Эмоционально чувственная сторона мировоззрения это
Прежде чем рассмотреть проблему возникновения философии, ее начала, выявить специфику философского мировоззрения, ответим на вопросы: что же такое мировоззрение? Какие формы осмысления действительности предшествовали философии в историко – генетическом плане? Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек», поскольку воззрение на мир имеет именно человек. Человек является основанием представлений о мире, и такое представление необходимо человеку для организации его деятельности, поведения, общения, самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Стержнем мировоззрения являются самые общие представления о мире: его возникновении, закономерностях развития, а также соотнесенность своего личностного бытия с мировым целым, с системой ценностей.
Важнейшие компоненты структуры мировоззрения – это знания, ценности и убеждения. Сами по себе знания без других компонентов структуры мировоззрения не обеспечивают целостного мировоззрения. Известный советский философ А. Ф. Лосев (1893–1988) писал, что если человек имеет только знания и ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет. Великий русский писатель Л. Н. Толстой также подметил, что знание без нравственной основы – ничего не значит. В структуре мировоззрения наряду со знанием выступают и система жизненных ценностей, установок и устремлений человека, его убеждения.
Таким образом, мировоззрение – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Все компоненты системы представлены в единой неделимой цельности, и только при аналитическом подходе мы можем рассмотреть их дифференцированно.
Для этого выделим следующие стороны мировоззрения:
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где соответственно можно выделить отдельные компоненты (аспекты). Так, компонентами познавательной стороны мировоззрения являются натуралистический аспект, в котором, аккумулируются знания о природе, и гуманитарный, в котором содержатся знания о человеке и обществе.
Аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения включает в качестве составляющих компонентов предметные и субъектные ценности. В качестве обязательных аспектов праксеологической стороны мировоззрения выступают регулятивные принципы и убеждения.
Дадим характеристику отдельных компонентов мировоззрения. Начнем с компонентов познавательной стороны мировоззрения.
Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – знания и представления о природе, об универсуме (мире в целом), космосе, о природной сущности человека. Этот аспект дает возможность найти ответы на вопросы: как возник мир? Что такое жизнь? Как она возникла? Как относится она к неивому? В каких формах существует во Вселенной?
Специфика соответствующих знаний в том, что они рассматриваются под углом зрения отношения человека к природе как сфере своего бытия и как к объектам своей практической деятельности.
Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения – это осознание человеком своей социальной природы, своего места в мире людей. Гуманитарный аспект включает социологические, общественно–политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Суть гуманитарной проблематики – ответы на вопросы: что представляет собой общество? Как оно устроено? Как функционирует? Какова направленность исторического процесса? Каков смысл истории? Детерминирован ли исторический процесс или подвержен случаю? Предсказуемо ли социальное развитие? Свободен ли человек в выборе поступков и направивши деятельности? Познавательная сторона мировоззрения формирует не только взгляды и представления о природе, Космосе, обществе, человеческой истории, но и отвечает на вопросы, связанные с выяснением проблемы познания человеком внешнего мира: как относится мысль к предмету? Возможно ли адекватное отражение мысли в предмете? Являются ли формы, законы мыслительной деятельности? априорными (доопытными) способностями человека или они формулируются в процессе его практической деятельности? Что такое истина, заблуждение, ложь? и т. п.
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и в структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, о их связях с социальными и культурными факторами и структурой личности. Общий вопрос теории ценностей Что есть благо? был поставлен еще древнегреческим философом Сократом (ок. 470–399 до н. э.) в период кризиса афинской демократии. Проблема ценностей всегда возникает в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются предметные и субъектные ценности. Предметные ценности – все многообразие предметов человеческой деятельности, а также общественные отношения и включенные в этот круг природные явления, которые оцениваются в плане добра или зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного и т. д.
Субъектными ценностями называются способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты, закрепляемые в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности человека. Субъектные ценности генетически не наследуются, а формируются в процессе социализации человека. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.
Назначение праксеологической подсистемы – обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно–практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение как духовное явление осуществляет»вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую деятельность человека. Независимо от эпохи, социокультурной обстановки, мировоззрение включает в себя определенные регулятивы духовной и практической деятельности, которые определяют нормативы поведения и общения, отличные друг от друга в различных культурах. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные воззрения, научные или философские. Они всегда имеют место в обществе. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент, как убеждение. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждения –это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся компонентом мировоззрения. Иногда, имея в виду важную роль убеждений, мировоззрение определяют как совокупность убеждений человека. Убеждение – не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в правоту знаний, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. эгоизм, социальное равнодушие, расхождение поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценностями не обеспечивают действенного мировоззрения, гражданской позиции человека.
Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека включает: знание – ценности – убеждения – волю к действию.
Можно предложить следующее интегративное определение мировоззрения. Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.
При изучении мировоззрения как системы взглядов человека на окружающий мир выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего (например, абсурдности ситуации, трагичности). Состояние временного, преходящего потрясения, которое можно назвать состоянием «смыслоутраты», описал Л. Н. Толстой в гениальном произведении «Война и мир»: «С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины»[1]
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.
Однако мироощущение и мировосприятие не отделимы от миропонимания. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нем место человека.
Источник
Эмоциональное мировоззрение и система ценностей
И когда он живет этими различными по интенсивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое «Я», что он и есть все эти чувства.
