- Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе
- СДВГ у детей: причины, симптомы и лечение
- Классификация СДВГ
- Причины патологии
- Симптомы СДВГ у детей
- Признаки нарушения внимания
- Признаки детской гиперактивности
- Признаки импульсивности
- Диагностика СДВГ
- Прогноз и профилактика
- Как лечить гиперактивность у ребенка?
- Физиотерапевтические методы лечения СДВГ у детей и подростков
- Психотерапевтические методы для лечения синдрома гиперактивности у детей
- Медикаментозное лечение СДВГ у детей и подростков
- Применение Гопантомида для лечения СДВГ у детей
- Форма выпуска и особенности приема Гопантомида
- Какой эффект можно ожидать от приема Гопантомида?
Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе
Ирина Кононова
Эмоционально-волевое развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблему эмоционально-волевого развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в образовательном процессе. Показана специфика эмоционально-волевой сферы личности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и предложены пути ее коррекции в образовательном процессе.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, эмоционально-волевое развитие
В последние горы проблема обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) становится все более актуальной во всем мире. В Российской Федерации также наблюдается повышение количества выявленных случаев СДВГ у детей [4].
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называется психическое расстройство, которое начинается в детском возрасте. Данный диагноз указывает на возможные проблемы социальной адаптации детей в обществе. Проблемы могут возникать как в учебной деятельности, так и в межличностном общении. Велика вероятность развития девиантного поведения у подростков и юношей с СДВГ.
В качестве одного из главных признаков СДВГ у детей выделяется импульсивность, то есть недостаточный уровень контроля за собственным поведением у ребенка. Как правило, ребенок с СДВГ быстро реагирует на меняющиеся ситуации. На уроке он может не дождаться инструкции и уже начать выполнение задание или отвечать на вопрос [5].
Имеет место и недостаточное развитие мотивационной сферы. Такому ребенку не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить.
Как результат ребенок может со стороны характеризоваться как беспечный, небрежный, легкомысленный.
Можно также выделить следующие признаки эмоционально-волевого развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отсутствие у ребенка способности доводить до конца начатое дело; отсутствие у ребенка способности сосредоточиться на деталях; сложности в выполнении учебных заданий, требующих мысленного напряжения; снижение организаторских способностей; невнимательность при выполнении учебных заданий повышенной сложности; забывчивость и рассеянность
У детей с СДВГ характерна постоянная болтовня, которая означает недостаточный уровень сформированности внутренней речи, способной контролировать социальное поведение ребенка.
Как правило, диагноз СДВГ ставится ребенку в конце дошкольного и в начале школьного возраста. Для этого необходимо, чтобы признаки СДВГ проявлялись, не менее чем в двух видах деятельности ребенка (игровой, трудовой, учебной, они не были вызваны психотическими нарушениями и доставляли ребенку с окружающим дискомфорт [2].
По мере взросления ребенка поведенческие проявления нарушений эмоционально-волевого развития могут меняться. Если в младшем школьном возрасте у ребенка имеется высокий уровень активности в отстаивании свой точки зрения, то в среднем и старшем подростковом возрасте могут проявляться разные формы девиантного поведения.
Наиболее выраженные трудности у ребенка появляются с момента начала школьного обучения. В данный период основным видом деятельности становится учебная деятельности, которая предъявляет более высокие требования к эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию ребенка. От школьника требуется высокий уровень сосредоточенности, необходимость выполнять монотонную работу. Соответственно, наблюдается расхождение между интеллектуальным развитием ребенка с СВДГ, который могут находиться на высоком уровне, и недостаточным эмоционально-волевым развитием.
Для ребенка с СДВГ характерна цикличность в деятельности: произвольная продуктивная работа не превышает 5–15 минут, далее дети теряют контроль над умственной активностью. Затем, в 3–7 минут необходимы мозгу ребенка для накопления энергии вхождения с следующий цикл [4].
Обобщая сказанное, следует отметить, что ребенок с СДВГ испытывает значительные трудности в ученой деятельности. Это выражается в недостаточном сосредоточении на учебном материале, высокой отвлекаемости, истощаемости, недостатке волевой регуляции деятельности. необходима специально организованная комплексная работа по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Целью коррекции является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Важнейшим направлением должно стать изменение психологической атмосферы в школе и в семье.
