- Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоциональная устойчивость педагога учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ» тренажёр
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
статья на тему
Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает при отсутствии конкретного результата. В связи с этим высока вероятность развития симптомов выгорания у учителей и педагогов.
Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.
Способы саморегуляции способствуют преодолеванию негатива в жизни и работе педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_ustoychivost_pedagoga_v_deyatelnosti.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Эмоциональная устойчивость и саморегуляция педагога в деятельности
Наиболее сильные негативные переживания, связанные с его работой педагог ощущает при отсутствии конкретного результата. Учителя ощущают что «работают впустую», «появляется чувство отчаяния, когда что-то не удалось».
В связи с этим, результаты исследований Т. И. Ронгинской (1999-2009) указывают на высокую вероятность развития симптомов выгорания среди педагогов. Согласно исследованиям Фарманюк Т.В. профессия учителя в настоящее время всё более и более феминизируется, к профессиональным стрессам на работе прибавляются ещё и загруженность работой по дому, дефицит времени для семьи и детей.( («Синдром эмоционального выгорания в профессиональной дезадаптации учителя»).
Сильнейшим фактором переживания для педагога является ощущение утраты смысла деятельности. Причём, последствия выгорания начинают существенно сказываться на взаимоотношениях с другими людьми, личной жизни, в семье.
Специалисты в области профессионального выгорания педагога сходятся на том, что психологической основой его предупреждения является развитие такого качества как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость педагога теснейшим образом связана с формированием эмоциональной саморегуляции, её способов и приёмов. Умение вести себя адекватно ситуации, индивидуальные особенности человека, высокий уровень «субъектно осознанной саморегуляции» являются предпосылками эффективного контроля поведения, помогающие осознавать собственные возможности и компенсировать неустойчивые состояния, стрессогенные факторы.
Эмоциональная устойчивость личности представляет собой сложное, интегративное качество личности, которое характеризуется таким сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, способствующих успешному решению человеком сложных и ответственных задач в напряженной эмоциональной обстановке.
Низкий уровень развития навыков саморегуляции, незнание психологической культуры, приводит к тому, что значительный процент педагогических работников страдает многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями.
Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от возможностей человека, опыта разрешения аналогичных ситуаций в прошлом, выбором пути преодоления препятствий.
Способ преодоления трудностей во многом детерминирует поведение человека, а в ситуациях межличностного взаимодействия, трудностей и возникших конфликтов от выбора адекватного способа преодоления трудностей зависит дальнейшее взаимодействие с окружающими. Учителям и педагогам следует усвоить общие знания о целостном процессе эмоциональной саморегуляции.
Частая необходимость в саморегуляции возникает в том случае, если педагог находится в трудноразрешимой либо необычной ситуации, которая может иметь несколько вариативных решений. Или в случае нахождения педагога в состоянии повышенного эмоционального или физического напряжения, когда он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей. Все выше сказанное побуждает его действовать импульсивно.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование и методы психофизиологической регуляции (регуляция мышечного тонуса, управление ритмом и темпом дыхания, аутогенная тренировка (АТ), нервно-мышечная релаксация). Что касается профилактических и коррекционных мер при синдроме «эмоционального выгорания», то можно использовать так называемые -«тайм-ауты», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
— развиваться и самосовершенствоваться профессионально например, чаще посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары, круглые столы и пр.);
— стремиться уходить от ненужной конкуренции так как чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению выгорания;
— общаться эмоционально, ведь при анализе своих чувств и эмоций с другими процесс этот оказывается не столь выраженным;
— поддерживать хорошую физическую форму, помня о том, что между состоянием тела и разума существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребления, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления профессионального выгорания педагога.
Источник
Эмоциональная устойчивость педагога
учебно-методический материал
Эмоциональная устойчивость педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_ustoychivost_pedagoga.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная устойчивость педагога – необходимое психологическое условие
для оптимизации его профессиональной деятельности
У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере «человек-человек». Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:
- снижение восприимчивости — отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;
- бессонница;
- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
- чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
- эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.
Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит? Происходит накапливание отрицательных эмоций. (Это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания — есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно. Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя. Умение владеть собой, держать себя в руках — один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.
Психологические игры с педагогами (См. приложение)
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
1.Самодиагностика проявления признаков выгорания.
Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно.
Источник
«ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ»
тренажёр
Педагогическое мастерство педагога связано не только с развитием его личности, способностей, умений, навыков, помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с воспитанниками, коллегами, администрацией.
Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Педагог осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, стремится снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_byt_spokoynym.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ».
