Эмоции и чувства как основа межличностных отношений
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.
Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности (это симпатия, влечение, приязнь). Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению (это неприязнь, ненависть).
В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым), при котором к одному и тому же человеку испытывают как положительные, так и отрицательные чувства в зависимости от характера и ситуации. Человек, испытывающий амбивалентные чувства, затрудняется в принятии решений и определении своего поведения по отношению к другому человеку. Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств к другому человеку, т. е. быть равнодушным. Индифферентные чувства предполагают проявление нейтрального отношения к партнеру (это безучастность, безразличие, равнодушие и пр.).
Источник
Вопрос 2. Эмоции и чувства как основа межличностных отношений
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Под эмоциями понимают субъективные реакции на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, радости и пр. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей. Возможны и у животных (собака радуется, когда хозяева приходят домой).
Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством. Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Так, чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если его поведение не соответствует нашим ожиданиям, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, и т. д. Но в структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное отношение, связанное с высшими потребностями человека. Исходя из этого, чувства можно определить следующим образом. Чувства — относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей.
Практически сложно разделить эмоции и чувства, поэтому существует еще объединяющая категория – эмоциональные состояния, под которыми понимают психические состояния личности, которые связаны с устойчивыми переживаниями, влияющими на мысли, поступки, поведение и отношения с людьми. Выделяются положительные и отрицательные эмоциональные состояния. Положительные возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение (радость, удовольствие, интерес). Отрицательные возникают при неудовлетворении потребностей (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд). Существуют нейтральные состояния, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций (удивление, растерянность).
Эмоции и чувства выполняют определенные социальные функции. 1) Познавательная: связана с постижением значимости события, отношений для человека. Эмоциональная информация в отличие от интеллектуальной имеет 2 особенности: 1. Она передается быстрее (сначала чувствуем, подом осмысливаем); 2. Субъективный характер – чувства трансформируют внешнюю информацию, придавая ей индивидуальный смысл. 2) Мобилизационная: готовность человека действовать определенным образом. Под влиянием чувств работает гипофиз, передавая информацию различным железам внутренней секреции. При возникновении страха железы вырабатывают адреналин. Счастье – эндорфинов, которые дают ощущение эйфории. 3) Интегративно-защитная обеспечивает ориентировку в ситуации.
Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Влечение – в основе лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.
Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. Неприязнь – негативное отношение, может проявляться в виде расизма, национализма.
В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым), при которых к одному и тому же человеку испытывают как положительные, так и отрицательные чувства в зависимости от характера и ситуации. Вполне понятно, что человек, испытывающий амбивалентные чувства, затрудняется в принятии решений и определении своего поведения по отношению к другому человеку.
Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств к другому человеку, т.е. быть равнодушным. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.
По уровню осознанности выделяют осознаваемые и неосознаваемые чувства. Мы не всегда можем четко определить отношение к человеку. Иногда нам может не нравиться человек, и мы не можем определить почему.
Источник
Эмоциональная составляющая межличностных отношений
Межличностные отношения – это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность [4].
Межличностные отношения включают в себя три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.
Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот [20]. Вариантов проявления межличностных отношений очень много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования – равенства – подчинения и зависимости – независимости.
В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии, о котором выше говорилось как о механизме межличностного познания. То есть развитие отношений – это еще одна функция эмпатии. По мнению отечественного психолога Н.Н. Обозова, эмпатия включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет три уровня.
В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния.
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
Третий уровень эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.
Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот курс явлений обычно охватывается понятием “межличностные отношения”), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров (“у нас хорошие отношения”, “я плохо к нему отношусь”). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений[15].
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений, от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин “аттракция” (синоним – “межличностная аттракция”).
Прежде всего, аттракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция – это отношение к другому человеку, т.е. она принадлежит и к классу социальных установок. Наконец аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям с каждым из этих трех явлений.
Рассмотрение аттракции как эмоции – при этом аттракция становится проблемой общей психологии – подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф.В. Басина, Л.В. Благонадеждиной, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарева и др. Специфика же аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете – аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека.
Согласно Г.М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано “путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной” [4]. Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.
Анализ эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к другому), так и вокруг объективно существующего процесса (тогда мы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми). В первом случае все внимание уделяется чувствам и мнениям партнеров друг о друге, при этом неизбежно обедняется – если не теряется вовсе – специфика разных этапов развития отношений; отметим, что именно в этом направлении долгое время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в фокусе оказываются закономерности развития отношений, их перехода от одной фазы к другой.
Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения – симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин “аттракция” может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру.
Регуляторная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится, прежде всего, в их взаимодействии на функционирование и создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Таким образом, одна из функций любви, как это становится ясно из межкультурных исследований, состоит в том, что она является как бы дополнительным ориентиром в выборе партнера тогда, когда отсутствуют другие, более определенные способы его поиска. Любовь, следовательно, полифункциональна, а набор и относительная важность функций связаны с различными аспектами социальной жизни.
Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные компоненты, как точность восприятия, приписывание личностных черт на основе особенностей внешности, искажения в восприятии другого человека и т.д. Эмоциональные компоненты образа другого человека исследовались значительно реже. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировало в исследованиях и ее наличие очевидно. (В частности, этой проблеме посвящены в различной степени работы по невербальным средствам общения, например, работы В.А. Лабунской по экспрессивным движениям). Можно предположить, что именно этим, недостаточно пока изученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание межличностной аттракции [15].
Источник