При этом, необходимо сместить акцент с подавления негативных поведенческих проявлений, связанных с физиологическими причинами СДВГ к формированию базовых основ произвольной регуляции поведения ребенка, что является психолого-педагогической проблемой.
При осуществлении коррекционной работы необходимо консолидировать усилия педагога, психолога, педиатра, семьи ребенка. Ведущая роль в организации работы отводится педагогу.
В качестве основных форм работы можно выделить следующие:
просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
обучение родителей и учителей поведенческим программам;
расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
аутогенная тренировка и суггестивная терапия [1].
Начать работу следует с просвещения родителей и педагогов. Всем необходимо разъяснить особенности психики ребенка с СДВГ.
В рамках образовательного процесса следует уделить особое вниманиеследующим направлениям:
изменение окружения (место ребёнка в классе – рядом с учителем, изменение режима урока с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);
создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;
регулирование ожиданий (касается и родителей, так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим [4].
Ребенка с СДВГ следует ориентировать на поиск индивидуального стиля деятельности, обучение техникам релаксации, аутогенной тренировке, развитию мотивации достижения.
Важнейшим этапом формирования у детейфункций произвольной саморегуляции и самоконтроля является усвоение ими навыка автоматически задавать себе вопросы: «Что я хочу сделать?», «Что мне нужно для этого?», «Как я буду это делать?», «Я достиг, чего хотел?» и отвечать на них.
Главным залогом успеха является комплексность воздействия. Начинать работу следует с самого начала школьного обучения, так как d этом возрасте компенсаторные способности мозга в этот возрасте наиболее значительны.
Таким образом, ребенок с СДВГ не в состоянии приобрести навыки управления собой самостоятельно, без участия окружающих его взрослых – семьи, педагогов образовательного учреждения. Следовательно, необходимо прежде всего подумать о том, как может родитель, воспитатель, педагог помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения. Коррекционное воздействие должно быть разнонаправленным консолидировать усилия педагога, психолога, педиатра, семьи ребенка.
1. Дубровина, И. В.Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Дубровина. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 140 с.
2. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования : методич. рекоменд. – М. : Изд-во ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 2017. – 86 с.
3. Сгонник, Л. В. Проблема формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Л. В. Сгонник, О. Ю. Жигайло / / Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. – М. : Перо, 2018. – С. 114-122.
4. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 125 с.
5. Фесенко, Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностьюу младших школьников: диагностика и психокоррекция / Ю. А. Фесенко // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2015. – №1.
Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.
Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.
Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.
Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.
Источник
СДВГ у детей: причины, симптомы и лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – это расстройство развития, которое проявляется неврологическими и поведенческими отклонениями, когда в головном мозге процессы возбуждения преобладают над торможением. Согласно медицинской статистике, СДВГ диагностируется у 5-10% детей и 3-5% взрослых. Мальчики подвержены данной патологии в три раза чаще девочек.
Лечение гиперактивных детей проводится под контролем нескольких специалистов: педиатра, невролога, психолога. Если СДВГ сочетается с задержкой психоречевого развития, то к основной терапии добавляются занятия с логопедом.
Классификация СДВГ
В основе классификации гиперактивности с дефицитом внимания лежат симптомы патологии. В зависимости от выраженности тех или иных проявлений выделяют три варианта течения СДВГ:
- Невнимательный – тип СДВГ, при котором преобладает дефицит внимания, чаще диагностируется у девочек; проявляется рассеянностью, развитой фантазией, замкнутостью.
- Гиперактивный – вариант течения СДВГ, характеризующийся импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной моторной возбудимостью, чаще встречается у мальчиков.
- Смешанный – наиболее распространенный тип СДВГ, который сочетает симптомы нарушения внимания и признаки гиперактивности у ребенка.
Причины патологии
Причины развития СДВГ изучены недостаточно, но большинство исследователей в качестве главного фактора патологии выделяют генетические мутации. Согласно их предположениям, СДВГ возникает вследствие патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов. Современные исследования также подтверждают то, что при СДВГ имеет место несогласованная работа структур головного мозга, регулирующих поведение и контроль внимания.