Педагогическое мастерство педагога связано не только с развитием его личности, способностей, умений, навыков, помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с воспитанниками, коллегами, администрацией.
Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Педагог осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, стремится снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Педагог неадекватно «экономит» па эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным -уделю внимание данному воспитаннику или коллеге, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространен. Педагогу чаще всего кажется, что он поступает допустимым образом. Однако субъект общения фиксирует иное — эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.
2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с воспитанниками. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Почему я должен за всех волноваться».
3. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
Термин «редукция» означает упрощение. В профессиональной деятельности педагога редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
4. Симптом «эмоционального дефицита».
Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
К педагогу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может продуктивно взаимодействовать с учащимися. Он оказывается нс в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны его трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.
Многочисленные проявления «выгорания» можно свести к трем типам. Первый — «упрощение», «притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств и сладость переживаний не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни педагога. Второй — возникновение конфликтов с учащимися, коллегами, администрацией. Педагог начинает чувствовать раздражение. Сначала он сдерживает его, но затем происходит взрыв. Третий тип социально и экономически наиболее опасен для общества — это утрата смысла жизни, состояние, в котором «на все наплевать». Мир для него безразличен. Разрабатываемые за рубежом многочисленные методы профилактики «выгорания» педагогов направлены на ликвидацию «стресса жизни».
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в вузе, быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных и по явления новых знаний, по мере появления новой информации, компетентность специалиста снижается на 50 % [4].
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является его способность к саморегуляции, т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях.
Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов, или решение о том, как действовать, педагогу приходится принимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.
Саморегуляция также необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Да и сама профессиональная деятельность и публичный характер общения педагога с учебной группой тоже являются факторами, вызывающими у педагога мышечные зажимы, чувство неуверенности, страха, скованности. Деятельность и действия на виду отражаются на стройности мыслей педагога, его физическом самочувствии, психическом, физическом состоянии. Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием.
То, как важно научиться справляться со своим внутренним волнением, подчеркивал К.С. Станиславский: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе от волнения, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть и доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно парализованный; когда зажимы в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет поменять мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку».
Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию каждому преподавателю доступно овладение способами саморегуляции, хотя индивидуальные различия предопределяют в каждом случае особый способ подготовки механизмов саморегуляции и темпа ее освоения. Нужны систематическая работа, тренинг психофизического аппарата, который постепенно станет послушным орудием в педагогической деятельности.
Для педагога можно определить следующие важнейшие способы саморегуляции:
- • воспитание доброжелательности и оптимизма;
- • контроль своего поведения (самоконтроль);
- • регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания;
- • разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор);
- • самовнушение.
Педагог должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Но самочувствие педагога не является только его личным делом, так как его расположение духа отражается па учащихся. «Нельзя безнаказанно делать детей игрушкой своего настроения. Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Мы должны окутывать детей в атмосферу, приличную их чину», — говорил А.П. Чехов. Эмоциональные состояние и настрой педагога не только несет информацию, но и передает отношение к ней, создает определенную атмосферу в обучении.
Психологическая устойчивость в профессиональной деятельности является залогом успеха и мастерства педагогического взаимодействия. Как правило, результатом психологической устойчивости педагога становится положительное эмоциональное отношение к себе, своей профессии, специфике педагогической деятельности. Именно положительные эмоции активизируют и вдохновляют педагога, придают ему уверенность, наполняют чувством радости, положительно влияют на отношения с учащимися, родителями, коллегами. Отрицательные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревогу, страх, мнительность, неуверенность, подозрение.
А.С. Макаренко считал, что в ученическом коллективе обязательно должны быть «бодрость, никаких пасмурных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность действовать, радужное, веселое расположение духа». Мажорный тон коллектива помогает успешному продвижению к цели, преодолению трудностей.
Чтобы настроиться на позитив, пробудить центры положительных эмоций и создать хорошее расположение духа, педагогу необходимо обладать доброжелательностью и оптимизмом в выстраивании своей профессиональной модели поведения. При такой установке приемы доброжелательного поведения и конструктивного взаимодействия педагога с учащимися закрепляются, характер взаимоотношений меняется. Используя прямой путь волевого влияния на собственное самочувствие, педагог
с позитивной установкой на общение с учащимися, искренней радушной улыбкой и сам становится жизнерадостным. В этой связи психологи однозначны в своих убеждениях: улыбка рождает настроение. Они советуют использовать техники само настроя: «Если же плохое расположение духа не отступает, следует заставить себя улыбнуться, удержать несколько минут улыбку и подумать о чем-то приятном. Плохое настроение начнет «размываться». Вы успокоитесь, и к Вам может возвратиться присущий Вам оптимизм».
