Эмоциональная связь ребенка с матерью до какого возраста

Эмоциональная связь ребенка с матерью до какого возраста

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально – психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально – психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение.

Особое место в процессе личностного развития занимает любовь к ребенка к матери и его отношения с матерью. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней – источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия.

Цель: исследование роли эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности.

Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

С помощью эмоций осуществляется установление отношений: организуя реакцию, эмоции тем самым определяют отношение человека к ситуации. Внутреннее отношение выражается в готовности к определенному поведению. Организующее влияние эмоций на формирование отношений подчеркивается большинством исследователей (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Отношение всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на окружающую действительность или личность.

Исследованию проблем межличностного взаимодействия матери и ребенка посвящено много работ (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский). В структуре межличностного взаимодействия выделяют три основных компонента (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов) – гностический, аффективный, поведенческий. Во взаимоотношениях всегда существуют эмоциональные отношения, которые представляют собой целостную систему связей личности с различными сторонами объективной действительности. Аффективный компонент межличностного взаимодействия представляет собой субъективное переживание отношения к другой личности. Эмоциональное взаимодействие является специфической формой эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание [1].

Наиболее ранняя форма взаимодействия – это чисто эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка. От эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка зависит личностное развитие ребенка, его успешность в учебе и социальном развитии. Особенно важным является возраст ребенка до 3 лет. Именно в этот период развиваются основы эмоционального материнско-детского взаимодействия [2, с. 119].

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 8 месяцев) и появлении сторонних (в 8 месяцев). На втором году жизни беспокойство присутствия посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5, у мальчиков до 3,5 лет. В 3 года дети все еще чувствуют себя увереннее рядом с мамой, несмотря на возросший интерес к общению с отцом и сверстниками. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе да до такой степени, что создают у них болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая чрезмерной заботой о ребенке. Нередко ему внушается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность общения с другим взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность формирует у ребенка инфантильность, несамостоятельность, неуверенность [3, с. 95].

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы – их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам. Наблюдения специалистов показывают, что если возраст ребенка превышает 6 месяцев, то адаптация к яслям проходит менее болезненно, поскольку еще нет выраженной привязанности к матери. Но в последующем у ясельного ребенка становится заметно отставание в развитии, так как только в семье возможен необходимый уход, словесный, физический и эмоциональный контакт. Начиная с 7 месяцев определение малыша в ясли действует на него как психически травмирующий фактор, поскольку ребенок начинает переживать отторжение от матери, к которой он привязан.. Наиболее сильной угроза невротизации ребенка будет при отделении его от матери в возрасте от 7 месяцев до 1,5–2 лет, когда является не только беспокойство при разрыве сложившегося стереотипа эмоционального контакта с матерью, но и страх при посторонних, незнакомых взрослых.

Таким образом, по крайней мере до 3 лет нарушение эмоционального контакта с матерью наносит травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в психическом развитии детей.

Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ее ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Чаще всего это проявляете по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый. Эмоционально «перегорая» на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как правило, мать уже физически вымотана и загружена работой [3, с. 195].

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с водителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими-либо принципами и условиями, чувством долга.

Недостаток любви могут ощущать дети, пол которых не соответствует ожидаемому. Мальчик тогда любим (а хотели девочку), если оправдывает ожидания: тихий и незаметный в поведении. Когда же он своеволен и упрям, то встречает у родителей подчеркнутое чувство неприятия, раздражения и недовольства. В этом случае значительно больше и физических наказаний. При появлении вместо мальчика девочки недовольство родителей часто вызывает мягкостью характера девочки, ее повышенной эмоциональной чувствительностью, нежностью и ранимостью.

Также неблагоприятна ситуация, когда ребенок желанный, но вызывает разочарование тем, что не оправдывает надежд: не так быстро развивается, не такой, как все.

