Эмоциональная составляющая в коммуникации
Вопрос № 28. Основные стили общения журналиста
Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. Стиль общения определяет предрасположенность к определенному взаимодействию, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Различают ритуальный, манипулятивный и гуманистический стили общения. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный cтиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.
Подразделяется три основных стиля в общении журналиста:
1. Ритуальный (я-центрация) — поддержание связи с социумом. Цель общения — не изменение другого, не воздействие на него, а утверждение себя (самопрезентация);
Пример: ранний Дудь (деньги, секс, Путин-красавчик)
2. Манипулятивный (другое-центрация) — преследует цель достижения влияния. Вместо истинного образа журналист предлагает партнеру стереотип, который считает выгодным в данный момент. Стиль основан на таком качестве как нарциссизм.
Пример: стиль Невзорова
3. Гуманистический (другой-центрация) — предполагает личностное общение, где источник информации занимает для журналиста существенное место. Цели гибко меняются. Ожидаемый результат — прогресс в общих представлениях о событии.
Пример: «Еще не Познер»
Литература:
Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства (с. 93-98) – выслана по почте
Вопрос № 3 (4). Специфика эмоциональной составляющей в процессе коммуникации. Эмоциональная саморегуляция
Эмоции как психический процесс.
Эмоции – реакции организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (страх, радость), специфическими двигательными реакциями (мимика, жесты) и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.
Эмоции — это отражение реальных отношений человека к окружающему миру и к себе самому. Они являются для нас источником информации о том, насколько важны те или иные события, адекватны или нет обстоятельства жизни нашим потребностям.
Функции эмоций:
Любая эмоция содержит три компонента
1. органические проявления
2. выразительные проявления
3. субъективные переживания
По знаку различаются положительные и отрицательные эмоции.
Положительные возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Положительной эмоциональная реакция будет и в том случае, если мы знаем, как действовать, каким путем в данной ситуации достичь желаемого. Положительные эмоции, таким образом, являются сигналом собственной поведенческой компетентности. Отрицательные эмоции возникают в ситуации появления препятствия на пути к достижению целей, т.е. в ситуации фрустрации. В повседневной жизни такие препятствия часто бывают мнимыми и преувеличенными.
Отрицательные эмоции связаны также с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности, а также эгоцентризмом, порождающим несбыточные ожидания, будто мир создан специально для наших целей и желаний. Отрицательные эмоции позволяют увидеть проблемы и направления личностного роста. Эти эмоции блокируют неэффективные стратегии поведения. Они стимулируют наше развитие, только если принимать их, а не стремиться их подавлять.
Эмоции могут быть первичными (базовые или фундаментальные, имеющие разные феноменологические значения и разные нервные субстраты, связаны с основными потребностями) и вторичными (социальные).
По Изарду (см. список литературы) выделяет десять фундаментальных эмоций, которые образуют мотивационную систему человека
Эмоциональные черты характера.
Кроме ситуативного проявления эмоций существует личностная склонность к переживанию тех или иных эмоций, связанная с низкими порогами их возникновения.
Такими стабильными чертами могут быть агрессивность, депрессивность, тревожность и др. Причинами высокой толерантности к определенным переживаниям могут быть врожденные, психологические и социальные механизмы. (про личностные характерологические особенности будем говорить на «Психологии журналистики»)
Эмоциональная саморегуляция
Необходимо отметить, что вытеснение нежелательных эмоций ведет к невротическим состояниям.
Изменить свое эмоциональное состояние можно следующими способами:
— Через тело. Изменение мимики, физические упражнения, биологическая обратная связь (контроль своих физиологических показателей), употребление продуктов, содержащих серотонин, ровное глубокое дыхание.
-Через мысль. Осознание своего эмоционального состояния- размышление по поводу эмоций, чтобы лишить их энергии. Расстраивает не событие, а наша интерпретация события.
-С помощью другой эмоции. К примеру, гнев подавляет страх.
Эмоциональная составляющая в коммуникации
В коммуникации схему реакции человека на событие можно изобразить как:
Факт – Интерпретация – Эмоция – Действие.
При изменении «интерпретации» факта, меняется эмоциональная реакция человека. Одно и то же событие – факт – можно интерпретировать как обидными словами, так и хвалебными или нейтральными.
Человек, рассказывающий полиции о нарушениях других людей: социально-активный (+) или стукач (-). Мы заменяем один смысл на другой: непослушность на самостоятельность, раскованность на развязность, упорство на упрямство, деловую хватку на воровство, то есть при интерпретации меняется смысл факта. Это называется рефрейминг смысла –прямая замена значения факта.
