Эмоциональная связь с ребенком при грудном вскармливании

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11–13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110–168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52–57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23–27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47–50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5–8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371–376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Воспитание детей и грудное вскармливание. Какая связь?

Замечали ли вы во время прогулки на детской площадке, как по-разному ведут себя дети. Они могут спокойно сидеть в песочнице либо кататься с горки. Но стоит мамам позвать своих малышей, один тут же откликается, прибегает к мамочке, а вот другой будет всячески стараться не обращать на призыв мамы никакого внимания. Почему так происходит? Один ребеночек понимает с первого раза, а другой — не слушается.

Как грудное вскармливание влияет на воспитание.

Основой воспитания является установление контакта, физической и эмоциональной связи между матерью и младенцем, глубокое взаимопонимание.

В зависимости от того, как мать и дитя проводят первый год его жизни, предопределяются их последующие взаимоотношения.

Чтобы правильно направлять ребенка в воспитании, вам следует научиться понимать его язык и безошибочно реагировать на возникающие у него потребности. А чтоб карапуз поддавался воспитанию, он должен доверять своему родителю. Тогда он сам будет желать вашего руководства.

Многие мамы не хотят откликаться на плач малыша, думая, что он начнет манипулировать ею, и пытаются научить кроху успокаиваться самостоятельно, позволив ему накричаться и наплакаться. Но стоит задуматься над тем, для чего вообще природа наградила младенца способностью плакать. Разве плач не для того и существует, чтобы показать потребности не умеющего говорить малютки? Именно это и есть язык, на котором он общается. Это путь к установлению доверия между вами. Это способ установить тесный физический и эмоциональный контакт.

Плач ребенка бывает разным. При возникновении беспокойства, малыш начинает мягко плакать, как бы призывая обратить на себя внимание. Если мама незамедлительно реагирует, то успокоить его ей будет намного легче. Конечно же, ваша реакция не всегда будет приводить к прекращению плача, ведь только сам ребеночек в состоянии это сделать. Но ваша задача – не оставлять его плачущим и давать чувствовать вашу поддержку.

В случае, когда малыш не получает вашего ответа, его плач приобретает все признаки тревоги и гнева, он несет раздражающие звуки и может вызвать у матери недовольство и негодование. Развитие подобных отношений может привести к образованию проблем с воспитанием, ввиду отсутствия положительной связи между матерью и ее дитя. Лучше предотвратить проблему, нежели потом ее решать. Если вы научитесь распознавать сигналы, которые подает кроха перед тем, как плакать, вовремя реагировать, то сможете установить хороший контакт.

Если вы сразу же после рождения будете держать ребенка на руках, прижимать к себе, кормить грудью, а малютка, только открыв глаза, будет видеть мамино лицо, то он почувствует, что находится в безопасном и уютном месте, где ему всегда рады, и будет учиться доверию. Младенец еще не умеет разговаривать, но обладает способностью чувствовать. И когда он ощущает, что любим, что им дорожат, с ним разговаривают и играют – это и будет являться зарождением самооценки. А улыбки крохи, его чувство удовлетворения, сделают более уверенными в своих действиях родителей.

Доверие в младенчестве – фундамент успешного воспитания.

Существует прямая связь между кормлением ребенка грудью и его воспитанием. Во время кормления мама лучше познает потребности своего чада. Когда младенец находится на грудном вскармливании, она изучает его поведение и начинает определять, когда он насытился, или наоборот, когда он только хочет есть. А может он просто желает, чтоб его взяли на ручки и проявили заботу и внимание. Когда малютка подает сигнал и получает постоянный отклик, то подсознательно у него закрепляется понимание того, что его любят, и он может доверять. Малыш пребывает в ощущении себя в зоне комфорта и благополучия.

В процессе кормления грудью, в организме матери вырабатываются гормоны – окситоцин и пролактин. Они имеют свойство возрастать при проявлении материнских чувств, когда вы смотрите на своего ребеночка или держите его на руках. Происходит взаимообмен. С одной стороны, эти гормоны формируют инстинкт материнства, а с другой стороны, мать, проявляя заботу о ребенке, стимулирует их выработку.

Многие мамы замечают, что одна только мысль о ребенке заставляет молочные железы наливаться молоком.

Интуиция матери напрямую зависит от этих гормонов. Через полчаса после кормления грудью, в ее организме уровень пролактина увеличивается в десять раз и возвращается на прежний уровень через час после кормления. Поэтому, если вы будете кормить ребенка с интервалом в час-полтора, и это будет совпадать с потребностями в кормлении малыша, ваши гормоны будут работать на вас.

Чем прочнее связь между матерью и ребенком, тем более стабилен гормональный фон в организме. Присутствие матери воздействует и уравновешивает химические процессы маленького растущего организма. Грудное вскармливание помогает справиться с тревожностью. Гормон кортизон, вырабатываемый корой надпочечников, влияет на образование эмоций человека. Если его много – ребенок становится тревожным, обеспокоенным. Если мало, соответственно, вялым и сонным. Поэтому важно поддерживать гормональное равновесие путем тесного взаимодействия с матерью.

Учеными доказано, что дети, воспитанные на грудном вскармливании, развиваются более гармонично. Это относится к деткам, которых не прекращали кормить грудью на втором году жизни. Когда ребенок учится ходить, пытается проявлять независимость, он может пугаться своей самостоятельности. И ничто его так не утешит, как мамина грудь. Ребенок чувствует: «Мама рядом, я в надежных руках!» Именно это дает ему опору, создает условия для дальнейшего изучения окружающего мира, обуславливает проявление и укрепление инициативности и самостоятельности. У таких детей отсутствует привычка грызть ногти или сосать палец.

Конечно же, каждая мать решает для себя сама, когда ей отлучать от груди своего ребенка. Но желательно это делать ближе к двум годам. Высока вероятность того, что в период с года до двух ребенок сам проявит инициативу и откажется от маминой груди. Если вы все же решили отлучать кроху от груди, действуйте постепенно.

Дети, которых преждевременно отняли от груди, часто демонстрируют беспокойство и агрессию, становятся склонными к истерикам. Им намного сложнее устанавливать близкие взаимоотношения.

Что делать маме, если ребенок вынужденно находится на искусственном вскармливании?

Если мать по каким-то причинам выбирает метод искусственного вскармливания, то она должна работать над тем, чтобы достигнуть доверия со своим малышом. Конечно, при такой форме питания у матери нет возможности поддерживать гормональное равновесие. Однако, она может оказывать воздействие на выработку своих материнских гормонов, которые будут облегчать формирование привязанности.

Что следует предпринять?

  1. Установите режим кормления крохи и строго придерживайтесь его.
  2. При кормлении из бутылочки расположите малыша на руках у своей груди.
  3. Своевременно отвечайте на плач малютки.
  4. Чаще обнимайте свое чадо, носите его на руках. Это будет способствовать установлению эмоциональной близости.
  5. Делайте крохе детский массаж. Как делать массаж смотрите здесь.
  6. Разговаривайте с малышом. Можете использовать стишки и потешки, детские песенки, сказки.
  7. Совместный сон.

Умение понимать своего ребеночка, откликаться на его потребности, проявлять заботу и внимание – все это является мощным инструментом воспитания. В итоге, ваш карапузик будет хотеть вам нравиться, следовательно, будет готов слушаться.

Уважаемые читатели! Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет Ваше лучшее «спасибо» за материал.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Источник

Оцените статью