Линия любви
Приветствуем
Когда-то нам пришлось осознать, что все удачи и неудачи в жизни и любви мы выбираем задолго до того как они случаются. Наш сайт об этом. Мы приветствуем Вас и надеемся, что если для Вас окажутся полезны те материалы, которые мы здесь разместили, Вы посоветуете посетить наш сайт тем, кто Вас любит, кого любите и уважаете Вы, всем тем, кто для Вас дорог или хотя бы небезразличен. Нам хочется верить в то, что наш сайт поможет в будущей жизни всем Вашим рожденным и ещё не рожденным деткам.
Это единственная благодарность, которую мы бы хотели от Вас получить.
С пожеланиями счастья,
один из основателей благотворительного фонда «Фидес»
Эмоциональная жизнь современного человека
Эмоциональную жизнь современного человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаянья. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Эта тенденция связана с рядом присущих XX веку ценностей: культом рационального подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом «силы и мужественности», когда идеалом человека начинает мыслиться «непрошибаемый» супермен (в современном кино такой идеал олицетворяют Сталоне и Шварцнегер). Стремление выглядеть благополучным и процветающим доходит нередко до абсурда. Так, американские врачи полушутя-полувсерьез жалуются на то, что традиционное «I’m OK» не позволяет им добиться жалоб даже от умирающих больных. Однако культ благополучного внешнего фасада характерен не только для американского общества. В нашей жизни мы тоже можем наблюдать, как, стремясь выглядеть в глазах окружающих благополучными, люди тщательно скрывают свои проблемы и трудности. Так, безработные избегают контактов с людьми, опасаясь, что узнают об их «унизительном» положении. Мать тяжело больного ребенка скрывает факт болезни, так как боится, что ее сочтут плохой матерью, недосмотревшей за ребенком. Таким образом, попав и без того в затруднительную ситуацию, люди жертвуют источниками возможной помощи ради картины внешнего успеха.
Негативное отношение к определенным эмоциям связано также с традиционными ценностями, ориентированными на терпение и мягкое уступчивое поведение, исключающее проявления гнева, особенно у женщин. В последние годы эмоциональная жизнь человека все более и более вступает в конфликт с культом успеха и достижений, культом рациональности и конкурентности.
Перечисленные тенденции формируют определенные полоролевые стереотипы эмоционального по ведения: мужчине приписывается выдержанное, мужественное, решительное поведение (несовместимое с переживанием и проявлением страха и беспомощности), женщине — мягкость и уступчивость (несовместимые с гневом и агрессией.
Как считают многие специалисты, именно этот полоролевой стереотип делает женщину уязвимее к депрессии, сравнительно с мужчиной (по статистике, женщины в несколько раз чаще страдают этим заболеванием). Выполнение упражнения на составление портрета идеальной женщины в учебных и психотерапевтических группах показало, что идеальная женщина представляется мягкой, доброй, нежной, терпимой и терпеливой — этакой «душегрейкой». В наше время этот образ становится особенно способствующим возникновению депрессии, так как вступает в конфликт с теми требованиями, которые предъявляет женщине современная жизнь — работа, разделение ответственности за материальное благосостояние семьи, более разнообразные социальные контакты, в которых надо уметь себя отстаивать. Агрессивное же поведение, проявление гнева и раздражения, несовместимы с образом «душегрейки».
Между тем, эмоции гнева необходимы человеку, как для ощущения собственной силы и способности постоять за себя, так и для реального отстаивания своих интересов и достижения целей. В условиях подавления и вытеснения эмоций последние, тем не менее, продолжают испытываться и накапливаться, и нередко «взрыв» этого «парового котла» происходит уже помимо воли человека. Именно отсутствие навыков самопонимания и конструктивного самовыражения нередко служит основанием для страха перед эмоциями и убежденности в их деструктивной для жизни и отношений с людьми роли. Кроме того, агрессия, не находя выхода вовне, может обращаться на самого человека, т.е. превращаться в аутоагрессию в виде самообвинений и самодеструктивных тенденций, что особенно характерно для больных депрессией.