Препятствует выражению любви к ребенку и невротического состояние матери или характерологическими особенностями матери. Есть тип женщин, у которых чрезмерно развито чувство долга, обязанности, ответственности, отсутствуют компромиссы. Такие матери излишне серьезны и рациональны, никогда не смеются, если не считать иронических улыбок, не переносят детского шума, крика и смеха. Пойти лишний раз навстречу ребенку, купить по его просьбе игрушку считается непростительной ошибкой и баловством. Эти матери чрезмерно сдержанны, редко держат детей на руках, не ласкают, не хвалят, зато читают много нравоучений, часто не терпящим возражения голосом. При невыполнении детьми бесчисленных требований на малышей может обрушиться поток обвинений, оскорблений и угроз, нередко физических наказаний. Но даже и это отрицательное, но непосредственное и эмоционально искреннее отношение воспринимается ребенком иногда менее травматично, чем постоянно сдержанное, в чем-то равнодушное и не отступное чувствам ребенка состояние матери.

Все это осложняет отношения родителей с ребенком, обычно единственным. Не испытывая к нему нежных чувств и будучи недовольными возникшими препятствиями на пути личного самоутверждения, такие матери стремятся перепоручить воспитание няням, родственникам и знакомым, поместить детей в специализированные школы, нередко интернатного типа. Такая ситуация также вредит эмоционально психическому развитию ребенка.

Все рассмотренные ситуации нужно вовремя понять, чтобы, одной стороны, не создавать лишних барьеров на пути эмоционального развития детей, которые отрабатывают на родителях модели общения со сверстниками, а с другой – всемерно развивать соответствующие полу навыки и умения любить и чувствовать себя счастливым.

Любовь к родителям, к сожалению, не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребенок пытается излить на них свое раздражение и недовольстве. Чаще всего таким объектом служит мать как наиболее эмоционально близкое, доступное лицо.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз – картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения, возникнет скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых. Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности [1, с. 117].

К концу дошкольного возраста, в 6–7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям – все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте. Дети этого возраста повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. У них развито чувство собственного достоинства, они не переносят несправедливого, предвзятого отношения, оскорблений и обид, насмешек: «Мне так обидно, когда ты на меня кричишь», «Я переживаю», «Я плачу не от боли, а от обиды». Проявляются остроумие, ирония, юмор, понимание условностей, «срытого смысла пословиц, подоплеки происходящих событий. По-прежнему выражена потребность в признании, одобрении, понимании, поддержке и любви. Причем все в большей степени эти чувства начинают обращаться на сверстников, образуя сложную канву групповых отношений, включая увлеченность сверстником другого пола, чувство любви к нему. Развита эмоциональная память – помнится ряд эпизодов, происшедших несколько лет назад. Развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания.

Мы провели исследование эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка среди мам-студентов, проживающих в общежитии. Эксперимент проводился в разновозрастной группе «Комнаты матери и ребенка» в общежитие № 18 СВФУ.Якутске. В исследовании приняли участие 14 детей и их мам. Исследование проходило в двух направлениях: анкетирование мам, методика «Выбери лепесток» для выявления взаимоотношений детей с членами семьи [4].

Анкетирование показало, что 40 % современных родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания. В ответах опросника они выбрали показатели – требовательность, строгость, контроль. Ответы 40 % родителей показали эмоциональную близость с ребенком. Они выбрали ответы совпадают с показателями «эмоциональная близость», «принятие», «сотрудничество», «удовлетворенность отношениями». Ответы 20 % родителей показали тревожность. Для них характерны тревожность, непоследовательность, конфронтация в семье.

По методике «Выбери лепесток» дети должны были выбрать лепесток цветка, который они отдали бы маме, папе и другим членам семьи [6].

Желтый цвет выбрали 3 детей: «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость. Красный выбрали 6 детей «Активное взаимодействие». Голубой – 2 ребенка: «Рядом, но не всегда вместе». Зеленый выбрали 3 детей: «Надежда и опора». Результаты диагностики показали, в основном, привязанность детей родителям.

Таким образом, от эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка зависит личностное развитие ребенка, его успешность, психическое состояние и социальное развитие. Эмоциональные взаимоотношения матери с ребенком положительно влияют на адаптацию ребенка в социальном окружении.

Источник

Эмоциональная связь ребенка с матерью до какого возраста

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает «кризис рождения». Малыш вступает в совершенно новый мир.

На смену водной среде приходит воздушная, не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов — бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это — огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Первые часы после появления ребенка на свет — один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.

Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач ребенка и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок — из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать — из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это — своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от груди. Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше — всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.

Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

Таким образом, кормление — акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Оцените статью