Эмоциональная память
Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.
Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.
Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.
Определение
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.
В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.
Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.
Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».
Эмоциональная память в актерском искусстве
Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для актеров, которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.
К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.
Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.
Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?
В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.
Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.
Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».
Много других упражнений, полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.
Отзывы и комментарии
Своим опытом и мыслями на тему статьи можно поделиться, оставив комментарий ниже.
Источник
Открытый урок «Эмоциональная память»
Дата: 27.01. 2012г. (продолжительность урока – 40 мин.).
Группа: учащиеся 5 класса МОУ «Ивановская СОШ».
Предмет: «Актерское мастерство».
Тема: «Эмоциональная память».
Тип: изложение нового материала.
Форма: практическое занятие.
Цель: обучить основным способам работы над собой при развитии
образовательная – освоение понятия «Эмоциональная память»;
— ознакомление с органами пяти чувств и их связью
с элементом «Эмоциональная память»;
развивающая – приобретение навыков по развитию эмоциональной
— развитие эмоционально-волевой сферы личности;
воспитательная– воспитание наблюдательности и внимания к
— воспитание навыков коллективной работы.
Организационный момент (2 мин.).
Изложение нового материала (7 мин.).
Практическая часть – упражнения, направленные на освоение и укрепление теоретических знаний (25 мин.).
Подведение итогов (5 мин).
Домашнее задание (1 мин.).
— Вот звенит для нас звонок –
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Добрый день, ребята! Я очень рада, что сегодня на занятии нет отсутствующих. А сейчас давайте поприветствуем, друг друга в необычной форме, а именно, попробуйте найти рифму к строчкам и доскажите словечко.
Упражнение — приветствие «Доскажи словечко».
Я вас приветствую, друзья.
Грустить сегодня нам нельзя!
— Меня приветствуйте в ответ,
Скажите громко все: (дети отвечают) Привет!
— Учиться нам, друзья, не лень!
Вы говорите:(дети отвечают) Добрый день!
— Загадок много впереди!
Вы говорите: (дети отвечают) Здравствуйте!
II . Изложение нового материала.
— Ребята, а теперь давайте, образуем круг комфортного общения. Вспомните, пожалуйста, какие эмоции каждый из вас переживал на прошлой неделе, а также какие события вызвали данные эмоции. Расскажите об этом или покажите, что это за эмоции. (Дети показывают свои эмоции, а потом рассказывают об этом).Мы только что вспоминали свои прошлые эмоции, переживания. А помогла нам вновь пережить эти воспоминания эмоциональная память. Именно об этом мы и будем говорить на сегодняшнем занятии. Итак, тема нашего урока – «Эмоциональная память». Это память, которая отвечает за наши эмоции и переживания. Тема эта очень обширная, поэтому изучать ее мы начнем с памяти пяти органов чувств. Ребята обратите внимание на доску, перед вами слово память и сейчас я попробую превратить это слово. (На доску крепится голова гусеницы). Перед нами появилась гусеница, она и поможет вам узнать о пяти органах чувств. (Буквы переворачиваются обратной стороной, где написано одно из пяти органов чувств).Итак, перед намипоявились все пять органов чувств — это зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Все они находятся в тесной взаимосвязи. Ведь сначала создаются зрительные представления, а потом, через эти зрительные представления, возбуждаются и другие внутренние органы. Когда говорят, вспомните вкус дыни, мы сначала видим спелую дыню, а потом уже ощущаем их вкус. У одних легче развивается память зрительная, у других — слуховая, у третьих двигательная, а четвёртых — в равной степени всех органов чувств. Легче всего воздействовать на наши чувства через глаз, а также через ухо, так как слух тоже очень чуток. Ребята, как вы думаете, для чего нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве? Они необходимы для возбуждения эмоциональной памяти. Кроме того, они нужны актёру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызывать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. Ведь по ходу действия той или иной пьесы актёру часто приходится и есть, и пить, а ему подают бутафорские кушанья. Актёр ест, восхищается и хвалит. А как же он будет это делать, если не сумеет вызвать в своей памяти вкусовые ощущения этого блюда? А запах? На сцене от декорации пахнет краской и клеем, а актёру по ходу пьесы надо говорить, например, что чудесно пахнет цветами, уютная спальня с приятным запахом и т.д. И тут важны ощущения, чтобы сыграть правдиво. Ну, что же, а теперь мы переходим к практической части нашего урока.
III . Практическая часть.
Упражнения(на повторные ощущения).
1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе: дом, в котором вы живете, гроздь винограда, звёздное небо, бабочку, дождливый день.
2. На слуховые повторные ощущения. Послушать: вой ветра, за окном; капель с крыши при таянии снега; лай собак; пение соловья.
3. На повторные ощущения обоняния. Понюхать: пахнет сиренью, сосной, дынями, кислыми щами.
4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что у вас во рту: шоколад, лимон, малина, мороженое.
5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы: берете в руку снежный комок; опускаете руку в горячую (холодную) воду; пьете горячий чай и обжигаетесь; надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту.
Упражнения /на постепенное расширение зрительного представления/.