Не менее трудно быть настоящим мужчиной. Самое трудное в его жизни — установка, что ему никогда не должно быть по-настоящему трудно. Настолько трудно, чтобы расплакаться или испугаться, или пожаловаться кому-то, или обратиться за помощью. Значительно меньше травмируют его самолюбие трудности физического характера — головные и сердечные боли, одышка и дрожь в руках, бессонница и прибавка в весе. При этом связывать эти симптомы и отрицаемые чувства страха, тоски , отчаяния в причинно-следственную цепочку настоящий мужчина уж конечно не будет.
При этом, именно женщины поддерживают в мужчинах традиционные маскулинные установки и стереотипы. Описание женщинами психологического портрета «идеального мужчины» неутомимо создает образ «мужчины-стены» — надежной опоры во всех жизненных трудностях.
Какова же расплата за лестную репутацию настоящего мужчины, за отвержение эмоциональной сферы жизни?
Итак, последствие номер один — переживание психологического стресса на телесном уровне, или, выражаясь научным языком, «соматизация эмоциональных переживаний». Чисто эмоциональные причины могут стоять и за таким распространенным недугом среди мужчин, как алкоголизм. Это так называемое «симптоматическое пьянство», помогающее снять накопившееся эмоциональное напряжение.
Последствие номер два — дефицит человеческой близости, одиночество и трудности принятия помощи. Дети в семьях, где не принято выражать свои чувства и где ценятся сдержанность и сила, испытывают дефицит любви, тепла и понимания. Типичная проблема в семьях бизнесменов — детское домашнее воровство. Среди психотерапевтов существует метафора, что дети таким образом «воруют» любовь. С другой стороны, это форма протеста против холодного, рационального мира взрослых. «Мои сыновья должны быть такими же сильными, как я, иначе они мне не нужны» — типиная фраза настоящего мужчины.
«Культ силы и успеха» мешает не только выражать любовь и тепло в семье, но и принимать помощь, даже когда она необходима: сама потребность в помощи воспринимается как проявление непозволительной слабости.
Дружеские и коллегиальные отношения сильных, преуспевающих мужчин начинает разъедать ржавчина конкуренции и соперничества. Нет, они вовсе не человеконенавистники и нередко готовы оказать помощь другим, но — не утрачивая позиции сильного. Если задуматься, то нарисованная картина во многом отражает неписаный закон взаимоотношений в преступном мире, где любое проявление слабости может иметь роковые последствия: «Не верь, не бойся, не проси».
Подавленные, не отреагированные во внешнем плане эмоции в конечном итоге приводят к депрессии или ее соматическим маскам.
Итак, эмоциональная жизнь современного человека нарушена и ее проявления выглядят следующим образом.
Наблюдается возрастание эмоциональных взрывов и конфликтов, так как игнорирование эмоций и отсутствие своевременного и адекватного по форме отреагирования приводят к их накоплению и поведению по типу «парового котла без клапана».
Современный еловек испытывает чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью. Игнорирование эмоций, презентирующих в сознании потребности, желания и мотивы, приводит к ложным жизненным выборам, сделанным на основе внешних норм и требований, а не на основе собственных склонностей и интересов.
Человек имеет трудности установления теплых доверительных контактов и получения социальной поддержки. Современный человек часто страдает от одиночества, так как именно открытое, безбоязненное выражение чувств служит основой подлинных и искренних отношений и сигналом о помощи для окружающих.
Культ эмоций, однако, также опасен, как и культ рацио (как любой культ или крайность вообще). Психическое здоровье — это прежде всего баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.). В случае проблемы эмоций речь идет о балансе аффекта и интеллекта, т.е. свободы и права на выражение чувств со способностью осознавать их и управлять ими.
