Эмоциональная цветопись лутошкин методика

Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина

(для любого возраста)

Цель: Изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе. Имеется опыт применения данной методики для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм образовательного процесса в учебных заведениях и т.д.

Материал. Испытуемому выдается «Дневник настроений», рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: восемь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.

Красный – восторженное; оранжевый – радостное; желтый – приятное; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное; фиолетовый – тревожное; черный – крайне неудовлетворительное и белый – трудно сказать.

Ход обследования. Заполнение «Дневника настроений» осуществляется ежедневно.

Инструкция испытуемому:Мы обращаемся к Вам с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроения — это личная, интимная область человеческой жизни и вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед другими людьми не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к Вам, с личной просьбой принять участие в такой работе.

Нас интересует, с каким настроением Вы приходите на ра­боту (учебу), с каким уходите с нее, как отражаются на Вашем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим Вас ежедневно в начале и в конце дня в цветописном дневнике настроений оценивать свое эмоциональное со­стояние. Кроме того, мы просим Вас давать такую же оценку на­строению всего Вашего коллектива (группы, класса, отдела и т. п.)

В цветописи каждая цветовая полоса — это условное обо­значение того или иного настроения. В зависимости от того, ка­кое сегодня у Вас настроение, Вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и в конце дня проставляете дату, В правой стороне Вы можете указать, какое, по Вашему мнению, настроение преобладало в течение дня в Вашем коллективе. Эта работа не займет у Вас много времени. Записи делайте, пожалуй­ста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Работа с цветописями принесет Вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих товарищей по коллективу, анализируя причины колебаний своего самочувствия, Вы тем самым сможете сделать первый шаг к управлению своими чувствами, начнете глубже по­знавать существующие в Вашем коллективе взаимоотношения.

Мы заранее благодарим Вас, ценим Ваше сотрудничество, откровенность и обещаем, не разглашать полученных сведений.

Мое настроение сегодня Тональность настроения Настроение моего коллектива.
Начало Конец
Восторженное Красная полоска
Радостное Оранжевая полоска
Приятное Желтая полоска
Спокойное Уравновешенное Зеленая полоска
Грустное Синяя полоска
Тревожное Фиолетовая полоска
Крайне неудовлетворительное Черная полоска
Трудно сказать Белая полоска

Оперативная цветоматрица эмоциональных состояний в начале дня.

Фамилии группы Числа месяца.

В клеточках «числа месяца» цветом характеризуется настроение.

Итоговая цветоматрица настроений членов коллектива.

Фамилии группы Количество дней.

В клеточках «количество дней» отмечается общее количество дней с определенным настроением.

Оценка – интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах.

Первичная оценка— по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие карти­ну настроения во всем коллективе (какие состояния преоблада­ли в течение исследуемого периода, как они соотносятся по не­делям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в от­дельных группировках людей, сложившихся внутри коллекти­ва). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как:

а) позитивно стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра);

б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета верхней части спектра);

в) негативные, астеничиые (цвета нижней части спектра);

г) напряженные (представлены противоположные по значе­нию цвета);

д) «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).

Вторичная обработкацветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок прово­дятся следующим образом: красномуцвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в «+3» балла, оранжевому«+2», желтому « + 1», зеленому«О», си­нему «-1», фиолетовому«-2», черному«-3», Полоса в цветописи «трудно сказать» оценивается в «О» баллов. Условный показа­тель психологической атмосферы дня «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:

n — количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.

Получаемые данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по дням.

Примечание. Замеры настроения испытуемых в начале и в конце рабочего (учебного) дня показали, что методика позволяет не только собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У членов детских коллективов потребность рассказать о своем настроении обычно достаточно велика. Необходимость выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдается в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т.е. там, где имелись напряженные отношения.

Текст-рисунок (для младшего школьного возраста)

Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.

Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.

Источник

Эмоциональная цветопись лутошкин методика

Психосоматика в методе Арт-психотерапия запись закреплена

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Цель: исследование эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста.

Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

Задание: Какое у меня настроение?

Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное – красное, спокойное – зеленое, скучное – серое, плохое – черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.

Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.

Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

Источник

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
методическая разработка по теме

Методика диагностики эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
testemotsionalnayatsvetopis-lutoshkin.doc 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Цель : исследование эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста.

Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.

Задание : Какое у меня настроение?

Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное – красное, спокойное – зеленое, скучное – серое, плохое – черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.

Выделяем зоны : игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.

Оцениваем каждую зону цветом . Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.

Особенности выполнения методики . У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про.

Методика работы с детьми от 4,5 лет до 7 лет по развитию эмоциональной сферы

Материал содержит игры, этюды, упражнения для индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками.

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей.

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко.

Методики для дошкольного возраста. Эмоционально-волевая сфера.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социаль.

«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»

laquo;Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись&raquo.

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) колле.

Источник

Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»

Методика « Цветодиагностика эмоциональных состояний»

Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), исследования которого заложили прочную основу применения цвета в практике психологической диагностики. Следует отметить, что метод цветовых выборов Люшера успешно применялся при изучении групп людей, больных шизофренией, невротическими расстройствами.
Цветодиагностика эмоциональных состояний может применяться с 3-4-летнего возраста с целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе, для оценки воздействия различных ситуаций на ребенка, а также для выяснения влияния на эмоциональное самочувствие учащегося воздействий разных педагогов.
Теоретической основой данной методики является представление о том, что отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, уравновешенное;
синий – неудовлетворительное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – полный упадок, уныние;
белый – символизирует ответ типа: «трудно сказать».
Основным методическим инструментом цветодиагностики является дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон. Цветоматрица заполняется в начале и в конце каждого коррекционно-развивающего занятия. В инструкции ребенку предлагается выбрать ту полоску, которая похожа на его настроение в настоящее время.
Интерпретация результатов производится в двух вариантах. Первичная оценка — по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всей группе, и зональные (групповые) цветовые синдромы. По своему содержанию синдромы могут оцениваться следующим образом:
1. позитивно-стимулирующие (цвета верхней части спектра);
2. умеренные, стабилизирующие (цвета средней части спектра);
3. негативные, астеничные (нижняя часть спектра);
4. напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
5. «ковровые» (пестрота цветов, отсутствие единства в настроениях).
Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы – требует квантификации полученных данных: числового преобразования оценок. Оценка символизирует интенсивность выраженности эмоциональных состояний:
красный +3 балла
оранжевый +2 балла
желтый +1 балл
зеленый 0 баллов
синий -1 балл
фиолетовый -2 балла
черный -3 балла
белый 0 баллов
Таким образом, каждый цвет в цветоматрице можно заменить числовыми данными.
Анализ полученных данных возможен в нескольких вариантах:
1. Исследуется вертикальный столбец в цветоматрице. Он символизирует эмоциональное состояние перед началом занятия (в конце занятия). Условный его показатель «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
А= £((+) – (–)) х п,
где £ (+) – сумма всех положительных баллов, V (–) – сумма всех отрицательных баллов, п – количество человек.
Данный показатель служит определенным критерием деятельности психолога. Он отражает общее эмоциональное настроение группы детей. По нему взрослый может в некоторой степени судить о том, смог ли он своим воздействием на детей вызвать у них чувство эмоционального благополучия, которое отражается в хорошем настроении у детей («А» со знаком «+»). Либо, наоборот, следствием общения психолога и группы стало чувство эмоционального дискомфорта, выражающееся в неудовлетворительном, тревожном настроении («А» со знаком «–»).
2. Исследуется представленность цветов у всех членов Т-группы в течение определенного периода времени (на протяжении реализации программы). В этом случае можно говорить об общих цветовых синдромах, то есть о преобладании определенных настроений у детей за данный период. Таким образом, исследуется влияние на эмоциональную атмосферу в группе макрофакторов – каких-либо значимых событий, наиболее понравившихся занятий. Динамика эмоциональных состояний детей в процессе реализации программы представлена графически.
3. Проводится анализ горизонтального столбца цветоматрицы – смена настроений отдельного ребенка. Учитывается представленность цветов, словесные пояснения ученика. Это дает возможность психологу (педагогу) глубже узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние, а следовательно, найти оптимальные цветовые варианты воздействия на ребенка.
Применение методики выполняет исследовательскую функцию. Методика рекомендуется для практических психологов, учителей, воспитателей.
Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

Источник

Оцените статью