Эмоциональная жизнь юношеского возраста

Эмоциональное развитие в юношестве.

Некоторые особенности эмоциональных реакций юношеского возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. В частности, юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность, резкие смены настроения, частые депрессии и экзальтации, конфликтность и общую негибкость эмоциональных реакций с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12—14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это — противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д.

Максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум — в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями. Возраст до 18 лет является критическим для появления психопатий. Кроме того, в юношеском возрасте особенно остро акцентуируются некоторые свойства характера (в частности, повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость и т.д.), которые могут закрепиться и повышать возможность возникновения психических травм и отклоняющегося (девиационного) поведения. Например, повышенная активность и возбудимость нередко делают юношей неразборчивыми в выборе знакомств, побуждают участвовать в рискованных авантюрах и сомнительных предприятиях (особенно группового характера), толкают к алкоголю, наркотикам, провоцируют демонстративные реакции. Таким способом юноши рассчитывают самоутвердиться и избавиться от гнетущего ощущения собственной личностной недостаточности. Замкнутость в ранней юности часто перерастает в болезненную самоизоляцию, формирует комплекс неполноценности.

В юношеском возрасте значительно расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д. Если бы взрослые реагировали на все с непосредственностью ребенка, они были бы психически травмированы, постоянно перевозбуждены и эмоционально неустойчивы, поскольку круг значащих для них отношений шире детского. Поэтому в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Чем старше юноша, тем лучше выражены эти процессы.

Но нужно иметь в виду, что низкий уровень эмоционального реагирования в юношестве — признак психологически неблагоприятный. Внешне это выглядит как повышенное беспокойство, раздражительность, неустойчивость, однотипность или неадекватность эмоционального реагирования. Юноши в этом случае неловки, нерешительны, малообщительны, эмоционально скованы и часто неадекватны. К 30 годам после трудной адаптации к среде, работе, профессии они чаще обнаруживают невротические симптомы.

В целом же, чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия.

Мы знаем, что к подростковому возрасту складываются основные структуры темперамента; юношеский возраст усиливает способность управлять собственными эмоциональными реакциями. И начиная с 17 лет, улучшаются такие показатели (по тесту Кеттелла), как общительность, контактность, доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), а общая возбудимость с возрастом снижается. У юношей снижаются показатели по факторам чувствительности, мягкости характера, чувства зависимости, потребности в опеке; уменьшаются неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. в целом развитие идет в сторону большей уравновешенности.

В целом юношеский возраст характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения и эмоциональные отношения более устойчивы и осознаны, чем у подростков, и соотносятся с более широким кругом социальных условий.

Юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. Одно из важнейших мест начинает занимать эмоциональное переживание процесса мышления, внутренней жизни — удовольствия от «думания», творчества.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и т.д.

Источник

27. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.

Юношеский возраст характеризуется большим стремлением к дружеским отношениям и любви.

Дружба юношей и девушек отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной теплоте, искренности. Возникает желание поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей.

В то же время они достаточно требовательны по отношению к ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.

Для юношеского возраста, так же как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения с людьми своего пола. Но взаимоотношения девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание испытать новые глубокие чувства.

В ранней юности делятся с другом своими переживаниями, ощущениями, планами и т. д. Позже его заменяет любимая или любимый.

В это время юноша или девушка могут раскрыться полностью как личность, испытывая духовную и сексуальную близость. Для этого возраста потребность в любви – это желание быть понятым, ощутить эмоциональную привязанность и тепло, духовную близость.

То, как юноши выстраивают свои отношения, учатся проявлять нежность и заботу, скажется на их дальнейшей жизни.

Особенностью юношеского возраста является стремление к достижению поставленных целей в будущем. Это положительно влияет на становление личности.

Уровень самооценки и уверенность в собственных силах определяют то, насколько велики будут жизненные планы. Самооценка учеников 10-го класса достаточно стабильна, отличается высоким уровнем и сравнительной устойчивостью. В это время они не так сильно обеспокоены выбором будущей профессии, оптимистично настроены, верят в собственные способности и возможности.

Ситуация резко меняется в выпускном классе. В это время можно выделить следующие группы:

1) дети, чья самооценка возросла. Они не могут реально оценить ситуацию, их желания и стремления смешиваются с реальностью;

2) дети, чья самооценка несколько понижается. Однако юноши вполне адекватно воспринимают реальность, соотнося свои возможности и способности с уровнем своих притязаний;

3) дети, чья самооценка резко падает, так как они осознают, что их запросы и стремления слишком велики и не соответствуют их способностям и возможностям. Несмотря на это, в юношеский период происходит стабилизация личности. Юноши в большей степени готовы принять себя, формируется самоуважение.

28. Личностное развитие в юношеском возрасте.

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

В юности получает новое развитие механизм идентификации — обособление. Именно в юности обостряются способности к сочувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей, для того чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровнях общения.

Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах.

Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени.

