Эмоциональная реактивность что это такое
Общая психопатология
Изменение эмоциональной реактивности
В этом разделе и двух последующих будут рассмотрены различные варианты патологии эмоциональных свойств, т.е. устойчивых характеристик эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка.
Условно эти расстройства можно разделить на три группы:
- Изменение эмоциональной реактивности.
- Несоответствие эмоциональных реакций стимулам, их вызывающим.
- Обеднение эмоций.
Изменение эмоциональной реактивности
Эмоциональная лабильность — легкая изменчивость настроения по незначительным, сиюминутным причинам. Повышение настроения имеет оттенок сентиментальности, умиления, понижение — слезливости, иногда раздражительности. Встречается при астенических состояниях разного генеза, органических поражениях головного мозга.
Выраженная степень — эмоциональная слабость или псевдобульбарный аффект (резкие колебания настроения по любому поводу с неспособностью сдерживать их внешние проявления), характерна для груборганических поражений головного мозга. Например, пожилая пациентка с деменцией смотрит в отделении телевизор и все время плачет: когда герои сериала ссорятся, она плачет из-за того, что переживает по этому поводу, когда они, напротив, мирятся и обнимаются, она плачет от умиления, радости.
Эксплозивность (взрывчатость) — чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости и гнева; может сопровождаться агрессией. Снижается контроль за поведением, не способны «сдержать» себя, даже если изначально повод для недовольства был пустяковый.
Характерна для последствий органических поражений головного мозга (черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.; см. эксплозивный вариант ПОС). Также этот вариант эмоционального реагирования может усиливаться под воздействием психологических причин, в первую очередь в результате длительного нахождения в ситуации опасности (например, пребывание на войне, в тюрьме, служба в органах правопорядка, занятия спортивными единоборствами и др.). В этих случаях привычный взгляд на мир в «черно-белых» красках приводит к тому, что в ситуации даже незначительной угрозы человек склонен быстро переходить к активным агрессивно-оборонительным действиям, в том числе без учета возможных последствий этих действий (так как руководствуется принципом — «если не ты его, то он тебя»).
Эмоциональная ригидность — тугоподвижность, вязкость эмоциональных переживаний, склонность к длительному переживанию чувств (особенно неприятных). Выражением может быть злопамятность, упрямство. Обычно эмоциональная ригидность — проявление общей торпидности психических процессов, поэтому сочетается с патологической обстоятельностью (вязкостью) мышления, замедлением протекания психических процессов (брадифрения).
Характерна для последствий органических поражений головного мозга (последствий черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.).
Источник
Эмоциональная реактивность что это такое
Изучение эмоционально-вегетативной реактивности в стрессогенной ситуаций показало, что нарастание акинезии сопровождается формированием так называемой эмоционально-вегетативной «гипореактивности», которая, как показано выше, развивается параллельно снижению уровня моторно-активационных сдвигов. Формирование «гипореактивности» представляет одну из центральных тенденций в психодинамике при этом заболевании.
Однако у части больных имела место «гиперреактивность», что коррелировало с тревожными чертами в профиле их личности и отсутствием снижения моторно-активационных сдвигов. Применение тестд Роршаха выявило две тенденции в структуре личности, согласно которым все больные паркинсонизмом были разделены на две группы: 1) «заторможенные» (они характеризовались «сужением» личности, редкостью эмоциональных реакций, слабой потребностью в общении и т. п.) и 2) «экспансивные» (с противоположно направленными тенденциями).
По-видимому, первая тенденция более характерна для больных паркинсонизмом и, возможно, представляет один из этапов деформации личности при тяжелых формах заболевания. Еще раньше было показано, что больные паркинсонизмом легче переносят фрустрации, чем здоровые. Обращено внимание на отсутствие характерного эмоционального напряжения у части больных, которое обычно проявляется в вегетативных показателях. Одновременно отмечается увеличение латентного периода включения больного в то или иное действие.
Известно, что в механизмах эмоционально-вегетативного реагирования большое значение имеют неспецифические системы мозга («эмоциональный мозг»), особенно в ситуации сложных форм целенаправленного поведения, при которых эмоционально-вегетативные, психомоторные и другие реакции интегрированы в целях оптимального обеспечения конкретной деятельности и поведения.
Большая представленность эмоционально-вегетативных нарушений в клинических проявлениях паркинсонизма и их характерные особенности выводят эту форму патологии за рамки чисто «экстрапирамидных» двигательных заболеваний и указывают на одновременное вовлечение в патологический процесс более высоких уровней регуляции.