Влияние на эмоциональную сферу — процесс сложный, и не всегда педагог способен достичь равновесия, стремясь пробудить положительные реакции.
А.М. Горький в своих трудах подчеркивал, что и «маленькая победа над собой делает человека намного сильнее». Для этого педагогу важно вырабатывать такой синтез качеств и свойств личности, который даст ему возможность уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность. Это — педагогический оптимизм, уверенность в себе, своих профессиональных возможностях и способностях, отсутствие эмоционального напряжения и страха в преодолении профессиональных трудностей; наличие у педагога таких волевых качеств, как целеустремленность, решительность, умение владеть собой.
Восточный поэт и мудрец Бедиль, характеризуя сильную волевую личность, подчеркивал значение умения владеть собой в успехе любого вида деятельности. Он говорил: «Где воля напрягается, как тетива, там муравей одолевает льва».
Какие пути волевого влияния? Это прежде всего обращение к собственному чувству долга в связи с осознанием социальной роли профессии, ценностными установками. Механизм влияния заключается в сдерживании собственных действий, которые не совпадают с убеждениями, сверхзадачей; пробуждение активности в направлении достижения избранной цели жизни и деятельности.
Успешная деятельность педагога, напряженная, но осмысленная работа, оставляет меньше «шрамов» от стрессов. Развивающийся педагог, обладающий активной профессиональной позицией, имеет значительно меньше шансов эмоционально сгореть, получить профессиональную деформацию. Помощь педагогу должна заключаться не только в создании условий для труда и отдыха, но и в создании условий, активизирующих процесс саморазвития и самоуправления. А саморазвитие следует начинать с выработки устойчивого адекватного поведения, развитию которого способствует освоение навыков регуляции своего физического и эмоционального состояния. Навыки вырабатываются с помощью упражнений, некоторые из них будут предложены в данном пособии.
Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научится расслабляться. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Расслабление доступно всем, для некоторых техник не требуется каких-либо вспомогательных средств и времени. Умение расслабляться пригодится не только для рассасывания актуальных состояний напряженности. Без этого нельзя вести речи о целом ряде техник, позволяющих глубже познать себя.
Управление и коррекция саморегуляции осуществляются разными методами и приемами. Рассмотрим некоторые из них.
Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Психическая саморегуляция включает релаксацию (состояние расслабления) и самовнушение с целью формирования профессионально необходимых качеств.
Пример: «Я спокоен. Я уверенно иду на занятие. Я чувствую себя спокойно. Я хорошо подготовлен. Мои занятия интересны. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится моя работа, мои учащиеся. Я — педагог».
Релаксация достигается педагогом в результате применения специальных психофизиологических техник, способствующих снятию психического напряжения. Попробуйте освоить следующие упражнения.
Упражнение 1. Расслабление и напряжение мышц руки. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3-4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом (Вы хотите быть сильным, крепким, Ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятникообразные движения.
Упражнение 2. Использование представлений для расслабления. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующие объекту ощущения и реакцию организма. Например, сильное волнение можно снять, если представить себя (желательно несколько раз) отвечающим на экзамене без волнения. Конечно, это трудно и не всегда удается, в таком случае могут помочь сюжетные представления на цветном фоне: луг, речка, морс, гладь воды.
Упражнение 3. «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, дома, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней се части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым. ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
Аутогенная тренировка, или аутотренинг, представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг основан на сознательном применении педагогом средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования. Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Активную роль при этом играют словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем.
Аутотренинг включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц и управление ритмикой дыхания. Система управления вниманием предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, событии, факте. Способность оперировать чувственными образами вырабатывается через специальные упражнения, направленные на перевод внимания с внешнего мира на внутренний и далее — на ощущения и чувственные образы.
Использование приемов аутотренинга позволяет педагогу целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Для этого с помощью специальных формул (аффирмаций) нужно вызвать ощущения тяжести тепла в конечностях, мышечного расслабления.
Затем, внушая себе заданное состояние и воображая соответствующие установки, необходимо сделать так, чтобы эта своеобразная психофизическая гимнастика стала частью деятельности педагога, наряду с дыхательной и артикуляционной.
Упражнение 1. Концентрируем внимание и даем само приказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены. Мои пальцы и кисти расслаблены. Мои предплечья и плечи расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно. ».
Нужно знать, напряжение каких мышц вызывает та или иная эмоциональная реакция. Так, при эмоции страха в наибольшей мере напрягаются артикулярные и затылочные мышцы, на расслабление их и нужно обратить внимание, испытывая это состояние.