Процитируем одного из современных писателей философско-психологической ориентации, пытающегося вскрыть конфликты современного человека: «Чрезмерные требования к себе губят большинство человеческих жизней. За последнее десятилетие сознание человека изменилось очень сильно, мир его чувств — значительно меньше. Отсюда разрыв между интеллектуальным и эмоциональным уровнем. У большинства из нас имеются чувства, которых мы предпочли бы не иметь. Существуют два выхода, и оба никуда не ведут: либо мы, насколько возможно, подавляем наши примитивные эмоции, рискуя при этом и вовсе убить мир своих чувств, либо называем недостойные чувства другими именами — налепляем на них фальшивый ярлык, угодный нашему сознанию. Чем утонченнее и изощреннее наше сознание, тем многочисленнее, тем благороднее лазейки, которые мы изыскиваем, тем остроумнее самообман. Завышенные требования к себе обязательно приводят к необоснованным угрызениям совести: один ставит себе в укор, что он не гений, другой, что, несмотря на все старания, не стал святым. Сознавая свои поражения, мы, однако, не понимаем их как сигналы, как симптомы неправильного устремления, уводящего нас прочь от себя, странным образом наше тщеславие направлено не на сближение с собой, а на дальнейший разрыв» (Макс Фриш).
Парадокс заключается в том, что запрет на эмоции делает бессмысленной и неэффективной рефлексию — главное средство человеческого самопознания и саморегуляции, имеющее интеллектуальную природу. Ведь, по настоящему, эффективный самоанализ возможен только при условии понимания своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются нам в наших чувствах. Его выборы и решения оказываются ложными, и он проживает чужую жизнь, подобно герою выше процитированного произведения Макса Фриша.
И все же за человеком всегда остается выбор: казаться сильным и благополучным или принять «мирской удел» и быть — быть человеком со всеми слабостями и проблемами, предполагаемыми человеческой природой.
Источник
33. Эмоциональная жизнь человека
Иногда эмоции мешают оставаться в равновесии, и мы говорим лишнее, делаем ошибки, которые разрушают отношения. Собственные чувства и эмоции могут оздоравливать и убивать. Настроение влияет на наше самочувствие, восприятие возможностей и ощущение дружелюбности мира. Давайте узнаем, что собой представляет эмоциональная жизнь человека, и какую практическую пользу можно получить от этого знания.
Для начала разберемся в терминологии. Слова «чувства» и «эмоции» употребляют, как синонимы, но нам нужно определить разницу понятий, чтобы не запутаться. Разнообразные проявления эмоциональной жизни человека можно разделить на аффекты, эмоции, чувства, настроения и стресс. Основное отличие заключается в длительности и интенсивности этих психических явлений.
Аффект, эмоции, чувства, настроение
Самый короткий и бурный процесс — аффект — состояние, когда человек полностью поглощен своим эмоциональным состоянием, не воспринимает окружающую реальность, полностью сосредоточен на объекте, вызвавшем реакцию. Состояние аффекта может выразиться в неконтролируемых действиях или в оцепенении. Аффект — всегда реакция на неожиданное.
Эмоция — более длительное состояние, может быть не только немедленной реакцией на настоящее событие, но и реакцией на события прогнозируемые и прошедшие. Когда мы мечтаем, вспоминаем о приятных моментах в жизни, возникают какие-то эмоции связанные с событиями.
Чувства — еще более длительное проявление. Чувства всегда направлены на какой-то объект и выражают устойчивое отношение к нему. Нельзя испытывать ненависть просто так, без наличия обидчика. Невозможно ощущать чувство любви без объекта привязанности.
И самым длительным состоянием является настроение. Это некоторый фон, с которым человек живет большие отрезки времени. Он отражает субъективные ощущения человека и оценку того, как сейчас складываются дела — в соответствии с ожиданиями или вопреки им.
Эмоции и рассудочность
Важно отметить взаимосвязь эмоций и возможностей самоконтроля. Например, в состоянии аффекта, как состоянии крайней степени интенсивности, человек становится неспособен осмысливать и контролировать свои действия. Эта особенность даже учитывается в судебной практике при вынесении приговоров. Совершенное в «состоянии аффекта» смягчает наказание.