Патогенез вегетативных нарушений, облигатно присущих всем формам паркинсонизма, носит сложный характер в силу того, что при этом заболевании нарушаются различные уровни адренергического субстрата мозга, в том числе его сегментарные и надсегментарные отделы. Поэтому вегетативные симптомы, хотя и имеют однонаправленный характер во многих физиологических системах организма, далеко неоднозначны по своему патогенезу.
На сегментарном уровне страдают в основном симпатические ганглии вегетативной нервной системы. Существует корреляция между выраженностью патоморфологических изменений в симпатических ганглиях и ортостатической гипотонией, которая оценивалась у тех же больных прижизненно.
Надсегментарные нарушения при паркинсонизме характеризуются поражением эрготропных структур и проявляются перманентными вегетативными нарушениями, на фоне которых возможно появление пароксизмальных вегетативно-сосудистых расстройств вагоинсулярного характера. Вегетативные нарушения надсегментарного характера наиболее ярко проявляются при изучении вегетативного обеспечения деятельности.
Как показал клинический, экспериментально-психологический и полиграфический анализ поведения больных в ситуации напряженной умственной деятельности (умножения в уме двузначных чисел в условиях дефицита времени), вегетативное реагирование, по показателям пульса и КГР, может быть недостаточным или избыточным, что коррелировало с динамикой эмоциональных и двигательных нарушений при этом заболевании.
Чаще наблюдалась редукция вегетативных сдвигов, что коррелировало с эмоциональной «гипореактивностью» и выраженностью акинезии. Таким образом, вегетативные нарушения надсегментарного характера проявляются в контексте других (эмоциональных, двигательных и пр.) проявлений, интегрированных в той или иной форме целостного поведения.
Большинство вегетативных нарушений, наблюдаемых при паркинсонизме, носит, по-видимому, надсегментарный характер, так как они подвергаются обратному развитию после стереотаксической операции параллельно нормализации или улучшению двигательных функций. Известно, что вегетативные нарушения надсегментарного характера, в принципе, могут иметь как органическое, так и функциональное происхождение. Однако независимо от происхождения они всегда являются функциональными по механизмам реализации.
Речь идет не об исполнительных аппаратах вегетативных функций, представленных на сегментарном уровне, а об уровне их межсистемной регуляции, поражение которого проявляется синдромами дезинтеграции. Поэтому ликвидация вегетативных нарушений после стереотаксической операции не может служить критерием для определения их функционального или органического происхождения. При паркинсонизме мы имеем дело с органическим поражением надсегментарного уровня вегетативной регуляции, которое после операции не исчезает, но в силу нанесения нового (лечебного) повреждения перестает проявляться клинически, так как наступает реинтеграция межфункциональных взаимоотношений на новом уровне регуляции. Известны и другие синдромы нарушения поведения органического и функционального происхождения, исчезающие после оперативного повреждения в пределах структур лимбико-ретикулярного комплекса.
Исходя из вышеизложенного становится ясным, что отдельные вегетативные нарушения при паркинсонизме могут иметь различное происхождение, так как механизмы сегментарных и надсегментарных вегетативных расстройств неодинаковы. Сложный генез имеют кардиоваскулярные нарушения при этом заболевании. Помимо повреждения симпатических ганглиев описано снижение секреции альдостерона.
Источник
Эмоциональная реактивность что это такое
Частная психиатрия
Общая психопатология наркологических заболеваний: синдром острой интоксикации и большой наркоманический синдром
Вся клиника аддикций состоит из 3 синдромов:
1. Синдром острой интоксикации (опьянение) — зависит от типа ПАВ. Включает в себя эйфорию, расстройства восприятия, мышления, нейровегетативные проявления.
2. Большой наркоманический синдром
- Синдром измененной реактивности – изменение толерантности, т.е. количества употребляемого ПАВ для достижения опьянения (сначала наблюдается рост вплоть до максимума – «плато толерантности», а затем снижение), исчезновение защитных рефлексов, изменение формы опьянения (постепенно исчезает выраженная эйфория, меняются личностные паттерны поведения).
- Основа любой аддикции – это психическая и физическая зависимость. Психическая зависимость представлена обсессивным (труднопреодолимым) влечением к приему ПАВ или совершению определенного поведенческого акта. При этом в состоянии аддиктивного поведения устраняются признаки психического дискомфорта, что закрепляет данное поведение. Физическая зависимость представлена компульсивным (очень сильным, проявляющемся на физическом уровне) влечением, которое выходит на витальный уровень и конкурирует с жизненно важными инстинктами. Физическую зависимость могут формировать только высокопотентные ПАВ (напр., опиоды, этанол, барбитураты и др.). При поведенческих аддикциях физической зависимости не бывает. Явный признак наличия физической зависимости – синдром отмены (абстинентный синдром).