Многие авторы склонны полагать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности развивается при сочетании биологических, психологических и социальных факторов. Среди основных причин СДВГ у детей дошкольного возраста выделяют:
- патологическое течение беременности;
- осложненные роды;
- употребление беременной женщиной токсических веществ (спиртных напитков, никотина, наркотических веществ, опасных для плода лекарств);
- тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы и годы жизни;
- черепно-мозговые травмы;
- неблагоприятную экологию;
- обменные нарушения;
- частые конфликты в семье;
- недостаток материнской любви или, наоборот, чрезмерную опеку;
- психотравмирующие ситуации.
По мнению ряда специалистов, значение биологических факторов в развитии СДВГ играет большую роль в первые годы жизни ребенка. По мере взросления начинают доминировать социально-психологические факторы, такие как обстановка в семье, отношения со сверстниками и ближайшим окружением.
Симптомы СДВГ у детей
Как правило, родители замечают симптомы у гиперактивного ребенка в 5-6 лет, так как за лечением чаще всего обращаются именно в этом возрасте. Однако первые признаки СДВГ можно обнаружить уже в 1,5-2 года и даже раньше. Родителям стоит записаться на консультацию к неврологу, если маленький ребенок:
- рано начал держать голову, ползать, вставать и ходить;
- долго засыпает и беспокойно спит;
- быстро утомляется;
- постоянно переключается с одной игрушки на другую;
- боится громких звуков, яркого света, чужих людей;
- часто капризничает и закатывает беспричинные истерики.
Указанные особенности поведения не обязательно свидетельствуют о наличии синдрома гиперактивности, но, вероятнее всего, неврологические нарушения все-таки имеют место.
Только врач может оценить, является ли поведение ребенка вариантом нормы, или у него присутствуют симптомы СДВГ, и лечение нужно начинать незамедлительно. Если вы не знаете, куда обратиться, и как лечить СДВГ у детей, расскажите о своих опасениях участковому педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости даст направление к неврологу.
В возрасте 5-6 лет, когда ребенок становится самостоятельным, а его поведение осознанным, признаки гиперактивности проявляются наиболее ярко. СДВГ не зря называют синдромом, поскольку неврологические и психологические нарушения не являются единичными, а возникают в комплексе и затрагивают разные сферы жизни ребенка. Среди главных симптомов патологии выделяют нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.
Признаки нарушения внимания
- Проблемы с концентрацией на одном занятии или предмете. Гиперактивным детям трудно отличать главное от второстепенного. Они часто не замечают мелкие детали, постоянно переключаются с одного занятия на другое, при чтении пропускают буквы, перескакивают через строчку.
- Цикличность внимания. Гиперактивность у детей дошкольного возраста и первоклассников проявляется цикличностью внимания. В течение 5-10 минут они увлеченно играют или занимаются, затем им требуется такое же время на восстановление ресурсов нервной системы, после чего они снова могут вернуться к занятию. С возрастом продолжительность циклов увеличивается, но все равно отстает от нормы. Если здоровые дети уже в начальной школе спокойно занимаются в течение 45 минут, то гиперактивному ребенку даже в возрасте 10-12 лет это дается с большим трудом.
- Избегание однообразных дел. Дети с СДВГ под любым предлогом стараются избежать рутинных занятий: уроков, творческих заданий, домашних дел. В зависимости от типа личности они протестуют, устраивая истерики, или замыкаются в себе и молчат.
- Неумение самостоятельно организоваться. Гиперактивные дети не умеют планировать свои дела, все выполняют хаотично, в спешке. Неумение самоорганизоваться часто приводит к проблемам с учебой, конфликтам с учителями и родителями.
Признаки детской гиперактивности
- Повышенная двигательная активность и беспокойство. Дети с СДВГ постоянно выполняют хаотичные движения: дергают руками и ногами, прыгают, скачут и бегают без цели, стучат по столу, ломают игрушки. Причем большую часть движений они сами даже не замечают.
