- Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина
- Эмоциональная цветопись лутошкин методика
- Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина
(для любого возраста)
Цель: Изучение динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе. Имеется опыт применения данной методики для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм образовательного процесса в учебных заведениях и т.д.
Материал. Испытуемому выдается «Дневник настроений», рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: восемь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.
Красный – восторженное; оранжевый – радостное; желтый – приятное; зеленый – спокойное, уравновешенное; синий – грустное; фиолетовый – тревожное; черный – крайне неудовлетворительное и белый – трудно сказать.
Ход обследования. Заполнение «Дневника настроений» осуществляется ежедневно.
Инструкция испытуемому:Мы обращаемся к Вам с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроения — это личная, интимная область человеческой жизни и вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед другими людьми не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к Вам, с личной просьбой принять участие в такой работе.
Нас интересует, с каким настроением Вы приходите на работу (учебу), с каким уходите с нее, как отражаются на Вашем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим Вас ежедневно в начале и в конце дня в цветописном дневнике настроений оценивать свое эмоциональное состояние. Кроме того, мы просим Вас давать такую же оценку настроению всего Вашего коллектива (группы, класса, отдела и т. п.)
В цветописи каждая цветовая полоса — это условное обозначение того или иного настроения. В зависимости от того, какое сегодня у Вас настроение, Вы слева от соответствующего цвета в начале, а затем и в конце дня проставляете дату, В правой стороне Вы можете указать, какое, по Вашему мнению, настроение преобладало в течение дня в Вашем коллективе. Эта работа не займет у Вас много времени. Записи делайте, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться. Работа с цветописями принесет Вам пользу. Оценивая свое настроение и состояние своих товарищей по коллективу, анализируя причины колебаний своего самочувствия, Вы тем самым сможете сделать первый шаг к управлению своими чувствами, начнете глубже познавать существующие в Вашем коллективе взаимоотношения.
Мы заранее благодарим Вас, ценим Ваше сотрудничество, откровенность и обещаем, не разглашать полученных сведений.
Мое настроение сегодня | Тональность настроения | Настроение моего коллектива. |
Начало | Конец | |
Восторженное Красная полоска | ||
Радостное Оранжевая полоска | ||
Приятное Желтая полоска | ||
Спокойное Уравновешенное Зеленая полоска | ||
Грустное Синяя полоска | ||
Тревожное Фиолетовая полоска | ||
Крайне неудовлетворительное Черная полоска | ||
Трудно сказать Белая полоска |
Оперативная цветоматрица эмоциональных состояний в начале дня.
№ | Фамилии группы | Числа месяца. |
В клеточках «числа месяца» цветом характеризуется настроение.
Итоговая цветоматрица настроений членов коллектива.
№ | Фамилии группы | Количество дней. |
В клеточках «количество дней» отмечается общее количество дней с определенным настроением.
Оценка – интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах.
Первичная оценка— по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроения во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как:
а) позитивно стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра);
б) умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета верхней части спектра);
в) негативные, астеничиые (цвета нижней части спектра);
г) напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
д) «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях).
Вторичная обработкацветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок проводятся следующим образом: красномуцвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в «+3» балла, оранжевому«+2», желтому « + 1», зеленому«О», синему «-1», фиолетовому«-2», черному«-3», Полоса в цветописи «трудно сказать» оценивается в «О» баллов. Условный показатель психологической атмосферы дня «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
n — количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.
Получаемые данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по дням.
Примечание. Замеры настроения испытуемых в начале и в конце рабочего (учебного) дня показали, что методика позволяет не только собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У членов детских коллективов потребность рассказать о своем настроении обычно достаточно велика. Необходимость выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдается в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т.е. там, где имелись напряженные отношения.
Текст-рисунок (для младшего школьного возраста)
Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.
Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.
Источник
Эмоциональная цветопись лутошкин методика
Психосоматика в методе Арт-психотерапия запись закреплена
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
Цель: исследование эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста.
Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.
Задание: Какое у меня настроение?
Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное – красное, спокойное – зеленое, скучное – серое, плохое – черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.
Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.
Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.
Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.
Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
Источник
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
методическая разработка по теме
Методика диагностики эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testemotsionalnayatsvetopis-lutoshkin.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
Цель : исследование эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста.
Цвет – наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.
Задание : Какое у меня настроение?
Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное – красное, спокойное – зеленое, скучное – серое, плохое – черное, тревожное – коричневое, безразличное – белое.
Выделяем зоны : игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.
Оцениваем каждую зону цветом . Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.
Особенности выполнения методики . У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про.
Методика работы с детьми от 4,5 лет до 7 лет по развитию эмоциональной сферы
Материал содержит игры, этюды, упражнения для индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками.
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей.
Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.
Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко.
Методики для дошкольного возраста. Эмоционально-волевая сфера.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социаль.
«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»
laquo;Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись».
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)
Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) колле.
Источник
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
Методика « Цветодиагностика эмоциональных состояний»
Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), исследования которого заложили прочную основу применения цвета в практике психологической диагностики. Следует отметить, что метод цветовых выборов Люшера успешно применялся при изучении групп людей, больных шизофренией, невротическими расстройствами.
Цветодиагностика эмоциональных состояний может применяться с 3-4-летнего возраста с целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы, самочувствия личности в группе, для оценки воздействия различных ситуаций на ребенка, а также для выяснения влияния на эмоциональное самочувствие учащегося воздействий разных педагогов.
Теоретической основой данной методики является представление о том, что отношение к тем или иным людям, событиям, объектам или явлениям отражается в цветовых ассоциациях к ним. То есть каждый цвет спектра является условным знаком определенного настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, уравновешенное;
синий – неудовлетворительное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – полный упадок, уныние;
белый – символизирует ответ типа: «трудно сказать».
Основным методическим инструментом цветодиагностики является дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон. Цветоматрица заполняется в начале и в конце каждого коррекционно-развивающего занятия. В инструкции ребенку предлагается выбрать ту полоску, которая похожа на его настроение в настоящее время.
Интерпретация результатов производится в двух вариантах. Первичная оценка — по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всей группе, и зональные (групповые) цветовые синдромы. По своему содержанию синдромы могут оцениваться следующим образом:
1. позитивно-стимулирующие (цвета верхней части спектра);
2. умеренные, стабилизирующие (цвета средней части спектра);
3. негативные, астеничные (нижняя часть спектра);
4. напряженные (представлены противоположные по значению цвета);
5. «ковровые» (пестрота цветов, отсутствие единства в настроениях).
Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы – требует квантификации полученных данных: числового преобразования оценок. Оценка символизирует интенсивность выраженности эмоциональных состояний:
красный +3 балла
оранжевый +2 балла
желтый +1 балл
зеленый 0 баллов
синий -1 балл
фиолетовый -2 балла
черный -3 балла
белый 0 баллов
Таким образом, каждый цвет в цветоматрице можно заменить числовыми данными.
Анализ полученных данных возможен в нескольких вариантах:
1. Исследуется вертикальный столбец в цветоматрице. Он символизирует эмоциональное состояние перед началом занятия (в конце занятия). Условный его показатель «А» высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:
А= £((+) – (–)) х п,
где £ (+) – сумма всех положительных баллов, V (–) – сумма всех отрицательных баллов, п – количество человек.
Данный показатель служит определенным критерием деятельности психолога. Он отражает общее эмоциональное настроение группы детей. По нему взрослый может в некоторой степени судить о том, смог ли он своим воздействием на детей вызвать у них чувство эмоционального благополучия, которое отражается в хорошем настроении у детей («А» со знаком «+»). Либо, наоборот, следствием общения психолога и группы стало чувство эмоционального дискомфорта, выражающееся в неудовлетворительном, тревожном настроении («А» со знаком «–»).
2. Исследуется представленность цветов у всех членов Т-группы в течение определенного периода времени (на протяжении реализации программы). В этом случае можно говорить об общих цветовых синдромах, то есть о преобладании определенных настроений у детей за данный период. Таким образом, исследуется влияние на эмоциональную атмосферу в группе макрофакторов – каких-либо значимых событий, наиболее понравившихся занятий. Динамика эмоциональных состояний детей в процессе реализации программы представлена графически.
3. Проводится анализ горизонтального столбца цветоматрицы – смена настроений отдельного ребенка. Учитывается представленность цветов, словесные пояснения ученика. Это дает возможность психологу (педагогу) глубже узнать ребенка, выявить наиболее важные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние, а следовательно, найти оптимальные цветовые варианты воздействия на ребенка.
Применение методики выполняет исследовательскую функцию. Методика рекомендуется для практических психологов, учителей, воспитателей.
Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
Источник