Источник

Юношество. Особенности развития личности в возрасте от 15–16 до 20 лет

На про­тя­же­нии всего юно­ше­ского воз­раста — 15 — 20 лет — лич­но­стью дости­га­ется высо­кий уро­вень интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия, обо­га­ща­ется мен­таль­ный опыт, впер­вые зна­чи­тельно рас­смат­ри­ва­ется своя инди­ви­ду­аль­ность, соб­ствен­ный внут­рен­ний мир, фор­ми­ру­ется целост­ный Я‑образ, осу­ществ­ля­ется само­опре­де­ле­ние в про­фес­си­о­наль­ных и жиз­нен­ных пла­нах, осо­знанно направ­ля­ется соб­ствен­ный взгляд в буду­щее, что ука­зы­вает о ее пере­ходе к этапу взрослости.

Мно­го­об­раз­ные при­знаки юно­ше­ства как инди­ви­ду­аль­ной демо­гра­фи­че­ской, соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ской группы, при­су­щей язык и нормы пове­де­ния, осо­бые цен­но­сти, реши­тель­ность в реа­ли­за­ции замыс­лов, досуг, стиль, реши­тель­ность, явля­ется озна­ме­но­ва­нием свой­ствен­ной лишь ему пси­хо­ло­ги­че­ской, соци­аль­ной ситу­а­ции развития.

В период юно­сти, лич­ность выхо­дит на рубеж отно­си­тель­ной зре­ло­сти, в дан­ный период завер­ша­ются ее пер­вая соци­а­ли­за­ция, без­удерж­ное раз­ви­тие и рост организма.

Само­опре­де­ля­ясь и утвер­жда­ясь в миро­воз­зре­нии, стре­мясь к инди­ви­ду­аль­ной непо­вто­ри­мо­сти, девушки и юноши про­яв­ляют более высо­кий, в срав­не­нии с под­рост­ко­вым воз­рас­том, уро­вень ком­му­ни­ка­тив­но­сти, учеб­ной дея­тель­но­сти, в своем виде­нии буду­щего согла­со­вы­вают отда­лен­ную и близ­кую пер­спек­тивы, зача­стую испы­ты­вая кри­зис идентичности.

В юно­ше­ском воз­расте, харак­тер­ность пси­хи­че­ского раз­ви­тия в боль­шин­стве слу­чаев свя­зана со спе­ци­фич­но­стью соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия, основа кото­рой — поста­новка обще­ством перед моло­дыми людьми жиз­ненно важ­ной, насто­я­тель­ной задачи — при­нять, непо­сред­ственно в дан­ный период, про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние, при этом именно в плане реаль­ного выбора.

В период дан­ного воз­раста активно осу­ществ­ля­ется изме­не­ние иерар­хии потреб­но­стей, про­цесс услож­не­ния, фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Юно­ше­ский воз­раст имеет осо­бую важ­ность при реше­нии задач выбора жиз­нен­ного пути, само­ре­а­ли­за­ции и само­опре­де­ле­ния, свя­зан­ные с выбо­ром профессии.

Когнитивные изменения

В стар­ших клас­сах школы обу­че­ние свя­зано со вну­ши­тель­ным услож­не­нием и изме­не­ни­ями содер­жа­ния и струк­туры учеб­ного мате­ри­ала, уве­ли­че­нием его объ­ема, в резуль­тате к уча­щимся повы­ша­ется уро­вень тре­бо­ва­ний. Ожи­дают от них чет­ко­сти, уни­вер­саль­но­сти, само­сто­я­тель­но­сти в реше­нии когни­тив­ных задач, гиб­ко­сти, про­из­во­ди­тель­но­сти позна­ва­тель­ной деятельности.

Ори­ен­ти­ро­ва­ние на буду­щее, поста­новка задач лич­ност­ного и про­фес­си­о­наль­ного само­опре­де­ле­ния отра­жа­ется на всем про­цессе пси­хи­че­ского раз­ви­тия, вклю­чая и раз­ви­тие позна­ва­тель­ных про­цес­сов. Учебно-про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность ста­но­вится основной.

У стар­ше­класс­ни­ков, в срав­не­нии с под­рост­ками, зна­чи­тельно повы­ша­ется инте­рес к уче­нию и школе, так как обу­че­ние накап­ли­вает, свя­зан­ный с буду­щим, непо­сред­ствен­ный жиз­нен­ный смысл. В свою оче­редь, воз­ни­кает зна­чи­тель­ный инте­рес к раз­ным инфор­ма­ци­он­ным источ­ни­кам — книги, теле­ви­де­ние, кино. Отме­ча­ется уси­ле­ние потреб­но­сти в инди­ви­ду­аль­ном при­об­ре­те­нии зна­ний, рас­тет осо­знан­ное отно­ше­ние к обу­че­нию и труду, позна­ва­тель­ные инте­ресы полу­чают широ­кий, дей­ствен­ный и устой­чи­вый харак­тер. Лич­ност­ная изби­ра­тель­ность и направ­лен­ность инте­ре­сов свя­зана с жиз­нен­ными планами.