- Громкая быстрая речь. Гиперактивность также может проявляться речевыми нарушениями. Ребенок разговаривает слишком громко и быстро, проглатывает окончания слов, перебивает других, теряет мысль и перескакивает с темы на тему. По этой причине СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: у ребенка страдает произношение звуков, нарушается логика повествования, ему трудно правильно пересказать даже небольшой текст.
- Выразительная мимика. Гиперактивные дети, как правило, очень эмоциональны и сопровождают речь активной мимикой, иногда начинают кривляться и корчить рожицы без причины.
Признаки импульсивности
- Перепады настроения. Дети с СДВГ подвержены внезапным перепадам настроения. Они часто вспыльчивы и агрессивны, могут устроить истерику или больно ударить обидчика, не задумываясь о последствиях. При отсутствии лечения симптомы СДВГ у детей могут перерасти в асоциальное поведение, поэтому такие приступы агрессии нельзя оставлять без внимания. Как проводить лечение гиперактивного ребенка и не упустить время, вам подскажет врач.
- Отсутствие терпения. Нетерпеливость – один из характерных признаков патологии. Ребенок не может ждать и терпеть: если ему чего-то захочется, он сделает все, чтобы получить желаемое незамедлительно.
- Пониженное чувство опасности. Непонимание опасности – частая причина травматизма гиперактивных детей. Они не прислушиваются к предостережениям взрослых, поступают так, как считают нужным, потому что руководствуются только своими желаниями. Если у маленьких детей такое поведение может быть вариантом нормы, то у школьников и подростков – это вероятный признак СДВГ.
- Нежелание следовать установленным правилам. Протесты и игнорирование общепринятых норм – не редкость в подростковом возрасте, но появление таких симптомов в 8-9 лет или ранее должно насторожить родителей. Возможно, это признак гиперактивности, и ребенку необходимо лечение.
Указанные симптомы возникают независимо от воли ребенка, поэтому ни в коем случае нельзя его ругать и наказывать за «плохое поведение». Проявления гиперактивности связаны с нарушениями в работе нервной системы, и по сути являются защитной реакцией на слишком высокую нагрузку, когда головной мозг не может воспринимать поступающую информацию.
Что делать, если ребенок гиперактивный, подскажет лечащий врач. Главное, не пускайте ситуацию на самотек, а при малейших сомнениях обращайтесь за медицинской помощью.
Диагностика СДВГ
Прежде чем приступать к лечению СДВГ у детей невролог проводит необходимое обследование. Диагностика осуществляется в несколько этапов и включает: сбор анамнеза, психологическое тестирование, консультации детских специалистов (педиатра, логопеда, психолога).
Первичный прием начинается с осмотра ребенка, разговора с родителями и тестирования. В зависимости от возраста пациента используют различные диагностические опросники. Если ребенку 3-4 года, то с ним тестирование проводится в устной форме, а родители заполняют симптоматический тест проявлений СДВГ. Подростки самостоятельно проходят тестирование и отвечают на вопросы, выбирая подходящий вариант ответа. Сегодня существует большое количество различных опросников, поэтому врач может подобрать оптимальные для каждого ребенка тесты.
Поскольку некоторые признаки гиперактивности иногда наблюдаются и у здоровых детей, существует ряд критериев, на основании которых ставится диагноз СДВГ:
- отклонения в поведении появляются до 7 лет;
- нарушения наблюдаются не менее, чем в двух сферах деятельности (в детском садике/школе и дома, во время игр, выполнения уроков, отдыха);
- симптомы патологии сохраняются более полугода и проявляются регулярно;
- отклонения вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
Диагноз СДВГ не ставится без веских оснований. Чтобы понять, нужно ли лечить ребенка, врач должен провести комплексное обследование и исключить наличие других патологий.
После сбора информации для выявления особенностей работы мозга проводится электроэнцефалография. При гиперактивности на электроэнцефалограмме выявляется пониженная биоэлектрическая активность головного мозга, то есть по нервным клеткам проходит меньше импульсов, чем должно быть в норме.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности необходимо дифференцировать от других заболеваний, поэтому ребенку назначаются консультации педиатра и психолога, при необходимости логопеда, эндокринолога, психиатра, отоларинголога и других специалистов.