При переживании сильных эмоций способность критически мыслить слабеет. Этот эффект часто неосознанно используется для того, чтобы заставить человека в нужный момент «отключить мозг». Таким образом, заставить его совершить ошибку. Если видите, что кто-то закатывает истерику и пытается вывести на эмоции, знайте, что в этот момент он хочет отвлечь ваше внимание, чтобы скрыть правду.
Но не спешите искать способы полного отключения эмоций, чтобы избежать манипуляций. Эмоциональные процессы участвуют в формировании мышления, и влияют на глубину познания. Чем интенсивнее переживания, тем меньше способность видеть объективные отношения предметов и явлений, но тем больше способность формировать субъективное отношение к предмету.
Тревожность
Эмоция отражает два компонента: степень понимания сути предмета и личное отношение к нему. Например, есть такие животные — лягушки — это наше объективное знание. В тоже время, они нам нравятся или не нравятся — в зависимости от опыта общения с отдельными представителями. Взаимосвязь этих двух компонентов эмоций позволяет человеку прогнозировать события. Люди имеющие неудачный опыт общения с лягушками будут ожидать от них плохого.
Способность прогнозировать на основе понимания объективной реальности и субъективного отношения к ней переносятся на всю жизнь и на отдельные ее сферы. Если человек привык мыслить позитивно, — его прогнозы благоприятные. Если он чувствует, что действия приближают к прогнозируемым событиям, тогда хороший настрой поддерживается и способствует другим достижениям.
Но бывают случаи, когда человек не может или не умеет составить прогноз, ощущает себя в ситуации неопределенности, — возникает эмоциональная реакция тревоги. Тревога может мобилизовать психику на поиск ясности, а может вызвать полное смятение и бездействие.
Отличие страха от тревоги заключается в наличии объекта. Когда человек боится, то всегда есть нечто, что вызывает чувство опасности. А тревога всегда субъективна, ее источник скрыт внутри человека. Если чувство страха соизмеримо размеру опасности, то ощущение тревоги — ничем не ограничивается. Причина неизвестна человеку, поэтому тревожность может увеличиться до космических масштабов и полностью парализовать его.
Тревога сопровождает людей, которые не уверены в своем будущем. Тот, кто не задумывается о целях, всегда подвержен тревожным состояниям. Важно понимать, что не существует другой опоры у человека кроме как цели жизни. Человек живет, только когда движется. Наличие денег, ресурсов, знакомств не избавляет от тревожности, если он не смог наделить свою жизнь смыслом. Целеустремленность — лучшее лекарство для избавления от тревоги.
Когда человек действует у него тоже может возникать чувство тревоги, но оно как раз будет выполнять мобилизующую функцию. Легкая тревога, которая проявляется в беспокойстве за результат дела помогает сконцентрировать внимание и довести дело до конца без ошибок и сбоев.
Чувство стыда
Еще различают разные виды социальной тревожности. Стыд — это тревога за свою репутацию, которая заключается в страхе не отвечать ожиданиям окружающих. Стыд определяется вопросом — Что обо мне подумают? Для того, чтобы чувство стыда возникло должна быть некоторая группа людей, мнение которых для человека важно, ее называют референтной группой. Это могуть быть какие-то конкретные люди, например, из профессионального сообщества. Т.е. стыд выполняет функцию регулирования поведения.
Невротичный стыд проявляется, когда референтной группой становится все человечество, когда в психике формируется некоторая обобщенная структура — виртуальный внутренний наблюдатель, который оценивает каждое действие и мысль. Человек как будто стоит перед огромным зрительным залом и старается угадать ожидания каждого присутствующего.
При помощи невротического чувства стыда невротик может быть управляем любым более свободным и независимым человеком. Важно полностью сознательно определить, мнение чьих людей важно для вас и по каким поводам. Чем меньше эта группа и круг вопросов, тем вы более независимы и свободны.