В дан­ный период отме­ча­ется повы­ше­ние каче­ства памяти школь­ни­ков — уве­ли­чи­ва­ется объем памяти, изме­ня­ются спо­собы запо­ми­на­ния. Одно­вре­менно с непро­из­воль­ным запо­ми­на­нием наблю­да­ется обшир­ное исполь­зо­ва­ние целе­со­об­раз­ных при­е­мов про­из­воль­ного запо­ми­на­ния мате­ри­ала. Уча­щи­еся стар­ших клас­сов при­об­ре­тают мета­ко­гни­тив­ные уме­ния — само­ре­гу­ля­ция и само­кон­троль, вли­я­ю­щие на дей­ствен­ность их позна­ва­тель­ных стратегий.

Когни­тив­ному раз­ви­тию в юно­сти харак­терны — фор­мально-опе­ра­ци­о­наль­ное, фор­мально-логи­че­ское мыш­ле­ние. Это тео­ре­ти­че­ское, гипо­те­тико-дедук­тив­ное, абстракт­ное мыш­ле­ние, име­ю­щее связь с опре­де­лен­ными усло­ви­ями окру­жа­ю­щей среды, суще­ству­ю­щее в насто­я­щий момент.

В период юно­ше­ского воз­раста зна­чи­мое ново­об­ра­зо­ва­ние интел­лек­ту­аль­ной сферы — тео­ре­ти­че­ское мыш­ле­ние, про­цесс его раз­ви­тия. Стар­ше­класс­ни­ков и сту­ден­тов млад­ших кур­сов чаще вол­нует вопрос “почему?” Само­сто­я­тель­нее и актив­нее умствен­ная дея­тель­ность, отме­ча­ется кри­тич­ное отно­ше­ние к содер­жа­нию при­об­ре­та­е­мых зна­ний, пре­по­да­ва­те­лям. Изме­ни­лось пред­став­ле­ние об инте­ресе к пред­мету — под­ростки ценят увле­че­ние пред­ме­том, его опи­са­тель­ную и фак­то­ло­ги­че­скую сто­роны, стар­ше­класс­ни­ков инте­ре­сует неизу­чен­ное, неод­но­знач­ное, что-либо тре­бу­ю­щее рас­суж­де­ния. В цен­но­сти нестан­дарт­ная форма подачи мате­ри­ала, эру­ди­ция преподавателя.

Еще одна харак­тер­ность интел­лек­ту­аль­ной сферы дан­ного воз­раста — выра­жен­ное рве­ние к поиску еди­ных прин­ци­пов и зако­но­мер­но­стей, кото­рые стоят за опре­де­лен­ными исти­нами, тяга к обоб­ще­ниям. Так, как стар­ше­класс­ники, никто не тяго­теет к “кос­ми­че­ским”, гло­баль­ным обоб­ще­ниям, не любит “боль­ших” тео­рий. Вме­сте с тем, в юно­ше­ском воз­расте суще­ствует соче­та­ние широты инте­ре­сов с отсут­ствием метода и системы в при­об­ре­те­нии навы­ков и зна­ний — интел­лек­ту­аль­ный дилетантизм.

Тре­тья осо­бен­ность — это извест­ная юно­ше­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к пре­уве­ли­че­нию соб­ствен­ных умствен­ных спо­соб­но­стей и силы сво­его интел­лекта, само­сто­я­тель­но­сти и уровня зна­ний, тяга к вымыш­лен­ной, показ­ной интел­лек­ту­аль­но­сти. Прак­ти­че­ски в каж­дом стар­шем классе есть неко­то­рое коли­че­ство ску­ча­ю­щих, рав­но­душ­ных школь­ни­ков — обу­че­ние для них при­ми­тивно и обы­денно, пода­ва­е­мый мате­риал учи­те­лем акси­о­ма­ти­че­ский, скуч­ный, давно всем извест­ный, ненуж­ный и не име­ю­щий ничего общего с интел­лек­том, реаль­ной нау­кой. Стар­ше­класс­ники обо­жают зада­вать учи­те­лям каверз­ные вопросы, а при полу­че­нии ответа раз­во­дят руками, пожи­мают плечами.

В период юно­ше­ства отме­ча­ется также уве­ли­че­ние пока­за­теля инди­ви­ду­а­ли­за­ции в спо­соб­но­стях и инте­ре­сах, при этом зача­стую осу­ществ­ля­ется допол­не­ние раз­ницы, ком­пен­си­ро­ва­ние нега­тив­ными пове­ден­че­скими реак­ци­ями. Потому учи­тель стар­ших клас­сов с лег­ко­стью может выде­лить группу без­ала­бер­ных, но спо­соб­ных уче­ни­ков, группу хро­ни­че­ских тро­еч­ни­ков, интеллектуалов-отличников.

Интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие в дан­ный период — это и накоп­ле­ние навы­ков и зна­ний, изме­не­ние струк­туры и свойств интел­лекта, ста­нов­ле­ние осо­бой линии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти — свое­об­разно-инди­ви­ду­аль­ной системы пси­хо­ло­ги­че­ских средств, исполь­зу­ю­щи­еся чело­ве­ком, сти­хийно или созна­тельно, с целью луч­шей урав­но­ве­шен­но­сти соб­ствен­ной инди­ви­ду­аль­но­сти с внеш­ними, пред­мет­ными усло­ви­ями деятельности.