По результатам комплексного обследования невролог решает, чем лечить гиперактивность у ребенка, и какие терапевтические методы использовать в данном конкретном случае.
Прогноз и профилактика
Современные методы лечения и коррекционной работы позволяют добиться положительных результатов, поэтому прогноз при синдроме гиперактивности благоприятный. Постепенно дети с СДВГ учатся выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми, контролировать свои эмоции и поведение. При отсутствии лечения синдрома гиперактивности у детей возникает риск дезадаптации и формирования асоциального поведения.
Профилактика СДВГ заключается в создании условий для нормального протекания беременности, своевременном выявлении и предупреждении патологий внутриутробного развития плода, формировании благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.
Как лечить гиперактивность у ребенка?
Лечение гиперактивности у детей основано на использовании комплексного дифференцированного подхода, который включает немедикаментозные методики и прием лекарственных препаратов. Какие методы лечения СДВГ у детей подойдут лучше в том или ином случае, определяет лечащий врач.
В современной неврологической практике применяют физиотерапию, психологическую коррекцию и медикаментозное лечение.
Физиотерапевтические методы лечения СДВГ у детей и подростков
Физиотерапия зачастую применяется для лечения СДВГ у детей дошкольного возраста и подростков. Выбор процедур зависит от индивидуальных особенностей организма. План лечения составляется неврологом и физиотерапевтом. При синдроме гиперактивности ребенку могут назначить одну или несколько следующих физиопроцедур:
- Лекарственный электрофорез. Метод лечения, который очень часто используется в детской практике для лечения неврологических нарушений. Большой выбор препаратов для электрофореза позволяет индивидуально подобрать для каждого ребенка подходящее лекарство. Обычно детям с СДВГ назначают 10 сеансов электрофореза. При необходимости курсы повторяют каждые 2-3 месяца.
- Магнитотерапия. Суть метода заключается в лечебном воздействии на организм магнитного поля. Сеансы магнитотерапии снижают тонус сосудов головного мозга, улучшают его кровоснабжение, активизируют обмен веществ в нервных тканях. Интенсивность магнитного поля и длительность курса подбираются индивидуально.
- Фотохромотерапия. Направление физиотерапии, использующее для лечения цветовой спектр видимого света. Преимущество метода заключается в том, что он практически не имеет противопоказаний. Фотохромотерапия используется для лечения СДВГ у детей школьного и дошкольного возраста. Курс процедур помогает уравновесить процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус и улучшить эмоциональное состояние ребенка.
- Метод биологической обратной связи. Метод БОС применяется для лечения СДВГ у детей с 8-9 лет. В ходе занятий ребенок учится управлять напряжением и правильно расслабляться. БОС помогает активизировать внутренние резервы организма для восстановления физиологических функций.
- Транскраниальная микрополяризация. ТКМП основана на лечебном воздействии гальванического тока малой силы на ткани головного мозга. Метод наиболее эффективен для лечения гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оптимальные терапевтические режимы подбираются индивидуально.
Психотерапевтические методы для лечения синдрома гиперактивности у детей
Психотерапия дает хороший эффект при лечении детской гиперактивности, но только, если занятия проводятся регулярно и в течение длительного времени. Психотерапевты используют разные методики и их комбинации. Программа лечения составляется индивидуально и зависит от возраста ребенка, его психологических особенностей, отношений внутри семьи. В детской психологической практике применяют когнитивно-поведенческие методы, игровую и арт-терапию.
- Когнитивно-поведенческие методы помогают сформировать у ребенка конструктивные модели поведения. С помощью психолога он учится понимать себя, контролировать эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
- Игровая терапия дает хороший эффект при лечении гиперактивности у детей до 7-10 лет. Посредством игры ребенок обучается терпению и внимательности, контролю эмоций и импульсивности.
- Арт-терапия помогает снизить тревожность, освободиться от внутреннего напряжения и беспокойства. Она развивает усидчивость, внимание, память и в целом оказывают положительное влияние на нервную систему ребенка.