Педагог называет те или иные предметы, а потом, через паузы,
дополняет их определениями.
1. «Кошка», — добавляет «черная», затем «большая».
2. «Скатерть» — «бархатная», с «кистями».
Упражнение /на комплекс повторных ощущений/.
1. Вспомнить сегодняшний завтрак. Учащимсяпредлагается мысленно проснуться утром, пройти на кухню. Выяснить, что увидели, войдя туда, какие запахи уловили, что осязали, беря в руки те или иные продукты, какой вкус ощутили, пробуя еду. (На подготовку дается 5 мин.).
Вопросы для обсуждения:
С каким видом памяти мы сегодня познакомились?
Что же лучше запоминается — приятное или неприятное?
Что такое память пяти органов чувств?
Какие органы чувств вы знаете?
Для чего нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве?
— Ребята, вы прекрасно работали на уроке. Очень многое узнали, а по мере того как росли ваши знания и умения, превращалась и наша гусеница. (Педагог закрывает гусеницу изображением бабочки). Посмотрите, она стала необыкновенно красивой бабочкой. Я думаю, что такое превращение произошло с помощью ваших усилий. И хочу всем вам подарить этих чудесных бабочек. А сейчас давайте вспомним лето, представим солнечный денек, вы на зеленом лугу, покрытым яркими цветами, и вы чудесные красивые бабочки.
— Дети, вы хорошо порезвились, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.
Упражнение на релаксацию “Волшебный сон”, выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Внимание! Наступает «Волшебный сон».
«Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Всё чудесно расслабляется. Дышится легко…ровно… глубоко…
(здесь учащиеся вспоминают, возбуждая свою эмоциональную память, приятные моменты из жизни).
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!».
— Ребята, вот так незаметно наш урок подошел к концу, но вы должны не забывать о том, что эмоциональную память необходимо тренировать каждодневно, не только в часы занятий, но и дома. Поэтому в качестве домашнего задания вам нужно будет выполнить упражнения на вызов повторных воспоминаний, переживаний: получили приятное сообщение, вас обидели, вы были на дне рождения у лучшего друга. ( Объявление оценок за работу). На этом наш урок окончен. В заключении, я хочу сказать всем вам спасибо. До свидания.
Урок по актерскому мастерству был проведен мной с учащимися 5 класса МОУ «Ивановская СОШ», где я и работаю. Тема урока «Эмоциональная память». Тип занятия – изложение нового материала. Цель — обучить детей основным способам работы над собой при развитии эмоциональной памяти. Для более эффективного достижения цели урока я выбрала следующую форму – практическое занятие. Урок рассчитан на группу детей 10-11 лет. Подобранный материал и упражнения соответствуют их возрасту, их потребностям, интересам и возможностям. При подготовке занятия были поставлены следующие задачи:
образовательная – освоение понятия «Эмоциональная память»;
— ознакомление с органами пяти чувств и их связью
с элементом «Эмоциональная память»;
развивающая – приобретение навыков по развитию эмоциональной
— развитие эмоционально-волевой сферы личности;
воспитательная– воспитание наблюдательности и внимания к
— воспитание навыков коллективной работы.
Занятие включало в себя пять этапов: организационный момент, изложение нового материала, практическая часть, подведение итогов урока и домашнее задание. Для прослеживания всех этапов урока мной были использованы следующие методы обучения: словесный, практический, наглядно-иллюстративный.
Свой урок я начала с организационного момента. Небольшое четверостишие и упражнение-приветствие «Доскажи словечко» позволило мне активизировать внимание детей и создать хорошее настроение.
Затем я перешла к изложению нового материала. Поскольку пятиклассники еще достаточно малы, то объяснение новой темы я начала с небольшого упражнения. Я попросила ребят закрыть глаза и вспомнить, какие эмоции каждый из них переживал на прошлой неделе, а также какие события вызвали данные эмоции. После этого учащиеся рассказали о тех событиях, которые они пережили и поделились своими эмоциями. У трех учащихся эти воспоминания были связаны с приятными событиями и, конечно вызвали положительные эмоции. Это можно увидеть на фотографии. У Карпенко Т. воспоминания были неприятными (она на прошлой неделе получила двойку по истории). Таня рассказала о том, что она представила огорченное лицо мамы, суровый взгляд папы, ей было очень стыдно. Все это ей сразу напомнило картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка», ведь совсем недавно они писали сочинение по этой картине на уроке русского языка. Каплунова А. просто переполняли положительные эмоции, он поведал о том, как ездил с дедушкой на рыбалку, где они поймали большую рыбу. Мальчик сказал, что он вспомнил, как она выглядела, какая она была скользкая, как чудесно пахла, когда бабушка ее готовила. А ее вкус до сих пор он не может забыть. Это упражнение я включила намеренно, ведь так я смогла более доступно объяснить детям, что такое эмоциональная память. Они сразу поняли, что это память, отвечающая за наши эмоции и переживания. А поскольку тема «Эмоциональная память» очень обширная, то ее изучение я начала с памяти пяти органов чувств. И вот здесь я применила наглядно-иллюстративный метод обучения. На доске из ярких букв была составлена тема урока «Эмоциональная память». Повернув буквы слова «память» обратной стороной, прикрепив сверху к ним голову, я превратила слово в гусеницу. И здесь дети сразу увидели, названия пяти органов чувств, которые были написаны на элементах туловища гусеницы. Этот метод позволил мне преподнести информацию по теме наглядно, в более яркой незабываемой и понятной форме. Затем я рассказала ребятам о том, что ощущения пяти органов чувств очень важны при сценическом творчестве. Они необходимы для возбуждения эмоциональной памяти. Ведь на сцене актер живет повторными чувствами, то есть чувствами ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту. Эти чувства, когда-то испытанные в жизни, становятся на сцене как бы отражением в зеркале пьесы или сценарии ранее пережитого. Кроме того, они нужны актёру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызывать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства.
