Эмоциональная рефлексия для детей

Методы рефлексии в ДОУ

Татьяна
Методы рефлексии в ДОУ

Методы рефлексии, используемые воспитателями МБДОУ «Детский сад «Улыбка. «

«Не хвалите детей.

Дети должны научиться делать это сами»

Одним из условий воспитывающей деятельности нашего детского сада является рефлексия.

Соответствие рефлексии ФГОС. В нашей дошкольной образовательной организации проводятся работы по оценке, адаптационных методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей.

2- 3 слайд: Что же такое «рефлексия»?

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

4-5 слайд: Что такое метод?

Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

6 слайд: Этап развития рефлексии

На сегодняшний день нами, воспитателями накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у детей.

Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

7 слайд: в теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:

• физическую (успел – не успел)

• сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)

• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, на наш взгляд,наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала.

7слайд: Этап становления рефлексии

«Дошкольный возраст — (1.5 -7 лет):».

Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать.

Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Оценка своего настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно необходимо обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

На практике получалось, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании нами рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется.К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:

7 слайд: Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:

• 1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

• 2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

• 3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

• 4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Метод «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

• сегодня меня порадовало…

• сегодня меня огорчило…

Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем смотрим, у кого получился самый большой букетик?Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

9 слайд: Рефлексию деятельности мы начинать применять со среднего дошкольного возраста.

Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

• Сегодня на занятии было самое интересное….

• Мне особенно понравилась…

• Я не очень понял…

• Мне еще хотелось бы заняться …

• Сегодня я узнал…

• У меня получилось…

Метод. «Светофор».

Дети сигналят карточками:

• Зелёной – побольше таких дел, поучительно;

• Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;

• Красной – дело не понравилось, скучно.

Метод «Лесенка успеха».

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того,как он оценивает свои знания:

• Уверен в своих знаниях…

• В основном уверен…

• Нужно ещё повторить…

• Нуждаюсь в помощи…

Метод «Карта маршрута». (в время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было

В своей работе также используем:

Стоит отметить, что мы используем личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Рефлексия осуществляется нами не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция нашего развивающего обучения предполагает научить детей работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии у нас многогранный. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяет совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка в группе.

13 слайд: Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:

1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

15 слайд: Дети очень любят рисовать смайлики («Занимательное дело рефлексия», отмечать свои достижения «ладошками», «Семицветиком» и т. д.

16 слайд: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества в движении вперед.»

В своей работе мы используем так же методы и формы рефлексии для себя.

Графическая рефлексия деятельности.

Лист обратной связи.

Вербальная и не вербальная рефлексия (и т. д.)

В работе с родителями на собраниях, и т. д.

17 слайд: Методы рефлексии воспитательных процессов.

Решение проблемных задач семейного воспитания.

Обсуждение различных точек зрения на вопросы воспитания.

Анализ родительского поведения.

Рефлексируя, мы анализируем свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, познаёт себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, мы учиться контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет нам оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.

Прикреплённые файлы:

metody-refleksi-v-dou_t0bag.pptx | 12412,38 Кб

Презентация «Нетрадиционные методы аппликации» МАДОУ «Лесовичок» Лесное Денисова Е. Н. Текстовой документ к презентации «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АППЛИКАЦИИ» 1Слайд — Добрый день, уважаемые.

Формирование основ рефлексии у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности На этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексии, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего.

Методы и формы краеведческой работы в ДОУ Методы и формы краеведческой работы в ДОУ Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая.

Методы и средства обучения и воспитания План: 1. Методы обучения • Понятие метода и приема • Классификация методов обучения • Характеристика традиционных методов обучения МЕТОДЫ.

Методы нетрадиционного рисования Метод «Рисование нитками» или «ниткография» Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков. 1-й способ.

Методы семейного воспитания Родители очень часто задают вопрос как воспитывать ребенка? — Строго или снисходительно? — Наказывать или ненаказывать? — Авторитетно или.

Нетрадиционные методы в логопедии. Биоэнергопластика Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А.

Принципы и методы закаливания Что такое закаливание Закаливание — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических.

Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями Автор: учитель-логопед, высшая категория Кудина Маргарита Васильевна Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями.

Современная педагогическая технология социализации ребенка «круг рефлексии» Правила поведения РК для взрослых: Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время (лучше с утра и вечером) Круг начинается с.

Источник

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Приёмы
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Методическая разработка «Рефлексия настроения и эмоционального состояния» содержит приёмы, которые можно использовать на уроке по любому предмету.

Скачать:

Вложение Размер
refleksiya_nastroeniya_i_emotsionalnogo_sostoyaniya.docx 24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке.

1. Методика «Настроение»

(каждый участник зачитывает слова с карточки и выполняет все действия).

1. Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

2. Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

3. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

4. Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

6. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу.

7. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

8. Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

9.Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

10. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

11. Формула удачи: улыбка – настроение, а вера в себя — результат.

12. Настрой на активную работу на уроке через стихотворение:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Откроется самая главная мысль!

13. Долгожданный дан звонок –

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.

14. Ты мой друг, и я твой друг,

Вместе мы семья.

То, что не смогу один

15. С добрым утром! Начат день,

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать, отвечать!

Так скорей, друзья, за дело!

16. Прозвенел уже урок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

17. Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

18. Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

19. В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

20. Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

2. «Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

3. «Шкала настроения»

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроения (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение в течение всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

— с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

— “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.

— “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.

— Светофор “Мои ожидания”

— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько — посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

5. «Эмоционально-художественное оформление»

(картина, музыкальный фрагмент).

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки»

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить их на своем «дереве».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

11. «Угадай сказку» (или рассказ)

По опорным словам отгадай название рассказа из раздела.

12. «Рисуем настроение»

Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

1-й вариант : мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.

2-й вариант : на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

13. «Образная рефлексия»

Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению .

Закончи предложение : «Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка . Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

15. «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки , на которых они рисуют своё настроение.

16. «Моё настроение»

Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.

17. «Состояние моей души»

Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1) Крайне скверно, 2) Плохо,3) Хорошо, 4) Уверен в своих силах, 5) Комфортно.

Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

18. «Мишень настроения»

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется ( наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация . В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.

19. «Маятник настроения»

Идея та же – оценка настроения.

Сама картинка (слева — хмурый день, тучи, дождь; справа — солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.

Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.

В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).

20. «Музыкальный тест»

Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка . Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.

Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).

21. «Роза настроения»

«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:

  • жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
  • зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
  • синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

22. «Цветик – многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

23. «Сказочное дерево»

Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.

Источник

Оцените статью