Улуч­ша­ется вла­де­ние слож­ными умствен­ными опе­ра­ци­ями син­теза и ана­лиза, тео­ре­ти­че­ского абстра­ги­ро­ва­ния и обоб­ще­ния, дове­де­ния и аргу­мен­та­ции. Для деву­шек и юно­шей свой­ственны систе­ма­тич­ность, само­сто­я­тель­ная твор­че­ская дея­тель­ность, уста­новки при­чинно-след­ствен­ных свя­зей, кри­тич­ность и устой­чи­вость мыш­ле­ния. Обра­зу­ется тен­ден­ция к абсо­лют­ной и целост­ной оценке раз­лич­ных явле­ний дей­стви­тель­но­сти, к обоб­щен­ному пони­ма­нию мира. Ж. Пиаже счи­тал, что логика юно­ше­ского воз­раста — это глу­бо­ко­мыс­лен­ная кор­ре­ли­ро­ван­ная система, отли­ча­ю­ща­яся от дет­ской логики, она являет собой суть взрос­лой логики и источ­ник эле­мен­тар­ных форм науч­ного мышления.

Наблю­да­ется актив­ное раз­ви­тие спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, в боль­шин­стве слу­чаев свя­зан­ные с избран­ной про­фес­си­о­наль­ной сфе­рой — педа­го­ги­че­ские, тех­ни­че­ские, мате­ма­ти­че­ские. В конеч­ном итоге, в юно­сти, когни­тив­ные струк­туры обре­тают слож­ней­шее стро­е­ние и инди­ви­ду­аль­ное своеобразие.

Варьи­ро­ва­ние когни­тив­ных струк­тур слу­жит усло­вием обра­зо­ва­ния спо­соб­но­сти к рефлек­сии, интро­спек­ции. Поступки, чув­ства, мысли юно­шей и деву­шек явля­ются пред­ме­том их мыс­ли­тель­ного ана­лиза и рас­смот­ре­ния. Еще одна зна­чи­мая сто­рона интро­спек­ции свя­зана с уме­нием раз­ли­чать несо­гла­со­ван­ность меж сло­вами, поступ­ками и мыс­лями, поль­зо­ваться иде­аль­ными обсто­я­тель­ствами и ситу­а­ци­ями. Появ­ля­ется воз­мож­ность для созда­ния иде­а­лов — чело­века или морали, семьи, обще­ства, для попы­ток их реа­ли­за­ции, для срав­не­ния их с реаль­ной действительностью.

Зача­стую, без зна­ния пред­по­сы­лок, на огра­ни­чен­ном фак­ти­че­ском мате­ри­але, юноши и девушки имеют склон­ность к тео­ре­ти­зи­ро­ва­нию выдви­га­е­мых гипо­тез, к фор­му­ли­ро­ва­нию обшир­ных фило­соф­ских обобщений.

В буду­щем, в моло­до­сти, интел­лек­ту­аль­ная сфера пред­по­ла­гает более высо­кое и каче­ствен­ное раз­ви­тие, свя­зан­ное с фор­ми­ро­ва­нием твор­че­ских спо­соб­но­стей, а также усво­е­ние инфор­ма­ции, про­яв­ле­ние умствен­ной ини­ци­а­тивы, созда­ние чего-то нового — спо­соб­ность обна­ру­жить про­блему, пере­фор­му­ли­ро­вать и поста­вить вопрос, нахо­дить ори­ги­наль­ные решения.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из зна­чи­мых пси­хо­ло­ги­че­ских про­цес­сов в период юно­ше­ства явля­ется фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вого образа “Я”, самосознания.

Пси­хо­ло­гов дол­гое время вол­но­вало, почему непо­сред­ственно в дан­ном воз­расте осу­ществ­ля­ется раз­ви­тие само­со­зна­ния. По ито­гам мно­го­чис­лен­ных изу­че­ний они сде­лали вывод, что дан­ному явле­нию пред­рас­по­ла­гают сле­ду­ю­щие обстоятельства.