Альтернативный взгляд, более распространенный в западной наркологии, предполагает объединение физической и психической зависимости в единый синдром патологического влечения (крейвинг), который заключается в непреодолимом желании принять ПАВ или совершить аддиктивный поведенческий акт. Данный феномен основан на механизмах антиципации (предвосхищения), которые базируются в лобной коре.
Выделяют следующие виды синдрома патологического влечения:
- Первичный – возникает на фоне воздержания
- Вторичный – возникает под влиянием уже принятого ПАВ (напр., симптом «первой рюмки»)
Усиление первичного патологического влечения в период воздержания может достигать значительного уровня и проявляться особыми психо-вегетативными нарушениями (тремор, тахикардия, гиперсаливация, непреодолимое желание принять ПАВ для улучшения своего состояния). Этот феномен получил название псевдоабстинентного синдрома («сухое похмелье»).
Симптом «первой рюмки» представляет собой проявление вторичного патологического влечения при алкогольной зависимости и проявляется в резком обострении влечения после первой дозы принятого алкоголя, человек при этом теряет способность контролировать свое поведение и напивается до токсических состояний («до пьяна»). Усиление патологического влечения может также проявляться в симптоме «опережения круга», когда после первой принятой рюмки зависимый не может ждать следующего тоста при застолье и выпивает в промежутках между ними.
Изменения толерантности в начальных этапах зависимости характеризуется ее повышением до максимальных значений («плато» толерантности), а в дальнейшем происходит ее спад и на третьей стадии зависимости на фоне тяжелых сомато-неврологических нарушений может наблюдаться интолерантность (прекращение употребления ПАВ).
В настоящий момент продолжаются споры по поводу психопатологической принадлежности синдрома патологического влечения. На ранних этапах он более похож на обсессивные идеи, т.к. сопровождается борьбой мотивов, может исчезнуть при переключении на другие эмоционально значимые идеи. В дальнейшем появляются признаки компульсивности, с утратой борьбы мотивов, непреодолимом характере влечения, которое выходит на один уровень с жизненно важными инстинктами (самосохранения и т.д.). Есть мнения, что патологическое влечение можно рассматривать как бредовое расстройство.
Источник
Эмоциональная реактивность что это такое
Эмоции (от лат. emotio — потрясаю, волную) — субъективное переживание нашего отношения к окружающему и к самим себе.
Эмоции (эмоциональные явления) — психофизиологические комплексы процессов и состояний, основным компонентом которых является эмоциональное переживание, т.е. процесс субъективной оценки в форме непосредственного переживания (радости, страха и пр.) значимости воспринимаемых ситуаций и их отношения к потребностям индивида. Помимо субъективного компонента (связанного с переживанием) эмоции включают целый ряд физиологических проявлений (изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачков и пр.), изменение экспрессии (мимики, пантомимики, голоса и др.). Кроме того, как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, усиления или прекращения текущей деятельности.
Сочетание в эмоциях психологических, соматовегетативных, моторных компонентов обусловлено тем, что в их формировании основное значение имеет лимбическая система — филогенетически древняя система мозга, включающая отделы коры больших полушарий (древнюю и старую кору — гиппокамп, поясную извилину и т.п.) и промежуточного мозга (таламус, гипоталамус и пр.), имеющая обширные связи как с другими отделами коры (новой корой), так и с вегетативной нервной системой.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. В первую очередь эта значимость отражается в эмоциональном тоне ощущений. Например, вкус сытной пищи сопровождается приятными переживаниями, болевые ощущения — неприятными. Уже на этом уровне эмоции разделяются на два полярных класса: положительные (вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъект к их достижению и сохранению) и отрицательные (стимулируют избегание вредных воздействий). В дальнейшем вместе с эволюционным развитием нервной системы эмоции все более и более дифференцировались в различные типы, имеющие свои психофизиологические особенности. У человека помимо эмоций, непосредственно связанных с физиологическими потребностями его организма (голод, жажда, самосохранение и пр.), так называемых низших эмоций, развиваются и занимают исключительное место в его жизни эмоции, связанные с удовлетворением социальных потребностей (эстетических, моральных, интеллектуальных и др.), так называемые высшие эмоции. Эти сложные эмоции формируются с участием сознания (коры) в результате социокультурных влияний, они в значительной степени могут контролировать и тормозить низшие эмоции (в простейшем примере: голод может направлять наше поведение на поиск пищи, но если рядом есть кто-то более слабый или нуждающийся, то нравственные чувства подскажут, что сначала нужно поделиться пищей с ним).