Чувство вины
Еще один вид социальной тревожности — вина. Выражается в собственной оценке — Что я о себе подумаю? Это озабоченность по поводу личных качеств и действий. Человеку неважно, что о сложившейся или предстоящей ситуации думают другие люди. Окружение может воспринимать ситуацию, как абсолютно нейтральную, а внутри человека разыгрывается драма, так как нарушены собственные принципы. Самоосуждение и понижение самооценки может варьироваться от легкой степени до крайней, приводящей к самоубийству. Чувство вины — субъективно. Бывает, что вор совершенно не переживает из-за своих преступлений, а человек, который случайно захватил чужую ручку, терзается самоуничижительными мыслями.
Чувство вины — это крючок, который часто используют для управления вашим поведением. Яркий пример манипуляции на чувстве вины показан в диалоге профессора Преображенского с заведующей культотделом в книге «Собачье Сердце» М. А. Булгакова.
Только я, как заведующий культотделом дома…
— За-ве-дующая, — поправил её Филипп Филиппович.
— Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.
— Почему же вы отказываетесь?
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Жалеете по полтиннику?
Это же и пример достойного ответа на манипуляции. Когда вас заставляют выполнить действие при помощи подобной аргументации, следует задуматься, стоит ли поддаваться. Чувство вины заставляет вас подавать нищим на улице, подчинятся прихотям родственников, жить с нелюбимыми женами/мужьями, посвящать всю свою жизнь не своему делу.
Чувство вины также связано с буддийским понятием «карма». Человек искренне испытывающий глубокое чувство вины за некоторый поступок через цеопчку шагов бессознательно «организует» свое наказание, т.е. реализует закон кармы. Преступники неосознанно совершают действия, которые приведут к их разоблачению. Раскольников Достоевского служит ярким примером. Очень совестливые люди, могут по незначительным проступкам искать себе наказания.
Каждому, кто хочет расширить степень свободы, следует тщательно продумать внутренние критерии оценки своих качеств, разобраться с самооценкой, пересмотреть принципы, которые сложились под влиянием окружения. Чувство вины относится к автоматическим процессам, ушедших из зоны сознания, которые значительно влияют на судьбу. Поэтому важно рационально разобраться в этом вопросе.
Страх
Как уже упоминалось выше, тревога возникает от недостатка информации, и способствуют активному поиску недостающих деталей. Начинает действовать эволюционно выработанный стереотип поведения — поиск. Также повышается чувствительность к внешним стимулам, увеличивается разрешение — человек начинает обращать внимание на малозаметные возможности, замечать мелкие детали, которые помогают составить план активности. Мышление активизируется, возникют новые ассоциации, появляется вера в маловероятные сценарии.
Страх вызывается дефицитом сведений по конкретной ситуации. Для преодоления страха необходимо повышать свою информированность, углубляться в суть вопроса, детализировать задачу.
Страх некоторым образом связан с удивлением. Когда человек видит нечто, что ранее никогда не видел и сосредотачивается на понимании природы явления, — возникает удивление. Когда человек сталкивается с новым, но фокусирует внимание на предвосхищении угрозы — возникает страх. В этом разница. Люди с активной установкой на познание, меньше боятся и решают проблемы с холодной головой. Страхом скованы люди неуверенные в себе, пассивные, мнительные, ожидающие подвоха со всех сторон.
От стереотипа восприятия нового зависит отношение к жизни. Негативный опыт, повторяемость неудач вызывают устойчивый страх и стремление избегать ситуации. А когда задуманное сбывается, или ощущается хотя бы приближение к нему, возникает чувство удовлетворенности и счастья, человек обретает смелость действий.
Уровень восприятия неудач и успехов измеряется относительно жизненных целей. Большая цель помогает не придавать значения мелким неудачам, повышает выносливость и психическую устойчивость к страхам.
Источник