Рефрейминг– это речевой способ смены точки зрения, которая приводит к изменению оценки ситуации.
С английского «reframe» можно перевести и как замену картины в рамке, так и замену рамы у картины.
Если же мы поставим под сомнение, что считать фактом (который является растяжимым понятием), тогда будем иметь рефрейминг контекста –утверждение помещается в контекст, при котором оно будет иметь другой смысл.
Пример: Беседа циника с романтиком. Александр Невзоров и Артемий Троицкий.
Рефрейминг смысла:
02:00 Невзоров: «Вас это задевает, а меня это развлекает и радует…»
04:27 Невзоров: «Мне в этой кошмарной среде еще и уютно»
Рефрейминг контекста:
03:35 Невзоров: «Нет, всё неправильно» (не герой и не мученик, а такой же орк)
05:20 Невзоров: «И речь и мышление портит художественная литература»
06:44 Невзоров: «Несчастным глупым Пушкиным кормят бедных детей», Евгений Онегин – бред; и далее по тексту про Онегина
Источник
Эмоциональная составляющая общения.
Эмоции играют огромную роль в развитии межличностных контактов людей, оптимизации их деятельности и общения. Эмоции влияют на выбор партнеров по общению, определяют способы взаимодействия с ними. Роль эмоционального предвосхищения может быть решающей в развитии симпатии, любви, дружбы. Эмоции позволяют сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе.
Эмоции– это и способы воздействия на личность партнера. С их помощью можно манипулировать другими людьми, подчинять своим целям.Стереотип эмоционального поведения– это совокупность устойчивых, свойственных данному человеку, характеристик эмоций, которыми он чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия. Эмоциональная недостаточность значительно обедняет личность, лишает ее богатства эмоционального реагирования.
Важное качество в общении – эмоциональная отзывчивость, которое трактуется как устойчивое свойство индивида легко и быстро, в широком диапазоне эмоционально реагировать на различные воздействия. Она свидетельствует о полноценности восприятия окружающей действительности, активном выражении эмоций.
Коммуникативная техника выявления потребностей и возможностей человека.
Коммуникация отражает смысловой аспект социального взаимодействия. Она выступает важнейшей составляющей процесса делового общения и связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, называются коммуникативными действиями.
По типу отношений между участниками различают межличностную, публичную и массовую коммуникацию.
Средствами коммуникативного процесса выступают две знаковые системы: вербальная (словесная, речевая) и невербальная. Невербальная система, в свою очередь, состоит из других систем: оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистических (интонация, неречевые вкрапления в речь), организации пространственно-временных параметров коммуникации, контакта глазами.
Индивидуальность человека, ее составляющие.
Индивид — это единичный представитель вида «homosapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Морфологические признаки человека как характеристика его психических свойств
1.Гиᴨȇртимный тип.Люди оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто имеют «приподнятое настроение». Однако любят «ᴨȇрескакивать» с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно ᴨȇре-носят дисциплину, одиночество, упорную работу.
2.Демонстративный тип. Характер, проявляющий легкость установления межличностныхконтак-тов, стремление к лидерству, одобрению и похвалам. Свойственны властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание не столько работать, сколько руководить.
3. Экстравертный тип. Люди с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены во внешний мир.
4.Дистимный тип. Такие люди отличаются низкой контактностью с окружающими, склонны к ᴨȇссимизму, домоседству, замкнутому об-разу жизни, отличются серьезностью, добросовестно-стью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством спра-ведливости.
5.Интравертный тип.Люди-интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны, часто производят вᴨȇчатление людей «оторванных от жизни».
6.Циклоидный тип. Отличительная черта — частая смена настрое-ния и, как следствие этого, манеры поведения. Эти люди ведут себя как гиᴨȇртимики в ᴨȇриоды душевного подъема и как дистимики — в ᴨȇ-риоды плохого настроения.
7.Застревающий тип. Отличительной чертой является определен-ная занудливость, «застревание» на часто незначимых участках рабо-ты. Такие люди стремятся к достижению высоких результатов, требо-вательны к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного ᴨȇреключения с одних вопросов на другие.
8.Педантичный тип. Люди с таким характером часто проявляет себя как бюрократы, они обладают чрезмерной аккуратностью, стремлением к абсолютному порядку, хо-тя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.
9.Тревожный тип. Людям с таким характером свойственнынеуве-ренность, робость, низкая контактность с окружающими. Однако та-кие люди серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.
