Эмоциональная тупость у детей

Эмоциональная тупость у детей

У детей может наблюдаться и эмоциональная неадекватность. Эмоциональная неадекватность характерна для детей, страдающих шизофренией.

Частое чередование положительных и отрицательных эмоций (лабильность) характерно для детей-невротиков, расположенных к истерическим реакциям, а снижение эмоциональной реакции (эмоциональная тупость) часто встречается у детей, больных шизофренией.

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Воспроизведение чувств

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.

Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

Показательны в этом отношении воспоминания детей 6 — 7 лет, связанные с чувствами вины и стыда.

Так, после участия в этюдах на эту тему шестилетний Дима П. вдруг вспомнил, как его охватил стыд, когда он примерно год назад обманул свою маму:

«Я съел полтарелки супа, а маме сказал, что целую. Мне мама пообещала, если я съем целую тарелку, купить маску поросенка. Мы пошли покупать маску, и мне стало стыдно. Я признался маме, что сказал ей неправду. Мама все равно вошла в магазин, но маску почему-то не купила».

Мальчик пережил, запомнил и воспроизвел в рассказе чувство стыда. Дима в 6 лет уже хорошо различает основные эмоции. У него сформированы определенные моральные представления, которым он следует без какого-либо принуждения со стороны взрослых. Если он все же их нарушает, то сам себя и осуждает. Недоумение, которое застряло в эмоциональной памяти ребенка, было погашено тем, что ему была предложена роль поросенка на костюмированном утреннике и мама купила ему маску. Эта покупка для мальчика была символом того, что его наконец-то простили.

Источник

Эмоциональная тупость

Лабораториум «Системного анализа»

Темы: «Смерть системы», «Эмпатия как она есть»

Реферат: «Тупость» http://psihomed.com/tupost/

1.
Тупость – это понятие обозначающее неумение использовать логику и мышление при решении соответствующих задач и жизненных ситуаций. Однако тупость людей имеет еще один важный психологический аспект – эмоциональный.
Тупость обнаруживается в контексте ослабления или нарушения последовательности эмоциональных реакций, проявлении душевного холода, безразличия. Безразличие касается не только внешних событий и происходящих потрясений, но также отношений с ближайшими значимыми людьми, в случае нарастания дефекта появляется равнодушие к собственной личности и дальнейшей судьбе. Даже в тех моментах, где большинству характерно испытывать эмоциональные всплески или колебания (трагедии, угроза жизни и прочее), такой человек будет оставаться беспристрастным не благодаря самоконтролю, а вследствие полного отсутствия переживаний.
Без соответствующего лечения эмоциональная тупость развивается, приводя к изменениям в личностной и деятельностной сфере, обычно выражающаяся в равнодушии. При этом у человека появляется высокая степень ранимости в тех областях, которые обычно легко переносятся другими. Примером эмоциональной тупости может служить отсутствие переживаний по поводу смерти ближайшего родственника и тяжелейшая истерика из-за того, что кто-то воспользовался любимой кружкой
Если нарушения еще не столь серьезны, то с данным аффективным нарушением люди могут соблюдать социальные нормы, но делать они это будут скорее по памяти, ориентируясь на то, что так было всегда, а не на собственные внутренние ценности и ощущения. Такие люди могут притворяться и действовать «правильно», если считают это выгодным, нужным для себя или даже не понимают, почему они должны действовать по-другому, ведь их поведение и поступки обычно вполне рациональны и объяснимы.
При эмоциональной тупости меняется и внешний вид человека. Лицо становится похожим на маску, голос невыразительный, тихий, без эмоциональный; движения замедляются вплоть до того, что человек может не двигаться сутками.

2.
В детском возрасте причинами являются психологические (полученные психотравмы, неправильное воспитание, негативные психо-эмоциональные условия в семье). Социальные факторы развития могут сформировать отсутствие правильной эмоциональной реакции, если включают в себя депривацию эмоциональных примеров. Наиболее часто подобные нарушения встречаются у сирот и детей, чьи родители полностью погружены в работу или решение собственных проблем.
Для сформированности полного набора разнообразных тонких и сложных реакций ему необходимо активное взаимодействие и поддержка со стороны взрослых. Если нет того, кто может объяснить происходящие переживания, то они остаются непонятными и пугающими, закрытыми от проявления, а впоследствии и от реализации.
Дальнейшее развитие происходит без использования всего эмоционального спектра, поэтому спустя несколько лет психика перестает переживать данные эмоции, отбрасывая их как не нужную функцию.

3.
Признаки тупости человека в эмоциональном плане на начальном этапе проявляются чрезмерной холодностью даже к близким. Это отсутствие сочувствия или сопереживания, радости за успехи тех, кто причастен к жизни человека. На первых этапах человеку еще доступны эмоциональные переживания, но чем дальше, тем примитивнее они становятся. Так реагирование, подразумевающее негатив (там, где может быть обида, расстройство, недовольство, отсутствие удовлетворения потребности и грусть) реализуются через яркие аффективные вспышки гнева.
Часто эти переживания вытесняются, и после приступа он может продолжать предыдущую линию поведения, просто потому что не помнит, как кричал или бил кого-то. Эмоции положительного спектра (удовольствие, радость, получение желаемого, гордость и прочие) переживаются также ярким аффективным состоянием эйфории.
Находясь в эйфории, человек будет привлекать к себе внимание ярким и нелепым внешним видом, громким голосом и смехом, в состоянии депрессии могут игнорироваться банальные социальные нормы общения и поведения.

4.
Отсутствует критика относительно реальных проблем, возникающих преград, цельное восприятие ситуации нарушено. Остаются доступными переживание страха и удовольствия, но исчезают сложные эмоции, такие как грусть или вдохновение, вина или растерянность. Все тонкие аффективные процессы, состоящие из нескольких компонентов, затрагивающие интеллектуальную переработку опыта остаются за пределами возможных переживаний – человек все больше приближается по своим переживаниям к состоянию животного.
Присуще снижение понимания этических и нравственных норм, поскольку основными регулирующими факторами становятся первичные эмоции. Проявляется это пошлым юмором (а впоследствии отсутствием понимания шуток), грубостью, бесцеремонностью и демонстративностью поведения.
Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества. Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего.

5.
На последних стадиях наступает полная отстраненность от внешнего мира, внутренние переживания человека становятся недоступны даже ему. Это сравнимо с опустошенностью, безразличием, вопросы о настроении и испытываемых эмоциях могут оставаться без ответа сверх-длительное время или полностью игнорироваться. Это не нежелание отвечать или сильные переживания, просто находясь в крайней точке эмоционального уплощения, это сравнимо с тем, как спрашивать слепого от рождения какой его любимый цвет или на каком кресле он сейчас сидит.
При клинической картине последних стадий человек способен на совершение любых аморальных и преступных поступков – рамки цензуры, этики и воспитания полностью отсутствуют, а эмоциональная холодность позволяет снять внутренние ограничения.

6.
В ситуациях, где нет поражения головного мозга, ситуацию можно исправить исключительно психотерапией, хоть и достаточно длительной. Важным моментом является терапия всей семьи, поскольку именно ее устройство спровоцировало эмоциональную тупость.
При крайних стадиях развития обычно не требуется длительная диагностика – всем окружающим видно патологическое состояние человека и в данном контексте показана принудительная госпитализация в психиатрический стационар для медикаментозного лечения.
В самых запущенных случаях психотерапия не эффективна из-за разрушения личностного ядра, а возможно исключительно медикаментозное постоянное поддерживающее лечение.

Источник

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

— тип семейного воспитания;

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника. : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.

Источник

Оцените статью