- «РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ» Картотека рефлексивных упражнений. методическая разработка (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Консультация: «Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» материал (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ» Картотека рефлексивных упражнений.
методическая разработка (подготовительная группа)
Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnaya_tehnika.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ В ДОУ»
Картотека рефлексивных упражнений.
Рефлексия: (может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе) деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
1 . «Поезд». Перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы ОД. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ребенка.
2. «Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии».
3. «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
4 .«Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
5 .«Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
6. Рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.
Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?
7.«По выбору». Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное — несъедобное»), предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.
8. «Оценка». Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
9. «Если бы я был…» Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
10. «Свободный микрофон». Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.
. Настроение в лучах солнца. На магнитную доску прикрепляется два смайлика – одно грустное, другое веселое. Детям предлагается прикрепить свой смайлик к выбранному изображению. Аналогично проводится «Погодное настроение». Таким образом, педагог определяет эмоциональное состояние группы. Затем можно провести индивидуальные беседы с детьми.
11. Другая интересная техника «Дерево успеха». Задача каждого ребенка взять лист определенного цвета, расположить его на дереве.
12. Аналогично проводится «Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.
13. «Ваза настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.
14 . «Рефлексия «Солнышко». В конце дня можно использовать технику «Розу настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. А потом уже в конце недели можно подвести итог работы по истечении пяти дней.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
15 .«Светофор» Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
16.«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
17. Рефлексия «Радуга».
Семь цветов радуги – семь характеристик.
Каждый ребенок выставляет или прикрепляет
цветные полоски на трафарет радуги.
Красный – не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражало;
Желтый – очень хотелось домой;
Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;
Голубой – интересно, занимательно;
Синий – трудно, но интересно;
Фиолетовый – скучно, не интересно.
18. Рефлексия «Снежный ком».
Дети по кругу передают «снежный ком»
(из бумаги, и говорят о том, что получилось на
занятии и о том, над чем еще стоит поработать).
19. Рефлексия «Заплетем косичку».
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех
лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно
коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.
— Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.
20. Рефлексия «Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового, научился читать);
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места.
21.Рефлексия «Метод пяти пальцев».
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими
палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного
было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла)?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла),
чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё
физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
22. Рефлексия «Дерево творчества».
По окончании занятия дети прикрепляют на
дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
Начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах.
Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ.
Цель:познакомить коллег – педагогов с понятием «рефлексия» и «саморефлексия» в ДОУ и освоение ими новой педагогической технологии становления и развития личности, а также.
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, ис.
31 января 2019 года воспитателем Яшновой Л.Ю. был организован семинар –практикум «Использование рефлексивных техник на занятии с дошкольниками». В ходе семинара педагог познакомил с .
В статье «Использование рефлексивных техник в работе с дошкольниками» описано: 1.Что такое рефлексия; 2.классификация рефлексии; 3.Некоторые приёмы рефлексии в работе с детьми разного возрас.
Методика обучения дошкольников метанию. (Виды, способы, техника метания; подготовительные и подводящие упражнения к метанию).
Источник
Консультация: «Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа) по теме
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rieflieksiia.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Цель рефлексии : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии . При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Уверен в своих силах
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный разносит письма по адресам.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма,
рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
у меня получилось…
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе . Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т.д.
Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.
На ответах на эти вопросы уже можно строить размышления о целях данной работы, о способах и этапах ее реализации, что приводит, в конечном итоге, к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.
Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.
Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в школе, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста — необходимые условия подготовки к школе».
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня актуальность приобретает развитие творческих спо.
Развитие навыков коммуникативного общения у детей дошкольного возраста. ИГРЫ на развитие коммуникативных навыков.
Консультация для родителей.
Консультация «РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР".
Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного врозраста".
Консультация для родителей Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста «Основной закон детской природы можно выразить так -.
Источник