В ходе своего индивидуального развития (онтогенеза) человек повторяет этапы эволюционного развития эмоций. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением его физиологических потребностей. Например, голод, боль, охлаждение вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. По мере роста ребенка, вместе с развитием его мозга, постепенно формируется и эмоциональная сфера со своими индивидуальными особенностями, отражающими сочетание приобретенных в социуме стереотипов и врожденных, биологически обусловленных, характеристик. Таким образом, эмоции (и воля) во многом определяют характерологические особенности индивида, его личность.
Функции эмоций:
- Оценочная — быстрая, обобщенная оценка происходящих событий.
- Побудительная — формирование поведения на основе оценки собственных потребностей и происходящих событий.
- Коммуникативная — мимика и пантомимика позволяет передать свои переживания и свое отношение к окружающему (невербальное общение).
Эмоции необходимы как для организации поведения, основанного на инстинктах, так и для приобретения индивидуального опыта: осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и избеганию не оправдавших себя форм поведения. Более того, эмоции обеспечивают такую форму мышления и поведенческой адаптации, когда актуализирующийся в виде эмоциональных переживаний видовой (наследственный) и приобретенный опыт позволяет индивиду быстро (и без дополнительных затрат времени и сил на рассуждения) принимать решения (например, избегать чего-либо или стремиться к чему-то) и совершать необходимые в данной ситуации действия без рационального обоснования их целесообразности. Такое «эмоциональное», «интуитивное» мышление преобладает не только у низших животных, но даже у человека, несмотря на развитую у него способность к рациональному познанию.
Таким образом, эмоции значительно влияют на нашу жизнь, при этом далеко не всегда сами эмоции и их влияние на поведение в достаточной мере осознаются человеком. В других случаях он может испытывать затруднения с тем, чтобы определить и выразить свои эмоции, описать их словами (алексетимия). Поэтому клиническая оценка эмоций базируется как на субъективном отчете пациента, так и на наблюдениях за проявлениями его эмоциональности в мимике, поведении, мышлении.
Эмоциональные явления очень разнообразны. С практической точки зрения целесообразно выделение следующих типов эмоциональных явлений:
- Эмоциональные реакции (собственно эмоции) — непосредственные переживания какой-либо эмоции. Они кратковременны и связаны с ситуацией, которая их вызвала. В каждом языке мира существует множество слов, обозначающих разные типы эмоций и градации их качеств, но базовыми (фундаментальными) принято считать всего 6 эмоций: радость, удивление, страх, гнев, грусть, отвращение. Эмоциональные реакции могут иметь разную степень выраженности, поведенческих и физиологических проявлений.
- Чувства — это результат обобщения ряда высших эмоциональных реакций, связанных с той или иной ситуацией или объектом. Сформировавшиеся чувства становятся детерминантами эмоциональной жизни человека, определяя возникновение и содержание новых эмоциональных реакций (например, чувством любви может быть обусловлено восхищение предметом любви, ревность и т.д.). Сильное доминирующее чувство называют страстью.
- Эмоциональные состояниязначительно длительнее и устойчивее по сравнению с эмоциональными реакциями. Настроение — более или менее устойчивое, продолжительное, не имеющее предметности (т.е. направленности на узко определенный предмет или событие) эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания (т.е. являющееся общим эмоциональным фоном). Настроение в той или иной степени влияет на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека, общий нервно-психический тонус и поведение. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект, настроение, даже будучи обусловлено определенными причинами, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на любые события. Настроение отражает обобщенную эмоциональную оценку происходящего с ним.
- Эмоциональные свойства— устойчивые характеристики эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка. Эмоциональные свойства можно оценивать по различным параметрам, например, таким как реактивность и возбудимость (быстрота и сила эмоционального реагирования), лабильность («подвижность» эмоций, их изменчивость) и ригидность (устойчивость эмоций) и пр.
Нейробиологический базис эмоций
Как уже было отмечено, в формировании эмоций основное значение имеет лимбическая система. Несмотря на то что структуры, входящие в лимбическую систему, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом и другими отделами нервной системы, современные нейропсихологические исследования свидетельствуют об особых функциях ряда компонентов лимбической системы.