10.Эмотивный тип. Люди с таким характером предпочитают общение только с узким кругом избранных, они часто тщательно скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим, обладают обостренным чувством долга, они со-страдательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.
Источник
Эмоциональная коммуникация
Эмоции — события в значительной мере социальные. Примерно при 80% вспоминаемых эмоциональных ситуаций так или иначе — это сильно зависит от культуры — играют роль социальные события: отношения, рождение, смерть, взаимоотношения с друзьями или знакомыми и т. д. (Wallbott & Scherer, 1986). Составляющей частью эмоций является сообщение эмоционального переживания во внешний мир, например через экспрессивное поведение.
Дискуссия о том, насколько широко участвуют эмоции в развитии соматических расстройств, оживилась прежде всего благодаря теориям и исследованиям «дискретных» эмоций (Izard, 1977; Plutchik, 1980; Tomkins, 1982; Scherer, 1984). Эти теории были подхвачены в области медицинской психологии и психосоматики (Temoshok, van Dyke & Zegans, 1983). Они исходят из того, что существует лишь ограниченное число «первичных» эмоций, к которым чаще всего причисляют эмоции радости, гнева, страха, удивления, печали, отвращения, интереса, стыда. Можно рассматривать эмоции в разных плоскостях: физиологических реакций, мотивационных реакций и реакций переживания и поведения. С социально-психологической точки зрения особенное значение имеют разные коммуникативные функции.
Контроль эмоциональной экспрессии. Эмоциональное переживание, мимическое выражение и специфическая активация вегетативной нервной системы, по-видимому, сопряжены друг с другом. Индивиды, у которых невербальное выражение стресса или гнева слабо различимо, то есть выражение эмоций у них скорее заторможено, показывают более сильные физиологические реакции, чем лица с отчетливым невербальным выражением (Friedman, Hall & Harris, 1985; см. прим. 15.1).
Примечание 15.1. Экспрессивное поведение и здоровье (по Friedman, Hall & Harris, 1985)
Постановка вопроса
Помогает ли открытый невербальный экспрессивный стиль справиться со стрессом?
Методы
—Выборка: 60 лиц мужского пола с высоким риском сердечных заболеваний. Вопреки теории, как раз у большинства мужчин с поведением «типа А», то есть у тех, кто при нехватке времени нередко берутся сразу за несколько дел, испытывают давление конкуренции, действуют быстро, ведут себя скорее агрессивно по отношению к окружающим и т. д., не возникло никаких сердечных заболеваний.
— Инструменты исследования. По опроснику Дженкинса испытуемых относили к типу А или к противоположному типу В и на основании собственной оценки в Affective Communication Test (ACT;тесте аффективной коммуникации) поделили на лиц с высокой и низкой тенденцией к выражению эмоций. Различные способы поведения регистрировались и оценивались короткими видеовырезками (20 и 15 с) из интервью без стрессовой нагрузки. Критерием актуальной опасности здоровью были два признака нарушений сердечного ритма, выявляемых медицинскими методами.
Результаты
Результаты подтверждают предложенную авторами модель взаимодействия между типом поведения во время стресса (тип А или В) и экспрессивным стилем. В итоге получились две группы индивидов типа А: (а) здоровые, красноречивые, контролированно и «харизматически» экспрессивные (kontrolliert und «charismatisch» ausdrucksstarke) и (b) «закомплексованные», напряженные. Среди спокойных индивидов группы В можно отличить (с) здоровых, расслабленно спокойных от (d) субмиссивных, «закомплексованных» и напряженных. Риск коронарных заболеваний у групп (b) и (d) высок, у групп (а) и (с) низок. Четыре группы значимо различаются в способах поведения, которые можно обобщить как «закомплексованные» (положенные одна на другую ноги, манипуляции и сфокусированные на теле жесты, закрытые положения тела и т. д.), или дефензивно-враждебные (например, сжимают кулаки), и словоохотливые (длительность и продолжительность речи, смотрят в глаза). Интересно было бы при этом соотнести способы поведения и личностные факторы с объективными медицинскими данными. Соответственно исследователи делают вывод, что определенный тип экспрессивного стиля вполне протективно может действовать при совладании со стрессом и тем самым снижать риск сердечного заболевания.
