Эмоциональная стабильность младшего школьного возраста

Сообщение на МО «Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста»
материал по теме

Эмоциональная устойчивость человека – это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.

Эмоциональная устойчивость связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи.

Скачать:

Вложение Размер
soobshch_na_mo_2010.docx 18.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие эмоциональной устойчивости у детей младшего возраста»

Эмоциональная устойчивость человека – это способность успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке, без значительного отрицательного влияния последствий на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность.

Эмоциональная устойчивость связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи.

Польский психолог Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух её значениях.

1)Человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины.

2)Если в поведении человека не наблюдаются нарушений.

Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри личностного развития, что связано с развитием потенциала «Я» — концепции умственно отсталые младшие школьники имеют в этом направлении качественные особенности в развитии. Однако конкретными сведениями об этом специальная психология, можно сказать, не располагает.

В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций – их содержательная сторона, их устойчивость. В этом возрасте эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности.

В младшем школьном возрасте возникают новые эмоции (страх показаться смешным, неловким, трусливым).

Младшие школьники начинают обижаться уже на то, например, что товарищи высказывают им недостаточного уважения – не верят их словам, не доверяют их силе, ловкости и прочности.

Школьника радует, если товарищи признают его авторитет, оказывают ему доверие в каком – нибудь деле или в игре, ценят его качества как организатора, рассказчика и т.д.

В младшем школьном возрасте эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими.

У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах.

Эмоциональная сфера у детей с задержанием психического развития соответствует психическому складу детей с яркостью и живостью эмоций, детским поведением, преобладанием игровых интересов, внушаемостью и недостаточной самостоятельностью.

Дети восторженно и с удовольствием играют, но быстро пресыщаются интеллектуальностью. Поэтому в 1 классе им трудно подчиняться правилам дисциплины и у них возникают трудности при длительном интеллектуальном напряжении.

Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлении радости, горя, гнева, страха. Чувства ребенка не контролируются разумом. Установлено, что он понимает только те чувства, которые переживает сам. Чужие переживания ему неведомы. Поэтому наши увещевания – а что бы ты чувствовал на месте обиженного товарища?- мало помогают. Нужно дать ребенку возможность самому пережить страх, позор, унижение, радость, боль – лишь тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это произойдет в специально созданной ситуации и под контролем взрослых.

Учитывая, что многие дети с отклонениями в развитии «не доиграли» (особенно это относится к детям – сиротам), а также учитывая большое разнообразие функций игры, основным методом можно считать игровой. Игра помогает создавать благоприятную атмосферу общения.

Объединяет детей и взрослых, помогает в установлении контактов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает психофизическое состояние и помогает настроиться на интенсивную работу.

Нужно научить детей правилам хорошего настроения:

«Подумай о хорошем и будет хорошо!».

Перечислить мысли, которые помогут испортить настроение(темные), а какие улучшают настроение(светлые):

«Темные» мысли: «Светлые» мысли:

Я плохой Я справлюсь

Я не умею Я научусь

Я боюсь Все будет хорошо

Использовать прием рефлексии, выражать свои эмоции через мимику (покажите без слов), при помощи музыки (определить настроение музыкального отрывка). При этом постоянно поощрять активность детей, желание отвечать, выполнять упражнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш.

Правильный подбор фольклорного музыкального репертуара.

Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса. Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся. Подготовка учащихся к жизни в обществе.

Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)».

Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)».

Памятка для родителей.

Программа Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Источник

Формирование у детей эмоциональной стабильности

Шостак Анна
Формирование у детей эмоциональной стабильности

У детей значительно чаще, чем у взрослых, возникают различные патологические, но обратимые психические расстройства, вызванные стрессом, длительным нервным напряжением и т. д. Медицинская практика показывает, что многие такие нарушения со временем самопроизвольно излечиваются, другие же требуют серьезной терапии. «Нервность в детском возрасте, будучи неизлеченной, писал В. Н. Мясищев, закрепляется. И человек несёт невротический гнёт или предрасположенность к этой болезни через всю жизнь».

Почему психика одного ребёнка развивается нормально, а с другим ребёнком возникают различные проблемы? Почему это случается? – главный вопрос, стоящий перед родителями и воспитателями.

Известно, что главным источником информации о мире, о себе и другом служат для ребёнка взрослые, которые в буквальном смысле «определяют», кто он.