В качестве дополнительных методов используются иглорефлексотерапия, массаж, гомеопатическое лечение и фитотерапия, но применять их можно только после консультации с лечащим врачом.
Медикаментозное лечение СДВГ у детей и подростков
Многие родители, сталкиваясь с поведенческими нарушениями, задаются вопросами, как лечить ребенка с диагнозом СДВГ, и какие лекарства помогут изменить ситуацию к лучшему. Сегодня существует большой перечень препаратов для лечения гиперактивных детей, но все они имеют побочные эффекты и противопоказания, поэтому могут применяться только по назначению невролога или педиатра.
Небольшие поведенческие нарушения лечатся без применения лекарственных средств, с помощью коррекционной работы и физиотерапии. При выраженных симптомах ММД и СДВГ у детей медикаментозное лечение является оправданным и необходимым. Выбор терапевтической схемы остается за врачом. В одних случаях показано комбинированное лечение несколькими препаратами, в других – хороший эффект достигается после курсового приема одного лекарственного средства.
В последние годы в детской неврологической практике широко используются ноотропы – лекарства, способные улучшать обменные процессы в головном мозге. Одним из современных ноотропных препаратов является Гопантомид. Он может применяться при различных заболеваниях нервной системы, в том числе и для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Применение Гопантомида для лечения СДВГ у детей
Гопантомид – ноотропный препарат на основе гопантеновой кислоты, которая оказывает комбинированное действие на нервную систему. Она обладает нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами и может:
- упорядочивать поведение;
- уменьшать двигательную возбудимость;
- активизировать умственную и физическую работоспособность;
- улучшать внимание, концентрацию и память;
- повышать устойчивость мозга к недостатку кислорода и воздействию токсичных веществ;
- оказывать умеренное седативное действие.
Гопантомид разрешен к приему детям с первых дней жизни, но отпускается только по рецепту невролога или педиатра.
Форма выпуска и особенности приема Гопантомида
Гопантомид доступен в форме таблеток по 250 и 500 мг и раствора во флаконах по 50 и 100 мл. Детям до трех лет в процессе лечения заболеваний врач может назначить раствор, в более старшем возрасте – таблетки Гопантомида.
Препарат может быть назначен ребенку для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. По инструкции в зависимости от массы тела Гопантомид выписывают в средней терапевтической дозе 30 мг/кг в сутки, которую разделяют на два приема – утренний и вечерний. Оптимальный режим дозирования определяется специалистом для каждого ребенка индивидуально путем подбора с плавным повышением дозы в течение первой недели приема. Таблетки или раствор Гопантомида по инструкции согласно назначению врача рекомендовано принимать внутрь через 15-30 минут после еды, курс лечения в среднем составляет 3-4 месяца. Решение о необходимости повторного назначения препарата принимает врач в зависимости от результатов лечения после первого курса.
Какой эффект можно ожидать от приема Гопантомида?
Курсовой прием Гопантомида в сочетании с коррекционной работой и физиотерапевтическими процедурами способен дать хороший эффект. У некоторых детей можно вылечить СДВГ, не прибегая к повторному назначению лекарства. В более тяжелых случаях (выраженных симптомах или позднем начале лечения) может понадобиться не один курс препарата, на усмотрение врача.
Комбинированная терапия оказывает благоприятное воздействие на нервную систему ребенка. После курса лечения зачастую улучшаются основные показатели когнитивных функций: повышаются умственная работоспособность и внимание, ребенок быстрее усваивает новый материал. В то же время, как правило, уменьшаются проявления гиперактивности и импульсивности, дети становится более спокойными, снижаются тревожность и моторная возбудимость, нормализуется сон.
Гопантомид имеет относительно небольшой перечень противопоказаний и побочных эффектов. Обычно при правильном подборе дозировки негативных явлений не наблюдается, но иногда при первичном назначении лекарственного средства врачу приходится корректировать суточную дозу.
Обращаем ваше внимание, что Гопантомид является рецептурным препаратом, поэтому перед его применением обязательно проконсультируйтесь с врачом и ознакомьтесь с инструкцией на официальном сайте https://gopantomid.ru.
— Вернуться в оглавление раздела «неврология»
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 13.4.2021
Источник