  1. Интел­лект про­дол­жает свое раз­ви­тие. Воз­ник­но­ве­ние абстрактно-логи­че­ского мыш­ле­ния спо­соб­ствует про­яв­ле­нию острого жела­ния к тео­ре­ти­зи­ро­ва­нию и абстрак­ции. Моло­дые люди часами гово­рят и спо­рят на раз­лич­ные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увле­чены этим, так как абстракт­ная воз­мож­ность — явле­ние без огра­ни­че­ний, за исклю­че­нием логи­че­ских возможностей.
  2. На ран­нем этапе юно­ше­ства осу­ществ­ля­ется откры­тие внут­рен­него мира. Моло­дые люди погру­жа­ются в себя, насла­жда­ются соб­ствен­ными пере­жи­ва­ни­ями, меня­ется взгляд на мир, позна­ются новые чув­ства, звуки музыки, кра­сота при­роды, ощу­ще­ния соб­ствен­ного тела. Юно­ше­ский воз­раст чув­стви­те­лен к про­бле­мам внут­рен­ним, пси­хо­ло­ги­че­ским, потому в дан­ном воз­расте моло­дых людей инте­ре­сует не всего лишь собы­тий­ный момент про­из­ве­де­ния, внеш­ний, а в боль­шей сте­пени пси­хо­ло­ги­че­ский аспект.
  3. Образ вос­при­ни­ма­е­мого чело­века со вре­ме­нем изме­ня­ется. При­ня­тие его осу­ществ­ля­ется с пози­ции умствен­ных спо­соб­но­стей, воле­вых качеств, кру­го­зора, отно­ше­ния к труду и иным людям, эмо­ций. Укреп­ля­ется спо­соб­ность к точ­ному и убе­ди­тель­ному изло­же­нию мате­ри­ала, ана­ли­зи­ро­вать и объ­яс­нять чело­ве­че­ское поведение.
  4. Про­яв­ле­ние дра­ма­тич­ных пере­жи­ва­ний и тре­вож­но­сти в связи с откры­тием внут­рен­него мира. Одно­вре­менно с осо­зна­нием соб­ствен­ной непо­вто­ри­мо­сти, несхо­же­сти с дру­гими, уни­каль­но­сти воз­ни­кает чув­ство оди­но­че­ства или же страха оди­но­че­ства. “Я” моло­дых людей пока неустой­чиво, неопре­де­ленно, рас­плыв­чато, потому наблю­да­ется воз­ник­но­ве­ние ощу­ще­ния внут­рен­него бес­по­кой­ства и пустоты, от кото­рых, как и от чув­ства оди­но­че­ства, нужно изба­виться. Они вос­пол­няют эту пустоту бла­го­даря обще­нию, явля­ю­ще­муся изби­ра­тель­ным в дан­ном воз­расте. Однако, вопреки потреб­но­сти в обще­нии, оста­ется необ­хо­ди­мость в уеди­не­нии, больше того, она жиз­ненно необходима.
  5. Юно­сти харак­терно пре­уве­ли­че­ние соб­ствен­ной уни­каль­но­сти, однако это про­хо­дит, с воз­рас­том чело­век ста­но­вится более раз­ви­тым, нахо­дит больше раз­ли­чий меж сверст­ни­ками и собой. В свою оче­редь, это при­во­дит к обра­зо­ва­нию необ­хо­ди­мо­сти в пси­хо­ло­ги­че­ской интим­но­сти, поз­во­ля­ю­щей чело­веку рас­крыться, про­ник­нуть во внут­рен­ний мир дру­гих людей, бла­го­даря чему он при­хо­дит к осо­зна­нию соб­ствен­ной непо­хо­же­сти на дру­гих, пони­ма­нию един­ства с окру­жа­ю­щими людьми, осмыс­ле­нию соб­ствен­ного внут­рен­него мира.
  6. Воз­ни­кает ощу­ще­ние устой­чи­во­сти во вре­мени. Раз­ви­тие вре­мен­ных пер­спек­тив обу­слов­лено с умствен­ным раз­ви­тием и изме­не­нием жиз­нен­ной перспективы.

Из всех вре­мен­ных изме­ре­ний для ребенка важ­ней­шим явля­ется “сей­час” — у него нет чув­ства тече­ния вре­мени, все его зна­чи­мые пере­жи­ва­ния осу­ществ­ля­ются в насто­я­щем, про­шлое и буду­щее для него рас­плыв­чаты. Вос­при­я­тие вре­мени в под­рост­ко­вом воз­расте охва­ты­вает про­шлое и насто­я­щее, буду­щее вос­при­ни­ма­ется как про­дол­же­ние насто­я­щего. В период юно­сти вре­мен­ная пер­спек­тива рас­ши­ря­ется, как вглубь, вклю­чая про­шлое и буду­щее, так и вширь, охва­ты­вая соци­аль­ные и лич­ные пер­спек­тивы. Наи­бо­лее зна­чи­мым изме­ре­нием вре­мени для моло­дых людей ста­но­вится будущее.

Бла­го­даря дан­ным вре­мен­ным изме­не­ниям воз­рас­тает необ­хо­ди­мость в дости­же­нии целей, ори­ен­та­ция созна­ния на внеш­ний кон­троль сме­ня­ется внут­рен­ним само­кон­тро­лем. Воз­ни­кает осо­зна­ние необ­ра­ти­мо­сти, теку­че­сти вре­мени и соб­ствен­ного суще­ство­ва­ния. Мысль о неми­ну­е­мо­сти смерти у одних вызы­вает чув­ство ужаса и страха, у дру­гих стрем­ле­ние к повсе­днев­ным заня­тиям, дея­тель­но­сти. Суще­ствует мне­ние, что моло­дым людям лучше не думать о печаль­ных вещах. Однако, это оши­боч­ное мне­ние — именно осо­зна­ние неми­ну­е­мо­сти смерти под­тал­ки­вает чело­века серьезно заду­маться о смысле жизни.

