Эмоциональная расторможенность что это

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

— тип семейного воспитания;

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника. : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.

Источник

Растормаживание — Disinhibition

В психологии , расторможенность является несдержанность проявляется в игнорировании социальных условностей , импульсивность и плохой оценки риска. Растормаживание влияет на моторные , инстинктивные, эмоциональные, когнитивные и перцептивные аспекты с признаками и симптомами, аналогичными диагностическим критериям мании . Гиперсексуальность , гиперфагия и вспышки агрессии свидетельствуют о расторможенных инстинктивных влечениях.

СОДЕРЖАНИЕ

Клиническая концепция

Согласно Графману и др., «Растормаживание» — это отсутствие сдержанности, проявляющееся несколькими способами, влияя на моторные, инстинктивные, эмоциональные, когнитивные и перцептивные аспекты с помощью признаков и симптомов, например, импульсивности, пренебрежения к другим и социальным нормам, агрессивного поведения. всплески, ненадлежащее поведение и оппозиционное поведение, расторможенные инстинктивные побуждения, включая рискованное поведение и гиперсексуальность. Растормаживание — распространенный симптом после черепно-мозговой травмы или поражений, особенно лобной доли и прежде всего орбитофронтальной коры. Нейропсихиатрические последствия травм головного мозга могут включать диффузные когнитивные нарушения с более выраженным дефицитом скорости обработки информации, внимания, памяти, когнитивной гибкости и решения проблем. Часто наблюдаются выраженная импульсивность, аффективная нестабильность и расторможенность, вторичные по отношению к травмам лобных, височных и лимбических областей. В сочетании с типичным когнитивным дефицитом эти последствия характеризуют часто отмечаемые «изменения личности» у пациентов с черепно-мозговой травмой (TBI). Синдромы растормаживания при черепно-мозговых травмах и инсультах, включая опухоли головного мозга, инсульты и эпилепсию, варьируются от умеренно несоответствующего социального поведения, отсутствия контроля над своим поведением до полномасштабной мании, в зависимости от поражений конкретных областей мозга. Несколько исследований травм и инсультов головного мозга продемонстрировали значительную связь между синдромами растормаживания и дисфункцией орбитофронтальной и базотемпоральной коры, влияющей на зрительно-пространственные функции, соматосенсорное восприятие и пространственную память, моторное, инстинктивное, аффективное и интеллектуальное поведение.

Сообщалось также о синдромах растормаживания с маниакальными проявлениями в пожилом возрасте с поражениями орбито-лобной и базотемпоральной коры с вовлечением лимбических и лобных связей (орбитофронтальный контур), особенно в правом полушарии. Поведенческое растормаживание в результате повреждения лобной доли может быть замечено в результате употребления алкоголя и препаратов, угнетающих центральную нервную систему, например бензодиазепинов, которые препятствуют саморегуляции и контролю лобной коры. Также утверждалось, что СДВГ, гиперактивный / импульсивный подтип имеет общее поведенческое растормаживание, выходящее за рамки импульсивности, и многие заболевания или осложнения СДВГ, например, расстройство поведения, антисоциальное расстройство личности, злоупотребление психоактивными веществами и рискованное поведение — все это последствия отсутствия лечения. поведенческое растормаживание.

Подходы к лечению

Поддержка позитивного поведения (PBS) — это подход к лечению, который определяет наилучший способ работы с каждым человеком с ограниченными возможностями. Поведенческий терапевт проводит функциональный анализ поведения, который помогает определить способы улучшения качества жизни человека, а не только занимается проблемным поведением.

PBS также признает потребности вспомогательного персонала и включает стратегии управления кризисами, когда они возникают. Следующая модель представляет собой краткое руководство для персонала, чтобы напомнить им о ключевых вещах, о которых следует подумать при планировании поддержки для человека с ограниченными возможностями. Есть две основные цели: реагировать ситуативно при возникновении поведения, а затем действовать проактивно, чтобы предотвратить такое поведение.

Реактивный

Реактивные стратегии включают:

  • Перенаправление: отвлечение человека, предлагая другое занятие или меняя тему разговора. Предложите человеку на выбор 2 или 3 вещи, но не более 3, потому что это может быть ошеломляющим. Предлагая выбор, обязательно сделайте паузу, чтобы дать человеку время обработать информацию и дать ответ.
  • Разговор с человеком и выяснение, в чем проблема
  • Выяснение того, о чем человек пытается сообщить своим поведением
  • Антикризисное управление

Проактивный

Проактивные стратегии предотвращения проблем могут включать:

  • Изменение окружающей среды: это может включать в себя расширение возможностей доступа к разнообразным занятиям, балансирование когнитивных и физических нагрузок с периодами отдыха, обеспечение предсказуемой среды для снижения уровня когнитивных требований к человеку, попытки обеспечить последовательный распорядок дня. (помните о событиях, которые могут не произойти, постарайтесь не давать обещаний, которые невозможно выполнить, если вы не можете выйти в определенное время, то скажите об этом), проверка безопасности в домашней обстановке (например, смена / перемещение мебели).
  • Обучение навыкам: они могут включать в себя развитие общих навыков полезных коммуникативных стратегий, навыков преодоления трудностей (например, научить человека, что делать, когда он злится или тревожится).
  • Индивидуальные планы поддержки поведения: они включают в себя усиление определенного желательного поведения и игнорирование конкретного нежелательного поведения (если оно не является опасным, приоритетом является обеспечение безопасности обоих людей с помощью плана действий в кризисной ситуации, который может включать удаление острых предметов или оружия, побег в безопасное место, дать человеку время успокоиться), избегать вещей, которые, как вы знаете, расстраивают человека, стратегии по увеличению активности.

Вообще говоря, когда происходит такое поведение, уверенно, без осуждения, ясно и недвусмысленно сообщите, что поведение неуместно, и скажите вместо этого то, что вы предпочитаете. Например, «Джейн, ты стоишь слишком близко, когда говоришь со мной, мне неудобно, пожалуйста, сделай шаг назад» или «Мне не нравится, когда ты говоришь, что я выгляжу круто перед твоей женой, Я чувствую себя некомфортно, я ваш помощник по уходу / работник службы поддержки, я здесь, чтобы помочь вам с покупками «Также при невербальном общении общение может проявляться в других формах, можно сказать:» Мне не нравится, когда вы стреляете Твой взгляд на меня таким образом ». Затем перейдите к следующему действию. Любое последующее поведение игнорируется. Затем, как правило, поскольку почти любое поведение — это общение, необходимо понять, о чем поведение пытается сообщить, и подумать о том, как удовлетворить потребность более подходящими способами.

Источник

Оцените статью