К. Роджерс, «Полноценно функционирующий человек»
Эмоциональное мировоззрение — наиболее распространённый тип мировоззрения среди современных людей. Влияние этого мировоззрения мы ощущаем на себе постоянно и всюду. Будучи более передовым по сравнению с волевым мировоззрением, эмоциональное мировоззрение выдвигает на первый план желания и оценки, а цели начинают играть роль вспомогательного элемента. Однако, хотя это мировоззрение является более гибким по сравнению с волевым, желания и оценки, которыми руководствуются люди с эмоциональным мировоззрением при принятии решений часто противоречат здравому смыслу и ведут в результате к плачевным последствиям.
Основной ценностью человека с эмоциональным мировоззрением является то, что можно обозначить как эмоциональный комфорт. Это наличие в достаточной мере положительных эмоций и отсутствие беспокоящих отрицательных. Все основные устремления и жизненные планы человека с эмоицональным мировоззрением в конечном итоге преследуют цель достижения эмоционального комфорта. Но сам эмоционально-оценочный профиль и конкретные методы достижения эмоционального комфорта у различных людей, безусловно, могут существенно отличаться. Например, кому-то может быть приятна забота о людях и получение благодарности и признательности с их стороны, а кому-то приятно ощущать себя богатым и знаменитым, стоящим в социальном статусе выше остальной массы и ощущать зависть остальных к своему успеху. Кто-то может извлекать яркие эмоции из экзотических путешествий и экстремального спорта, а кто-то — от употребления алкоголя и наркотиков. Впрочем, несмотря на частные различия, основные черты эмоционального мировоззрения являются общими для всех, кто его придерживается.
В отличие от предыдущих типов мировоззрений, эмоциональному мировоззрению соответствует более сложная душевная организация, определяющая более разнообразный спектр реакций и активности человека. Мир для такого человека не просто средство реализации целей и полигон для борьбы за власть, но и источник разнообразных впечатлений, эмоциональных переживаний, каждая вещь в нём может получить собственную оценку. Можно сказать, что человек в основном «живёт» эмоциональными впечатлениями, захватывающими над ним влияние. При этом возникающие эмоции человек с таким мировоззрением не может так просто отбросить, а вынужден «отработать» каким-то образом, реализовав в реакцию. Связь реакций с вызывающими их эмоциями отнюдь не всегда является очевидной (в т. ч. для самого человека) и может претерпевать по пути причудливые превращения. Нередко эмоции консервируются, приводя к формированию у человека предвзятых оценок и предубеждений, а достаточно сильные «неотработанные» эмоции приводят к формированию у людей комплексов и навязчивых желаний, способных взять под контроль значительную часть поведения человека (которое при этом заметно отклоняется от нормального). Как правило, люди с эмоциональным мировоззрением не тяготеют к открыто конфликтному, прямо конфронтационному поведению. В основном они стремятся создать себе положительный имидж и уверить остальных в своих благих намерениях (даже если истинные намерения прямо противоположны). Тем не менее на практике отношения между людьми с эмоциональным мировоззрением далеки от идеальных — каждый из них, как правило, стремится повысить собственную оценку за счёт других, многие прибегают к эмоциональному подавлению, дискредитации окружающих, стремятся манипулировать чужими желаниями и эмоциями в своих интересах. Контроль над средствами формирования оценок, формирования и реализации желаний и потребностей — ключевой элемент достижения превосходства в обществе с доминированием эмоционального мировоззрения.
У человека с эмоциональным мировоззрением эмоции и желания неизбежно одерживают победу над голосом разума, над здравым смыслом. Искажение мышления под влиянием эмоций и предвзятых оценок можно назвать эмоциональным мышлением. Об этом феномене уже подробно и неоднократно писалось на сайте, например, в этой серии статей. Эмоциональное мышление практически всегда сопутствует эмоциональному мировоззрению, приводя к глупым иррациональным поступкам. К сожалению, образумить эмоционально мыслящего путём разъяснений и логических аргументов в большинстве подобных случаев крайне проблематично не только потому, что он не привык правильно мыслить, но, в первую очередь, потому, что эмоции и желания для него являются основополагающей ценностью, а здравый смысл и логика рассматриваются как нечто второстепенное, то, чем всегда можно пренебречь. Примеры, когда это приводит к пагубным последствиям, можно приводить бесконечно.
Люди с эмоциональным мировоззрением обычно пассивны в ситуациях, требующих продуманных действий. В сложной ситуации они дезориентируются, погрязают в спорах и отстаивании частных противоположных оценок, но не способны выработать чёткого и правильного решения. Например, при наличии в обществе очевидной, всеми признаваемой и актуальной проблемы, массы чаще всего склонны лишь к пассивному осуждению виновных, иногда к демонстрации возмущения и протеста, но не к тому, чтобы последовательно добиваться решения этой проблемы.
В современном обществе мы сталкиваемся с вырождением эмоционального мировоззрения. Оно всё больше перестаёт направлять людей на конструктивные действия. Вместо этого происходит отказ от традиционных ограничений, сдерживавших ещё в первой половине прошлого века излишне аморальные желания и склонности граждан и эволюция к легализации развлечений и удовольствий любого рода, превращающихся в самоцель. Одновременно происходит примитивизация желаний, заталкивание их в рамки, пригодные для навязывания и реализации массам. Развивается культ потребления, происходит переориентация устремлений людей на искусственные, пустые ценности и потребности. Очевидно, что эпоха господства эмоционального мировоззрения заканчивается и пришла пора перейти к более прогрессивному разумному мировоззрению.
Источник