Раз­ви­тие лич­но­сти вклю­чает в себя фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вого образа “Я” — все­об­щего пред­став­ле­ния о себе. Моло­дые люди начи­нают осо­зна­вать соб­ствен­ные каче­ства и сово­куп­ность само­оце­нок, раз­мыш­лять о том, кем они могут стать, каковы их пер­спек­тивы и воз­мож­но­сти, что сде­лали и смо­гут сде­лать в жизни.

Внеш­ность, и для деву­шек, и для юно­шей имеет важ­ное зна­че­ние — рост, состо­я­ние кожи — появ­ле­ние угрей, пры­щей вос­при­ни­ма­ется остро. Зна­чи­мой про­бле­мой явля­ется вес — зача­стую девушки, реже юноши, при­бе­гают к раз­ным дие­там, реши­тельно про­ти­во­по­ка­зан­ные в юно­сти, потому как нано­сят зна­чи­тель­ный вред фор­ми­ру­ю­ще­муся орга­низму. Активно зани­ма­ясь спор­том юноши нара­щи­вают мускулы, а девушки, стре­мясь обла­дать изящ­ной фигу­рой, “под­го­няют” ее под эта­лон кра­соты, кото­рый уси­ленно навя­зы­вают СМИ и реклама.

Свой­ства чело­века как инди­вида осо­зна­ются и фор­ми­ру­ются ранее лич­ност­ных, потому соот­но­ше­ние морально-пси­хо­ло­ги­че­ских ком­по­нен­тов “Я” и “телес­ных” раз­ли­ча­ется в юно­сти. Внеш­ность, стро­е­ние соб­ствен­ного тела моло­дые люди срав­ни­вают с осо­бен­но­стями раз­ви­тия сверст­ни­ков, пере­жи­вают по поводу соб­ствен­ной “непол­но­цен­но­сти”, обна­ру­жив у себя недо­статки. В боль­шин­стве слу­чаев, в юно­сти, эта­лон кра­соты нере­а­ли­сти­чен и завы­шен, потому дан­ные пере­жи­ва­ния зача­стую беспочвенны.

С воз­рас­том, оза­бо­чен­ность соб­ствен­ной внеш­но­стью исче­зает, чело­век при­об­ре­тает боль­шую уве­рен­ность в себе. Важ­ность при­об­ре­тают мораль­ные и воле­вые каче­ства, отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими, умствен­ные способности.

В период юно­ше­ского воз­раста осу­ществ­ля­ются изме­не­ния во все­об­щем вос­при­я­тии образа “Я”, что нахо­дит свое отра­же­ние в сле­ду­ю­щих обстоятельствах.

  1. Со вре­ме­нем изме­ня­ются когни­тив­ная слож­ность, раз­де­ле­ние эле­мен­тов образа “Я”.
  2. Акти­ви­зи­ру­ется инте­граль­ная тен­ден­ци­оз­ность, кото­рой обу­слов­лены целост­ность образа “Я”, внут­рен­няя последовательность.
  3. Со вре­ме­нем изме­ня­ется устой­чи­вость образа “Я”. Опи­сы­вая себя, взрос­лые после­до­ва­тель­нее, чем дети, под­ростки, юноши.
  4. Осу­ществ­ля­ются изме­не­ния в отчет­ли­во­сти, кон­кре­ти­за­ции, сте­пени зна­чи­мо­сти образа «Я».

Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности

В период юно­ше­ского воз­раста осу­ществ­ля­ется про­фес­си­о­наль­ное, лич­ност­ное само­опре­де­ле­ние. Сооб­разно поня­тию И.С. Кона, само­опре­де­ле­ние про­фес­си­о­наль­ное под­раз­де­ляют на неко­то­рое коли­че­ство ступеней.

  1. Дет­ская игра. При­ме­ряя на себя игро­вую роль пред­ста­ви­теля раз­но­об­раз­ных про­фес­сий, ребе­нок “про­иг­ры­вает” какие-либо эле­менты пове­де­ния, свя­зан­ного с ними.
  2. Фан­та­зия под­рост­ко­вая. Ребе­нок под­рост­ко­вого воз­раста вооб­ра­жает себя в роли заин­те­ре­со­вав­шей его профессии.
  3. Ори­ен­ти­ро­воч­ный выбор про­фес­сии. При рас­смат­ри­ва­нии спе­ци­аль­но­стей моло­дежь руко­вод­ству­ется на пер­вых порах сво­ими инте­ре­сами — “Мне инте­ресна мате­ма­тика. Буду учи­те­лем мате­ма­тики”, потом спо­соб­но­стями — “Я хорошо осва­и­ваю ино­стран­ный язык. Стану пере­вод­чи­ком”, а затем систе­мой цен­но­стей — “Хочу твор­че­скую работу”.
  4. Прак­ти­че­ское при­ня­тие реше­ния. Осу­ществ­ля­ется кон­кретно выбор спе­ци­аль­но­сти, вклю­ча­ю­щий в себя состав­ля­ю­щие: выбор опре­де­лен­ной про­фес­сии и опре­де­ле­ние уровня ква­ли­фи­ка­ции труда, про­дол­жи­тель­но­сти и объ­ема под­го­товки к нему.