Так как эмоциональное напряжение сопровождается напряжением мышц, то регулировать самочувствие можно, снимая мышечное напряжение. Чтобы лучше ощутить состояние расслабления, следует предварительно потренироваться в напряжении отдельных групп мышц и последующем их расслаблении.
Большое значение имеет начало формулы. Кроме описанных выше предложений, могут быть следующие начала фраз: «Мое желание иметь. », «Я вижу себя человеком. », «Я все смею, все могу. », «Я верю в то, что. », «Я убежден в том, что. ».
Упражнение 2. «Пресс».
Упражнение выполняется индивидуально и способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Данное упражнение рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учащимся или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.
К выполнению упражнения необходимо прибегать при первых признаках эмоционального напряжения, мешающего успешной работе, поскольку психотерапевтический результат достигается только в том случае, если учитель умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметет все на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам «сбрасывания» отрицательно заряженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и т. п.).
Суть упражнения состоит в следующем. Педагог представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
Упражнение 3. Полный физический покой. Цель — максимально расслабить мышцы тела, снять все мышечные зажимы.
Основные формулы: «Я расслабляюсь», «Полный физический покой». Подаются команды (само приказы): «Покой, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи и рук расслаблены; расслаблены предплечья и кисти рук; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены». Взгляд проверяет, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «Ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы. каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».
В момент расслабления вообразите картину отдыха: Вы отдыхаете на пляже (в саду. ): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».
Упражнение 4. Полный психический покой. Цель — максимально успокоиться, снять возбуждение и нервное напряжение. Основные формулы: «Полный психический покой», «Покой, как одеялом, укутывает меня». Подаются команды (само приказы): «Отдых; все мысли ушли; только покой; покой, как мягкое одеяло, укутывает меня; я совершенно спокоен; полный психический покой».
Вывод: с помощью само приказов и представлений Вы можете внушить себе состояние полного физического покоя, воздействуя через сознание на подсознание.
Для того чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, педагогу следует помнить о правилах:
- • для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз;
- • формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз);
- • важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых слов;
- • проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Кроме релаксации и упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоциопалыю-волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины и народного творчества [6].
Упражнение 1. «Пословицы».
Эго упражнение хорошо «снимает» внутреннюю депрессию и плохое настроение, а также помогает решению сложной проблемы, которая возникла. Эта проблема может быть связана с Вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями. Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу; читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 мин, пока не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме словесно-образного настроя, та или иная пословица натолкнет Вас на правильное решение. Возможно также Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
Мастерство управления педагогом своим эмоциональным состоянием предполагает умения в составлении программы самовнушения. При ее составлении следует руководствоваться следующими правилами:
- • формула должна быть четкой и лаконичной;
- • формула не должна содержать отрицательной частицы «не»;
- • обязательно соблюдение последовательности формул: «Хочу — могу -буду — есть» («Я хочу быть спокойным и уверенным, я могу быть спокойным и уверенным, я буду спокойным и уверенным, я спокоен и уверен!»).
Рекомендуемые программы самовнушения.
- 1. Для оптимизации настроения: «Я собран и уравновешен; у меня приподнятое, радостное настроение; я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил; я оптимист».
- 2. Для отдыха: «Я спокоен; я совершенно спокоен; я хорошо отдыхаю и набираюсь сил; отдыхает каждая клеточка моего организма; отдыхает каждый мускул; отдыхает каждый нерв; свежесть и бодрость наполняют меня; я собран и внимателен; впереди плодотворный день; я отдыхаю».
- 3. Для самонастройки на предстоящий урок, занятие, экзамен: «Я чувствую себя уверенно; настроение приподнятое; голова ясная; я совершенно спокоен; я собран; мыслю четко; я хочу (могу, буду) излагать мысли легко, четко, ясно».
- 4. Для настройки на профессиональный стиль поведения на учебном занятии, преодоления неуверенности, скованности в общении с учебной группой: «Я совершенно спокоен; я вхожу в аудиторию уверенно; чувствую себя свободно; владею собой; мой голос звучит ровно, уверенно; я могу хорошо провести занятие (лекцию); настроение бодрое; мне самому интересно на занятии; мне интересно учить; мне есть, что рассказать учащимся; я спокоен, уверен в себе».
Предлагаемый подход к управлению своим эмоциональным состоянием полезен педагогам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индивидуальными проблемами, касающимися их психофизиологического состояния, работоспособности и здоровья. Преподаватель, мастер производственного обучения или воспитатель, занимающийся освоением техник саморегуляции и управления эмоциональным состоянием, могут дать своим учащимся и воспитанникам больше, чем тот, кто ею не занимается.
