человек пы­тается подчинить свои переживания, свои действия скрытому давлению других лиц. Человек всегда осознанно или бессознательно сверяет свое мировосприятие, понимание происходящего с оценкой этих явлений други­ми людьми. В эмоциональных состояниях в свернутом виде отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, нрав­ственным ценностям. Недаром говорят: «Скажи мне, над чем ты смеешься или о чем печалишься, и я скажу, кто ты».

Отметим еще одну функцию эмоциональных состояний в коллективе — э н е р г о о б р а з у ю щ у ю . Она выражается в их способности создавать запас активности не для сиюминутного действия, а как бы «на завтра». Такой способностью аккумулировать в себе эмоциональные потенциалы кол­лектива обладает психологический климат.

И наконец, необходимо еще остановиться на стабилизирующей ф у н к ц и и коллективных эмоциональных состояний. Педагогам хорошо известно, сколь разительно могут отличаться друг от друга детские коллек­тивы по внешнему поведению. В одних коллективах эмоциональные реак­ции детей выражаются открыто, порой безудержно, ярко, шумно, с полной расторможенностью, в других выражение чувств происходит сдержанно, спокойно. Есть детские коллективы, которые быстро распаляются, готовы сразу браться за дело, не особенно беспокоясь, что будет потом. Есть и такие, которым приходится долго «раскачиваться». Причем то или иное поведение коллектива является в известной степени устойчивым, повторя­ющимся. Это позволяет говорить об эмоционально-динамичес­ком стиле жизнедеятельности коллективов.

Если провести условное разделение детских коллективов по эмоциональ­ но динамическому стилю, то следует выделить импульсивно-подвиж­ ные, сдержанно-уравновешенные и и н е р т н о — с п о к о и н ы е . (Иногда в практике такого строгого разделения можно не увидеть).

Своеобразие поведения детских коллективов зависит от различной сте­пени пред ста вленностн в коллективах ребят с разными свойствами нервной системы. Обнаружено, что лидеры, сами того не замечая, в личных и дело­вых отношениях начинают навязывать свой индивидуальный стиль дея­тельности коллективу н коллектив может принять его. Детский коллектив может принимать и эмоционально-динамический стиль, диктуемый сти­лем деятельности педагога, особенно, когда педагог пользуется доверн­ем и авторитетом у детей Проведенные исследования показывают, что импульсивно подвижные коллективы оказываются более эффективными в проявлении инициативы, в скорости налаживания контактов, в способ­ности увлечь своими идеями и настроениями других. Одттако эти коллек­тивы проигрывают в организации тех дел, которые требуют тщательной подготовки, детального планирования. Здесь чаще, чем где-либо, возника­ют конфликты Спокойно-инертные коллективы значительно преуспевают там, где требуется обсуждение, анализ, но им труднее дастся организатор­ская работа. В целом же в организаторской деятельности обнаруживается некоторое преимущество импульсивно-подвижных коллективов.

8. Этапы формирования коллектива

Как и всякая социальная организация, коллектив может развиваться от своего начального уровня, который называется первичным коллективом.

Если расставить путевые столбики, а может быть, и построить целые «станции», то, отправив группу, нельзя предположить, что она за опреде­ленное время пройдет определенный путь и достигнет обязательно цели. Одним детским объединениям понадобится совсем короткий срок, чтобы крепко сбить свой коллектив, другие идут к этой цели очень долго. Каковы причины этих явлений?

Одна из самых важных причин —наличие у коллектива эмоциональ­ной перспективной устремленности. Здесь речь идет не об ожидании приятных событий в жизни коллектива: походах, праздниках и т. п. Важно, чтобы эмоционально привлекательным был сам «образ коллектива* на каждом этапе его развития и чтобы осознавался он не юлько педагогами (это, само собой разумеется), но, в первую очередь, самими детьми. Слож­ность самодвижения детского коллектива состоит в дальности цели, к которой надо стремиться, ее слишком размытые контуры. Привлекательно сразу «зап рыгнуть» на высокий «забор», за которым вот он, сплоченный коллектив, но забор оказывается слишком высоким Эффективным оказывается все-таки не нетерпеливое подпрыгивание, а постепенное движение

Источник

Оцените статью