Семья с её своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребёнка,являются:

– атмосфера в семье;

– наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями;

– позиция ребёнка в структуре семьи;

На первых этапах развития ребёнка особенно важным является его взаимодействие с матерью: физиологическую потребность в пище при отсутствии молока можно удовлетворить и бутылочкой, но лучшим способом внушить ему ощущение безопасности, стимулировать его рост и обеспечить гармоничное психическое развитие – это проявлять материнскую любовь и ласку. Отсутствие эмоциональной связи с матерью – главная причина задержки психического развития детей. Если ребёнка любят по-настоящему, ласкают и говорят нежные слова, это позитивно влияет на развитие его мозга, ребёнок развивается быстрее, он менее пуглив, чем те дети, которыми не занимаются.

Эмоциональный мир ребёнка постепенно обогащается. На протяжении дошкольного и школьного возраста повышается устойчивость и сила эмоций, а характер их постоянно усложняется. Дети одинаково хорошо воспринимают все четыре основные эмоции (радость, гнев, страх и горе). Это указывает на то, что узнавание эмоций является важным аспектом восприятия окружающих. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их воспитании. Ребёнок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний на передний план выступают поведенческие аспекты. В них-то и могут наблюдаться отклонения.

Для детей дошкольного возраста ведущими нарушениями психического развития являются расстройства поведения. Они проявляются признаками невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на посторонние сигналы. Кроме того, расстройства поведения могут выражаться в том, что дети проявляют тревогу, нервность, склонны отвечать на угрозу, высмеивание или оскорбление уходом или плачем. Часто обижаемый ребёнок отличается низкой самооценкой и воспринимает себя неудачником.

Ребёнку необходимо помогать выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. Если ребёнок имеет возможность обсудить свои эмоции в беседе со взрослым, он начинает правильно осознавать ситуацию и испытываемые им переживания. Но когда этого не происходит, и ребёнок слышит сплошные замечания, нотации и требования, у него формируется противоречивость чувств. К примеру, если взрослые, к которым ребёнок испытывает чувство любви и привязанности, проявляют к нему невнимательность, то у него возникает обида. Если такая ситуация возникает, часто она становится причиной повышенной тревожности, заниженной самооценки, гипердинамических и других нервно-психических нарушений у ребёнка.

Известно, что умение радоваться облегчает человеку жизнь, делает её менее будничной. Повторяющаяся радость способствует формированию мотивации достижения труднодостижимых целей, уверенности и мужеству.

Если ребёнок плачет, оставленный один, а его потом наказывают за плач, вызывая его страдания, это может стать условным возбудителем его страха. Впоследствии ребёнок, испытывая страдания, всегда будет бояться. Он будет жить в страхе перед новыми ситуациями и неопределенностью.

Демонстративное презрение или безразличие к ребёнку, когда он плачет, может вызвать и привычку «сгорать от стыда» даже при одном упоминании о ситуации, вызвавшей плач. В этом случае страдание становится возбудителем стыда, а переживание страдания и стыда делает ребёнка тревожным, боязливым, застенчивым. Часто переживаемые страдания, связанные со стыдом, порождают у ребёнка неуверенность, робость и даже презрение к самому себе.

Ранний отрыв ребёнка от матери, инфантильное поведение родителей являются главными причинами формирования у него тревожности как черты характера.Проявления тревожности бывают разными: она может проявляться как трусость, мнительность, робость, осторожность, боязнь ответственности. Нередко родители начинают дергать ребёнка из стороны в сторону, то проявлять к нему отстраненное бесчувствие, то беспокоиться за малейшее проявление инициативы с его стороны. Это никак не способствует развитию у него чувства слитности со своим окружением, порождая в нём всё большую тревожность, что, в свою очередь, ведёт к заниженной самооценке, которая делает проблемной социальную адаптацию ребёнка. Ребёнок переживает тревогу как тягостное состояние, поэтому, чтобы избавиться от этого состояния, он может протестовать, быть агрессивным, отвергать предъявляемые ему требования. Такое поведение снимает его тревогу, так он отстаивает себя, свои прихоти, закрепляет свой способ социальной защиты. Такой стереотип поведения, формирующийся в раннем детстве, может закрепиться и проявляться и в более позднем возрасте. Кроме того, ребёнок, испытывающий тревогу, может привязаться к кому-то из взрослых или к одному из своих сверстников, который сам пробивает себе дорогу и является авторитетов в детской среде. Такой «союз» временно снимает тревогу ребёнка, однако, стоит потерять это прикрытие, и тревожность возвращается снова.