Экспрессивность | Риск коронарных заболеваний | Диагностированный тип, подверженный стрессу | |
низкий | высокий | ||
Высокая | (а) Здоровый «харизматический» Позитивный аффект | (b) Враждебный, ориентированный на соревнование Скорее угрожающий, скорее не позитивное выражение аффекта | Тип A |
Низкая | (c) Расслабленный спокойный Незначительное выражение аффекта | (d) Напряженный с избыточным контролем Незначительное выражение аффекта; «взрывчатый» при достаточной нагрузке | Тип B |
Многочисленные исследования (Krause, 1981; Florin, Freudenberg & Hollaender, 1985; Pennebaker & Traue, 1993) в целом подтверждают, что сильный контроль за выражением эмоции или за самой эмоцией сопровождается усиленной активацией физиологических процессов. При хронизации это может привести к соматическому заболеванию. Вопрос о каузальности пока еще открыт, но все-таки имеющиеся работы указывают, что и в сфере патологии существует взаимодействие коммуникативного поведения, с одной стороны, и эмоционального переживания, а также соматических процессов — с другой.
Воздействие эмоциональной коммуникации. Коммуникация в семьях, где один из членов психически болен, уже давно вызывает интерес и заставляет размышлять о том, какое влияние определенные формы эмоциональных сообщений оказывают на заболевших. Назовем здесь два таких подхода: более раннюю «теорию двойной связи» («double bind theory») и часто обсуждаемое в последнее время понятие «выраженной эмоции» («expressed emotion», ЕЕ). Оба подхода постулируют, что негативные эмоциональные сообщения, которые пациент слышит от родственников, способствуют возникновению шизофрении или ее рецидива. Согласно теории двойной связи — теории шизофрении (Bateson, Jackson, Haley & Weakland, 1956), — в семьях, где есть заболевшие шизофренией, часто бывают ситуации, когда передаются сообщения, не согласующиеся в двух плоскостях: содержательной плоскости и плоскости отношений. Правда, несмотря на клиническую очевидность, до сих пор нельзя было доказать, что этот вид коммуникации надо рассматривать как шизофреногенный, то есть причинно ответственный за возникновение заболевания. Впрочем, Фонтана (Fontana, 1966) констатирует в одной обзорной работе, что родители детей, больных шизофренией, чаще вступают с ними в конфликты и общение между ними менее адекватное, чем это бывает в контрольных семьях. Вопросы о каузальности какого-то влияния на шизофрению, так же как вопрос о патогенном воздействии коммуникации «двойной связи» на брак и семью, конечно, остаются открытыми (Rausch, Greif & Nugent, 1979).
В эмпирических работах последнего времени «теория двойной связи» уже не представлена, но все-таки гипотезу патогенного воздействия определенных форм интеракции и коммуникации продолжают исследовать в другой плоскости.
Концепция выраженных эмоций (ЕЕ) не столько объясняет возникновение шизофрении, сколько пытается предсказать рецидив. «Выраженная эмоция» означает при этом, что родственник негативно высказывается о пациенте.
Понятие «выраженные эмоции» при более точном рассмотрении вводит в заблуждение — ведь в нем ничего не говорится о том, какие именно эмоции родственники выражают по отношению к пациенту. В «Camberwell Family Interview» (семейный опросник) скорее констатируется, как часто какой-нибудь родственник высказывает о пациенте «критические комментарии», «враждебные замечания» и «повышенное эмоциональное участие» (emotional overinvolvement). Говорится все это интервьюеру в отсутствие самого пациента. При оценке и кодировании таких высказываний — позитивны они или негативны — учитываются содержание речи, голос, но не другие, невербальные способы поведения. Родственников классифицируют как «высокие ЕЕ» или «низкие ЕЕ» на основании полученного числа критических высказываний. Соответствующие эмпирически найденные пограничные значения — это примерно 6 негативных высказываний в интервью с родственниками пациентов с шизофренией, — тогда их можно отнести к группе «высокие ЕЕ». У родственников пациентов с депрессией для этого достаточно уже двух негативных высказываний. Высокие значения «выраженной эмоции» у родственников заставляют с высокой вероятностью ожидать рецидива шизофрении, если к тому же не проводится медикаментозное лечение. Далее в различных исследованиях указывается, что в случае высоких значений ЕЕ у родственников можно также достоверно предсказать рецидив у депрессивных пациентов, у женщин, прежде страдавших избыточным весом, а также у пациенток, страдающих анорексией (см. Leff & Vaughan, 1985).
