Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
наличие чувства доверия к миру;
способности проявлять гуманные чувства;
способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
наличие положительных эмоций и чувства юмора;
способности и потребности в телесном контакте;
наличие чувства удивления;
вариативности поведения;
способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.;
психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
создание в семье атмосферы положительных эмоций;
создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.
Признаки здорового эмоционального состояния у детей
От четырех до шести лет
ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
Симптомы эмоциональных проблем
От трех до шести лет
частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
общая неспособность следовать правилам и указаниям;
нежелание разговаривать и договариваться;
внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
постоянная меланхолия.
подумайте о последствиях
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»
Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).
По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.
Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).
Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
— эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
— переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
— переживание успеха – неуспеха в достижении целей;
— переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;
— переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.
Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.
Как и любое интегральное понятие,
эмоциональное благополучие зависит от многих причин:
— состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;
— особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
— особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;
— эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;
— обстановка в семье ребёнка.
Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.
В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне,
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,
• в рассеянности, невнимательности,
• в беспокойстве и непоседливости,
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,
• в проявлении упрямства,
• в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,
• в игре с половыми органами,
• в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,
• в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,
• в повышенной тревожности,
• в дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.
Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.
Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик «Два дома», «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.
Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика
«Я в детском саду»
Ребенок рисует только здани е.
Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка
Социально — культурные факторы.
Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.
Социально-психологические факторы.
Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.
Социально –экономические факторы.
Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.
О здоровье всерьёз Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Дать определение здоровью действительно не легко. Здоровым может считаться человек,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.