- Эмоциональная память. Ваш гид по запоминанию!
- Для детей
- Для взрослых
- Эмоциональная память. Развитие эмоциональной памяти.
- Особенности эмоциональной памяти
- Развитие эмоциональной памяти у ребенка
- Развитие эмоциональной памяти у взрослых
- Вся правда о детской памяти
- Что такое память?
- Классификация видов памяти
- Возрастные особенности
- Формирование памяти с 3 до 6 лет
- Формирование памяти с 6 до 10 лет
- Формирование памяти с 10 до 14 лет
- Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?
Эмоциональная память. Ваш гид по запоминанию!
Эмоциональная память – это память на пережитые ранее эмоции и чувства. Ученые до сих пор не могут договориться, что запоминается лучше, позитив или негатив. Западные психологи доказывают, что положительные оставляют более глубокий след. Русские психологи утверждают, что негативные эмоции, такие как страдание, страх более важны для выживания популяции. Тот, кто не боится, теряет бдительноть и рискует стать чьим-то завтраком. Такая программа сидит у нас на подкорке. Пусть мы ее не осознаем напрямую.
Многие из нас ощутили на себе фокусы эмоциональной памяти. Знаете про феномен «переноса» пережитых эмоций с одного раздражителя на аналогичные? Если ребенка в детстве укусила собака, то, став взрослым, человек боится собак в принципе. И это феномен не только про негативный фактор. Ощутив в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина с аппетитными и ароматными булочками.
Яркие воспоминания о травмирующих ситуациях, эмоциональные потрясения, сильные чувства. В психологии это называется «мнемическая фотовспышка» — «вспышка-памяти».
Наиболее важна развитая эмоциональная память для актеров. Но и для людей других профессий, которые хотят использовать все ресурсы, эмоциональная память может стать добрым помощником в запоминании.
Хотите развить эмоциональную память? Попробуйте эти несложные упражнения и начните развиваться прямо сейчас!
Для детей
1. «Мяч счастья». Могут играть несколько детей и взрослый. Бросаете ребенку мяч и просите вспомнить событие, в ходе которого он чувствовал себя счастливым. После этого, ребенок бросает мяч следующему.
2. «Волшебный мешок». Хорошо вспоминаем и пишем на бумажках про все страхи, переживания, опасения. Складываем их в мешок, который крепко завязываем и выбрасываем.
Для взрослых
1. Дневник. Записывая собственные чувства и эмоции, а затем, спустя время, перечитывая их, вы можете вновь восстановить их. И потренировать мышцу эмоциональной памяти.
2. Библиотерапия. Перечитывая книгу, вы переживаете эмоции героев. Часто книги, прочитанные в детстве, вызывают эмоции, которые привязываются к стимулам. Яркий пример: вы читали книгу и поднялся ветер, зашелестели листья. Спустя годы при ветре и шелесте листьев вы можете вспоминать те эмоции и ту книгу, что читали когда-то.
Развивайте эмоциональную память и будьте открыты новым впечатлениям!
Источник
Эмоциональная память. Развитие эмоциональной памяти.
В статье раскрыто понятие эмоциональной памяти и приведены проверенные временем рекомендации как ее развить у детей и взрослых.
Память, с точки зрения психологии,– это ряд процессов, протекающих в мозге человека, в результате которых осуществляется пополнение, хранение и воспроизведение информации.
Эмоциональная память –это хранение и воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.
Эмоциональная память приобретается благодаря позитивным и негативным событиям, имеющим место в жизни человека. Она вызывает переживания и является своеобразным наложением полученных ранее ощущений и чувств на события, происходящие в данный момент.
Особенности эмоциональной памяти
Эмоциональный вид памяти является своего рода индикатором внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.
По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.
Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.
Развитие эмоциональной памяти у ребенка
Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:
- Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был. Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни.
- Упражнение “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.
- Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.
Развитие эмоциональной памяти у взрослых
Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:
- Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.
- Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.
- Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.
- Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании. Концентрируйте внимание на различных, даже незначительных событиях, и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить чувства и эмоции.
- Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.
Мы стремимся, чтобы наши упражнения для улучшения памяти эффективно помогли Вам решить для себя проблему как сделать память лучше.
Успехов Вам в познании себя и саморазвитии.
Источник
Вся правда о детской памяти
Память ребенка – сложный механизм. Иногда о детях говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Любые родители хотят, чтобы эта фраза не относилась к их ребёнку. Поэтому возникает вопрос: как развить память сыну или дочери?
Что такое память?
В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.
Классификация видов памяти
Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:
- Запоминание;
- Сохранение;
- Воспроизведение при узнавании;
- Забывание.
Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание — это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.
Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.
Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.
По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.
У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.
Возрастные особенности
На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:
- Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
- Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
- Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
- Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.
Формирование памяти с 3 до 6 лет
Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?
Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.
Формирование памяти с 6 до 10 лет
В возрасте 6–10 лет особенно развивается внимание, происходят первые испытания памяти и внимания в учебных заведениях. У ребенка 9 лет эрудиция расширяется, растет интеллект. Если у малыша 7 лет присутствует недостаток внимания или не выходит сделать уроки, не следует ругаться. Необходимо узнать причину провала и попытаться всем вместе исправить положение.
Формирование памяти с 10 до 14 лет
У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.
Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.
Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.
Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?
Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.
Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.
Источник