Далее мы перешли к практической части урока. Ведь с пособность хранить в своей памяти ранее испытанные ощущения, к счастью, поддается усовершенствованию. Она теснейшим образом связана с развитием предметного, образного мышления, которое лежит в основе художественного творчества. В театральной педагогике для этой цели выработаны определенные приемы и упражнения. Простейшая форма этих упражнений — восстановление в памяти зрительных, слуховых и иных образов действительности. «Из всех пяти чувств зрение — наиболее отзывчивое при восприятии впечатлений. Слух также очень чуток. Вот почему легче всего воздействовать на наши чувства через глаз и ухо», — говорил Станиславский. Поэтому первыми упражнениями, которые я предложила выполнить учащимся, были упражнения на память зрительных повторных ощущений: вспомнить обстановку своей квартиры, гроздь винограда, звёздное небо, бабочку, дождливый день и т.д. Затем последовали упражнения на слуховые повторные ощущения: послушать вой ветра, за окном; капель с крыши при таянии снега; лай собак; пение соловья и т.д. При выполнении упражнения на повторные ощущения обоняния возникли трудности. Например, Каплунов А. не смог вспомнить запах кислых щей, ведь он никогда не нюхал их. Здесь я обратила внимание детей на то, что попытки прямого обращения к эмоциональной памяти могут привести лишь к отрицательному результату. «Нельзя безнаказанно забираться в мешок подсознания и копаться в нем» — учил Станиславский. Хранящиеся в нашем подсознании эмоции возникают непроизвольно, при воспоминании об образах и событиях, запечатленных в зрительных, слуховых, мышечных и иных ощущениях. Нельзя вызвать эмоции простым усилием воли. Такое насилие природы приводит актера к внутреннему вывиху и психическому зажиму. Упражнения на осязательные и вкусовые повторные ощущения прошли без затруднений. Это можно увидеть на фотографиях. В упражнении на комплекс повторных ощущений я предложила ребятам вспомнить сегодняшний завтрак.Учащиеся мысленно просыпались утром, шли на кухню. Затем рассказывали, что увидели, войдя туда, какие запахи уловили, что осязали, беря в руки те или иные продукты, какой вкус ощутили, пробуя еду. На подготовку этого упражнения отводилось 5 минут. В ходе исполнения упражнений я спрашивала детей, какие возникают у них зрительные ощущения и внутренние видения, какие ощущения вызвались легко, а какие – трудно. Поскольку очень важно следить за тем, чтобы они рассказывали о возникших видениях, а не фантазировали в момент рассказа.
Подведение итогов урока я начала с вопросов, которые заранее подготовила. Совместно с ребятами мы сделали вывод о том, что через память на ощущения мы воздействуем и на эмоциональную память, то есть — память на ранее испытанные чувства. Дети многое узнали, а по мере того как росли их знания и умения, превращалась и гусеница, став красивой бабочкой. Это сравнение я привела для того, чтобы учащиеся поняли, что развитие в себе способности тонко видеть и слышать, ярко воспринимать впечатления и прочно хранить их в своей памяти поможет им в творческой деятельности. А поскольку все упражнения на уроке носили пассивный характер, то здесь я предложила ребятам вспомнить лето, представить себя бабочкой, которая летает на зеленом ярком лугу. ( Упражнение «Бабочка»). Дети с удовольствием попрыгали и порезвились. Затем, расположившись на ковриках, под музыку учащиеся выполнили упражнение на релаксацию «Волшебный сон», в ходе которого вспоминали, возбуждая свою эмоциональную память, приятные моменты из жизни.
На последнем этапе урока я напомнила детям о том, что эмоциональную память необходимо тренировать каждодневно, а не только в часы занятий. И в качестве домашнего задания предложила выполнить упражнения на вызов повторных воспоминаний, переживаний: получили приятное сообщение, вас обидели, вы были на дне рождения у лучшего друга. Потом я оценила работу ребят на уроке, поблагодарила их и попрощалась.
В заключении хочу сказать, что дети на занятии были активны, организованны, сотрудничали друг с другом и с педагогом. Считаю, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы, итог по теме подведён, и дети , и педагог получили удовольствие от проделанной работы.
Источник