Амигдала (миндалевидное тело) участвует в эмоционально обусловленном обучении; часто ее называют «центром страха, неприятия», так как стимуляция этой области вызывает страх, а разрушение — бесстрашие, прожорливость, гиперсексуальность и пр. Амигдала имеет непосредственную связь как с таламусом, так и с корой головного мозга. В таламусе происходит первичная, грубая обработка всех поступающих от органов чувств сигналов (за исключением обонятельных). После этого для дальнейшей детальной обработки и предметного узнавания сигнал передается в соответствующие центры коры (корковые анализаторы). Однако сигналы, которые несут информацию об опасности (опасность оценивается на основе видового или приобретенного опыта), гораздо быстрее передаются в амигдалу, а та, в свою очередь, приводит к формированию быстрой реакции испуга, вызывая характерные соматовегетативные изменения и поведенческие реакции. И только спустя какое-то время, когда закончится корковая обработка поступившего сигнала, из коры в амигдалу приходят сигналы, подтверждающие опасность, или, наоборот, не подтверждающие ее. Такой пример изображен на анимации ниже: в саду человек замечает предмет, похожий на змею, быстрая и грубая обработка зрительного сигнала в таламусе приводит к мгновенной активации амигдалы с соматовегетативными (учащение пульса и дыхания и пр.) и двигательными реакциями (вздрагивание, отдергивание руки, ноги, бегство). Но через какое-то время поступивший сигнал проходит всю обработку в зрительном анализаторе коры, заканчивающуюся предметным узнаванием, человек понимает, что это была не змея, а садовый шланг, и из коры в амигдалу поступает информация о том, что страх был напрасен, после чего все реакции, связанные с испугом, завершаются. В других случаях, наоборот, какой-то новый и необычный сигнал первоначально не распознается подкорковыми структурами как опасный, но после выявления его потенциальной опасности в ходе предметного восприятия в коре из коры в амигдалу следует информация, запускающая такую же реакцию испуга.
Прилежащее ядро (nucleus accumbens) — ядро в вентральной части стриатума (полосатого тела) — участвует в анализе ожидаемой значимости стимулов, обеспечивает подкрепление положительных стимулов. Часто его называют центром удовольствия. Стимуляция этой области вызывает радость и удовольствие (известны эксперименты, когда крысы с вживленными в эту область электродами столь долго и интенсивно нажимали рычаг, вызывающий стимуляцию, что, забывая о принятии пищи и отдыхе, погибали от истощения и переутомления). Основной медиатор — дофамин.
Передние отделы поясной (цингулярной) извилины обеспечивают эмоциональную оценку несоответствия ожиданиям и подстройку поведения. Разрушение этой зоны приводит к апатии, акинетическому мутизму. Орбитофронтальная кора интегрирует и сравнивает более сложную информацию об ожидаемой значимости.
Островная (инсулярная) кора получает информацию о состоянии тела, в том числе в отношении телесного ощущения эмоций.
Гипоталамус обеспечивает связь центральной нервной и эндокринной системы, в том числе посредством гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
Большое значение в эмоциональной жизни человека имеют префронтальные области коры лобных долей. Предполагается, что отделы головного мозга, задействованные в эмоциональной регуляции, могут составлять две параллельно функционирующие системы: а) вентральную (включая амигдалу, инсулу, прилежащее ядро и пр.), которая важна для «восходящей», автономной эмоциональной оценки важных стимулов и порождения эмоциональных состояний; б) дорсальную (дорсальные области передней части поясной извилины, дорсальная область префронтальной коры и др.), которая играет важную «нисходящую» роль в сознательной, когнитивной регуляции эмоциональных состояний.
Важность связи лимбической системы и префронтальной коры наглядно видна при оценке состояния эмоциональной сферы пациентов, подвергшихся печально известной операции лоботомии (префронтальная лоботомия, лейкотомия). Разобщение связей префронтальной коры и структур лимбической системы в ходе этой операции приводило к уменьшению интенсивности эмоциональных переживаний, как вызванных болезнью (что расценивалось как терапевтический эффект), так и необходимых личности в обычной, повседневной жизни.
Кроме того, необходимо учитывать и межполушарную асимметрию мозговых функций: в целом считается, что в восприятии эмоциональных сигналов и генерации эмоций в большей степени участвует правое (недоминантное) полушарие мозга.
В связи со сложностью и многокомпонентностью мозговых систем, вовлеченных в эмоциональные процессы, последствия очаговых повреждений в лимбической системе могут быть весьма разнообразны. Тем не менее влияние относительно больших поражений более стереотипное. Они, как правило, приводят к общему уплощению эмоций, что отражается в одновременном уменьшении выраженности эмоций обоих полюсов (удовольствия и неудовольствия).
Источник