Выбор про­фес­сии обу­слов­лен соци­аль­ными и пси­хо­ло­ги­че­скими усло­ви­ями. К соци­аль­ным усло­виям отно­сят обра­зо­ва­тель­ный уро­вень роди­те­лей — нали­чие у них выс­шего обра­зо­ва­ния повы­шает веро­ят­ность появ­ле­ния у детей стрем­ле­ния учиться в выс­шем учеб­ном заведении.

Ком­по­ненты пси­хо­ло­ги­че­ской готов­но­сти к самоопределению:

  • раз­ви­тость на зна­чи­тель­ном уровне пси­хо­ло­ги­че­ских струк­тур — основ граж­дан­ского и науч­ного миро­воз­зре­ния, тео­ре­ти­че­ского мыш­ле­ния, раз­ви­той рефлек­сии, самосознания;
  • сфор­ми­ро­ван­ность потреб­но­стей, спо­соб­ству­ю­щих содер­жа­тель­ной напол­нен­но­сти лич­но­сти — потреб­ность в труде, обще­нии, занять внут­рен­нюю пози­цию члена обще­ства, вре­мен­ные пер­спек­тивы, цен­ност­ные ори­ен­та­ции, нрав­ствен­ные установки;
  • воз­ник­но­ве­ние пред­по­сы­лок инди­ви­ду­аль­но­сти, чему спо­соб­ствуют осо­зна­ние и раз­ви­тие соб­ствен­ных инте­ре­сов, спо­соб­но­стей и кри­ти­че­ского к ним отношения.

Про­фес­си­о­наль­ное само­опре­де­ле­ние про­хо­дит крайне сложно и обу­слов­лен несколь­кими фак­то­рами: воз­рас­том; уров­нем при­тя­за­ний и уров­нем информированности.

Для воз­раст­ной пси­хо­ло­гии имеют суще­ствен­ное зна­че­ние соци­аль­ные аспекты. По боль­шей части, лич­ные каче­ства очень неод­но­значны и детер­ми­ни­ро­ваны соци­аль­ными сре­до­выми обсто­я­тель­ствами. Таким обра­зом, для харак­те­ри­стики воз­раста нужно учи­ты­вать, и соци­аль­ные, и пси­хо­ло­ги­че­ские данные.

В период юно­ше­ского воз­раста, в пат­терне само­со­зна­ния в рез­кой форме про­ис­хо­дит уси­ле­ние про­цесса рефлек­сии — стрем­ле­ние к само­по­зна­нию соб­ствен­ной лич­но­сти, к оценке её спо­соб­но­стей и воз­мож­но­стей — это усло­вие есть тре­бу­е­мое усло­вие само­ре­а­ли­за­ции. Пред­ме­том вни­ма­ния и тща­тель­ного изу­че­ния ста­но­вятся соб­ствен­ные мысли, стрем­ле­ния и жела­ния, пере­жи­ва­ния. В юно­сти обра­зу­ется сильно выра­жен­ная тен­ден­ци­оз­ность к лич­ност­ному само­утвер­жде­нию — жела­ние про­явить соб­ствен­ную ори­ги­наль­ность, непо­хо­жесть на дру­гих, выде­литься чем-либо из общей массы стар­ших и сверстников.

При выборе спе­ци­аль­но­сти важ­ное зна­че­ние имеет уро­вень инфор­ми­ро­ван­но­сти моло­дежи о себе, буду­щей про­фес­сии. В боль­шин­стве слу­чаев, моло­дые люди слабо инфор­ми­ро­ваны о тру­до­вом рынке, содер­жа­нии, харак­тере и усло­виях труда, про­фес­си­о­наль­ных, лич­ност­ных, дело­вых каче­ствах, кото­рые тре­бу­ются при работе по какой-либо спе­ци­аль­но­сти — это ведет к нега­тив­ному вли­я­нию на пра­виль­ность выбора.

Важ­ную зна­чи­мость при выборе про­фес­сии при­об­ре­тает уро­вень лич­ност­ных при­тя­за­ний, вклю­ча­ю­щий в себя оценку спо­соб­но­стей, объ­ек­тив­ных воз­мож­но­стей — что в дей­стви­тель­но­сти может делать человек.

Про­фес­си­о­наль­ная ори­ен­та­ция есть часть соци­аль­ного само­опре­де­ле­ния, в след­ствие этого, удач­ным выбор про­фес­сии будет тогда, когда моло­дые люди соче­тают соци­ально-нрав­ствен­ный выбор с раз­мыш­ле­ни­ями о при­роде сво­его “Я” и смысле жизни.