Таким образом, мы видим, что любое непродуманное действие взрослых способно породить в ребёнке различные негативные эмоциональные и поведенческие реакции, которые будут формировать его характер, а затем проявляться в будущем. Именно поэтому важно знать психические особенности ребёнка в различные периоды его онтогенеза, чтобы вовремя и адекватно оказать ребёнку помощь, понять и принять его.

Особое значение в развитии детей имеют адекватные возрасту и уровню интеллекта ребёнка сказки. Сказки, где действуют контрастные персонажи, наделенные положительными или отрицательными персонажами, где добро побеждает зло, вносят неоценимый вклад в развитие детской психики, помогают плавной адаптации к реальной жизни. Герои народных сказок поступают определенным образом, имеют стабильную нравственную характеристику и демонстрируют устойчивые модели поведения и поступков. Ребёнок идентифицирует себя с тем или иным сказочным персонажем. При этом его переживания и чувства являются своеобразным толчком к развитию у него индивидуальных мыслительных способностей и формированию морально-нравственных качеств. Особенно остро реагируют на сказки мягкосердечные, задушевные дети, у которых все их переживания отчётливо отражаются на лице, в мимике. Для них характерна слезливость, они плачут, слушая сказку, пересказывая кинофильм с печальным концом. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности, умиления. Особая чувствительность натуры таких детей ведёт к тому, что душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокое воздействие и могут вызвать реактивную депрессию.

До 80% информации дети воспринимают по жестам окружающих, интонациям голоса и только 20% со слов. Ребёнок понимает наши слова буквально,и поэтому ни в коем случае нельзя ему кричать: «Ты что наделал! Убью, если еще раз увижу…» Вы скоро забудете о своей угрозе, а он будет ждать расправы. И это страшно! Подчинение ребёнка воле родителя или воспитателя дезорганизует его мыслительные процессы, тормозит развитие интеллекта и воли.

Особенно чревато негативными последствиями так называемое «маятниковое» воспитание, когда ребёнок попеременно испытывает преувеличенную строгость и мягкое, ласковое обращение. В этом случае ребёнок обречен на постоянные метания и неуверенность: исполнят его желание или наложат на него запрет. В итоге у него вырабатывается враждебность к тому из воспитателей, который проявлял строгость. Если один и тот же воспитатель «качается» подобно маятнику между тем и другим, то у ребёнка возникает чувство «ненависти-любви» к этому взрослому, его психика травмируется.

Удовлетворение разумных и насущных потребностей ребёнка, ощущение им своей психологической защищенности (состояния, не порождающего неуверенности и страха) определяют не только эмоциональное и физическое самочувствие, но и являются непременным условием нормального развития детской личности.

Есть еще одно явление человеческой жизни, оказывающее влияние на формирование эмоциональной стабильности психики. Это страдание. «Чтобы уметь радоваться, сначала нужно научиться страдать», писал И. С. Тургенев. Страдание в меру приносит пользу. Очень важно, чтобы дети научились правильно распознавать его причины и оказывать им соответствующие противодействия. «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает» гласит латинское изречение. Нужно научить детей не бояться страдания, ведь чаще человек страшится не самого страдания, а боязни его. Когда взрослые предпринимают активные попытки уменьшить воздействие негативных стимулов, вызывающих страдание ребёнка, им удаётся его успокоить. Ребёнок будет больше доверять другим людям, с большей вероятностью станет честным, готовым прийти на помощь, научится сострадать, у него будет гораздо больший запас «прочности».

В условиях нездоровой нравственно-психологической атмосферы в семье дети всегда страдают первыми.На этой почве у них возникают различные психоневротические расстройства: тики, энурезы, заикание, страхи, потеря аппетита и т. д. Уродливое воспитание не только не формирует и не развивает детскую личность, но и подрывает психическое и соматическое здоровье ребёнка еще в начале его жизненного пути. Как отмечал Михаил Булгаков, «Инъекция нравственности делается только в детстве». Нужно помнить, что нравственная целостность и моральные устои закладываются с детства. Позже они станут внутренним фундаментом ребёнка в приобщении к миру культуры, труда, к достижению поставленной цели высоконравственным путем, самоотверженно, честно и открыто.

По материалам книги В. Н. Дружинина «Психическое здоровье детей»

Источник

Оцените статью