В новых обзорных работах связь между ЕЕ и опасностью рецидивов отчетливо подтверждается. Так, по совокупным данным о 518 пациентах с шизофренией обнаружилось, что доля рецидивов при высоком ЕЕ родственников и высокой плотности контактов между пациентом и родственниками составляет 75%, если одновременно не соблюдается медикаментозное лечение, и 51% — при соблюдении медикаментозного лечения. Если родственники показывают малое ЕЕ, то при высокой плотности контактов и при отсутствии медикаментов рецидивы наступают в 28% случаев, с медикаментами — в 18%. Меньше всего доля рецидивов (8,5%) при низких ЕЕ родственников и малой плотности контактов, при соблюдении медикаментозного лечения (Bebbington & Kujpers, 1994).
Несмотря на то что, основываясь на ЕЕ-критериях, в различных исследованиях удалось корректно и с очень высокой вероятностью предсказать частоту рецидивов за 9 месяцев, до сих пор остается открытым вопрос, как проявляется повышенно критичная установка в поведении по отношению к пациенту. Таких исследований, в которых интервью дополнялось бы прямым наблюдением интеракций в семье, очень мало (Miklowitz, Goldstein, Falloon & Doane, 1984). Согласно им, «аффективный стиль коммуникации» родственников с высоким значением ЕЕ на деле отличался многочисленными критическими и/или подавляющими (инвазивными) высказываниями. Правда, соотношения между значениями ЕЕ и степенью аффективного стиля не были такими уж сильными. Очевидно, «аффективным стилем коммуникации» и «выраженной эмоцией» охватываются разные аспекты эмоциональных установок и способов поведения.
Сравнительно надежная предсказуемость более позднего рецидива у пациента, основанная на актуально высказанных негативных установках родственников, естественно подводит к вопросу, какие факторы в конечном итоге вызывают рецидив. Можно подозревать, что уязвимость или диатез (слабость конституции) у пациента продолжает существовать и после заболевания. Если к этому прибавляются стрессовые факторы, в том числе и соответствующие стиль совместной жизни и форма коммуникации в семье, то риск рецидива повышается. Каузальность здесь имеется в той мере, насколько негативная коммуникация способствует рецидиву в случае наличия одновременно и неблагоприятных диспозиционных факторов. Но тогда не мешало бы также выяснить, не обладают ли и другие неспецифические стрессовые факторы подобным эффектом.
Психоиммунология. Новое междисциплинарное направление исследований, психоиммунология, вскрывает интересные взаимодействия между иммунными функциями и социальными аспектами, и особенно — эмоциональными процессами (O’Leary, 1990). Так, было доказано, что стресс, связанный с социальной разлукой, нарушением или прерыванием социальных связей (social disruption) или одиночеством, нарушает иммунные функции (Kiecolt-Glaser, Kennedy, Malhoff, Fisher, Seicher & Glaser, 1988). Посредством психосоциальных интервенций иммунные функции можно восстановить (Pennebaker, Diecolt-Glaser & Glaser, 1988a). Прикосновение и позитивное интерактивное поведение в форме дружеской поддержки (опоры) повышает выброс окситоцина, а есть мнение, что это вещество протективным образом действует против стресса (Uvnas-Moberg, 1996).
Позитивным влиянием на различные сферы физического здоровья обладает сообщение другим о стрессовых событиях (Pennebaker, 1993). Люди, сообщающие о своих трудностях, реже посещают врача, у них лучше работает иммунная система и пр. Правда, этот позитивный эффект, судя по всему, не обязательно связан с прямой формой сообщения, — он наступает и в том случае, когда стрессовые события записываются в дневнике. Таким образом, представляется, что существенное влияние имеет «наведение порядка в мыслях». Эта упорядочивающая функция может активизироваться по-разному — в повседневной или терапевтической беседе или посредством ведения дневника.
Социальные когниции
Понятие «социальные когниции» подразумевает мысли, относящиеся к социальным данностям и изменяющиеся в результате социальных влияний. В социальной психологии это такие феномены, как социальное восприятие, установки и ценностные позиции, атрибуция (= приписывание причин). Социальные когниции являются также главными элементами научения по моделям. Роли и ролевые ожидания, в которых участвуют и самовосприятие, и восприятие другими, обсуждаются в главе 16.
Социальное восприятие и формирование суждения связаны с социальными условиями (в том числе с людьми), которые влияют на наше видение мира. Существенной чертой социального восприятия является избирательность,то есть выбор окружающих нас раздражителей, и инференция,то есть заключительные выводы, которые мы делаем на основании наблюдаемого поведения и которые выходят за рамки собственно восприятия. Если, например, какое-то событие несколько раз случалось перед каким-то другим событием, то мы подозреваем, что оно является причиной этого второго события. Интерпретация предполагаемых причин собственного поведения и поведения других обсуждается в связи с теориями атрибуции.
Источник