Осо­бен­но­стями когни­тив­ной сферы, важ­ными при при­ня­тии реше­ний в ходе про­фес­си­о­наль­ной карьеры, явля­ются реля­ти­визм, децен­тризм, откры­тость лич­но­сти к изме­не­ниям. А также, спо­соб­ность к пла­ни­ро­ва­нию, отсут­ствие дог­ма­тизма и ригид­но­сти, чув­ство дея­теля, скры­тость инфор­ма­ции, инте­гри­ро­ван­ность и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность, кре­а­тив­ность, чув­ство аль­тер­на­тив­но­сти. Дан­ные отдель­ные каче­ства, сооб­разно про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, нахо­дят свое про­яв­ле­ние в сле­ду­ю­щих лич­ност­ных особенностях:

  • спо­соб­ность ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию из про­фес­си­о­наль­ной сферы;
  • спо­соб­ность ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию о себе, на языке про­фес­си­о­наль­ной деятельности;
  • спо­соб­ность выстра­и­вать про­фес­си­о­наль­ные планы, год­ные для реализации.

Неотъ­ем­ле­мым усло­вием про­фес­си­о­наль­ного пла­ни­ро­ва­ния для моло­дежи явля­ется осо­зна­ние и уста­нов­ле­ние жиз­нен­ных ценностей.

Таким обра­зом, про­фес­си­о­наль­ный про­ект являет собой един­ство аффек­тив­ного и когни­тив­ного ком­по­нен­тов, един­ство непре­рыв­но­сти и пре­рыв­но­сти в ходе лич­ност­ного развития.

Заключение

Юно­ше­ство – это этап опре­де­ле­ния жиз­нен­ного пути — учеба в вузе, созда­ние семьи, работа по выбран­ной спе­ци­аль­но­сти, служба в армии — для юно­шей. Дан­ному воз­расту харак­терны само­ана­лиз и рефлек­сия. Юно­ше­скому пери­оду свой­ственна повы­шен­ная эмо­ци­о­наль­ная воз­бу­ди­мость. Также, с воз­рас­том воз­рас­тает воле­вая регу­ля­ция, наблю­да­ется яркое про­яв­ле­ние улуч­ше­ния общего эмо­ци­о­наль­ного фона, потреб­ность систе­ма­ти­зи­ро­вать и склон­ность к само­ана­лизу, обоб­ще­ние соб­ствен­ных зна­ний о себе.

Демон­стри­ру­ется стрем­ле­ние к само­утвер­жде­нию, про­ис­хо­дит само­оценка внеш­но­сти. Само­ува­же­ние явля­ется одной из зна­чи­мых пси­хо­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик юно­ше­ства. Юность – это клю­че­вой этап ста­нов­ле­ния миро­воз­зре­ния. Миро­воз­зрен­че­ский поиск — это соци­аль­ная ори­ен­та­ция лич­но­сти, при­зна­ние себя как часть соци­аль­ного обще­ства, опре­де­ле­ние соб­ствен­ного пред­сто­я­щего соци­аль­ного поло­же­ния и спо­со­бов его достижения.

При выборе про­фес­сии, спо­соб­ность к целе­устрем­лен­ному, созна­тель­ному пове­де­нию, в боль­шей мере зави­сит от зре­ло­сти лич­но­сти. Для про­фес­си­о­наль­ного само­опре­де­ле­ния, соци­аль­ное созре­ва­ние моло­дежи обу­слов­лено ситу­а­цией под­го­товки к выбору про­фес­сии и при­об­ще­ния к обще­ственно полез­ному труду. Воз­раст огра­ни­чи­вает соци­аль­ное созре­ва­ние — созна­тель­ное само­опре­де­ле­ние невоз­можно ранее опре­де­лен­ного воз­раста. Сле­до­ва­тельно, готов­ность к созна­тель­ному выбору про­фес­сии детер­ми­ни­ро­вана инди­ви­ду­аль­но­стью и обра­зу­ется в ходе раз­ви­тия личности.

Спи­сок лите­ра­туры

  1. Хель­мут Рем­шидт, Под­рост­ко­вый и юно­ше­ский воз­раст. Про­блемы ста­нов­ле­ния лич­но­сти / Пер. с нем. М.: Мир, 1994. –320 с.
  2. Н.А. Трень­ка­ева, Соци­аль­ная адап­та­ция в юно­ше­ском воз­расте: воз­мож­но­сти и пер­спек­тивы изу­че­ния // Сибир­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. Вып. № 23. – Томск, 2006. – 63- 66 с.
  3. А.В. Муд­рик, Соци­а­ли­за­ция чело­века: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заве­де­ний. М.: Ака­де­мия, 2004. — 304 с.
  4. Е.А. Кли­мов, Пси­хо­ло­гия про­фес­си­о­наль­ного само­опре­де­ле­ния. – Ростов – на – Дону, 1996. — 203 с.
  5. И.С. Кон, Пси­хо­ло­гия ран­ней юно­сти [Текст] / И.С.Кон — М.: Про­све­ще­ние, 1989.– 212с.
  6. О.Б. Дар­виш, Воз­раст­ная пси­хо­ло­гия [Текст] / О.Б.Дарвиш — М.: Вла­дос, – 264с.

Источник

Оцените статью