Вопросы для обсуждения
- 1. Какие характерные особенности поведения можно наблюдать у молодых, начинающих педагогов?
- 2. Будут ли у педагогов, относящихся к различным уровням профессионализма, существенные различия во владении педагогической техникой?
- 3. Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?
- 4. Зачем педагогу необходимо уметь управлять собой и другими, уметь сотрудничать?
Вопросы для самоконтроля
- 1. Каким арсеналом способов воздействия на сознание, чувства, деятельность и поведение воспитанников располагает педагог?
- 2. Все ли педагоги знают эти способы и понимают, как важно выработать у себя умение общаться с учащимися и влиять па них?
- 3. Какие трудности взаимодействия могут возникать между педагогом и учащимся?
Практические советы и упражнения на каждый день
Постарайтесь найти время для выработки положительного настроя на весь день. Сядьте удобно, расслабьтесь. Дышите в обычном ритме и какое-то время наблюдайте за своим дыханием. Когда Вы почувствуете, что полностью расслабились, улыбнитесь и прислушайтесь к своим ощущениям. Попробуйте ощутить улыбку внутри себя, почувствовать спокойствие и умиротворение. Если Вам это удастся, то Вы почувствуете прилив сил и подъем настроения.
Почувствовав, что приятное ощущение улыбки (и вместе с ней хорошее настроение) уходит, постарайтесь снова вызвать ее. Со временем Вы научитесь вызывать внутреннюю улыбку в любое время, и она будет помогать преодолевать трудности.
Ниже приведен краткий список простых и даже банальных рекомендаций, которые помогут Вам преобразовать психическое, физическое и эмоциональное напряжение в творческую энергию.
Чаще дышите глубоко и медленно, это удобно делать сидя у телефона, в машине, автобусе, в перерыве между занятиями.
Используйте любую возможность, чтобы просто посидеть и расслабиться.
Изучите различные техники расслабления и используйте хотя бы одну из них регулярно. Если чувствуете, что в сложной педагогической ситуации
Вы испытываете негативные эмоции, спросите себя: «Какой урок я могу извлечь?». Это поможет Вам успокоиться, найти решение, а также будет способствовать повышению уровня Вашего педагогического мастерства.
Улыбайтесь, будьте дружелюбны, избегайте категоричности в общении с коллегами и учащимися.
Будьте терпимее к себе, к воспитанникам, к коллегам. Принимайте трудности и неудачи педагогического процесса как возможность для совершенствования педагогического взаимодействия и внутреннего роста.
Проветрите комнату, наденьте свободную одежду, расстелите на полу сложенное пополам одеяло или коврик. Лягте на спину, вытяните руки вдоль туловища, ноги вместе. Звуки, которые не несут информации и представляют собой более или менее одноплановый звуковой фон (ход часов, шум холодильника, гул проезжающих мимо трамваев и т. п.), как правило, не причиняют беспокойства. В том случае, если они беспокоят Вас, достаточно в начале каждого упражнения сказать себе: «Окружающие звуки меня не интересуют, они мне безразличны, они не мешают мне» (фраза формулируется в индивидуальном порядке, на свое усмотрение). При наличии проблем с позвоночником подкладывайте под голову, а в случае необходимости — и под поясницу, подушечку. Словом, располагайтесь таким образом, чтобы, лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками, чувствовать себя удобно. Ничто не должно давить на Вас. Важна и температура: Вам не должно быть ни жарко, ни холодно. В последнем случае следовало бы накрыться легким покрывалом.
С закрытыми глазами, лежа на спине, мысленно расслабляйте пальцы ног, ступни, икры, колени, бедра. Затем таким же образом — поясницу, живот, спину, грудь. Потом — шею, затылок, лоб, глаза, лицо. Почувствуйте, как тело становится мягкими, расслабленными. Представьте, что Вы молоды, веселы, прекрасны.
Данное упражнение помогает снимать нервное напряжение после рабочего дня, мышечные спазмы, восстанавливает равновесие в организме, его работоспобность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социометрия (от лат. socius – общий и греч. metron – мера) – метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Использовани.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ПРЕДИСЛОВИЕ.
План занятий семинара-практикума «Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников».
Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим. В процессе изучения курса сем.
Эмоциональная составляющая, как известно, играет важную роль в дошкольном возрасте. Проводя большую часть времени в детском саду, дети переживают в течение дня самые разные эмоциональные состояния: от.
Данный материал содержит описание основных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционно-речевому развитию.
Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологическог.
Источник